когнитивная наука


ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПО КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ
9-12 октября 2004, Казань
Третье информационное письмо

С марта по июнь 2004г проводилось рецензирование и отбор тезисов для 1-й Российской конференции по Когнитивной науке. Проблема отбора оказалась очень трудной, поскольку количество предложенных тезисов в несколько раз превысило ожидаемое. В результате тщательного процесса рецензирования членами Программного комитета и другими приглашенными рецензентами мы отобрали лучшие из присланных тезисов для представления на конференции.

Именные приглашенные лекции:

  • К.В.Анохин (Москва)
    лекция им. В.М.Бехтерева
    "Гены языка" и "корсаковская мышь": что мы можем узнать о когнитивных функциях от трансгенных животных?
  • М.Познер (Юджин, Орегон)
    лекция им. А.Р.Лурии
    Развитие нейронной сети, связанной с вниманием и саморегуляцией
    (The development of neural network related to attention and self regulation)
  • Х.Риттер (Билефельд)
    лекция им. Н.И.Лобачевского
    Искусственное внимание как основа для когнитивных роботов
    (Artificial attention as a basis for cognitive robots)
  • У.Чейф (Санта-Барбара, Калифорния)
    лекция им.И.А.Бодуэна де Куртенэ
    Роль наблюдения, эксперимента и интроспекции в исследовании психики
    (The roles of observation, experimentation, and introspection in understanding the mind)
  • И.С.Дмитриев (Санкт-Петербург)
    лекция им.Д.И.Менделеева
    "Когнитивные аспекты научных революций (Коперник, Галилей, Лавуазье, Менделеев)"


Пленарные доклады:

  • Н.П.Бехтерева, С.Г.Данько, С.В. Медведев (Санкт-Петербург)
    Нейрофизиологические исследования творческого мышления: пути, результаты, проблемы
  • Е.С.Кубрякова (Москва)
    Языковые данные как источник сведений о деятельности сознания
  • О.П.Кузнецов (Москва)
    Голографические подходы к обработке образной информации: нейросетевые и цифровые модели
  • О.В.Митина (Москва)
    Математические методы психосемантики
  • Т.В.Черниговская (Санкт-Петербург)
    Язык, сознание, мозг: зеркальные отражения?


Секционные доклады:

  1. Bertrand O.
    From Cognition to Linguistics: the Case of Lexicalization
  2. Bittner В.
    Binary decision in abstraction and the logical algorithm of grammatical categorization
  3. Danilova M.V., Mollon John
    Comparison of separated objects and coding of visual information
  4. Grossi G.
    A behavioral and electrophysiological investigation of masked semantic priming
  5. Kohler T.
    Knowledge acquisition and new developments of communication technologies: a challenge for theoretical foundation
  6. Ming-Ming P.
    Cognitive Aspects of Complex NP Classifiers
  7. Mnatsakanian E.V., Tarkka
    Object recognition and comparison in humans: source analysis of visual evoked activity
  8. Myachykov A.V.
    Attention Influences Word Order
  9. Александров Ю.И.
    Единая концепция сознания и эмоций: экспериментальная и теоретическая разработка
  10. Аллахвердов В.М.
    Роль сознания в процессах заучивания и научения
  11. Ахапкин Д.Н.
    Когнитивный дейксис и проблемы анализа художественного текста
  12. Ахутина Т.В.
    Л.С. Выготский и А.Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня
  13. Байбурин А.К.
    Антропологические подступы к памяти: символические способы забывания в народной культуре
  14. Безруких М.М.
    К вопросу о функциональной асимметрии мозга и использовании данных нейрофизиологии в педагогике
  15. Бергельсон М.Б.
    Моделирование культурно обусловленной коммуникативной компетентности с помощью когнитивных категорий: анализ повседневных рассказов и представление знаний
  16. Блинникова И.В.
    Когнитивные карты в деятельности человека
  17. Боброва Е.В., Бобров А.Г.
    Нейрофизиологические механизмы целенаправленных движений и труды В.Я.Проппа
  18. Богоявленская Д.Б.
    К вопросу о структуре творческих способностей
  19. Валькман Ю.Р.
    Контексты в процессах образного мышления: определения, отношения, операции
  20. Васюкова Е.Е.
    Вербализованные операциональные смыслы в структуре принятия решения
  21. Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А
    Опыт потока в ходе опосредствованных интернетом групповых ролевых игр
  22. Гаврилова Т.А, Черниговская Т.В., Воинов А.В
    Некоторые аспекты исследования индивидуальных когнитивных профилей
  23. Горелова Г.В., Захарова Е.Н.
    Когнитивное моделирование региональной социально-экономической системы
  24. Гусев А.Н., Уточкин И.С.
    Парадигма унилатерального предъявления в психофизических задачах: возможности и ограничения ресурсного подхода
  25. Дорохов В.Б.
    Концепция и анализ нарушения деятельности при засыпании
  26. Ениколопов С.Н., Чудова Н.В., Цибульский Н.П.
    Легитимизированная агрессия в картине мира
  27. Жаботинская С.А.
    Геометрия смысла: концептуальные модели языка и фрактальные формы
  28. Залевская А.А.
    Интегративный подход к языку как средству познания и общения
  29. Зализняк А.А.
    Концептуализация забвения по данным русского языка
  30. Зефиров А.Л.
    Cинаптическая пластичность как основа когнитивной функции нервной системы
  31. Казаковская В.В.
    Когнитивное развитие и семантическая типология вопросо-ответных единств: данные речевого онтогенеза (на материале русского языка)
  32. Казанович Я.Б., Борисюк Р.М.
    Нейросетевая осцилляторная модель селективного внимания
  33. Каширская Е.В.
    Исследование автоматических и контролируемых процессов обработки лексической информации
  34. Кибрик А.Е.
    Лингвистическая реконструкция когнитивной структуры
  35. Кибрик А.А., Подлесская В.И., Дараган Ю.В., Ефимова З.В., Каратаев Н.А., Литвиненко А.О., Цуканова В.Л.
    Проблема сегментации устного дискурса и когнитивная система говорящего
  36. Кисельников А.А.
    Мозговые механизмы заикания: психофизиологический и нейропсихологический анализ
  37. Кобляков А.А.
    Смысл музыки как отражение универсального смысла бытия
  38. Козинцев А.Г.
    Ирония, юмор, язык: эволюционная гипотеза
  39. Коробейников А.В.
    Алгоритмы доисторических фортификаций
  40. Костандов Э.А.
    Установка как модель для экспериментальных исследований механизмов зрительного опознания у человека
  41. Котов А.А.
    Механизмы речевого воздействия и перспективы их описания в когнитивной модели
  42. Кравцов Л.Г.
    Методологические проблемы психологического анализа мышления в понятиях
  43. Крылов А.К.
    Неадекватность представления знаний как рефлексов в когнитивной модели мобильного робота
  44. Кулинич А.А.
    Динамическая модель понятийной системы субъекта и ее применение в процессах принятия решений
  45. Мальковский М.Г., Соловьев С.Ю.,
    Об одном проекте формирования универсальной системы декларативных знаний
  46. Малюшенкова В.А.
    Морфологические процедуры у изучающих иностранный язык: экспериментальные данные
  47. Мачинская Р.И., Семенова О.А., Крупская Е.В.
    Мозговая организация произвольной регуляции деятельности и избирательного внимания у детей с трудностями обучения
  48. Менделевич В.Д.
    Прогностические способности человека и риск развития психической патологии
  49. Мишланова С.Л.
    Вербализация медицинских концептов в разных типах медицинского дискурса
  50. Мухин Е.И., Мухина Ю.К.
    Системно-биологические морфо-физиологические и нейрохимические основы высших когнитивных функций
  51. Никольская К.А.
    Психолингвистический опыт изучения познавательной деятельности животных: закономерности функционирования памяти
  52. Нуркова В.В., Митина О.В.
    Действительно ли мы помним о юности больше, чем о других периодах жизни? К вопросу об универсальности эффекта <пика> в автобиографической памяти
  53. Плесневич Г.С., Тарасов В.Б.
    Логический вывод в исчислении когнитонов
  54. Прохоров А.О.
    Смысловая детерминация психических состояний
  55. Рахилина Е.В.
    Категориальная структура и грамматика конструкций: контейнеры
  56. Редько В.Г.
    Модели адаптивного поведения - задел исследований когнитивной эволюции
  57. Сергиенко Е.А., Герасимова А.С., Пруссакова О.А., Лебедева Е.И.
    Развитие модели психического в дошкольном и младшем школьном возрасте
  58. Скребцова Т.Г.
    Три источника и три составные части... политической метафоры
  59. Соловьев В.Д.
    К когнитивной классификации эмоций
  60. Станкевич Л.А.
    Когнитивные концепции и их использование в технических интеллектуальных системах
  61. Утехин И.В.
    Детский анекдот - структура и функционирование
  62. Ушаков Д.В.
    Является ли социальный интеллект интеллектом?
  63. Ушакова Т.Н.
    Речь, когниции, психогенетика
  64. Фаликман М.В., Печенкова Е.В.
    Стратегическая регуляция процесса решения перцептивной задачи как класс нисходящих влияний на процесс построения перцептивного образа
  65. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г.
    Организация системы зрительного восприятия при различных когнитивных задачах
  66. Холодная М.А., Кострикина И.C.
    Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности
  67. Цейтлин С.Н.
    Конструирование ребенком грамматики (на материале русского языка)
  68. Шмелев А.Д.
    Лингвоспецифичное в концептуализации времени в русском языке
  69. Щербаков С.В.
    Понимание синтетических паремий и интеллект

Стендовые доклады:

  1. Asatiani R.A.
    Semantics and Typology of Dative Subject (On the Georgian Data)
  2. Kalinina E.Ju.
    Finiteness cross-linguistically: variables and invariables
  3. Lu B.
    Cognitive Explanations of Basic Word-Order Variations
  4. Minamitsu Y.
    Accessibility Assessment at Re-coding Stage during Simultaneous Interpreting
  5. Minor S.
    Lexical semantics and choice of controller
  6. Shestakova A.N.
    Learning to discriminate non-native speech sounds in early children: a mismatch negativity study
  7. Александров И.О., Максимова Н.Е., Тихомирова И.В., Филиппова Е.В.
    Соотношение игровых стратегий и компонентов структуры индивидуального знания
  8. Аминев Г.А., Аминев Э.Г., Ягудинова Г.С., Иванов М.Н., Голубина Н.В., Линецкая Н.М., Юсупов Р.Ф., Сафронова Е.В.
    МРТ - маркеры индивидуальных различий многозначной логики
  9. Бабанин Л.Н.
    Проблема единицы измерения объема оперативной памяти: альтернативный подход
  10. Богданов А.В.
    Учет фактора адресата при описании пространства: психолингвистическое исследование
  11. Бурдукова Ю.А., Строганова Т.А., Посикера И.Н., Цетлин М.М.
    Особенности развития психических функций у глубоко недоношенных младенцев
  12. Бушев А.Б.
    Риторический феномен семантической расплывчатости
  13. Васильев И.А.
    Взаимодействие человека со сложной динамической системой
  14. Восканова Х.М.
    Эффект напоминания неосознаваемыми запаховыми стимулами на извлечение из памяти у человека
  15. Воскресенский А.Л.
    Особенности формирования знаний у глухих и слышащих
  16. Высоков И.Е.
    Индивидуальные различия в сценариях рутинной активности
  17. Головина Г.М.
    Реконструкция семантических пространств с помощью <нечетких> шкал
  18. Горкин А.Г., Кузина Е.А., Александров Ю.И.
    Психофизиологические закономерности формирования системной структуры индивидуального опыта в норме и патологии
  19. Давтян С.Э.
    Семиотика психотической реальности
  20. Данилова Н.Н.
    Гамма ритм как частотно-специфический механизм внимания
  21. Жаворонкова Л.А., Лаврова Т.П., Рыжов Б.Н., Холодова Н.Б.
    ЭЭГ маркеры нарушений когнитивных функций и памяти в отдаленные сроки после воздействия радиации
  22. Измайлов Ч.А.
    Сознание и его отношение к информационным системам мозга
  23. Изнак А.Ф.
    ЭЭГ при лобной дисфункции
  24. Корнеев А.А.
    Формирование письма: соотношение дигательных и когнитивных компонентов
  25. Кошелева Е.В.
    Возрастная динамика смысла любви: опыт психосемантического исследования
  26. Кричевец А.Н.
    Психология, физиология и современное естествознание: координация уровней описания
  27. Ляксо Е.Е.
    Развитие речи у русских детей на протяжении первых трех лет жизни
  28. Малюкова Н.Г.
    Правополушарная нейропсихологическая симптоматика нарушений оптико-пространственного гнозиса и конструктивной деятельности у больных с поражением левой гемисферы мозга
  29. Манелис Н.Г.
    Нейропсихологический анализ расстройств аутистического спектра
  30. Миронова Н.И.
    Когнитивные механизмы вербальной ассоциации
  31. Митин И.И.
    От когнитивной географии к мифогеографии: интерпретации пространства и места
  32. Муганцева Е.А., Гордон Р.Я., Подольский И.Я.
    Влияние блокады синтеза белка на консолидацию долговременной пространственной памяти, состояние рРНК и спектр ЭЭГ гиппокампа
  33. Никишена И.С., Кропотов Ю.Д., Пономарев В.А.
    Динамика спектров ЭЭГ при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с СНВГ
  34. Нуркова В.В., Хоменко И.Ю., Подлесная Д.А., Мишина Ю.В.
    Уровни переработки информации или трудоемкость выполнения задания - что в большей степени определяет эффективность непроизвольного запоминания?
  35. Образцова Е.Р., Шарова Е.В., Зайцев О.С., Воронов В.Г.
    ЭЭГ- особенности больных с глубокой ретроградной амнезией при посттравматическом Корсаковском синдроме
  36. Обухова Е.Ю., Малаховская Е.В., Строганова Т.А.
    Регуляция внимания у детей 5-7 лет
  37. Овчинникова И.Г.
    О коннекционистском моделировании речевой деятельности
  38. Окнина Л.Б., Шарова Е.В., Матюшина Н.А., Зайцев О.С., Машеров Е.Л.
    Р300 при разных формах бессознательного состояния - апаллическом синдроме и мутизме
  39. Паутова Л.А.
    Когнитивная схема повседневного представления о стабильности
  40. Петрович Д.Л.
    Когнитивные стили и принятие решения
  41. Печенкова Е.В., Фаликман М.В.
    Опыт проведения Московского семинара по когнитивной науке: проблемы и перспективы
  42. Пиотровская Л.А.
    Взаимодействие эмоционального и интеллектуального в процессе познания
  43. Подольский И.Я., Лебединский А.А., Деев А.А.
    Навигационное научение и формирование долговременной пространственной памяти
  44. Ражба Ю.Л., Березина И.Ю.
    Психофизиологический аспект когнитивных нарушений у больных с органическим психическим расстройством
  45. Разумникова О.М.
    Половой диморфизм полушарного взаимодействия в экспериментальных моделях творческого мышления
  46. Рафаева А.В.
    Синонимичные мотивы в волшебной сказке
  47. Салихова Н.Р., Курбанова А.Т.
    Уровни реализации категориального различения род-вид в классификационном мышлении студентов
  48. Скотникова И.Г., Шендяпин В.М.
    Уверенность в решении когнитивных задач: математическое моделирование
  49. Спиридонов В.Ф.
    Функциональная организация процесса решения мыслительных задач
  50. Стрельников К.Н., Воробьев В.А., Медведев С.В.
    Роль просодических характеристик речи в мозговых механизмах семантико-синтаксического анализа. ПЭТ исследование
  51. Федорова О.В.
    Предикативное согласование по числу в русском языке: анализ речевых ошибок
  52. Шестак Л.А.
    Основы общей когнитивной теории образности: проблематика и метод (образ ментальный, языковой, литературный, культурологический)
  53. Шкуратова И.П.
    Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности
  54. Янковская А.Е., Аметов Р.В., Рождественская Е.А.
    Формирование и совершенствование мыслительных способностей индивида с использованием средств когнитивной графики
  55. Ярушкина Н.Г.
    Гибридные интеллектуальные системы: синергия сигнала, числа, слова и понятия

В конце августа мы должны получить ответ по поводу одного из грантов на проведение данной конференции, на который мы подали заявку. В случае получения гранта возможна частичная финансовая поддержка некоторых участников, в особенности студентов и аспирантов. Если грант будет получен, мы немедленно сообщим о возможной поддержке.

Мы просим авторов всех принятых тезисов обязательно подтвердить их участие в конференции. Пожалуйста напишите об этом одновременно по двум адресам: cogsci04@cs.msu.su и cogsci04@ksu.ru. Мы хотели бы получить эту информацию как можно скорее, но крайний срок для подтверждения участия - 5 сентября 2004г. Мы планируем составить окончательную программу конференции и разослать ее в середине сентября. Относительно тех авторов, которые не пришлют никакого сообщения, мы будем по умолчанию предполагать, что они в конференции участвовать не смогут. И тем не менее, если Вы не можете участвовать в конференции, мы убедительно просим Вас специальным сообщением уведомить нас об этом по вышеуказанным адресам.

В начале июня на сервере, на котором хранились ранее присланные авторами анкеты, произошел сбой, в результате которого эта информация безвозвратно исчезла. В связи с этим мы просим авторов более не пользоваться старым адресом конференции, и послать по двум вышеуказанным адресам (вместе с сообщением о участии) анкету по следующей форме:

    1. название доклада
    2а. фамилия, имя и отчество автора полностью (или первого автора в случае группы авторов)
    3а. место работы / учебы автора (или первого автора)
    4а. образовательный статус или ученая степень (студент / аспирант / кандидат наук / доктор наук и т.п.) автора (или первого автора)
    2б. фамилия, имя и отчество второго автора полностью
    3б. место работы / учебы второго автора
    4б. образовательный статус или ученая степень (студент / аспирант / кандидат наук / доктор наук и т.п.) второго автора
    -------далее аналогично для третьего и т.д. авторов, если есть ------------
    5. почтовый адрес, по которому можно связаться с автором (авторами)
    6. номер телефона, по которому можно связаться с автором (авторами)
    7. электронный адрес, по которому можно связаться с автором (авторами)

Если Вы на данный момент предполагаете участвовать в конференции, пожалуйста пришлите готовый для публикации вариант Ваших тезисов по обоим вышеуказанным адресам не позже 5 июля 2004г. Если Вы не считаете нужным менять текст Ваших тезисов, желательно прислать об этом отдельное сообщение. В этом случае Ваш текст будет опубликован именно в том виде, в каком он был прислан Вами ранее. Формат тезисов: максимум 2 страницы печатного текста, включая иллюстрации и библиографию, через 1 интервал, шрифт Times New Roman, 12 кегль, поля 2 см со всех сторон. В начале тезисов должны быть отдельными строками указаны:

    - название доклада (заглавными буквами)
    - инициалы и фамилия автора (авторов), и после фамилии в скобках место работы/учебы
    - электронный адрес
    - 3-5 ключевых слов

Желающим мы предлагаем в конце тезисов приложить английское резюме объемом 200 слов. Это резюме должно начинаться с той же информации, что и тезисы на русском языке - название доклада по-английски, имя или инициалы и фамилия латиницей и т.д. У нас не будет возможности заниматься редактированием английских резюме, поэтому просим Вас прикладывать их лишь в том случае, если Вы уверены в достаточном качестве английского текста.

Всего наилучшего и, надеемся, до встречи в Казани.
Программный и Организационный комитеты 1-й Российской конференции по когнитивной науке


<<возврат   на первую страницу раздела   далее >>
на главную страницу