когнитивная наука


Лекции B.Partee
Интеграция логической и формальной (композиционной) семантики
Казань, КГУ, апрель 2003 г
Владимир Борщев, ВИНИТИ РАН; email: borschev@online.ru
Barbara H. Partee, University of Massachusetts, Amherst email: partee@linguist.umass.edu
home page: http://www-unix.oit.umass.edu/~partee/.
    Лекция 1.
    Какие семантики бывают. Исчисление предикатов как прототипический пример формального языка
    (.rtf, .pdf)
  • 1. Цели
  • 2. Какие семантики бывают
      2.1. Лексическая семантика
      2.2. Формальная семантика
      2.3. Когнитивная семантика (когнитивная лингвистика)
      2.4. Вычислительная семантика (Computational Semantics)
  • 3. Синтаксис и семантика исчисления предикатов (ИП)
      3.1. Неформальное описание синтаксиса и семантики ИП
      3.2. Принцип композиционности (The Principle of Compositionality)
  • 4. Формальная семантика (грамматики Монтегю)
      4.1. Предварительные замечания
      4.2. Еще раз об основных идеях формальной семантики и почему исчисления предикатов недостаточно для описания семантики естественного языка

    Лекция 2.
    Формальная семантика (продолжение). Интенсиональная логика. Типы. Лямбда и конструкции с лямбдой. Семантика Монтегю для именных групп.
    (.rtf, .pdf)
  • 1. Основные черты языка интенсиональной логики
  • 2. Типы
  • 3. Лямбда
      3.1. "Лямбда-расширение" исчисления предикатов
      3.2. Типовое лямбда-исчисление с полным набором типов.
  • 4. Семантика Монтегю для Именных Групп
  • Приложение: Интенсиональная логика Монтегю с типами и лямбдами.
      П.1. Типы и структура моделей.
      П.1.1. Типы.
  • П.2. Атомарные выражения ("лексикон"), обозначения и интерпретация.
  • П.3. Синтаксические правила и их теоретико-модельная интерпретация.
  • Дополнение к Приложению
  • Литература

    Лекция 3. Первые шаги к интеграции формальной и лексической семантики (.pdf)
  • 1. Лексикон в формальной семантике
      1.1 Естественные и искусственные языки. Модели и реальный мир. Схематизация.
      1.2 Аксиомы и теории. Аксиоматизируемые классы моделей.
      1.3 Meaning postulates
  • 2. Первые шаги к интеграции формальной и лексической семантики
      2.1 Естественный язык как наивная математика для описания "наивной картины мира".
      2.2 Лексическое значение как множество постулатов значения. Текст как тоерия
  • 3. Классификация прилагательных
      3.1 Гипотеза о пересечении значений
      3.2 Неинтересективные прилагательные
      3.3 Несубсективные прилагательные
      3.4 Прилагательные как функции; Интенсиональность
      3.5 Постулаты значения для классов прилагательных, новая формулировка.
      3.6 Высокий: интерсективное или субсективное прилагательное?
  • Литература

    Лекция 4. Семантика генитивной конструкции, типы и сорта (.rtf)
  • 1. Тема
  • 2. Генитивная конструкция в русском языке и ее семантика
      2.1. Введение
      2.2. "Источники" отношений. Лексические и контекстные отношения.
      2.3. Семантика генитивной конструкции
      2.3.1. Одна генитивная конструкция?
      2.3.3. Сорта опорных существительных и семантика конструкции.
  • 3. Генитивная конструкция, типы и сорта
      3.1. Введение
      3.2. Что такое сорта?
      3.3. Генитив меры в русском языке
      3.4. Теория сорта контейнер.
      3.4.1. Свойства контейнеров
      3.4.2 Набросок теории сорта контейнер
      3.5. Разрозненные заключительные замечания: нечеткости и т.п.
  • Литература

    (Данная работа является частью исследований, выполняемых при поддержке National Science Foundation under Grant No. BCS-9905748 to Partee and Borschev: Integration of Lexical & Compositional Semantics: Genitives in English and Russian. В процессе этой работы мы обсуждали ее с нашими коллегами Е.В. Падучевой и Е.В. Рахилиной, а еще раньше - с Per Anker Jensen and Carl Vikner. Эти обсуждения были нам чрезвычайно полезны и, безусловно, повлияли на наши результаты (хотя мы не уверены, что наши коллеги полностью разделяют наши выводы). Мы благодарны также нашим слушателям на Mathesius Lecture series в марте 2002 г. в Праге - их комментарии были для нас очень поучительны.)


на первую страницу раздела   далее >>
на главную страницу