Наука

Международная конференция Языковая семантика и образ мира
Секция: Зарубежная литература

Семантика сна в романе Айрис Мердок "Сон Бруно"

Самсонова О. Н. (Йошкар-Ола)

Айрис Мердок - писательница метафизического плана. В своем творчестве она стремится к созданию причудливого сочетания зримого, видимого мира с миром грез и иллюзий. При этом Мердок достигает весьма зыбкого и неустойчивого равновесия между сферами реального и ирреального.

Появление образа сна в творчестве английской писательницы не случайно. В романе "Сон Бруно" этот образ множится, удваивается, переотражается, приобретая многозначительный и глубокий метафорический смысл в заглавии произведения.

Роман "Сон Бруно" (1969 г.) занимает особое место в творчестве писательницы-философа. Им открывается цикл так называемых "платоновских" романов Айрис Мердок 70-х годов. Исходя из платоновской идеи недосягаемости Блага, Мердок формулирует свою собственную философскую концепцию. Восприятие окружающего мира для Мердок-философа - это восприятие мира вторичного и отраженного, мира, взаимодействующего с миром человеческой души. Понятие реального у Мердок специфично, оно связано с духовной, моральной реальностью личности, ее "отдельности" и самоценности.

В "Сне Бруно" Мердок продолжает уже существующую в истории литературы традицию восприятия сна как фактуры реального мира, плоти бытия. Эта традиция, в частности, поддерживается широким введением в роман внутренних монологов главного героя, находящегося в исключительном, предсмертной ситуации, которая очищает мысль и слово Бруно, делает глубокими и значительными его размышления. Его реальная жизнь минимальна, она существует лишь в промежутках между наркотическим обезболивающим сном. Бруно вспоминает всю жизнь, и она кажется ему сном: "Все это сон, думал он. и проживаешь свою жизнь во сне, и это очень безжалостно".

Отраженная в воспоминаниях, жизнь реальна не более сна. И все его близкие, живые и давно умершие, - это лишь части его жизни-сна. Они живут в его сознании, как некие образцы в формалине. Жизнь Бруно была сном, а реальность посетила лишь перед смертью. Умирающий Бруно перед смертью понимает, что реальны только любовь и смерть.

Однако семантика сна у Мердок не ограничивается традиционной метафорой "жизнь - сон". Мердок во многом переосмысляет ее, исходя из своей излюбленной антитезы благо - зло, правда - ложь, реальность - иллюзия. Пробуждение ото сна и приближение к реальности - это человеческое стремление к Благу, к Любви. Это удел немногих. Но именно это, по мысли Мердок, возвышает человека делает его духовным.

Так, семантика сна в романе А. Мердок "Сон Бруно" многозначительна и глубока. В ней выражается и традиционная метафора жизни - сна, и своеобразная попытка связи реального и ирреального миров. Но в семантике сна отражается суть философской этической концепции английской писательницы.



© 1995-2011 Казанский федеральный университет