Наука

Международная конференция Языковая семантика и образ мира
Секция: Фонетика в зеркале семантики

Развитие глагольного корневого чередования о-а в современном русском языке

Федорова С. Д. (Уфа)

Суффиксальный способ образования глаголов несовершенного вида от приставочных глаголов совершенного вида постепенно становится важнейшим способом видообразования в русском языке. Наиболее продуктивным является суффикс -ива- (- ыва-). Яркую особенность при образовании глаголов на -ивать-, -ывать- составляет чередование корневых гласных О - А. В одних случаях это чередование происходит, в других сохраняется гласный О.

Среди глаголов несовершенного вида с суффиксом -ива- (-ыва-) первую группу составляют такие глаголы, в которых прочно закрепилось традиционное чередование гласных О - А. Подавляющее большинство имеет исходный глагол совершенного вида с безударным корневым гласным О: наслоить - наслаивать, загноить - загнаивать, засосать - засасывать и подобные. Лишь небольшое количество глаголов является производным от исходного глагола с ударением на корне и тем не менее принимает чередование О -А. Например: обособить - обосабливать, заболотить - заболачивать, забросить - забрасывать и т. п.

Вторую группу составляют глаголы, в которых не развилось интересующее нас чередование. Таких глаголов достаточно много. Немаловажную роль в сохранении корневого гласного -О- имеет ударение. Все глаголы на -ивать- (-ывать-), не представляющие указанного чередования, являются производными от исходных глаголов с ударением на корне: заштопать - заштопывать, отсрочить - отсрочивать, подшпорить - подшпоривать и под.

У подавляющего числа глаголов, не отражающих чередования гласных, наблюдается четкая соотнесенность с конкретным именем: фасон - перефасонить - перефасонивать, забота - озаботить - озабочивать, итог - подытожить -подытоживать и т. п. Наличие конфиксальной модели (обез..... ивать, о (у)..... ивать (ывать) ) у глагола также способствует сохранению О. Например: обездоливать, обеспокоивать, обезболивать; ср. побаливать, прибаливать и под. Просторечный характер глагола, по всей вероятности, тоже препятствует развитию чередования. К такому типу относятся глаголы пришпандоривать, всклокочивать, замусоливать, подсудобливать и под. Глаголы, образованные от звукоподражания, также сохраняют гласный О в основе. Например: поцокивать, почмокивать, причмокивать и т. п.

Особую группу составляют глаголы, которые могут употребляться как с гласным О, так и с гласным А в основе. Эти глаголы с исторической точки зрения занимают как бы промежуточное положение между формами с установившимся чередованием и формами, сохранившими гласный О. По сфере стилистического употребления они неоднородны, большинство глаголов с основой на -О- отмечены в словаре как устаревшие. Например: затрагивать и устаревшее затрогивать.

Среди неустоявшихся образований встречаются глаголы, которые сосуществуют в двух огласовках, употребляющихся на равных правах. Например: обусловливать - обуславливать, подзадоривать - подзадаривать (допустимо).

Таким образом, процесс замены гласного О гласным А в рассматриваемой группе глаголов еще не пройден. При общей тенденции к широкому использованию глаголов нового типа (с гласным А в корне) имеется целый ряд факторов, которые препятствуют последовательному прохождению указанной замены.

© 1995-2011 Казанский федеральный университет