Наука

Международная конференция Языковая семантика и образ мира
Секция: Семантика русской литературы ХХ века

Семантика библейских образов и сюжетов в романе А.Рыбакова "Тяжелый песок"

Андреева И. И. (Казань)

1. Роман А. Рыбакова "Тяжелый песок" (1981) - одно из значительных произведений известного писателя. Однако, в отличие от других творений автора ("Дети Арбата", "35-й и другие годы"), он не был в свое время оценен критикой по достоинству, особенно с точки зрения его художественной специфики (своеобразие сюжетики и системы персонажей, формы повествования, символики образа и др. ).

2. Основная тема романа - трагическая история еврейского гетто в небольшом городке Черниговской области в годы второй мировой войны. Подняв восстание, гетто "погибло с честью", но часть его узников вырвалась на свободу и ушла к партизанам. С этой темой неразрывно связано в романе реалистически достоверное и одновременно романтически приподнятое, патетически звучащее повествование о судьбе многочисленной еврейской семьи Рахленко - Ивановских, большинство которой героически сражается в гетто и принимает мученический, но славный конец.

3. Стремясь через историю одной большой патриархальной еврейской семьи и рассказ об одном из безвестных гетто воссоздать всеобщую широкую картину жестокого фашистского геноцида народов ,,Холокоста" как величайшей трагедии человечества 20 века, автор интересно и многообразно использует в своем повествовании библейские образы и сюжеты, связанные с исторической судьбой "сынов Израилевых". При этом он художественно, по-своему интерпретирует и переосмысляет ставшие нарицательными имена и судьбы библейских героев, традиционные сюжетные мотивы Библии, придавая им новое значение и звучание.

4. В "Тяжелом песке" почти все центральные персонажи носят имена известных библейских героев: глава семьи Рахленко - Авраам (сын Исаака), его дети - Иосиф и Лазарь, дочь - Рахиль, зять - Якоб (Иаков), внуки - Дина, Ефим. Библейские имена имеют и некоторые второстепенные герои: Сарра Ягудина, Исаак - зять Городецкой и др.

Автор по большей части сохраняет семантику библейских имен. т. е. сам традиционный тип героя - носителя того или иного имени: Авраам - "патриарх" рода; красавица Рахиль, которой добивается Якоб Ивановский, ставший главой многодетного семейства; "больной" Лазарь.

Но в ряде случаев библейские имена даются героям в резком нарушении сложившейся типологии персонажей Библии. (Имя библейской Сарры - жены Авраама носит Половинна Сарра Ягудина, по прозвищу Сонька Золотая ручка; Иосифа - предатель и фашистский прислужник). Такой контраст еще больше подчеркивает низменную сущность названных героев.

5. В романе А. Рыбакова, наряду с конкретно реалистическим воссозданием материальной и духовной жизни небольшого провинциального городка начала века, а затем атмосферы 20-ЗО-х годов и страшного времени и трагических событий войны на оккупированной фашистами территории, свое особо значимое, символическое значение приобретают некоторые известные библейские сюжетные мотивы.

Это прежде всего переосмысленная библейская легенда об Иакове, который 7 лет служил за Рахиль ее отцу: в романе она предстает как история необыкновенной любви Якоба Ивановского, "фарфорового мальчика", сына швейцарского богача, который полюбил Рахиль, дочь простого сапожника Рахленко, и ради нее переселился в маленький провинциальный городок в России.

Не случайно эпиграфом ко всему роману взяты слова из Библии: "И служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее" (Бытие, гл. 29, ст. 20).

Второй значительный сюжет, трансформированный автором "Тяжелого песка" из Библии, - это один из центральных ее эпизодов исхода иудеев из египетского рабства, с которым у А. Рыбакова ассоциируется другой "исход" - восстание в еврейском гетто (описание его несет в романе катарсис, чувство высокого очищения и праведного отмщения).

В преображенном виде введен писателем в произведение и самый трагический библейский эпизод Распятия: это сцена казни фашистами на кресте в гетто юной красавицы Дины, застрелившей предателя - своего дядю Иосифа.

Среди других библейских сюжетов встречаются в романе мотив мести братьев за оскорбление чести сестры (Дины - в Библии, Рахили - у Рыбакова): эпизод с усомнившимся и ропчущим против Моисея народом израильским, долго блуждающим по пустыне в поисках земли обетованной (точно также не все узники гетто после года истязаний и рабства решились на выступление против своих убийц с оружием в руках: "некоторые сробели"), три ситуации из десяти "казней египетских" ("кровь по всей земле египетской" - кровь узников гетто, из 7 тысяч которых на свободу вырвалось всего 600 человек; избиение египетских младенцев - убийство детей в гетто; "тьма египетская" - "над городом опустилась ночь", с приходом фашистов наступили "мрак" и "тьма"). А сцена смерти библейской Рахили при родах аналогична эпизоду из романа, когда Рахиль Ивановская едва ли не умирает при рождении последнего сына.

6. Таким образом, в романе А. Рыбакова "Тяжелый песок" семантика библейских имен, образов и сюжетов в их традиционном и переосмысленном виде, подчинена задаче наиболее трагического и возвышенного воплощения героической борьбы героев - узников еврейского гетто за свою жизнь и свободу, за свое человеческое достоинство.

© 1995-2011 Казанский федеральный университет