Арбузов
Александр Ерминингельдович

А.Е.Арбузов (12.10.1877 - 21.1.1968) - академик, создатель Казанской химической школы фосфороргаников - одного из ведущих мировых центров в этой области, ученик А.М.Зайцева. Закончил Казанский университет в 1900 г., с 1901 г. - ассистент, а с 1906 г. - профессор института сельского хозяйства и лесоводства в городе Ново-Александрия (Польша). С 1911 г. - профессор Казанского университета. В разные годы был деканом физико-математического факультета Казанского университета, заведующим кафедрой органической химии Казанского химико-технологического института, возглавлял созданные по его инициативе научно-исследовательский химический институт им. А.М.Бутлерова Казанского университета (1929 г.), Казанский филиал АН СССР (1945 г.). По его инициативе в Казани был создан институт органической и физической химии АН СССР (1965 г.), носящий ныне его имя. Трудовая и общественная деятельность А.Е.Арбузова отмечена многочисленными государственными наградами.

В своих исследованиях А.Е.Арбузов развивал теорию химического строения Бутлерова, преимущественно на фосфорорганических соединениях. В магистерской диссертации "О строении фосфористой кислоты и ее производных" (1905 г.) Арбузов установил химическое строение этой кислоты, над чем тщетно трудились многие иностранные ученые в течение 19 века, и открыл каталитическую реакцию перегруппировки средних эфиров той же кислоты, получившую наименование арбузовской перегруппировки, или изомеризации и являющуюся одним из важнейших методов синтеза фосфорорганических соединений.

А.Е.Арбузов дома за рабочим столом

В докторской диссертации "О явлениях катализа в области превращений некоторых соединений фосфора" (1915 г.) Арбузов распространил свои представления на эфиры фенилфосфинистых и других кислот, а также показал единство сил, ускоряющих каталитические процессы изомеризации, с силами, влияющими на скорость обычных химических реакций. Этим выводом Арбузов опроверг энергетическую трактовку катализа, выдвинутую В.Оствальдом. Взгляды Арбузова подтверждены современной теорией гомогенного катализа.

Совместно со своими учениками (А.А.Дуниным и А.И.Разумовым) Арбузов синтезировал фосфонуксусный эфир, способный давать натриевые и калиевые производные, с которыми можно осуществлять подобные же синтезы, что и с ацетоуксусным эфиром. Сюда близко примыкает группа работ Арбузова, посвященная таутомерии диалкиловых эфиров фосфористой кислоты и реакциям их металлических производных. Исследуя эти соединения, А.Е.Арбузов, совместно с Б.А.Арбузовым, открыл новый способ получения свободных радикалов триарилметилового ряда; этот способ применяется как демонстрационный опыт.

Академики А.Е. и Б.А. Арбузовы

В 40-е годы исследования в области фосфорорганических соединений приобретают новую направленность - изыскания полезных для народного хозяйства биологически активных соединений.

Арбузов провел обстоятельные исследования по теории подсочки и истечения смолы-живицы из хвойных деревьев. Арбузов установил наличие высокого давления (в 2-3 атм.) в смоляных ходах этих растений. Им была разработана техника сбора живицы без потери летучих, что способствовало быстрому росту подсочного хозяйства СССР и дало возможность точно исследовать состав отечественных живицы и скипидара.

Ценны работы А.Е.Арбузова по истории химии, показывающие вклад в науку, сделанный Н.Н.Зининым, А.М.Бутлеровым, Казанской школой в целом, М.В.Ломоносовым, Д.И.Менделеевым, С.В.Лебедевым и др. русскими химиками. Наряду с этим Арбузов дал обстоятельное исследование по истории изучения свободных радикалов.

Вклад А.Е.Арбузова, его многочисленных учеников в развитие химии фосфорорганических и других элементоорганических соединений исключительно велик. Многие его ученики в дальнейшем сами возглавили работы ряда научных направлений. Это - член-корреспондент АН Белоруссии П.С.Пищимука, академик РАН Б.А.Арбузов, член-корреспондент РАН А.Н.Пудовик, С.Р.Рафиков, Б.М.Михайлов, профессора А.И.Разумов, Г.Х.Камай и др.

А.Е.Арбузов в лаборатории
КФАН СССР.

A.E.Арбузов и Г.X.Камай
в лаборатории КФАН. 1954 г.

А.Е. Арбузов был широко эрудированным и разносторонним человеком. Еще в студенческие годы он овладел стеклодувным мастерством и в дальнейшем все приборы для своих опытов изготавливал сам. Ряд стеклянных лабораторных приборов и аппаратов, например, "Колба Арбузова" производится промышленностью. Он знал и понимал музыку, играл на скрипке и участвовал в любительских струнных квартетах в Ново-Александрии и в Казани. Он обладал природным даром художника, любил писать маслом копии картин, был ценителем архитектуры и при строительстве новых зданий химических учреждений он принимал активное участие. Он любил природу, любил Волгу, на которой проводил свой отдых.

Почти 70 лет неустанного труда в науке снискали А.Е.Арбузову заслуженное уважение многих поколений ученых в нашей стране и за рубежом, для которых крупный ученый, государственный и общественный деятель являлся примером служения своему народу.

Выступая на открытии конгресса Международного союза чистой и прикладной химии в Москве в 1965 г. известный английский химик Александр Тодд, обведя взглядом присутствующих и не увидя А.Е.Арбузова, который уже по состоянию здоровья не смог прибыть на конгресс, сказал: "Вспомнив нескольких почти легендарных людей прошлого, мне хотелось бы сейчас вспомнить человека, который сам олицетворяет, можно сказать, живую легенду - академика Александра Ерминингельдовича Арбузова, одну из величайших фигур в органической химии фосфора, и я горжусь нашей с ним дружбой".

Переход