План мероприятий

Документы

Выступления

Благодарственные письма

Контакты

 

Биография

Публикации

Фотоальбом

 













 

Выступление ректора Казанского федерального университета И.Р. Гафурова
о стратегии развития Казанского (Приволжского) федерального университета
на заседании Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам совместно с Комиссией Государственного Совета Республики Татарстан по контролю за реализацией национального проекта "Образование"
22 марта 2011 года

Уважаемый Разиль Исмагилович!

Уважаемые участники заседания!

Прежде всего, хочу поблагодарить вас за то внимание, которое вы оказываете развитию Казанского федерального университета. Рассмотрение вопроса о стратегии развития нашего университета я считаю весьма своевременным, поскольку Казанский университет переживает переломный момент.

В октябре 2009 года Указом Президента России Д.А. Медведева был создан Казанский (Приволжский) федеральный университет, а не далее как второго февраля этого года подписан приказ по отраслевому министерству о присоединении к федеральному университету ТГГПУ, Финансово-экономического института и Елабужского педуниверситета. Согласно данному приказу на базе имущественного комплекса всех присоединяемых вузов должны быть сформированы новые структурные подразделения университета. Тем самым формирование "большого", как я его называю, федерального университета перешло в практическую плоскость.

Но мы ещё только начали соединять, оптимизировать свои потенциалы, всё находится в движении - и создание новых структур, и их территориальное размещение. Поэтому для нас интересен компетентный взгляд со стороны, - что-то можно скорректировать, учесть в ходе организационной работы.

Данное направление работы, как и вся наша деятельность, нацелена на выполнение Программы развития университета на предстоящее десятилетие, которая одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 года.

В чём главная особенность этого документа? Университет должен стать инновационным центром технологического развития региона, поставив во главу угла подготовку кадров для Республики Татарстан и Приволжского федерального округа в целом. Это означает, что мы должны выпускать специалистов, которые обладают способностью быстро перестраиваться в зависимости от перемен на рынках труда, одновременно настраивая образовательные программы и научные исследования на задачи конкретных производственных направлений.

Соответственно, все стороны деятельности "завязаны" в Программе на задаче соединения образования, науки и производства. Сегодня очевидно, что это требует как новых специалитетов, так и новых подходов к структуре, управлению университетом.

Одна из основных программных задач - это переход на двухуровневую систему. Поскольку с нового учебного года будет приём, в основном, на бакалавриат, мы осуществили оптимизацию направлений подготовки (по-старому - специальностей) в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения: из 76-ти специальностей и направлений сформировано более 60-ти основных направлений, - по ним уже готовы или дорабатываются программы. Кроме того, провели лицензирование новых направлений на факультете географии и экологии, ВМК, истфаке.

Чтобы обозначить масштабы этой работы, хочу лишь подчеркнуть, что нам предстоит внедрить сорок образовательных программ по бакалавриату (сейчас их восемь), а число магистерских программ увеличится с шести до 57-ми. Для федерального университета особое значение имеет развитие именно магистратуры, что мы и делаем: в уходящем году разработаны программы более 20-ти магистерских курсов.

К 2020-му году доля магистрантов должна составить порядка 25% от общего числа обучающихся. Поэтому мы должны больше привлекать на магистерские программы бакалавров из других вузов. Это же относится и к аспирантам, количество которых на этапе завершения Программы развития должно увеличиться в два с лишним раза. Отсюда задача - обратить пристальное внимание на организацию диссертационных советов, они должны быть на всех основных направлениях, - это нам ещё предстоит сделать.

Для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, мы должны определить для себя точки роста. Здесь мы выделяем те отрасли, которые будут составлять основу следующего технологического уклада - биотехнологии, нанотехнологии, космические технологии. Это будет способствовать как развитию университета, так и даст ему шанс встроиться в процесс глобального развития уже на стадии роста этого уклада.

Особо значение мы придаём развитию медицинского направления и фарминдустрии: планируем создать институт фундаментальной медицины для "штучной" подготовки врачей-исследователей, а также целый комплекс новых лабораторий и кафедр - медицинской химии, фармакологии, биотехнологии, генных и клеточных технологий и т.д., которые позволят нам занять свою нишу в фарминдустрии. КФУ уже включён в Федеральную целевую программу "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года". Планируется создать научно-образовательный центр и опытное производство по разработке и выпуску инновационных средств и субстанций.

Нашу деятельность по продвижению науки в производство в определённой степени стимулируют 218-е и 219-е постановления Правительства России, которые предусматривают кооперацию промышленных компаний с вузами, а также организацию при них малых инновационных предприятий. На конкурсной основе мы получили грантовую поддержку ряда совместных проектов, в том числе с такими крупными фирмами, как ТНГ-Групп, Нижнекамскнефтехим, Тасма.

Университет нацелен на обеспечение потребностей крупнейших компаний нашей республики и страны. Мы исходим из того, что для бизнеса сотрудничество с КФУ должно быть выгодным. При таком подходе и мы получим достаточно средств для реализации новых направлений деятельности, и они в нашем лице будут иметь партнёров для освоения новых технологий.

С этой целью мы создаём совместную лабораторию и кафедру нефтехимии и катализа с ОАО Нижнекамскнефтехим на их производственной базе. С ТНГ-групп уже создан Центр обработки геофизических данных, ведём переговоры о создании совместного центра нефтегазовых технологий на базе ОАО Татнефть.

Кроме того, КФУ защитил своё предложение о государственной финансовой поддержке создания 35-ти малых инновационных предприятий. Уже создано 15 таких предприятий. Развёртывание инновационного пояса будет способствовать адаптации наших студентов и преподавателей к миру бизнеса, развитию рыночных отношений в регионе. Всего же на сей день при КФУ с участием его сотрудников действуют 25 малых предприятий.

Необходимым условием развития научной сферы и инноваций является модернизация приборно-лабораторного парка. Согласно Программе мы будем располагать порядка полутора сотен новых и модернизированных лабораторий, которые не только существенно повысят научно-прикладной потенциал университета, но и окажут заметное воздействие на усиление наукоёмкости промышленного комплекса региона.

Совершенно очевидно, что если мы нацеливаемся на участие в реальном секторе экономики, нам нужны знания о направлении нашего движения. И не только на год-два вперёд, мы должны прогнозировать, какие тенденции будут доминировать через 10-15 лет, - с тем, чтобы конкурировать на мировых рынках и, в конечном счёте, ориентировать на это наши базовые предприятия. Поэтому нам нужно создать - и весьма желательно, совместно с Правительством республики, - центр прогнозирования.

Базой для такого центра явится наш экономический блок, для усиления которого было бы целесообразно запустить также программу "Доктор делового администрирования" (DBA), - она разработана в стенах Академии народного хозяйства при Правительстве России под руководством академика Аганбегяна и весьма хорошо себя зарекомендовала в деловых кругах.

Важное направление деятельности КФУ - это подготовка специалистов в области IT-технологий. У нас в республике действует IT-парк, возводится IT-деревня, но они не сумеют нормально наладить работу, если не будет организована подготовка специалистов. С этой целью мы приняли решение создать Высшую школу IT-технологий, активно взаимодействуя с мировыми фирмами.

Не менее важным является развитие в университете инженерно-технологического направления, без чего нельзя результативно решать задачу коммерциализации созданных в университете продуктов. Это принципиально новая для нас задача, поскольку инженерное направление в нашем классическом университете практически отсутствовало.

Теперь - немного о наших проблемах. Реализация Программы сдерживается острой нехваткой учебных и научных помещений. Сейчас обеспеченность помещениями составляет 54%, на одного студента приходится 2,7 кв.м., при нормативе 5 кв.м. Часть строений требует ремонта или модернизации. Сейчас мы приобретаем новейшее оборудование (скажем, для химиков - на сумму свыше 1 млрд.руб.), а размещать его практически негде. Поэтому хочу назвать наши первоочередные потребности:

  • Возведение нового 7-этажного здания Химического института и реконструкция его нынешнего здания
  • Полная реконструкция второго - высотного - корпуса
  • Реконструкция здания Института физики - это ещё одна наша "высотка"
  • Реконструкция здания бывшего АГМУ на ул. Кремлевской
  • Реконструкция здания на ул. Чернышевского, 5 (там, где был "Грот-бар")
  • Реконструкция здания бывшего детсада на ул. Б.Красная, 4
  • Капитальный ремонт здания на ул. Парижской Коммуны (это недостроенное здание ТГГПУ под общежитие гостиничного типа), там планируется лабораторный корпус

Сумма, необходимая для выполнения этих работ, составляет порядка 1 млрд. 565 млн.руб.

Ещё порядка миллиарда рублей требуется на капитальный ремонт помещений - учебно-лабораторные площади, общежития, базы практик.

В то же время в Программе предусмотрены расходы только на оборудование, хотя и запланировано создание новых институтов, центров, лабораторий. Поэтому для реализации программных задач мы должны дополнительно привлечь в качестве софинансирования за пять лет 1 млрд. 900 млн. рублей (как бюджетных, так и внебюджетных). Хоть мы и неплохо выросли по "внебюджетке" за 2010 год (с 688 до 835 млн. рублей, т.е. более, чем на 20%), но на 80% - это средства от платного образования, которые используются для повышения заработной платы ППС.

Таким образом, из внебюджетных средств мы можем направить на строительство не более 100 млн. рублей. Поэтому мы очень рассчитываем здесь на поддержку как федерального правительства, так и руководства Татарстана.

В то же время у нас есть позитивный опыт решения задач подобного масштаба. Благодаря проекту предстоящей Универсиады мы практически полностью решили один из самых острых вопросов - проблему общежитий, и существенно продвинулись в деле обеспечения университета спортивной инфраструктурой.

Возведение новых стен - не самоцель. Наращивание материальной базы призвано создать условия для выхода образования и науки на уровень современных требований. Речь идёт о всём комплексе наук и специальностей, включая гуманитарные. Среди членов уважаемой комиссии немало гуманитариев, поэтому вам, вероятно, интересно узнать о наших планах консолидации сил федерального университета на этих направлениях. Так, предполагается создать Институт филологии и искусств, куда вольются специалисты в области русской, зарубежной и татарской филологии из всех вузов, вошедших в состав федерального университета. Одна из главных задач Института - подготовка специалистов и углубление научных исследований в области татарского языка и культуры, с привлечением лучших специалистов из-за пределов нашей республики и страны.

Соответственно, все историки объединятся в составе Института истории, который - также, как Институт востоковедения, - разместится в зданиях бывшего ТГГПУ. Деятельность нашего Института востоковедения мы выводим на качественно новый уровень, - и как научно-педагогического центра, и как мостика между культурами Запада и Востока. Тем самым более эффективно используя его потенциал для решения геополитических проблем, к которым Казанский университет исторически причастен. Тем более, что сегодня возникли новые, связанные с необходимостью предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Поэтому мы создали кафедру исламоведения и регионоведения, которая позволит поставить изучение вопросов о роли и месте ислама в современном мире на научную основу, нацеливаясь на выработку практических рекомендаций по гармонизации этноконфессиональных отношений.

В целом, относительно наук гуманитарного цикла стоит задача перейти к новой модели взаимодействия с реальным сектором экономики. Уже есть договорённости с руководством РАНХ при Правительстве Российской Федерации и ГУ ВШЭ о совместной разработке программ модернизации социально-гуманитарной подготовки, а также программ территориального развития.

Есть и свои наработки: договор с банком "АК БАРС" о развитии такого междисциплинарного направления подготовки, как "Защита информации". Совместно со Сбербанком будет создан корпоративный университет, который призван охватить своим влиянием Приволжский федеральный округ.

Надо сказать также о такой стороне нашей деятельности, как качественное улучшение среднего звена образования, поскольку в состав федерального университета вошли два ведущих педагогических вуза Татарстана. Тем самым центр ответственности за формирование кадрового состава преподавателей перемещается в стены федерального университета. Поэтому мы начали создание разветвлённой социально-образовательной сети в нашей республике с перспективой охвата всего Поволжского региона.

Этот подход отвечает линии руководства нашей республики на создание научно-образовательных кластеров ведущих вузов республики. Казанский федеральный университет создаёт образовательный кластер, куда кроме четырёх вузов войдёт ряд НПО и СПО, а также базовые школы университета.

Преимущества такого подхода очевидны. Тем не менее, о некоторых из них я скажу. Это позволит преодолеть кадровый дефицит в профильных отраслях; повысить качество подготовки специалистов различного уровня; сформировать единое образовательное пространство; будет содействовать интеграции профессионального образования с наукой и промышленностью, сократит сроки подготовки специалистов.

 

© 1995-2012 Казанский федеральный университет