План мероприятий

Документы

Выступления

Благодарственные письма

Контакты

 

Биография

Публикации

Фотоальбом

 













 

Выступление ректора КФУ И.Р. Гафурова
на торжественном открытии научно-педагогического форума
«Педагогическое образование на пути перемен».
9 декабря 2010 года, ТГГПУ.

Уважаемые участники научно-педагогического форума!

Уважаемые коллеги!

Я очень рад, что у меня есть возможность поприветствовать научно-педагогический форум. Его тема весьма актуальная, поскольку она касается важнейшего условия модернизации нашей системы образования – подготовки педагогических кадров для всех типов учебных заведений. В последнее время особое внимание было уделено средней школе, и это справедливо. Как подчёркнуто в президентской инициативе «Наша новая школа», которая определила направления развития общего образования на годы вперёд, именно школа «является критически важным элементом» формирования будущих поколений.

Вместе с тем очевидно, что школьное дело можно по-настоящему поднять, только объединив усилия средней и высшей школы, поскольку все ступени образования – как сообщающиеся сосуды: будет эффективно действовать школа – вузы получат хороших студентов, из среды которых выйдут настоящие педагоги, а они, в свою очередь, будут достойно воспитывать школьников: вот такой получается замкнутый цикл. Мне как ректору федерального университета особенно интересен вопрос о подготовке педагогических кадров нового типа, поскольку в самое ближайшее время предстоит консолидация сил нашего университета и двух ведущих педагогических вузов республики. Тем самым центр ответственности за формирование кадрового состава преподавателей перемещается в стены федерального университета.
Более того, Казанский федеральный становится – как теперь принято говорить – одним из основных игроков на поле образовательных услуг и готов выступить партнёром органов управления образованием в Поволжском регионе по качественному улучшению всей ступени среднего образования. Я уверен, что от этого система подготовки педагогических кадров в Татарстане и Приволжском федеральном округе только выиграет.

Работа по совершенствованию учительского корпуса должна начинаться задолго до вузовской скамьи. Поэтому мы будем создавать в республике базовые школы, лицеи и колледжи, чтобы стимулировать одарённых учеников для поступления в наш университет, при этом выявляя тех, у кого есть склонность к учительской профессии. Могу сказать, что уже достигнута договорённость о создании таких центров с руководителями ряда муниципальных образований Татарстана. Если будет положительный опыт, мы готовы развернуть эту деятельность в масштабах всего округа, – это выгодно всем.

Поскольку экономический комплекс нашей республики является высокотехнологичным, то работая и со школьниками, и с учителями, мы ставим во главу угла повышение престижа физико-математического образования с целью привлечения к «точным наукам», инженерному делу талантливой молодёжи.

Это открывает хорошие перспективы подготовки нужных специалистов для педагогики и производства. Пока же – по нашим данным – лишь каждый пятый старшеклассник ориентирован на естественно-научное знание, и одна из существенных причин такого положения дел – слабое техническое оснащение школ. Поэтому для наших базовых центров будут разработаны программы развития, которые включают действенную помощь в создании современных лабораторий.

Курс на поддержку естественных наук продолжается в университете, первые шаги по созданию системы мотиваций уже сделаны: для студентов-естественников первого года обучения почти в два раза увеличена стипендия. Подобную идеологию моральных и материальных стимулов мы будем использовать для студентов, которые избрали профессию учителя. Необходимость серьёзной модернизации системы педагогического образования диктуется реалиями жизни, это принципиальная политика нашего государства. Но вот подходы к её реализации мы должны найти сами. Свою роль призваны сыграть здесь наши традиции, наш опыт, которые зримо воплощаются в деятельности ведущих подразделений вузов.

Проведение форума «Педагогическое образование на пути перемен» – это достойное завершение Года учителя в нашей республике. Год, посвящённый учителям, дал всем нам возможность сосредоточиться на проблемах не только школьного, но и высшего образования. Вне всякого сомнения, работа форума позволит сделать новые шаги на пути решения задач педагогического образования в современных условиях, заострить внимание на теоретических и практических вопросах подготовки нового педагога.

От всей души желаю участникам форума новых творческих достижений, доброго здоровья и благополучия, неиссякаемого жизненного оптимизма! Хочу также отдельно поздравить факультет иностранных языков ТГГПУ, который в эти дни отмечает своё 70-летие. Все мы обязаны этому славному факультету, поскольку учились – и в школе, и в вузе – у его питомцев.

 

© 1995-2012 Казанский федеральный университет