План мероприятий

Документы

Выступления

Благодарственные письма

Контакты

 

Биография

Публикации

Фотоальбом

 













 

Рубрика: Гость редакции
Отойти от догм
Или Как заштопать дыры науки?

Современное образование не критикует только ленивый, при этом больше всего достается ЕГЭ. «Результаты единого госэкзамена не должны быть единственной оценкой знаний выпускника», - уверен ректор Казанского (Приволжского) федерального университета, председатель Совета ректоров вузов РТ Ильшат ГАФУРОВ.

Поправки для ЕГЭ
- Ильшат Рафкатович, несколько лет назад Татарстан «прославился» на всю страну тем, что средний балл по ЕГЭ в республике был ниже, чем по РФ в целом. В этом году результаты ЕГЭ в РТ выше среднероссийских. Как оцениваете вы уровень знаний выпускников школ, поступающих в КФУ?

- Не скажу, что сегодняшние абитуриенты слабее, чем, например, были мы, когда поступали в КГУ. Другое дело, что результатов ЕГЭ для оценки знаний явно недостаточно. Как можно сдать ЕГЭ по русскому языку на высокий балл и при этом сделать ошибки в заявлении? Но, обнаружив это, мы не имеем права экзаменовать абитуриента повторно: у него балл, подтверждённый разными подписями и т.д. Скажу так, единый госэкзамен, несомненно, нужен. Именно он сегодня помогает многим детям с периферии поступать в ведущие вузы. Однако, итоги ЕГЭ должны быть основной, но не единственной составляющей оценки выпускника. Ведь что получается? Если тебя по жизни оценивают по тем или иным формальным показателям, ты волей-неволей начинаешь работать только на эти показатели. Отсюда и нарушения, которые сейчас так бурно обсуждаются в СМИ. Поэтому считаю целесообразным проводить в вузах еще и собеседование, либо экзамен по профильному предмету. И эти экзамены обязательно должны быть письменными. Думаю, они обязательно будут введены. А в качестве третьей составляющей оценки нужен средний балл по аттестату. К тому же нельзя подходить с одной меркой к результатам ЕГЭ у выпускников сельских и столичных, многих городских школ: мы изначально ставим тех и других в неодинаковые условия. Неслучайно в советское время были определенные квоты для сельских школьников. Тем самым, не только решалась задача, лежащая в области социальной справедливости. Да, сельские парни и девушки менее подготовлены, что называется, «не натасканы» репетиторами, но способных и одарённых в сельских регионах не меньше, чем в агломерациях. Собственно, вся история нашей науки это подтверждает. И сегодня может получиться так, что у молодых сельчан потенциал роста намного больше, чем у тех, кто сдал ЕГЭ на «отлично», получив в школе и при помощи родителей ударную предвузовскую подготовку. Надо хорошенько подумать, что тут можно и нужно сделать.

- Во всем мире вузы из храмов знаний постепенно трансформируются в бизнес-единицы. И КФУ тоже?

- Вовсе не считаю, что мы должны превратиться в некую бизнес-единицу, но в классическом университете прикладная наука обязательно должна присутствовать. Мировой опыт свидетельствует, что фундаментальная составляющая науки не бывает выше прикладной как, скажем, право не может быть выше политической системы. Наука в целом призвана работать на удовлетворение потребностей общества. А роль мостика, связующего научные идеи с производством товаров и услуг, выполняет как раз прикладная наука. Мнение, согласно которому она – это удел отраслевых вузов, считаю в корне неправильным, классический университет в современных условиях не может действовать в отрыве от решения крупных экономических и социальных задач. Поэтому в университете должна быть выстроена вся цепочка: от научного образования и научных исследований до коммерциализации создаваемых в нем интеллектуальных продуктов. Так, одна из точек роста КФУ – нефтехимия – стала ныне настолько сложной, так непросто теперь добывать нефть, что любые инновации в этой области требуют глубоких фундаментальных знаний. И работающие в нашем университете сотрудники обладают достаточным уровнем знаний, опытом, а также, как сегодня принято говорить, компетенциями, чтобы от исследований в фундаментальных областях перейти к прикладным задачам, разработке промышленных технологий. Достаточно сказать, что в минувшем, 2010-м, году мы впервые достигли показателя 50 на 50: 50 % получаем за счет бюджета и примерно столько же средств зарабатываем сами. Университет на конкурсной основе получил три гранта в соответствии с известным постановлением Правительства России № 218, которое стимулирует кооперацию промышленных предприятий с вузами. Речь идёт о совместных проектах с такими мощными корпорациями, как «ТНГ-Групп», «Нижнекамскнефтехим» и производственным объединением «Тасма» на сумму более 1 млрд. 150 млн руб., где доля университета – свыше 570 млн руб. Мы попали в Федеральную целевую программу «Фарма 2020», и надеемся, что в фармацевтической области у нас будут стабильные заказы.

Право на оценку
- Какие направления в КФУ, на ваш взгляд, недооценены до сих пор?

- Все то, что связано с энергетикой, рациональным природопользованием, биотехнологиями, а также IT-технологиями. Считаю, что произошедшее в 30-е годы прошлого века отделение от классического университета медицинской темы – это была большая ошибка. Медицина сама по себе – отрасль междисциплинарная, она требует соединения усилий химиков, биологов, физиков, так что при классических университетах, как это и принято во всем мире, обязательно должны быть медицинские факультеты и соответствующие клиники. Мы тоже планируем создать в КФУ институт фундаментальной медицины.

- По данным исследования Оксфордского университета Россия выпала из десятки мировых научных держав. Наше место заняла Индия. Почему, на ваш взгляд, это произошло?

- Какое место занимает та или иная страна в мировых научных рейтингах, какие здесь происходят подвижки, уж поверьте мне, в немалой степени зависит от тех, кто эти рейтинги составляет, какие критерии берутся за основу. Мы работаем во всех направлениях, включая космос. Поэтому если ввести параметр, какие страны могут сегодня запускать космические корабли, то мы как минимум будем в первой десятке.

Кто построит астропарк?
- На каком сейчас месте КФУ в рейтинге российских вузов?

- Я бы сказал, где-то на пятом-шестом месте среди всех вузов страны, при том, что однозначных критериев оценки здесь нет. Кто-то ставит во главу угла зарабатывание средств, кто-то – востребованность специалистов или выпускников, ещё кто-то – индекс цитирования научных работ. Каждый из этих критериев нельзя считать на 100 % объективным. Есть закрытые темы, материалы по которым вузы не могут публиковать. Или темы, ориентированные на решение проблем конкретного региона. О какой цитируемости в данных случаях можно говорить?

- Федеральный университет должен выглядеть достойно. Когда, наконец, приведут в божеский вид физфак, другие здания КФУ?

- Ситуация меняется: нам удалось создать работоспособный Попечительский совет. Уже есть первые результаты, попечители нашли возможность выделить средства для ремонтных работ, которые уже идут на 14 объектах и завершатся к 1 сентября. К концу года будет освоено порядка 100 млн руб. Кроме того, прорабатывается концепция развития Ботанического сада, готовится проект строительства планетария и астропарка на территории университетской Обсерватории. В августе этого года, во время крупной международной конференции астрономов, предполагаем заложить первый камень в основание этого уникального астрокомплекса. Готовится также проектно-сметная документация для возведения нового корпуса химического факультета, – это на площадке вблизи хорошо всем известного химкорпуса. Само строительство мы бы хотели начать уже в этом году.

Досье
Ильшат ГАФУРОВ родился в 1961 г. в городе Бавлы. Окончил физфак КГУ, затем аспирантуру на кафедре физики молекулярных систем университета, защитил кандидатскую диссертацию. Преподавал на кафедре общей физики в Елабужском пединституте. Возглавлял региональную межхозяйственную ассоциацию «Зилант». В 1995-м был избран депутатом Госсовета РТ, с 1998 – глава администрации Елабужского района. С 2010 г. – ректор КФУ. Доктор экономических наук. Заслуженный экономист РТ. Автор более 70 публикаций в научных и общественно-политических изданиях.
Женат, две дочери.


 

© 1995-2012 Казанский федеральный университет