Казанский университет


Телефоны

Карта сайта

Поиск по сайту
Письмо
web-мастеру
  Структура Сотрудники Документы Издания Поступающим Новости
Научно-методический совет по воспитательной работе

На конкурс "Моделей и проектов
организации воспитательной деятельности
в высших учебных заведениях"

На конкурс представлены материалы:

  1. Модель системы воспитания в Казанском государственном университете.
  2. "Университет. Традиции. Культура." (Программа воспитания в Казанском государственном университете). Научно-методическое пособие / Под ред. М.В. Николаева. - Казань, 2000. - 57С.
  3. Материалы о научно-методическом совете по воспитательной работе Казанского государственного университета (положение, состав, план).
  4. Материалы заседаний Ученого Совета.
  5. Материалы заседания республиканского Оргкомитета по 200-летию КГУ (доклад ректора КГУ, решение).
  6. План работы по реализации программы воспитания на 2002-2004 г.г.
  7. План организации воспитательной работы со студентами 1 курса на 2002-2004г.г.
  8. Положение о кураторе учебной группы.
  9. Программа профилактики наркотизации и сохранения здоровья студенческой молодежи Республики Татарстан на 2002-2006г.г. - Казань, 2002. - 32С.
  10. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Под ред. В.И. Андреева. - Казань, 2003. - 252С.

Модель системы воспитания
в Казанском государственном университете

Казань - 2004

Авторский коллектив:
Николаев М.В. - научный руководитель авторского коллектива, доцент, первый заместитель председателя научно-методического совета по воспитательной работе, (с 1990г. по 2002г. - проректор по учебной работе).
Андреев В.И. - профессор, зав. каф. педагогики, заместитель председателя научно-методического совета КГУ по воспитательной работе.
Двоеносов В.Г. - доцент, руководитель центра валеологии, руководитель секции "Образ жизни и здоровье студентов" научно-методического совета КГУ по воспитательной работе.
Мизгирева Т.И. - начальник студенческого отдела, член научно-методического совета КГУ по воспитательной работе.
Сидельникова Т.Т. - доцент кафедры политологии, член научно-методического совета КГУ по воспитательной работе.
Щелкунов М.Д. - профессор, зав. каф. философии, член научно-методического совета КГУ по воспитательной работе.

Содержание

  1. Объяснительная записка по состоянию и перспективам развития воспитательной деятельности в Казанском государственном университете;
  2. Модель организации воспитательной деятельности;
    2.1. Общее описание модели;
    2.2. Организационная система управления воспитательной работой;
  3. Формы работы и возможности взаимодействия со студенческим самоуправлением в их реализации;
  4. Нормативно-правовая база, кадровое обеспечение;
  5. Программно-методическое сопровождение реализации модели;
  6. Оценка результативности реализации модели.

1. Объяснительная записка по состоянию и перспективам развития воспитательной деятельности в Казанском государственном университете

Воспитательная деятельность в Казанском государственном университете, начиная с 1995-1996 годов, быстро развивается на новой концептуальной основе.

Важную роль в этом сыграли решения Ученого Совета от 15 июня 1995г. "О воспитательной работе со студентами на современном этапе", где была тщательно проанализирована складывающаяся к тому времени ситуация с воспитанием и намечен необходимый комплекс мер. Главной из них была нацеленность всех структур и служб университета на разработку новой целостной системы воспитания студенчества, основанной на традициях университета и реалиях современной жизни

В последующие годы постепенно формировалась новая концепция воспитания и на практике отрабатывался механизм ее реализации. При ректорате работал специальный семинар по выработке концепции, в котором принимало участие более 30-ти человек, ведущих специалистов университета.

В процессе работы семинара было собрано и переработано большое количество предложений и материалов, поступавших с кафедр, факультетов, от отдельных преподавателей, сотрудников и студентов. Впоследствии все это было обобщено и представлено в виде единой цельной программы воспитания в Казанском государственном университете "Университет. Традиции. Культура". Программа была обсуждена и принята Ученым Советом университета 22 июня 2000 года. Она лежит в основе организации всей воспитательной деятельности в университете.

Ученый Совет периодически контролирует ход выполнения программы. Так, 18 сентября 2003г. на его заседании был заслушан вопрос "О работе по реализации программы воспитания в Казанском университете "Университет. Традиции. Культура", где еще раз было подчеркнуто, что воспитательная деятельность является одной из важнейших и приоритетных составляющих образовательного процесса в университете и был намечен ряд конкретных мер по ее совершенствованию, в числе которых подготовка новой редакции программы к концу 2003-2004 уч. года с учетом задач модернизации высшего образования в России и подготовки университета к 200-летию.

Воспитательная деятельность в университете организационно осуществляется на всех структурных уровнях:

  • на уровне университета в целом (общеуниверситетские воспитательные мероприятия, например, связанные с памятными университетскими датами, именами, событиями, студенческие фестивали художественной самодеятельности, университетские спортивные соревнования, работа различных общеуниверситетских клубов, студий, секций и т.д.);
  • на всех 17-ти факультетах;
  • в студенческом университетском городке и всех общежитиях;
  • в 2-х филиалах университета - Зеленодольском и Набережночелнинском.

На всех уровнях работа строится в соответствии с вышеназванной программой воспитания, планом работы и решениями научно-методического совета университета по воспитательной работе и планами подразделений.

Содержательно воспитательная работа осуществляется по многочисленным направлениям, среди которых можно особо выделить несколько приоритетных:

  • воспитание духовно-нравственной и эстетической культуры;
  • воспитание гражданской позиции и политико-правовой культуры;
  • воспитание здорового образа жизни и антинаркотическое воспитание;
  • воспитание в условиях многоконфессинальности и многонациональности.

Все эти направления увязываются между собой, а при необходимости разрабатываются дополнительные планы или программы. Так, например, еще в 2000 г. был подготовлен отдельный "План мероприятий по профилактике наркомании и алкоголизма" где был намечен специальный большой комплекс соответствующих мер. Среди новых и оригинальных решений здесь было открытие университетом в 2000г. студенческого интернет-клуба "Интернет против наркотиков" (http://nodrugs.ksu.ru)

В 2001 году деятельность университета по профилактике наркотизации проверялась комиссией Республиканского профилактическго центра профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров РТ, а в декабре 2001 г. обсуждалась на межведомственной комиссии Совета Безопасности РТ, где получила позитивную оценку. Решением комиссии Казанский университет был определен экспериментальной базой (площадкой) для разработки и внедрения комплексной программы "Образование и здоровье учащейся молодежи Республики Татарстан".

В 2000 г. Казанским университетом совместно с медицинским университетом была разработана "Программа профилактики наркотизации и сохранения здоровья студенческой молодежи Республики Татарстан на 2002-2003г.г.". В мае 2002 г. эта программа была обсуждена и утверждена на заседании Совета ректоров вузов РТ и рекомендована к исполнению всеми вузами республики.

Нельзя не отметить в то же время, что проблема антинаркотического воспитания является настолько сложной и болезненной, что далеко не все усилия приводят здесь к нужным результатам. Поэтому в университете продолжается поиск новых путей решения этой проблемы.

В последнее время в университетской воспитательной деятельности все большее значение приобретают вопросы воспитания студенческой молодежи в условиях многоконфессиональности и многонациональности. Хотя Татарстан и является примером межнационального согласия и сотрудничества, однако эти достижения нужно закреплять, воспитывая у молодежи чувство толерантности, терпимости к чужим мнениям, верованиям, обычаям и культуре. В этом направлении университетом осуществляется довольно много различных мероприятий. Например, кафедрой философии реализуется учебно-просветительский проект "Культура доверия". Научной библиотекой университета подготовлена программа, направленная на достижение межкультурного взаимодействия в полиэтническом сообществе "Книга, культура, толерантность" и т.д. Однако сегодня на повестку дня встал вопрос о разработке и по этому направлению специальной отдельной программы.

Организация воспитательной работы в университете постоянно находится в центре внимания не только администрации вуза, но и органов власти и управления республики. Так, в декабре 2003 года на заседании республиканского Оргкомитета по подготовке к 200-летию КГУ под председательством Президента РТ М.Ш. Шаймиева был рассмотрен вопрос "О проблемах и совершенствовании воспитательной работы со студентами в Казанском государственном университете". С докладом здесь выступил ректор КГУ М.Х. Салахов. На заседании было особо подчеркнуто, что Казанский университет не случайно оказался в первых рядах тех вузов страны и республики, где на новой основе стала возрождаться система воспитательной работы, поскольку он с самого начала своего существования складывался как центр образования, науки и культуры, призванный активно содействовать духовному развитию в восточных регионах страны.

В ходе критического и заинтересованного обсуждения был затронут широкий круг сегодняшних наиболее актуальных проблем воспитания - формирование активной гражданской позиции и политической культуры, формирование мировоззрения с учетом все возрастающей роли религии, воспитание студенчества в условиях активного диалога между разными конфессиями и культурами в республике, дальнейшее развитие студенческого самоуправления.

По всем вопросам Оргкомитетом были приняты важные решения, часть из которых уже учтена в планах воспитательной деятельности, а часть ляжет в основу разработок следующего учебного года.

Среди других важных перспективных проблем воспитательной работы, на решение которых сегодня направлены усилия университета, можно назвать еще следующие:

  1. Координация усилий всех вузов республики в сфере воспитательной деятельности. У каждого вуза здесь есть что-то свое, уникальное. Нужно все это объединить, чтобы продвигаться дальше.
    Поэтому на сегодня поставлен вопрос о создании на базе и под эгидой университета специальной межвузовской структуры - Центра или Института проблем воспитания в высшей школе.
  2. С учетом острой необходимости изучения влияния религии на поведение молодежи со светских, общечеловеческих, гуманистических позиций, ускорение работ по открытию в университете подготовки специалистов по религиоведению, что ускорило бы формирование научного потенциала для проведения необходимых исследований.
  3. Разработка новой системы информационного обеспечения воспитательной деятельности, соответствующей сегодняшним новым задачам и потребностям.
    Отлаженная система информационного обеспечения это одно из главных условий эффективности системы воспитания. Поэтому университетскими планами намечено создание университетского студенческого радио с вещанием в FM-диапазоне (возможен также вариант межвузовского радио, в настоящее время идет проработка вопроса), восстановление университетского внутреннего телевидения, создание целого ряда таких новых средств массовой информации, как студенческая Internet - газета, университетский альманах, информационные бюллетени.
  4. Совершенствование студенческого досуга. Эта задача особенно актуальна для студенческого городка и общежитий. Несмотря на то, что здесь проводится большая работа по отдельному специальному плану остается много проблем, связанных главным образом с недостатком площадей (помещений), оборудования, кадров, с недостаточным финансированием. В настоящее время с учетом вышеназванных решений Оргкомитета по 200-летию КГУ прорабатывается вопрос о создании на территории студгородка досугового центра (по типу дворца культуры) со специализированными помещениями, оборудованием, персоналом и т.п., который будет либо университетским либо межвузовским.
  5. Все большую актуальность в университете приобретают вопросы воспитания лидерских качеств студентов. Вместе с фундаментальным университетским образованием по специальности они, несомненно, способствуют повышению конкурентоспособности и востребованности выпускников на рынке труда, их социальной защищенности, росту престижа университетского образования. В качестве главного направления формирования этих качеств до сих пор рассматривалось развитие студенческого самоуправления. И хотя развитию последнего в университете всегда уделялось и уделяется значительное внимание, на сегодня только этого не достаточно. Здесь необходим комплексный подход, предусматривающий как поиск новых и более эффективных форм студенческого самоуправления, так и развитие других направлений воспитательной и образовательной деятельности, способствующих формированию лидерских способностей. Это например, воспитание экономической и предпринимательской культуры (всестороннее обсуждение этого вопроса намечено на февральском 2004г. заседании научно-методического совета университета по воспитательной работе), развитие социальной и управленческой (менеджерской) практики, изучение различных подходов (поведенческого, ситуационного, с позиции иных качеств) и методов влияния на поведение людей и т.п. В целом по этому направлению воспитания в университете намечена разработка специальной перспективной комплексной программы, рассчитанной на несколько лет.

2. Модель организации воспитательной деятельности

2.1. Общее описание модели

В 2001 и 2002 г.г. Казанским университетом была выполнена научно-исследовательская работа "Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета)" в рамках программы МО РФ "Научное, научно-техническое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" по разделу N6. Соответствующие результаты и описание модели были изложены в двух отчетах общим объемом 350 c., выставленных на сайте.

Эти исследования способствовали значительной активизации всей воспитательной деятельности в университете, помогли завершить формирование университетской системы воспитания, модель которой представлена в настоящем описании.

В основу университетской системы воспитания были положены две основополагающие методологические посылки.

Первая из них заключается в идеи построения системы не на основе общенациональной идеи, как это было раньше, а на основе организационной (внутренней) культуры университета, определенной как совокупность тех духовно-нравственных, мировоззренческих и эстетических ценностей, которые были накоплены всеми поколениями преподавателей и студентов за всю историю его существования, принимаются и разделяются всем университетским сообществом и лежат в основе всех внутривузовских отношений.

Организационная культура была рассмотрена и исследована также с точки зрения ее как совокупности базовых предположений, ценностных ориентаций, ожиданий, норм, символики и университетских традиций, к которым можно отнести, например, предположение о демократизме университета, его просветительской роли, его "культурной" миссии и миссии "хранителя знаний и общечеловеческих ценностей"; истории крупных научных открытий, традиционные для университета ритуалы, связанные с днем его образования, с посвящением в студенты и др.

В системе воспитания организационной культуре отводится та же самая концептуальная, связующая роль, как и общенациональной идее в прежних моделях. Выступая главным критерием и организатором в воспитательном процессе, она объединяет, связывает в единое целое все огромное множество различных отдельных элементов воспитательного процесса, различные многочисленные мероприятия, собственно говоря, и делая их системой.

Подчеркнем, что такая переориентация с глобальной идеи на систему фундаментальных непреходящих ценностей внутренней культуры вуза не означает образования какой-либо изолированной системы воспитания, поскольку организационная культура формируется и развивается не только под влиянием своих собственных внутренних импульсов, но и в непрерывном взаимодействии со всей внешней средой (другими вузами, школами, предприятиями, фирмами, государственными и политическими структурами, учреждениями культуры и информации, религиозными организациями, зарубежными партнерами и т.п.) и, следовательно, впитывает в себя все значимые ценности, образующиеся в человеческом обществе, одновременно отсеивая все несущественное и второстепенное.

Обратим внимание на еще один важный момент. Организационная культура непрерывно изменяется, развивается, эволюционирует вместе с эволюцией организации, впитывает в себя новые элементы. Вместе с тем отдельные ее составляющие могут сохраняться в относительно неизменном виде неопределенно долгое время. Они как бы образуют некоторый "ценностный" остов, на котором постепенно нарастает все остальное. В этом смысле можно сказать, что организационная культура образует устойчивую систему отношений, выполняющую, в частности, функцию коллективной памяти вуза. Она образует своеобразный очаг стабильности в непрерывно изменяющемся образовательно-воспитательном пространстве и прежде всего именно в этом своем качестве служит главной опорой для построения модели системы воспитания.

Вторая посылка, заключается во встраивании в систему внутриуниверситетских отношений по воспитанию механизма обратных связей на основе специальных диагностических методик педагогического мониторинга. При этом мониторинг рассматривается как важнейшее необходимое условие развития и повышения эффективности воспитательного процесса в университета. Перед системой мониторинга поставлены следующие основные задачи:

  • изучение и оценка степени реализации (достижения) целей воспитания студентов;
  • выявление сильных и слабых сторон воспитательного процесса;
  • выяснение взаимосвязей воспитательного процесса и системы воспитания в целом с другими внутриуниверситетскими процессами и системами;
  • сравнение университетской системы воспитания с другими системами и моделями воспитания;
  • оценка эффективности традиционных и инновационных форм и методов воспитания, выбор эффективных стратегий воспитания и выработка рекомендаций по развитию и модернизации воспитательной работы;
  • оценка современных применяемых в университете педагогических технологий воспитательной работы;
  • разработка технологий оценки эффективности применения государственных воспитательных стандартов.

В университете разработано и применяется большое количество разнообразных авторских диагностических методик по всем называвшимся выше направлениям воспитания, а в 2003 г. создана лаборатория мониторинга при кафедре педагогики. В то же время здесь остается еще достаточно много проблем организационного, технического, финансового и содержательного плана. В числе задач на ближайшую перспективу здесь - разработка специальных компьютерных технологий по диагностированию качества воспитания, создание университетского банка данных тестовых диагностик, разработка критериев системно-диагностических технологий качества воспитания.

2.2. Организационная система управления воспитательной работой

Организационная система управления воспитательной работой является одним из ключевых элементов всей модели воспитания. Ее структура не может быть произвольной. Она определяется многочисленными факторами, одни из которых относятся к факторам внешней среды, а другие отражают специфику вуза.

Среди последних особо выделяются два фактора. Первый - это объективная необходимость горизонтальной децентрализации в управлении вузом, в конечном счете выражающаяся в высокой степени автономии факультетов, кафедр, лабораторий и других структурных звеньев.

Вместе с тем, как в управлении вузом в целом, так и в управлении воспитательным процессом также объективно необходим и определенный уровень централизации, т.к. только в этом случае вуз будет представлять собой единое целое и возможна будет реализация единых целей воспитания и образования.

Поэтому в организационной системе управления, должны иметь место структуры, выполняющие "централизующие" функции, деятельность которых, хотя и не заменяет полностью возможности централизованного управления, однако позволяет каждому подразделению ощущать себя частицей единого целого. Это прежде всего многочисленные советы - ученые, научно-методические, научно-технические, учебно-методические и т.п., выполняющие координирующую, объединяющую роль.

Второй фактор, определяющий структуру управления, связан с организационной культурой вуза, которая прямо, непосредственно воздействует на эту структуру. Если, например, организационная культура характеризуется демократическими традициями, развитыми научными школами, склонностью к духовным ценностям, культом здорового образа жизни, то ей будет соответствовать строго своя организационно-управленческая структура воспитанием, где имеет место рассредоточение управляющих функций по горизонтали, развитые формы студенческого самоуправления, эффективно функционирующие службы управления досугом, здоровьем, студенческой наукой. Если же для организационной культуры вуза более свойственны, например, авторитарные установки, нацеленность на развитие предпринимательских функций, платных услуг и т.п., то и управленческая структура воспитанием будет совершенно иной.

Воздействие организационной культуры на структуру управления системой воспитания проявляется также и косвенно, через ее сложное внутреннее строение. Дело в том, что у каждого подразделения вуза - факультета, кафедры, лаборатории имеет место своя организационная культура, выступающая в форме субкультуры, которая может как соответствовать общевузовской, так и противоречить ей, если у коллектива подразделения сложились свои локальные интересы, свои ценностные ожидания и ориентации. Эти противоречия при определенных условиях могут развиться вплоть до формирования в подразделении контркультуры и создают предпосылки для развития центробежных тенденций и обособления подразделений.

Итак, влияние организационной культуры на организационно-управленческую структуру воспитания неоднозначно. С одной стороны, выражая общевузовские ценности и нормы, она выступает связующей, объединяющей силой, обусловливает развитие централизующих тенденций. И в этом своем качестве действует в направлении, противоположном действию ранее рассмотренного фактора. С другой стороны, через механизм развития субкультур подразделений способствует их обособлению и децентрализации.

Отсюда следует, что общая схема организационно-управленческой структуры воспитания должна быть построена таким образом, чтобы удовлетворять обоим этим факторам, устанавливая определенный "компромисс".

В схеме управления должны быть выделены, во-первых, уровни горизонтального распределения ответственности, компетентности и функций управления воспитательным процессом. Во-вторых, должно быть показано вертикальное распределение властных полномочий, т.е. должна быть построена соответствующая иерархическая соподчиненность вузовских структур. С учетом всего сказанного общая схема организации и управления воспитательной работой в университете выглядит следующим образом.

Первый высший горизонтальный уровень управления здесь традиционно и обязательно включает в себя ректора, ректорат и Ученый Совет. Однако в силу того, что через эти структуры реализуются задачи управления не только воспитательным процессом, но и всеми другими многочисленными видами деятельности, на этом уровне целесообразно наличие специальной структуры, которая являлась бы примером горизонтальной децентрализации функций управления воспитанием и одновременно выполняла бы координирующие, "централизующие" функции, противодействующие центробежным тенденциям развивающихся организационных культур подразделений. Такой структурой является в университете научно-методический совет по воспитательной работе, который возглавляется ректором и которому делегированы соответствующие полномочия.

Второй уровень горизонтального распределения полномочий включает Управление социально-воспитательной работы, а также все общеуниверситетские функционально связанные с ним службы, реализующие отдельные задачи воспитания, например, служба психологической помощи, отдел трудоустройства выпускников, информационно-аналитический отдел, лаборатория мониторинга качества воспитания и др.

Функции управления воспитательным процессом, реализующиеся на этом уровне, коренным образом отличаются от функций организационно-управленческих структур высшего уровня. Здесь с учетом решений и рекомендаций структур высшего уровня осуществляется организация конкретной практической работы по воспитанию и контроль за ее эффективностью через систему мониторинга.

К третьему уровню относятся ученые советы факультетов, деканаты, воспитательные структуры общежитий, студенческие организации и органы студенческого самоуправления университета и подразделений. Между ними происходит распределение многочисленных полномочий по управлению воспитательным процессом прежде всего в структурных подразделениях. При этом особое внимание хочется обратить на органы студенческого самоуправления. Они на своем уровне реализуют как принципы горизонтальной децентрализации управления (между деканатами, дирекцией общежитий, студенческими организациями и т.д.), так и выполняют важнейшую роль централизующей, объединяющей и координирующей управленческой структуры, противостоя, как и научно-методический совет, только на своем уровне, центробежным тенденциям развития организационных субкультур студенческих образований.

И, наконец, к четвертому горизонтальному уровню распределения полномочий по управлению воспитательным процессом относятся все остальные весьма многочисленные участники воспитания, образующие своеобразную инфраструктуру университетской системы воспитания, обеспечивающие движение всей необходимой для воспитания информации, все внутренние и многие внешние коммуникации, способствующие формированию сильной и устойчивой организационной культуры университета.

3. Формы работы и возможности взаимодействия со студенческим самоуправлением
в их реализации

Системой воспитания Казанского университета предусмотрены разнообразные и многочисленные формы работы, соответствующие развивающимся направлениям воспитательной деятельности. Их можно подразделить прежде всего на две группы. Первая это обычные, традиционные формы, применяющиеся практически везде - праздничные вечера, беседы, встречи, конкурсы и т.д. Вторая группа это формы, свойственные только университету, вытекающие из его традиций, обычаев, истории.

Например, университетский ритуал посвящения в студенты, вечера памяти выдающихся университетских ученых (Н.И. Лобачевский, А.И. Бутлеров и др.), знаменитая университетская весенняя легкоатлетическая эстафета, давно превратившаяся в общегородской весенний праздник, в котором участвуют все вузы г. Казани, День основания университета, мероприятия, посвященные знаменитой революционной студенческой сходке 1887г., разнообразные тематические выставки в музее истории КГУ, в т.ч посвященные памяти знаменитых студентов и выпускников университета - А.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, Мельникова-Печерского, М.А. Балакирева, и др, вечера классической музыки бывшего университетского, а нынче городского скрипичного ансамбля La Primavera и многие другие.

В отдельную группу следует видимо выделить новые формы воспитательной работы, связанные с современными информационными технологиями. Это, например, уже упоминавшиеся интернет-клуб "Интернет против наркотиков", интернет-газеты и интернет-издания, специальные университетские сайты и т.д.

Формы работы можно классифицировать и по различным другим критериям. Например, по структурным уровням это общеуниверситетские, факультетские, межфакультетские, кафедральные, курсовые и групповые формы воспитательной деятельности, а также воспитательная работа в общежитиях. Они весьма сильно различаются, поскольку ставят разные цели, основываются на различных традициях. Например, система воспитания на механико-математическом факультете имеет свои неповторимые особенности, традиции и ценности, ведущие начало от Н.И. Лобачевского, Н.Г. Чеботарева, А.З. Петрова и многих других выдающихся математиков университета. А традиции филологического факультета связаны прежде всего с именами В.И. Григоровича, И.А. Бодуэна де Кутенэ и В.А. Богородицкого.

Формы воспитательной работы можно разделить по уровню охвата студентов - массовые, групповые, индивидуальные, которые отличаются по методике подготовки и проведения.

Реализация большинства форм воспитательной работы (за отдельными исключениями) осуществляются при тесном сотрудничестве и прямом участии студенческого самоуправления, которое является в университете органическим элементом всей системы управления воспитательной работой, что нашло отражение и в вышеприведенной схеме организационно-управленческой структуры.

Активными субъектами студенческого самоуправления в Казанском государственном университете являются Союз студентов и аспирантов КГУ и Профсоюзная студенческая организация КГУ, которые обладают развитой структурой работы со студентами на факультетах (советы и профбюро факультетов соответственно). При этом каждая из данных организаций имеет собственные, отличные друг от друга, не дублирующиеся уставные виды деятельности. Так, Союз студентов и аспирантов считает своими главными целями создание оптимальных условий для творческого самовыражения студентов и аспирантов в области науки, учебы и искусства, развитие научных и культурных связей с молодежью и студентами других вузов Российской Федерации и стран зарубежья, содействие в трудоустройстве и ряд других. Профсоюзная организация осуществляет защиту прав и законных интересов своих членов, социальную защиту студенчества, организует оздоровление и отдых студентов, контролирует бытовые условия их проживания в общежитиях.

Студенческие общественные организации взяли на себя ряд важных функций в воспитательной работе и в значительной степени "разгружают" администрацию университета от проблем, например, в сфере организации досуга, как одной из эффективных форм воспитательного процесса.

Кроме досуга, есть, конечно, и многие другие направления деятельности, относящиеся к студенческому самоуправлению. Они прямо вытекают из тех целей и задач Союза студентов и аспирантов и студенческого Профсоюза, которые сформулированы выше.

4. Нормативно-правовая база, кадровое обеспечение

Реализация модели воспитания в Казанском государственном университете осуществляется на четкой нормативно-правовой базе. Она включает в себя документы различных уровней.

  1. Документы вышестоящих организаций и органов государственного управления Российской Федерации. Среди них можно выделить:
    • Закон Российской Федерации об образовании;
    • Закон Российской Федерации о высшем и послевузовском образовании;
    • Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025г.
    • Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы;
    • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.
    • Программа развития воспитания в системе образования России;
    • Приказы, распоряжения и инструктивные письма МО РФ по вопросам воспитания и образования.
  2. Документы органов управления Республики Татарстан.
    • Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы;
    • Программа профилактики наркотизации и сохранения здоровья студенческой молодежи Республики Татарстан на 2002-2006 г.г.
    • Решение межведомственной комиссии Совета Безопасности РТ "Об организации работы по профилактике наркомании среди студентов Казанского государственного университета" от 13.12.2001г. N12;
    • Решение республиканского Оргкомитета по 200-х летию КГУ от 3.12.2003г. "О проблемах и совершенствовании воспитательной работы со студентами в Казанском госуниверситете" от 3.12.201г.
    • Распоряжения и письма Кабинета Министров РТ по вопросам образования и воспитания;
    • Решения Совета Ректоров РТ.
  3. Внутренние документы университета:
    • Устав Казанского государственного университета;
    • Миссия Казанского государственного университета;
    • Решения Ученого Совета;
    • Приказы и распоряжения ректора;
    • Решения научно-методического совета по воспитательной работе.

Говоря о кадровом обеспечении, необходимо отметить следующее.

  1. Важную роль в воспитании играют преподаватели университета и их отношение к работе, к окружающим, высокий профессионализм, эрудиция, самодисциплина, стремление к творчеству. В настоящее время профессорско-преподавательский состав здесь насчитывает 1011 человек, из них 217 докторов и 529 кандидатов наук, каждый из которых в той или иной мере участвует в воспитании, что закреплено Уставом университета, который подчеркивает, что обязанностью научно-педагогических работников является формирование у обучающихся профессиональных качеств по избранному направлению подготовки (специальности), гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации, а также и развитие у них самостоятельности, инициативности и творческих способностей.
  2. На всех факультетах с 1999 года по решению Ученого Совета введены должности заместителей деканов по работе со студентами, главными функциями которых являются:
    • использование воспитательного потенциала учебного процесса;
    • привитие уважения и любви к избранной профессии;
    • воспитание профессиональной этики, ответственности, компетентности;
    • формирование творческой направленности и личности студента;
    • контроль за участием студентов в конкурсах научных работ и грантов, совместных студенческо-преподавательских научно-исследовательских и научно-практических мероприятиях, конференциях, семинарах;
    • помощь в организации отдыха, проведении культурных и спортивных мероприятий на факультете и в общежитиях;
    • помощь в организации студенческого быта, организация контроля за соблюдением правил проживания в общежитиях, оказание помощи при разрешении спорных вопросов с администрацией общежитий.

    Все заместители деканов являются членами научно-методического совета университета по воспитательной работе, кроме того, с ними проводятся систематические семинары-совещания в Управлении социально-воспитательной работы.

  3. С целью повышения эффективности воспитательной работы, улучшения ее организации, использования принципа индивидуального подхода в университете восстановлен институт кураторства.

    Особое внимание при этом обращается на то, чтобы работа куратора не шла в противовес со студенческим самоуправлением, а дополняла бы его, образуя единую, демократическую воспитательную систему. Задача куратора не навязать мнение, не подменить студента в его деятельности, а помочь разобраться и организовать.

    Важнейшими конкретными направлениями деятельности кураторов являются такие, как: адаптация первокурсников к вузовским условиям; - помощь студентам в решении их социально-бытовых проблем и досуга; - помощь в формировании в студенческой группе климата дружбы, доброжелательности, сплоченности и взаимной поддержки; в осознании принадлежности и причастности ее к единому вузовскому сообществу преподавателей и сотрудников, объединенных единой организационной культурой, одной системой взглядов и ценностей.

    С кураторами организована регулярная учеба в виде семинаров и тренингов. Очередная "Неделя кураторов" состоится в марте 2004 года, для них организована постоянно действующая консультационная служба при кафедре педагогики. В планах на ближайшую перспективу проведение конференции кураторов по обмену опытом работы.

5. Программно-методическое сопровождение реализации модели

В течение всего периода формирования и реализации модели осуществлялся процесс ее программно-методического сопровождения. Он включал в себя:

  • регулярное критическое обсуждение хода работ на совещаниях с заместителями деканов и студенческим активом;
  • периодическое обсуждение процесса реализации модели и возникающих проблем на заседаниях ректората и Ученого Совета;
  • уточнение и корректировку теоретических положений модели - целей воспитания, принципов, форм работы, критериев эффективности;
  • разработку и "испытание" диагностических методик;
  • подготовку методических рекомендаций для факультетов, студенческого городка и новых формирующихся служб - психологической помощи, содействия занятости, кураторам;
  • подготовку нормативных документов - Положение о кураторе учебной группы, Положение о службе занятости, Положение о научно-методическом совете, Положение о редакционно-издательском отделе, проекты распоряжений и приказов;
  • подготовку планов и программ по реализации приоритетных направлений воспитания.

6. Оценка результативности реализации модели

Формирование новой модели воспитания в университете началось в 1995 и в основном закончилось в 2002 году.

О результативности ее реализации свидетельствует ряд моментов.

Во-первых, за этот период неоднократно выборочно осуществлялась диагностика всех направлений воспитательной деятельности, предусмотренных моделью, через систему педагогического мониторинга (в перспективе по плану она должна осуществляться непрерывно) на основе преимущественно университетских авторских методик. Заметим, что диагностирование это уже сам по себе позитивный результат функционирования модели (раньше ее не было).

Например, диагностика духовно-нравственной культуры студентов, проводилась по методикам проф. В.И. Андреева. Она показала, что выше всего студенты оценивали у себя чувство справедливости, на 2-м месте оказалась ответственность, на 3-ем - альтруизм. Такое нравственное качество как патриотизм не попало даже в 1-ую десятку среди позитивных нравственных качеств и ценностей студентов. Кроме того, выяснилось, что духовно-нравственная составляющая снижается от 1-го курса к 5-му. На основе этих выводов был разработан комплекс соответствующих мер.

Диагностика эстетической культуры проводилась проф. Г.А. Петровой. Выяснилось, что от 1-го курса к 5-у курсу эстетическая направленность личности становится все более устойчивой и стабильной, развивается воображение, глубина в оценке художественных произведений.

Диагностические исследования уровня политико-правовой культуры и степени сформированности гражданской позиции осуществлялись доц. О.И. Донецкой. Картина выяснилась очень сложная, и неоднозначная, например, многие (около 15%) ошибочно связывали ее с ответственностью за свою личную судьбу, а еще около 15% - с участием в выборах.

Исследование мотивации профессионального обучения проводилось проф. В.Г. Каташевым, исследование формирования информационной культуры - ст. преп. М.В. Мардановым, исследование готовности студентов к здоровому образу жизни - доц. С.Г. Добротворский и т.д.

Все это позволило внести существенные корректировки в планы работы, а в некоторых случаях усовершенствовать модель.

Во-вторых, результатом реализации модели явилось значительное улучшение постановки воспитательной работы во всех звеньях университета, улучшение общего "климата", снятие напряженности в отношениях между студентами и администрацией, имевшей место в 90-ых годах, разительное изменение обстановки в общежитиях по сравнению еще с периодом шести-семи летней давности. Последние 3 года общежития стали занимать первые места в городских смотрах-конкурсах.

В-третьих, наличие системы воспитания, служб, структур, ответственных лиц, работающих со студентами, органов студенческого самоуправления, позволяет ставить, спокойно обсуждать любые самые сложные проблемы и приходить к взаимоприемлемым решениям.

В-четвертых, результатом реализации модели является разработка университетской комплексной программы "Образование и здоровье", разработка упоминавшейся Межвузовской программы профилактики наркотизации и сохранения здоровья студенческой молодежи Республики Татарстан, начавшаяся подготовка Программы развития информационного обеспечения воспитательной работы Программы воспитания в условиях многонационального и многоконфессионального региона.

В-пятых, работа над реализацией модели привела к значительному оживлению теоретических исследований в области воспитания.

 
© 1995-2011 Казанский федеральный университет