КФУ > НБЛ > О библиотеке
 Электронные ресурсы
 Электронные каталоги Научной библиотеки
Ресурсы библиотек г.Казани
Сводный каталог библиотек России
 Электронные коллекции
Подписка КФУ на 1 полугодие 2012 г.
 Сервисы библиотеки
 В помощь читателям
 Выставки
  · Выставки 2012
· Бюллетень новых поступлений
 
 
 
Консультации методиста

  1. Каков порядок учета читателей библиотеки вуза?
    «В соответствии с письмом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 14 сентября 1984г. №93-15-516/26 и приказом государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 23 ноября 1995 г. № 1587 «Об утверждении временных показателей по отнесению библиотек высших и средних профессиональных учебных заведений к группам по оплате труда руководящих работников и специалистов» при представлении сведений для отнесения библиотеки к группе по оплате труда учитывается количество фактически обслуженных читателей…» // Библиотеки учебных заведений.- №1. – 2003. – С.55.

  2. Каков порядок получения библиотекой вуза наименования научной библиотеки?
    «Как показывает практика работы библиотек высших учебных заведений, такое решение принимается Ученым советом вуза, исходя из значительного состава в фонде библиотеки научной литературы…»// Библиотеки учебных заведений.- №1. – 2003. – С.56

  3. Какие нормативные и правовые документы регулируют новую систему оплаты труда библиотечных работников?
    «… В федеральных бюджетных организациях, в том числе в крупнейших государственных библиотеках, новая система оплаты труда библиотечных работников введена с 1 декабря 2008 года Постановлением Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала…»» // Библиотека и закон. – Вып.27. – 2009. – С.7-12.

  4. Какие нормативы обеспеченности для библиотек высших учебных заведений в связи с внедрением ФГОС ВПО 3-го поколения?
    «… выполнение требований пункта 7.17(7.18) ФГОС Приказа Минобрнауки России об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта ВПО «7.17. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет».…» // подробная информация размещена на сайте КнигаФонд

  5. Устарела ли «Инструкция по библиотечному учету 1998г.»?
    «…Инструкция действительно находится в переработке, однако на сегодняшний день она не отменена…» // В. Шилов. Как списать литературу? (О новой инструкции по бюджетному учету) // Библиотека. - №7. – 2010. – С.18-20.

  6. Как рассчитать относительные показатели?
    «Показатели интенсивности – это относительные величины, измеряющие соотношение двух различных по содержанию, но взаимосвязанных показателей…»// Колесникова, Марина Николаевна. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник для вузов / М. Н. Колесникова.—Москва: Либерея-Бибинформ, 2009. – С. 146-147.

  7. Нужен ли санитарный день и какие нормативные документы о нем существуют?
    Режим работы библиотек, в том числе в выходные, санитарные дни, устанавливается для каждой библиотеки с учетом потребностей населения и интенсивности ее посещения по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
    Санитарный день в библиотеке утвержден Министерством культуры СССР от 01.09.1975 (вступил в силу с 01.01.1977). Данный документ называется «Правила техники безопасности в библиотеках». В п.п. 5.129 указывается на то, что в каждой библиотеке один раз в месяц нужно проводить санитарный день. В этот день библиотека читателей не обслуживает. О санитарном дне и санитарно-гииенических условий в библиотеках подробно изложено в учебно-методическом пособии В.Г. Дригайло Основы научной организации труда в библиотеке № 20. - М.: ЛИБЕРЕЯ, 2005. - С. 165.
    Порядок проведения санитарного дня расписан в книге Ю.Н. Столярова. Как сохранить библиотечный фонд: секреты старого книгохранителя. - М., 2001. - С.145-147.
    Что касается вопроса "о вредности пыли", то законодательно этот вопрос не подкреплен и в список вредных профессий (как было в довоенное и военное время) библиотекари не входят (источник журнал Независимый библиотечный адвокат).

  8. Как учитывать посещения в библиотеке?
    Согласно ГОСТу 7.20-2000 "Библиотечная статистика"

    п.7 Учет пользователей библиотек.

    п.7.1. Единицей учета читателей является читатель.

    п.7.1.1 Учет общего числа пользователей производится по числу читателей, обслуженных всеми структурными подразделениями библиотеки и зарегистрированных в единой регистрационной картотеке или единой базе данных читателей.
    Примечание: при наличии в библиотеке единственного структурного подразделения учет общего числа читателей может проводиться на основе картотеки формуляров читателей.

    п.7.4. Единицей учета пользователей обращающихся в библиотеку через электронные информационные сети(например, удаленных пользователей) является код пользователя (лица или организации), зафиксированный на сервере библиотеки с помощью специального счетчика.

    п.7.4.1 Учет общего числа пользователей, обращающихся в библиотеку через электронные информационные сети, (например в режиме удаленного доступа) осуществляется по количеству неодинаковых кодов лиц и организаций, зарегистрированных на сервере библиотеки.

    п.7.5. Единицей учета посетителей мероприятий является лицо, присутствующее на мероприятии и зарегистрированное в документах каждым структурным подразделением библиотеки.

    п.7.5.1. Учет общего числа посетителей мероприятий осуществляется суммированием количества присутствующих на мероприятиях лиц, зарегистрированных в принятых документах каждым структурным подразделением библиотеки, проводящем мероприятие.
    Примечание: число посетителей мероприятия, совместно проводимого несколькими структурными подразделениями библиотеки, учитывается одним структурным подразделением.

    п.8. Учет посещений, обращений.

    п.8.1. Единицей учета посещений является одно посещение, зарегистрированное в документации или БД, принятых в библиотеке.

    п.8.2. Единицей учета обращений к электронной библиотечно-информационной сети (например, удаленного доступа) является одно обращение на сервер библиотеки.

    п.8.3. Учет общего числа посещений (обращений) проводится суммированием посещений (обращений), учтенных каждым структурным подразделением библиотеки.

  9. Каковы изменения в квалификационной характеристики должности «Педагог-библиотекарь»?
    Документ с изменениями, внесенными: приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 года N 448н // Российская газета, N 150, 13.07.2011.
    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИКАЗ от 26 августа 2010 года N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (с изменениями на 31 мая 2011 года).

       

    Педагог-библиотекарь5

    _______________      
    5Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

                    

    Должностные обязанности. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.            
    Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.           
    Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

   
 О библиотеке
  · Положение о библиотеке
· История
· Библиотека в наши дни
· Структурные подразделения
· Концепция НОЭБ
· Фонды и коллекции
· Литература о библиотеке
· Труды сотрудников
Ключевые направления развития НБЛ
 Методический центр
 Контакты
 Режим работы
 Наши дарители
Электронная доставка документов
Гостевая книга
 Научно-методический журнал
 Корпоративная библиотечная сеть г.Казани
Регистрационная карта
 
 

Какие услуги нашей библиотеки Вы считаете наиболее важными ?

выдача книг и журналов на дом
доступ к сетевым электронным ресурсам
заказ книг и журналов из фондов других библиотек
получение электронных копий статей
удаленный электронный заказ книг на абонемент

Результат опроса

Результаты предыдущих опросов и комментарии
 

© 1995-2012 Казанский федеральный университет