КФУ > НБЛ
 Электронные ресурсы
 Электронные каталоги Научной библиотеки
Ресурсы библиотек г.Казани
Сводный каталог библиотек России
 Электронные коллекции
Подписка КФУ на 1 полугодие 2012 г.
 Сервисы библиотеки
 В помощь читателям
 Выставки
  · Выставки 2012
· Бюллетень новых поступлений
 
 
 
Женщины в Казанском университете

Лексина Ю.А.,
зав. научно-библиографическим отделом,
Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КГУ,
канд. ист. наук

В последние десятилетия появилось немало исследований, посвященных гендерной проблематике. В литературе, посвященной истории Казанского университета (далее КУ) до последнего времени не ставилась комплексная проблема пребывания женщин в университете, хотя отдельные сюжеты, связанные с изучением женщин, безусловно, рассматривались. В последние годы ситуация стала несколько меняться: защищена диссертация Е. В. Афониной "Высшее женское образование в Казани во второй половине XIX - нач. ХХ вв.", вышла новая история Казанского университета, где указанный аспект хотя и мимолетно, но все же нашел отражение; наконец, опубликовано большое исследование профессоров КУ Е. А. Вишленковой, С. Ю. Малышевой и А. А. Сальниковой "Terra universitatis", где представлен взгляд на историю КУ с точки зрения истории повседневности, и в котором нашел отражение сюжет о взаимоотношениях мужчин и женщин в стенах университета. Вместе с тем, какого-то обобщающего исследования о месте и роли женщин в истории КУ нет.
Следует отметить, что с момента основания университета женщины так или иначе в нем присутствовали. Во-первых, женщины входили в состав обслуживающего персонала: прачки, кухарки и пр. Во-вторых, часть профессоров и преподавателей имела квартиры непосредственно в самом университете, а жили они в месте с семьями - женами, дочерьми, матерями. Но и те и другие, входя в состав университетского сообщества, не являлись полноправными его членами, поскольку не участвовали в научно-педагогической деятельности. А именно с этой позиции хотелось бы рассмотреть женщин в университете. И здесь речь следует вести о двух аспектах: о женщине как учащейся и о женщине как полноправной сотруднице.
Если следовать хронологии, то начать следует с женщин-учащихся, так как они появились намного раньше, чем сотрудники.
С 1855 г. в КУ функционировал Повивальный институт, готовивший акушерок. В первые годы его существования женщины не посещали занятий в аудиториях: их подготовка сводилась до изучения теории по учебникам и участия в принятии родов на дому или в городских клиниках. По инициативе профессора КУ, сторонника женского образования П. Ф. Лесгафта в конце 1860-х - нач. 1870-х гг. слушательницы Повивального института были допущены к занятиям в лабораториях и клиниках университета, что было принципиально новым явлением. Более того, П. Ф. Лесгафт выступил с призывом к женщинам о посещении ими своих университетских лекций. Широкого отклика этот призыв не получил, однако единичные случаи посещения женщинами лекций в университете имели место. В частности, на этот призыв откликнулись будущая революционерка Вера Фигнер и ее сестра.
В 1876-1887 гг. в Казани действовали Высшие женские курсы. Территориально они располагались в стенах университета, основной состав лекторов был представлен профессорами КУ, однако формально отношения к университету не имели.
Следующий этап, когда женщины допускаются в КУ, приходится на начало ХХ века и связан с революцией 1905-1906 гг. В частности, в августе 1905 были введены временные правила для университетов, в которых провозглашалась их автономия. Двери вузов впервые открывались для женщин. Женщины получали право не только посещать лекции, но действительно получать образование: правда, не в качестве студентов, а только как вольнослушатели, но и это было безусловным шагом вперед.
Этим правом не преминули воспользоваться казанские женщины. В сентябре 1906 г. на 4 факультета Казанского университета было зачислено 115 женщин. Прием продолжался и в следующем 1907-1908 учебном году. Среди 3550 студентов, посторонних слушателей и слушательниц Казанского университета, отраженных в списках за этот год 293 - женщины (8,3%).
Однако уже в последующие годы правительство делает шаг назад в вопросе о высшем женском образовании: циркуляр министра народного просвещения 1 августа 1907 г. категорически запрещал преподавателям принимать у вольнослушательниц экзамены и зачеты, в циркуляре от 16 мая 1908 г. запрещалось принимать женщин вольнослушателями в университеты и предписывалось исключить тех, которые уже учились.
И хотя Совет КУ выступил с ходатайством разрешить доучиться в университете уже зачисленным женщинам, начался массовый уход вольнослушательниц из университета. В результате, по подсчетам исследователей окончили полный курс обучения в университете только 22 женщины, поступившие в 1906-1907 гг.
Среди них Евгения Самойловна Кливанская (Кливанская-Кроль), ставшая впоследствии известным педиатром, профессором Свердловского медицинского института, Неонила Ивановна Кедрова, акушер-гинеколог, доктор медицинских наук, заслуженный врач РСФСР; Ракия Шейш-Аттаровна Кутлубаева, первая женщина-башкирка, получившая диплом врача; Елена Павловна Окунькова (Кирпичникова), врач земской больницы Вятской губернии, Людмила Алексеевна Алмазова (Васильева), впоследствии кандидат химических наук, доцент КХТИ, Гали Александровна Иванова (Духовчик), работавшая юристом в Москве.
Вновь распахнул двери для женщин Казанский университет в 1915 г. В 1915-1917 гг. в числе поступивших в КУ - будущий геолог Александра Васильевна Миртова, доцент КУ, первая женщина-татарка, окончившая университет Амина Фасаховна Мухутдинова, впоследствии юрист, политический деятель, Ольга Александровна Тихомирнова, кандидат биологических наук, работавшая в КГМИ, Милица Васильевна Нечкина, известный историк, действительный член АН СССР (1958, член-кор. 1953). Единственная, кстати, женщина-академик, вышедшая из стен КУ.
Революция 1917 г. ускорила процессы, начавшиеся в предреволюционные годы. В университеты стали широко допускаться женщины. Уже в 1919 г. женщины составляли 23,8% всех студентов КУ. И если в начале 1920-х гг. наблюдается некоторый спад, то уже с конца 20-х гг. заметна явная тенденция увеличения доли женщин в числе студентов КУ: 1929 - 46,5%, 1938/39 - 57% . Резкое увеличение доли женщин приходится на военное время, что вполне понятно, в 1946 г. студентки составляли 78% всех учащихся. Но уже к концу 1940-х ситуация стабилизируется: в 1949 г. женщины студентки составили 62%. Эта цифра с небольшими колебаниями в отдельные годы сохранилась до наших дней. В 2003 г. из 16153 студентов университета женщин насчитывалось 10188 (63,1%).
Процесс проникновения женщины в преподавательскую, научную, а тем более управленческую среду Казанского университета проходил более медленно и болезненно.
Первые женщины, появившиеся в университете в качестве сотрудников, были, пожалуй, акушерки, работавшие при медицинских клиниках. С 1860-х гг. это в основном выпускницы упоминаемого выше Повивального института. Но на кафедры они не допускались.
В 1869 г. по инициативе того же П. Ф. Лесгафта выпускница Повивального института Евгения Стапановна Мужскова была назначена лаборанткой кафедры анатомии. Впервые в России женщина надела прозекторский фартук и встала наравне с мужчинами, проработав 11 лет.
В начале ХХ в. женщин можно встретить и на других должностях. В частности, в числе письмоводителей библиотеки КУ в 1907-1909 гг. значится Агриппина Беляева, а в 1910-1911 гг. Наталья Владимировна Муратовская занимает пост помощника библиотекаря.
Однако к преподавательской деятельности в университете до революции 1917 г. женщины доступа не получили.
После революции 1917 г., несмотря на декларацию равенства полов, доминирующую позицию в университете продолжали сохранять мужчины. Так в 1920 г. в числе сотрудников КУ насчитывалось 59 женщин (20,3%). Абсолютное их большинство занимали должности лаборанток или младшего обслуживающего персонала, что, прежде всего, объяснялось тем, что женщины не имели соответствующей подготовки. В начале 1930-х женщины-преподаватели составляли всего 16%, через 10 лет на 1 января 1940 г. 25%. При этом численный рост их в основном происходил за счет ассистентов.
Вместе с тем в середине 1930-х гг. появляются и качественно новые явления. В 1934 г. вступает в силу положение "О степенях и научных званиях". В том же 1934 г. в КУ защищается первая диссертация, автором которой стала Ирина Васильевна Егерева. В 1934 г. впервые в истории КУ женщинам поручается заведование кафедрами. Первыми заведующими стали доцент геологического факультета Евгения Ивановна Тихвинская и доцент Евгения Соломоновна Гинзбург.
Гинзбург в 1934-1935 заведовала кафедрой марксизма-ленинизма, впоследствии была репрессирована. Тихвинская во многом была первой в КУ: первая женщина зав. кафедрой (1934-1976, 42 года), первая женщина доктор наук (1942), одна из первых женщин, ставшая деканом (1949-1953).
С конца 1930-х все больше женщин защищают кандидатские диссертации, получают звания доцентов, становятся заведующими кафедрами. Так, кафедрой иностранных языков в 1938-1960 заведовала А. С. Шкляева, зав. кафедрой татарского языка и литературы - Р. А. Хакимова (1944-1951), кафедрой русского языка и общего языкознания - Е. К. Бахмутова (1944-1957). В послевоенные годы позиция женщины в университете еще более укрепляется.
Изучая этот аспект, следует отметить своеобразие источниковой базы. В статистических материалах, отражающих деятельность КУ, нет данных, характеризующих профессорско-преподавательский состав по половому принципу, поэтому для анализа необходимо изучать материал о всех сотрудниках поименно.
К своему 200-летнему юбилею Казанский университет пришел, имея в своем составе 42,9% женщин. Большинство из них занимают должности ассистентов и старших преподавателей (48,5%); 43% - это доценты, 8,5% - профессора. По отношению к мужчинам количество женщин-профессоров составляет 19,2%; при этом на гуманитарных факультетах эта цифра составляет 32,9%, на факультетах естественных и точных наук всего 11,5%.
Женщины руководят около 25% университетских кафедр (24 кафедры из 99), однако в числе руководителей структурных подразделений женщин крайне мало. За 200-летнюю историю КУ всего 15 женщин были руководителями структурных подразделений. 3 из них были деканами химического факультета: В. Ф. Торопова (1960-1965), И. В. Коновалова (1972-1987), Г. А. Чмутова (1987-1992); 3 - историко-филологического факультета: И. И. Окунева, А. Е. Рогинская, Д. Г. Тумашева (1971-1980); 3 женщины были директорами библиотеки: М. Д. Мейзлер (1951-1952), Ж. В. Щелыванова (1985-2000), Г. А. Аухадиева (с 2000); 2 - деканы биолого-почвенного факультета: Х. М. Курбангалиева (1958-1962), М. И. Беляева (1962-1963). Во главе структурных подразделений в разные годы также находились Е. И. Тихвинская (декан геофака в 1949-1953), Т. В. Рогова (декан экологического факультета в 1997-1998), Ф. И. Ратнер (директор Института языка с 1997), Г. В. Морозова (декан факультета международных отношений и политологии в 2003-2005). Не занимали женщины и посты проректоров и тем более ректоров, что свидетельствует об определенной доле консерватизма.
На страницах 2-го и 3-го томов биобиблиографического словаря "Казанский университет" представлено 1146 справок о женщинах (или 30,4%), что свидетельствует о достойном положении женщины в Казанском университете и, прежде всего среди его выпускников.

Назад на содержание

   
 О библиотеке
Ключевые направления развития НБЛ
 Методический центр
 Контакты
 Режим работы
 Наши дарители
Электронная доставка документов
Гостевая книга
 Научно-методический журнал
 Корпоративная библиотечная сеть г.Казани
Регистрационная карта
 
 

Какие услуги нашей библиотеки Вы считаете наиболее важными ?

выдача книг и журналов на дом
доступ к сетевым электронным ресурсам
заказ книг и журналов из фондов других библиотек
получение электронных копий статей
удаленный электронный заказ книг на абонемент

Результат опроса

Результаты предыдущих опросов и комментарии
 

© 1995-2012 Казанский федеральный университет