Казанский университет

Титульный лист

Список исполнителей

Реферат

Содержание



Телефоны

Карта сайта

Поиск по сайту
Письмо
web-мастеру
  Структура Сотрудники Документы Издания Поступающим Новости
Отчеты о научно-исследовательской работе

"Разработка модели системы воспитания
в высшем учебном заведении
(на опыте Казанского Государственного Университета)"

2.2.2. Исследование развития методологической культуры и перспективных направлений ее воспитания
(Казанцева Л.А.)

В ходе работ по проекту были проведены исследования развития методологической культуры студентов и перспективных направлений ее воспитания в университете проводилось.

В процессе констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития методологической культуры в целом и отдельных ее компонентов приняли участие студенты химического и юридического факультетов (150 человек), а также аспиранты первого года обучения гуманитарных и естественнонаучных факультетов (105 человек).

Было установлено, что у испытуемых (в 75% и 69% соответственно) отсутствует системность личностно-ценностного ориентирования на самопознание, творческую самореализацию, саморазвитие, на творческий диалог. Вместе с тем именно воспитательный процесс, построенный на принципах самореализации и саморазвития, приносит наибольший эффект не только в плане профессионализации, но и социализации личности студента.

У 59 % и 37%, соответственно, низок уровень владения методами познания и самопознания (анализ, сравнение, гипотеза, дедукция, индукция и т.д.).

У 65% студентов и 35% аспирантов низок уровень межличностной культуры мышления, творческого диалога, саморазвития.

Самооценка, рефлексия, самоконтроль, саморазвитие, самопознание являются базовыми компонентами "самости" познавательного процесса и в воспитании личности студента как "субъекта мировой научной культуры".

В ходе эксперимента выявлен низкий уровень потребности в эмоционально-ценностном отношении в процессе познания и самопознания (у 57% и 35% соответственно). Вместе с тем это в значительной степени обеспечивает развитие таких дихотомических качеств, как ответственность и чувство "внутренней свободы", критичность и убежденность, инициативность и самодисциплина, уверенность в справедливости собственной позиции и толерантность, готовность к риску и избежание конфликтов.

Методологическая культура в целом и отдельные ее компоненты вбирают и интегрируют познавательный, эмоционально-нравственный, поведенческий и личностный аспекты учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют спроектировать систему педагогических условий, обеспечивающих воспитание у обучаемых методологической культуры личности студентов и аспирантов. Этими условиями являются следующие:

  • системное, поэтапное создание научного, личностно-ориентированного поликультурного пространства;
  • целенаправленное воспитание социокультурного опыта, нравственно-этического поведения личности в познавательных ситуациях;
  • усиление стимулирующего - мотивационного, творческого компонента учебно-воспитательного процесса;
  • создание психологических и психофизиологических условий продуктивной творческой деятельности студентов и аспирантов;
  • реализация единого в рамках университета подхода в воспитании:
    • мотивационно-творческой активности;
    • интеллектуально-логических способностей;
    • интеллектуально-эвристических способностей;
    • способностей к творческой самореализации, самопознанию, саморазвитию;
    • коммуникативных качеств;
    • нравственно-эстетических качеств;
    • ценностного отношения к творчеству как личностному процессу создания новых по сути культурных и духовных ценностей (общения, развития);
  • выявление барьеров, препятствующих целостному, многомерному процессу воспитания и самовоспитания методологической культуры личности;
  • оптимальный выбор методов и средств учебно-воспитательного процесса в университете, обеспечивающих воспитание:
    • познавательных интересов;
    • стремления к цели;
    • критичности и толерантности мышления;
    • способности генерировать идеи;
    • способности к фантазии;
    • способности к интеграции познавательного опыта.

Предыдущий раздел Следующий раздел


© 1995-2011 Казанский федеральный университет