Казанский университет

Титульный лист

Список исполнителей

Реферат

Содержание



Телефоны

Карта сайта

Поиск по сайту
Письмо
web-мастеру
  Структура Сотрудники Документы Издания Поступающим Новости
Отчеты о научно-исследовательской работе

"Разработка модели системы воспитания
в высшем учебном заведении
(на опыте Казанского Государственного Университета)"

2.2. Исследование приоритетных направлений воспитания профессиональной, учебной и научной культуры студентов на диагностической основе

2.2.1. Исследование мотивации профессионального обучения
(Каташев В.Г.)

Исследование мотивации профессионального обучения студентов было проведено на основе специальных методик.

Мотивы являются, как известно, причиной заинтересованного отношения к учебе как основе профессиональной деятельности. Можно утверждать, что активным в профессиональном обучении будет тот студент, который осознает потребность в знаниях, необходимых в будущей профессиональной деятельности, а свою профессию осознает, в свою очередь, как единственный или основной источник удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Профессиональное самосознание делает мотивы учения устойчивыми, способствует развитию у студента умения ставить цели и добиваться их.

Рассмотрим методики, примененные для исследования.

Методики определения мотивации учения студентов и акцентуации типа личности

Методика замера мотивации профессионального обучения студентов может быть представлена в следующем виде: на основе описанных в тексте уровней мотивации студентам предлагается комплекс вопросов и серия возможных ответов. Каждый ответ оценивается студентами баллом от 01 до 05.

01 - уверенно "нет"

02 - больше "нет", чем "да"

03 - не уверен, не знаю

04 - больше "да", чем "нет"

05 - уверенно "да"

Шкалирование производится самими студентами в следующей карточке:

Факультет ___________ группа ________ специальность __________

Фамилия, имя _________________

1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 41   Итого
2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 42   Итого
3 7 11 15 19 23 27 31 35 39 43   Итого
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 44   Итого

Поскольку мотивация личности складывается из волевой и эмоциональной сфер, то вопросы как бы разделены на две части. Половина вопросов (24) предполагает выявить уровень сознательного отношения к проблемам учения, а вторая половина вопросов (20) направлена на выявление эмоционально физиологического восприятия различных видов деятельности в меняющихся ситуациях.

Анкета мотивов

1 вопрос. Что побудило Вас выбрать эту профессию?

Ответы

  1. Боюсь остаться в будущем без работы.
  2. Стремлюсь найти себя в этом профиле.
  3. Интересны некоторые предметы.
  4. Здесь интересно учиться.
  5. Учу, потому что все требуют.
  6. Учу, чтобы не отстать от товарищей.
  7. Учу, потому что большинство предметов необходимо для профессии, которую я выбрал.
  8. Считаю, что необходимо учить все предметы.

2 вопрос. Как Вы объясняете свое отношение к работе на занятиях?

Ответы

  1. Активно работаю, когда чувствую, что пора отчитываться.
  2. Активно работаю, когда понимаю материал.
  3. Активно работаю, стараюсь понять, так как это нужные предметы.
  4. Активно работаю, так как нравится учиться.

3 вопрос. Как Вы объясняете свое отношение к изучению профильных предметов?

Ответы

  1. Если было бы возможно, то пропускал бы ненужные мне занятия.
  2. Мне необходимы знания только отдельных предметов или тем, необходимых для будущей профессии.
  3. Изучать надо только то, что необходимо для профессии.
  4. Изучать надо все, так как хочется познать как можно больше, и это интересно.

4 вопрос. Какая работа на занятиях тебе больше всего нравится?

Ответы

  1. Слушать лекции преподавателя.
  2. Слушать выступления студентов.
  3. Самому анализировать, рассуждать, стараться разрешить проблему.
  4. При разрешении проблемы стремлюсь докопаться до ответа сам.

5 вопрос. Как ты относишься к специальным предметам?

Ответы

  1. Они трудно поддаются пониманию.
  2. Их изучение необходимо для освоения профессии.
  3. Изучение специальных предметов сделало учебу интересной.
  4. Специальные предметы делают процесс обучения целенаправленным и видно, какие базовые дисциплины нужны.

6. Теперь обо всем!

  1. Часто ли бывает на занятии так, что ничего не хочется делать?
  2. Если учебный материал сложен, стараешься ли ты понять его до конца?
  3. Если в начале занятия ты был активным, то остаешься ли ты таким до конца?
  4. Столкнувшись с трудностью при понимании нового материала, приложишь ли ты силы, чтобы понять до конца?
  5. Считаешь ли ты, что трудный материал лучше бы не изучать?
  6. Считаешь ли ты, что в твоей будущей профессии многое из того, что изучается, не пригодится?
  7. Считаешь ли ты, что для жизни надо более или менее учить все?
  8. Считаешь ли ты, что надо иметь глубокие знания по специальным дисциплинам, а остальные по возможности?
  9. Если ты чувствуешь, что у тебя что-то не получается, то пропадает желание учиться?
  10. Как ты считаешь: главное - получить результат, неважно, какими способами?
  11. При разрешении проблемы или решении трудной задачи ищешь ли ты наиболее рациональный способ?
  12. Пользуешься ли при изучении нового материала дополнительными книгами, справочниками?
  13. Трудно ли ты втягиваешься в работу и нужны ли тебе какие-либо толчки?
  14. Бывает ли так, что в университете учиться интересно, а дома не хочется?
  15. Продолжаешь ли ты обсуждать изучавшееся на занятиях, после лекций, дома?
  16. Если ты не решил трудную задачу, а можно пойти в кино или погулять, то станешь ли ты решать задачу?
  17. При выполнении домашнего задания ты надеешься на чью-либо помощь и не прочь списать у товарищей?
  18. Любишь ли ты решать типовые задачи, которые решаются по образцу?
  19. Любишь ли ты задания, которые требуют размышления и к которым ты не знаешь как подступиться?
  20. Нравятся ли тебе задания, где необходимо выдвигать гипотезы, обосновывать их теоретически

Студенты при заполнении мотивационной шкалы дают оценку каждому вопросу и заполняют каждую клеточку. Затем преподаватель суммирует баллы по горизонтали в крайнем правом вертикальном ряду. Вертикальная нумерация шкал первого ряда обозначает не только номера вопросов, но и уровень мотивации.

Каждая шкала, соответствующая тому или другому уровню мотивации, может набрать от 11 до 55 баллов без учета цифры 0. Количество баллов каждой шкалы характеризует отношение студента к различным видам учебной деятельности и каждую шкалу можно анализировать отдельно.

Шкала же, отличающаяся от других большим количеством баллов, будет обозначать уровень мотивации учения в вузе. Просчитав среднее арифметическое по каждой шкале для группы, можно получить и общий, групповой уровень мотивации. Проводя периодический замер мотивации (1-2 раза в год), можно зарегистрировать динамику развития мотивации, как у отдельного студента, так и у коллектива. Такое шкалирование позволяет регистрировать не только уровень мотивации, но и внутриуровневую динамику развития. Так, если при одном из замеров в третьей шкале сумма баллов составила 38, что превышало другие уровни, а в следующем замере в этой же шкале набралось 43 балла, это будет характеризовать внутриуровневый прогресс. Возможна ситуация, когда одинаковое количество баллов набрано по разным шкалам, тогда преимущество отдается более высокому уровню мотивации. При этом необходимо помнить, что высокие уровни мотивации (3-4) значимы от 33 баллов и выше.

В интерпретации данной методики берутся во внимание 2-3-4 уровни мотивации. Первый уровень считаем не характерным для студента. Поэтому, в описании уровней мотивации учения обозначены первый, второй, третий, которые идентифицированы со вторым, третьим, четвертым общей методики.

Исследования на основе этих методик показали, что в процессе профессионального продвижения студента важно периодически замерять его мотивацию и корректировать при необходимости воспитание, направленное на развитие профессионального самосознания. Так, обследование студентов физического факультета КГУ дало следующие результаты:

Общее количество студентов, участвовавших в обследовании - 66 чел.
Высокий уровень мотивации (третий) - 17 чел. = 25%;
Нормальный уровень мотивации (второй) - 27 чел = 41%;
Средний уровень мотивации (первый) - 22 чел. = 33%.

Педагогическая интерпретация результатов обследования подтверждает социальную устойчивость студентов третьего и второго уровня мотивации учения, их профессиональную целеустремленность, желание освоить сопряженную дополнительную профессию.

Студенты первого уровня мотивации учения к процессу обучения относятся индифферентно. В лучшем случае проявляют познавательную активность на уровне предупреждения претензий со стороны учебной части. В худшем - поиском пути замены материальным эквивалентом собственному проявлению знаний.

Именно эта часть студентов в большей степени озабочена проведением своего досуга, который доминирует в распределении времени.

На этой основе можно предложить:

  • процесс профессионального обучения студентов университета должен подкрепляться интенсивной, околопрофессиональной деятельностью на всех этапах обучения (исследовательские группы, профессиональные общества и т.д.);
  • студентам с первым уровнем мотивации учения должно уделяться повышенное внимание со стороны академического руководства с целью создания условий повышения мотивации;
  • вся воспитательная деятельность в университете, в том числе и досуговая, не должна строиться на коммерческой основе.

Предыдущий раздел Следующий раздел


© 1995-2011 Казанский федеральный университет