Казанский университет

Титульный лист

Список исполнителей

Реферат

Содержание



Телефоны

Карта сайта

Поиск по сайту
Письмо
web-мастеру
  Структура Сотрудники Документы Издания Поступающим Новости
Отчеты о научно-исследовательской работе

"Разработка модели системы воспитания
в высшем учебном заведении
(на опыте Казанского Государственного Университета)"

2.1.3. Совершенствование системы гражданского воспитания студентов на диагностической основе
(Донецкая О.И.)

Диагностическое исследование совершенствования системы гражданского воспитания студентов было направлено на выявление уровня сформированности активной гражданской позиции на примере студентов 3-го курса экономического факультета Казанского государственного университета. Исследование проводилось в два этапа и включало в себя тестирование по определению уровня политико-правовой культуры личности и написание студентами эссе на тему "Что означает для меня выражение "Занимать гражданскую позицию?". Выборка составила 70 человек.

Предварительно была сформулирована гипотеза о том, что уровень политико-правовой культуры и сформированности активной гражданской позиции у многих студентов окажется весьма низким. Это и подтвердилось. Было выявлено слабое знание таких вопросов обществознания, как сущность демократического строя, гражданское общество, права человека, участие граждан в управлении государством, методология плюрализма и многовариантности, политическая и гражданская зрелость и т.д.

Для оценки уровня политико-правовой культуры предлагалась 4-х уровневая шкала: уровень эмоционального реагирования, уровень компетентности, уровень критического осмысления, уровень дееспособности. Было констатировано, что 99% респондентов оказалось на уровне эмоционального реагирования. При этом 38% заявили, что стараются анализировать происходящие в стране события. Однако отнести таких респондентов к уровню критического осмысления не позволило отсутствие необходимых (причем достаточно элементарных) знаний из области обществознания, политологии, права, мировой политики.

Наиболее важные выводы, сделанные на основании эссе, заключаются в следующем:

1. 68,4% респондентов считают, что у них сформирована гражданская позиция; 16% сообщили, что они никогда раньше не задумывались над тем, что это такое, однако попытались в работе на основании прочитанных определений ("гражданин", "гражданский", "позиция") сформулировать свои соображения по этому поводу; 12,8% - это респонденты, которые заявили, что не имеют гражданской позиции и не хотят (не могут) ее иметь; 2,8 % обнаружили полное непонимание задания ("каждый человек является гражданином той или иной страны, то есть имеет гражданскую позицию").

2. Респонденты, заявившие, что гражданская позиция у них сформирована (68,4%), понимают это следующим образом:

  • 25% респондентов не связывают наличие гражданской позиции у человека с его обязанностями как гражданина перед своей страной. Для них наличие гражданской ответственности выражается в ответственности за свою судьбу и активное, преобразовательное отношение к ней ("надо искать причину своих неудач в себе, а не жаловаться и обвинять кого-то", "я должен стать хорошим специалистом", "я должен получить хорошее образование", "я должен найти хорошую работу", "прежде всего человек должен отвечать за свои поступки", "улучшая свое материальное и социальное положение, я улучшаю положение своей страны").
  • 25% респондентов связывают наличие гражданской позиции с активным участием в выборах федерального и местного масштаба.
  • 24% респондентов понимают гражданскую позицию как комплекс оценочных суждений к политическим, экономическим, социальным и духовным структурам общества, наличие собственной точки зрения по поводу событий, происходящих в стране.
  • 21% респондентов считают, что активная гражданская позиция однозначно предполагает любовь к Родине и чувство патриотизма.
  • 20% респондентов считают, что человек, имеющий гражданскую позицию, участвует в жизни общества (однако не конкретизируют как).
  • 16% респондентов трактуют активную гражданскую позицию как ответственность перед страной (служение народу, обществу, Родине; долг перед Родиной; принесение пользы Родине; участие в национальном доходе).
  • 16% респондентов считают, что активная гражданская позиция выражается в соблюдении законов.
  • 15% трактуют наличие активной гражданской позиции как борьбу за свои права, "хотя бы самые незначительные".
  • 10% респондентов понимают активную гражданскую позицию как выражение протеста против негативных процессов, происходящих в обществе (коррупция, ввоз ядерных отходов и т.д.).
  • Для 10% респондентов иметь гражданскую позицию означает реализовывать свои права и выполнять свои обязанности.
  • 9% респондентов заявили, что активная гражданская позиция - это осознание ответственности перед будущими поколениями.
  • По 2,8 % респондентов считают, что гражданская позиция означает помимо прочего:
    1. бережное отношение к природе;
    2. уважение традиций и культурного наследия своей страны;
    3. информированность о событиях и процессах, происходящих в стране;
    4. заинтересованность в проблемах мирового масштаба, а не только своей страны.

3. 12,8% респондентов, заявивших, что у них нет гражданской позиции, можно разделить на две основные группы:

  • 10% респондентов заявили, что не имеют гражданской позиции ("чувство гражданина у меня атрофировано", "гражданская позиция - это всего лишь громкие слова", "слово "гражданин" потеряло свою значимость", "для меня слово "гражданин" ничего не значит", "в нашей стране нельзя реализовать свою гражданскую позицию, тогда к чему ее иметь" и даже "да какая, к черту, гражданская позиция!", "я - не гражданин своей страны"). Каждый аргументировал свою позицию: "государство - это кучка коррумпированных олигархов", "государство ничего не делает для своих граждан", "люди уверены в невозможности что-либо изменить", "люди, особенно пенсионеры и инвалиды, социально не защищены", "не многие гордятся, что они русские", "в нашей стране не соблюдаются элементарные права человека", "законы в нашей стране существуют только для простых людей". Назывались также такие причины, как бедность, разгул преступности, проституция и наркомания, пренебрежение человеческой жизнью.
  • 2,8% респондентов обнаружили агрессивную антигражданскую позицию ("ничего хорошего с моей стороны государству ждать нечего, потому что я учусь на экономическом факультете не только для того, чтобы потом работать, но и для того, чтобы знать, как делиться с государством по минимуму, а лучше совсем не делиться", "я не хочу служить в армии, я не хочу платить налоги, стремлюсь нарушать закон").

Проведенное исследование позволило выявить много интересного, в том числе довольно неожиданные факты. Отметим лишь наиболее важные моменты:

  1. У большинства студентов не сформирована осознанная гражданская позиция. Чаще всего это либо интуитивные поиски на основании бытовых, случайных знаний и представлений, либо сугубо книжное толкование, не пропущенное через себя новое знание, не превратившееся в убеждение (многие начинают с определения слова "гражданин", причем около 25% используют определение из "Толкового словаря Ожегова").
  2. Большинство респондентов не смогли без предварительной подготовки объяснить такие понятия, как "политика", "гражданин", "демократия", "гражданское общество", "гражданская зрелость".
  3. Большое число студентов (12,8%) считают, что их голос все равно не будет услышан; при этом они не отождествляют себе с государством, в котором живут, они не чувствуют ответственности за происходящее в нем.
  4. Наиболее тревожной представляется широко распространенная позиция: "как они (государство) со мной, так и я с ними". Респонденты, придерживающиеся данной позиции, не пытаются и не хотят пытаться (или считают бесполезным) исправить положение, не предлагают варианты решения проблемы; их взаимоотношения с государством напоминают противоборство, их цель - обмануть государство, даже отомстить ему, а если не удастся, то попытаться из него уехать.

  5. Практически 100% респондентов рассуждают о некоем абстрактном государстве. Лишь один единственный студент написал о том, что каждый человек должен четко понимать, в каком государстве он хочет жить, чтобы на основании этого уже решать, как служить ему.

Вместе с тем результаты этого исследования еще не означают, что современные студенты в подавляющем своем большинстве аполитичны, равнодушны к судьбе страны и озабочены лишь своими личными проблемами. Речь скорее идет о том, что в системе образования недостаточно внимания уделяется проблемам гражданского и политико-правового воспитания и образования, в то время как компетентность в области развития демократии не теряет своей актуальности и в эпоху информационного общества (наряду с компетентностью в сфере новых информационных технологий, информационного менеджмента, конструктивного взаимодействия и принятия решений, ориентированных на собственную систему ценностей). Студенты очень живо, эмоционально, заинтересованно принимают участие в различных дискуссиях на политико-правовые темы, они с болью и запальчивостью рассуждают о положении инвалидов и пенсионеров в нашей стране, говорят о том, что никогда не уедут из этой страны и не променяют свою Родину на материальное благополучие. Однако они слабо информированы, их знания и представления односторонни.

Проведенное исследование помогло глубже осознать, что в системе высшего образования необходимо:

  • усилить воспитательный аспект общеобразовательных политико-правовых дисциплин;
  • организовать в рамках ФПК повышение квалификации преподавателей высшей школы в области политико-правового воспитания и образования, т.к. именно преподаватели и учителя стоят в центре всех инновационных процессов, происходящих в сфере образования, однако далеко не все готовы адекватно реагировать на них. И это легко объяснимо, ведь многие получили свое образование еще в других социально-политических условиях. Автором разработан спецкурс "Воспитание политико-правовой культуры старшеклассников и студентов в демократическом обществе", который читается на ФПК КГУ. (Программу спецкурса см. ниже).
  • организовать более активную и дифференцированную внеучебную общественно-политическую деятельность студентов (работу дискуссионных клубов, клубов парламентариев, школ демократической культуры, конкурсы и олимпиады, социальный практикум, международный обмен, встречи с ведущими политиками и лидерами общественно-политических движений и т.д.).

Программа спецкурса
по педагогике Воспитание политико-правовой культуры старшеклассников и студентов в демократическом обществе

Спецкурс предназначен для преподавателей вузов и учителей общеобразовательных средних учебных заведений, желающих повысить уровень своей компетенции в сфере воспитания политико-правовой культуры студентов и старшеклассников в условиях демократического общества, а также для самих студентов.

Спецкурс проводится в форме комбинированных лекционно-семинарских занятий (16 часов). Предусмотрено проведение анкетирования, тестирования, написание творческих работ и рефератов, встреча с политиком или лидеров общественно-политического движения.

Тема 1
Гражданин демократического общества

Актуальность проблематики. Понятия "политика", "демократия", "гражданин". Политическая жизнь и политическая система общества. Политический режим. Гражданское общество. Права человека. Участие граждан в управлении государством. Методология плюрализма и многовариантности, политическая и гражданская зрелость и демократическом обществе.

Тема 2
Теоретико-методологические основы воспитания политико-правовой культуры и активной гражданской позиции личности

Политико-правовая культура в контексте духовной культуры личности. Цель и задачи политико-правового воспитания. Сущность политико-правовой культуры личности: структурные компоненты, уровни развития, критерии оценки, условия развития, возможности диагностики.

Тема 3
Содержание политико-правового образования

Плюралистическая подача материала как основной принцип политико-правового образования. Запрет индоктринации. Политология, обществознание, граждановедение как общеобразовательные учебные предметы. Возможности осуществления политико-правового образования средствами других учебных предметов: истории, социологии, экономики, педагогики, этики, географии, экологии. Усиление межпредметных связей.

Тема 4
Методы и формы политико-правового образования

Анализ конкретных событий. Метод проектов. Деловые игры. Сценарная техника. Лаборатория будущего. Дискуссия. Социальные формы занятий.

Тема 5
Организация внеучебной общественно-политической деятельности школьников и студентов

Школьное и студенческое самоуправление. Дискуссионные клубы, клубы парламентариев, школы демократической культуры. Издание школьных и вузовских газет, журналов и бюллетеней, подготовленных школьниками и студентами. Организация конкурсов и олимпиад. Социальный практикум. Международный обмен школьников и студентов. Встречи с ведущими политиками и лидерами общественно-политических движений.

Тема 6
Роль учителя (преподавателя) в воспитании политико-правовой культуры личности

Учитель (преподаватель) как гражданин. Стиль воспитания и преподавания. Повышение квалификации учителей (преподавателей) по проблемам развития демократии. Организационное развитие школы.

Тема 7
Концепции политического образования в странах, имеющих опыт демократического строительства

Австрия, Великобритания, Германия, Нидерланды, США.

Тема 8
Встреча с политиком, лидером общественно-политического движения

Предыдущий раздел Следующий раздел


© 1995-2011 Казанский федеральный университет