Содержание сборника

Е. А. БОБРОВ о Д. В. ВЕНЕВИТИНОВЕ

А. Н. Ерофеева
(Казань)

Преподаватель Казанского императорского университета Евгений Александрович Бобров был известен современникам как философ и критик.

К сожалению, имя этого человека было забыто, также как и его разнообразная деятельность в области литературы, культуры и образования. Лишь несколько статей в "Критико-биографическом словаре" С.А.Венгерова, в "Философском словаре", Советской энциклопедии и в словаре "Русские писатели 1800-1917..." под редакцией П.А.Николаева дают краткие сведения о его жизни, то есть подробной биографии до сих пор нет.

Цель данной работы напомнить исследователям русской литературы о некоторых критических статьях ученого, которые заслуживают отдельного изучения.

В 1889 году в Дерптском (позже Юрьевском) университете Е.А.Бобров получил степень кандидата русской словесности, представив диссертацию о Д.В.Веневитинове. Название данной работы не сохранилось. Труды, посвященные творчеству известного поэта, занимают значительное место в жизни критика.

Поскольку возможности познакомиться с диссертацией не было, хочется подробнее остановиться на работе "Поэзия Д. В. Веневитинова в связи с его жизнью", опубликованной в очерках "Материалы, исследования, заметки по истории русской литературы и просвещения в XVIII- XIX столетиях", изданных в Казани в 1902 году. Она была подготовлена Бобровым к изданию в связи с 75-летием со дня смерти поэта.

Работа Боброва является "извлечением из монографии, одна глава которой уже опубликована во II томе книги "Философия в России". Ее задачи - изучить творчество и биографию поэта, определяют композицию статьи. Источниками послужили сочинения Веневитинова разных лет:

  1. Сочинения Д.В.Веневитинова. Ч.1, 2 (1829, 1831).
  2. Полное собрание сочинений российских авторов. Сочинения В.Л.Пушкина и Д.В.Веневитинова (1855).
  3. Полное собрание сочинений Д.В.Веневитинова, изданное под редакцией А.П.Пятковского (1862).
  4. Дешевая Библиотека. Полное собрание стихотворений Веневитинова (1884).
  5. Повторение издания "Дешевой Библиотеки" (1886).
  6. Статья М.А.Веневитинова "К биографии поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова..." // Русский архив, кн.I, ст. 8.

Другие научно-критические источники Бобров не указывает, а своей целью считает изучение творчества Веневитинова в связи с его жизнью. Соединение двух задач определяет биографический метод статьи, который предполагает изложение материала в хронологической последовательности, выделяет три основных периода - отрочество, годы учебы в университете и службы в Петербурге, встреча с княгиней З.Волконской.

Бобров начинает свое исследование с детства поэта. Ученый сообщает, что Веневитинов много читал, особенно любил произведения Гете и "сделал несколько удачных переводов" (С.12),был хорошо знаком с творчеством Горация и Вергилия, переводы которых "очень старательны, но язык еще не выработан" (С.12). Далее автор цитирует первое стихотворение Веневитинова "К друзьям" и осуществляет анализ языковых средств произведения, интерпретирует некоторые факты биографии: "Склонность поэта к тихой, трудовой жизни среди тесного кружка друзей и его отвращение от шумного, светского образа жизни" (С.14) явно проступают в этом произведении.

Критик отмечает, что уже в первых произведениях Веневитинова проявляется философская направленность его творчества. В качестве примера Бобров использует стихотворение "Веточка". "Перевод_довольно близок к оригиналу" (С.16),- сообщает он и сравнивает лексический состав текста Грессе и перевода русского поэта.

Следующий этап, который выделяет Е.А.Бобров в творчестве Д.В.Веневитинова, связан с годами учебы в университете, так как в это время он формируется как поэт.

В 1824 году он начал поэму "Евпраксия", в основе которой лежит предание о князе Федоре и его жене Евпраксии, бросившейся со стены лишь бы не достаться Батыю. Следует отметить, что Бобров не указывает название произведения, но оно есть в словаре под редакцией П.А.Николаева.

Вторая пьеса "Любимый цвет", посвященная сестре поэта, по мнению Боброва "слаба, страдает неясностью... и несовершенством формы" (С.29).

Исследователь считает, что со стихотворения "Послание к Рожалину", с которым Веневитинов был лично знаком и особенно близок, так как тот некоторое время жил в его доме, начинается новая эпоха в жизни поэта: "Выработка внешней формы окончена...стих гладок, порою блестящ и ничуть не уступает стиху лучших представителей поэзии того времени на Руси..." (С.35).

Но главную роль в трагической судьбе Веневитинова, Бобров отводит встрече поэта с Зинаидой Волконской в 1825 году. Знакомство с этой женщиной стало роковым для него. Княгиня была замужем и не могла ответить на любовь юноши, но подарила ему перстень, который поэт сохранил до самой смерти.

Волконской Веневитинов посвятил несколько стихов: "К моей богине", "Жертвоприношение", "К моему перстню" и другие. Постепенно поэт понимает невозможность для себя счастья разделенной любви и пишет роман "Три эпохи любви", главный герой которого Паренский "юноша-поэт, жестоко мучимый неразделенною любовью..." (С.47).

В 1826 году переезжает в Петербург, попадает под арест, так как его спутник француз Воше, направлявшийся в Петербург под видом слуги Веневитинова незадолго до этого нелегально сопровождал в Сибирь жену декабриста княгиню Е.И.Трубецкую. Бобров считает, что время, проведенное в заключении, явилось "ближайшей причиной ранней смерти поэта" (С.43). Находясь в столице, Веневитинов написал большую часть своих произведений: "Моя молитва", "Поэт и друг", "Новгород" и другие. Бобров говорит, что "они самобытны и оригинальны" (С.45), это проявилось в замечательной образности, ритмике, интонации, в выборе художественных средств, трехчастной композиции произведений и так далее. Затем исследователь цитирует те из них, в которых Веневитинов размышляет о своей доле, "хочет быть доволен уделом поэта ...утешает себя тем, что его жизнь не пройдет бесследно" (С.54). В стихотворении "Поэт и друг" он восклицает: "Тому, кто жребий довершил, потеря жизни не утрата!" (С.62).

В 1827 году "поэт был на танцевальном вечере у...Ланского, и... перебежал через двор легко одетый ...Он схватил сильный брюшной тиф,..организм недолго боролся...и поэт скончался на руках своих друзей" (С.64).

Подводя итоги, Бобров говорит, что Веневитинов - человек "все душевные способности которого обладают равною силою и равным развитием" (С.71). Чтобы сделать выводы более весомыми, исследователь ссылается на признанных критиков первой половины XIX века, таких как И.В.Киреевский, который в "Обзоре русской литературы" за 1829 год писал: "Среди молодых поэтов...более всех блистал и отличался Д.В.Веневитинов" (С.71), Н.И. Надеждин, Н.В. Станкевич и другие.

Бобров согласен с Надеждиным, считавшим причиной гибели юного поэта то, что он "не может справиться с собою, "выдернуть любовь" из себя по-базаровски..." (С.73), так как был век самого разгара романтизма. Н.В.Станкевич сравнивает Д.В.Веневитинова с Пушкиным, Баратынским и другими поэтами того времени. Е.А.Бобров поддерживает критика в том, что "у Веневитинова было художнически-рефлективное направление в роде Гете...оно кончилось бы философией, как у Гете...аллегорией".

Таким образом, исследуя характер воспитания, мировоззрения, интересов, содержание и формы поэзии Веневитинова, Бобров создает цельный образ поэта и человека, подводя читателя к мысли, что Веневитинов прежде всего поэт-философ, потому что он стремился "оценить словесность ...степенью философии времени".

В данной работе исследователь широко использует критические приемы: цитирует произведения Веневитинова, что помогает создать полноту представлений о его поэтической манере, сравнивает стихотворение Грессе и русского поэта ("Веточка"), интерпретирует биографические факты, выделяя в жизни Веневитинова несколько периодов и так далее.

Многие ученые Белинский, Чернышевский, Дружинин и другие занимались изучением поэзии Веневитинова, но Бобров был первым, кто рассматривал его творчество в связи с биографией, а затем в связи с эпохой романтизма.

© 1995-2003 Казанский Государственный Университет