Содержание сборника

ЖАНР ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА В ГАЗЕТЕ "ВОЛЖСКИЙ ВЕСТНИК"

Б. И. Колмаков
(Казань)

Газетная литературная критика достигла своего расцвета в последней четверти XIX века. В это время газета становится самым распространенным типом изданий и начинает оказывать сильное влияние на формирование общественного сознания. Все большее количество газет выходит в провинциальных городах России. Одним из наиболее известных провинциальных изданий рубежа XIX-XX веков стала казанская газета "Волжский вестник" (1884-1906). На протяжении всего периода существования "Волжского вестника" значительную роль в этой газете играла литературная критика. Наша цель - рассмотреть своеобразие литературного портрета как жанра газетной критики.

До настоящего времени среди литературоведов еще не сложилась общая точка зрения на жанр литературного портрета. Тем не менее можно определить четыре его разновидности: юбилейная статья, некролог, собственно литературный портрет, критико-биографический очерк. На наш взгляд, приведенная классификация наиболее приемлема для газетной критики, а основой, сущностью всех четырех жанровых форм является анализ творчества писателя в связи с его личностью, то есть сочетание двух начал - биографического и творческого. Одно из них может преобладать в зависимости от жанровой разновидности: если в критико-биографическом очерке на первом плане жизнь писателя, то в собственно литературном портрете внимание акцентируется на своеобразии его творческой индивидуальности.

Необходимо отметить различие между такими жанровыми разновидностями, как юбилейная статья и некролог, с одной стороны, а с другой - критико-биографический очерк и собственно литературный портрет. Мы исходим из того, что юбилейная статья и некролог являются откликом, реакцией на происшедшие недавно события, и поэтому характерной чертой таких публикаций является ярко выраженное эмоциональное начало, оценка жизни и творчества писателя имеет субъективную окраску. Критико-биографическому очерку и собственно литературному портрету свойственно стремление к объективности в анализе и оценке. Однако все эти разновидности жанра литературного портрета имеют главную, объединяющую их особенность: "анализ творчества писателя и литературных явлений через призму личностных, биографических факторов".

Названные разновидности жанра литературного портрета использовались критикой "Волжского вестника". Такие публикации, как правило, посвящались писателям, литераторам, чьи взгляды и направление были близки редакции газеты или представляли большой интерес для читателей.

Юбилейные статьи и некрологи наилучшим образом отвечали информационной функции ежедневной газеты, поэтому часто появлялись на страницах "Волжского вестника".

Появление юбилейных статей в газете могло быть вызвано разными причинами: день рождения писателя; годовщина смерти, начала литературной деятельности или выхода в свет известного литературного произведения и т.д. Юбилейная статья, "будучи обязательно связана с какой-либо знаменательной датой... функционально сосредоточена на изложении позитивного вклада данного художника в культуру или подчеркивает значение данного историко-художественного события... Это, разумеется, не исключает в необходимых случаях разговора об объективной ограниченности или субъективных заблуждениях мастеров искусств прошлого и настоящего. Вообще говоря, интонация юбилейной статьи может быть различной, но обычно она... представляет собой популяризацию достигнутого искусствознанием во взглядах на данного художника. Однако к критике такую статью "привязывает" ее акцент на современном звучании опыта данного художника". Оценка творчества писателя с точки зрения его актуальности особенно характерна для газетной литературной критики.

В "Волжском вестнике" были опубликованы следующие юбилейные статьи: "50-летие гибели А.С.Пушкина" с подписями "А.П-ва" (А.Подосенова), "Н.В." и "П.Г." (Петр Голубев) [1887, N 27]; "К 50-летнему юбилею литературной деятельности А.А.Майкова", написанная А.Подосеновой [1888, N 109]; статьи Н.Юшкова "Человек он был" (25-летие кончины А.В.Дружинина)" [1889, N 17], "К юбилею А.А.Фета" [1889, N 28] и "К годовщине смерти В.М.Гаршина" [1889, N 70]; "О г.Скабичевском и его юбилее" П.Перцова [1894, N 90]; "Юбилей Я.П.Полонского" без авторской подписи [1895, N 308] и многие другие.

Обратимся к работе П.Перцова "О г.Скабичевском и его юбилее" [1894, N 90]. Статья написана в связи с 35-летним юбилеем литературной деятельности критика и публициста. А.М.Скабичевский, по мнению Перцова, прежде всего публицист, а не критик, так как в его статьях нет крупных обобщений и "умения видеть вещи "по существу", а не через очки той или иной литературной партии, того или иного направления" [Там же]. Литературные произведения для Скабичевского, как и для большинства критиков его времени, отмечает Перцов, служили лишь орудием для защиты и утверждения своих взглядов и того направления, к которому он принадлежал: "Когда литературный "материал" оказывался подходящим к этим взглядам, статьи получались недурные и довольно ценные; когда же литературные явления представляли мотивы "из другой оперы", чем та, в которой пел лирическим баритоном г.Скабичевский, вместо статей получалась печатная бумага, годная только к засорению читательских умов. Умения стать на чужую точку зрения, понять и оценить и, если нужно, разбить писателя на его почве, в его собственных владениях, у г.Скабичевского никогда не было - "разбираемый" писатель был всегда сам по себе, г.Скабичевский сам по себе" [Там же]. В качестве подтверждения этой мысли Перцов приводит первую крупную статью Скабичевского "Новое время" и старые боги", посвященную роману И.С.Тургенева "Дым", а также оценку критиком таких поэтов, как Пушкин и Некрасов. И если анализ творчества Некрасова, по мнению Перцова, Скабичевскому удался, то "Пушкин, Лермонтов и другие поэты, не пользующиеся прибавкой титула "гражданин", оказались "не его ведомства". В области биографий великих поэтов Скабичевский некомпетентен", - считает критик "Волжского вестника" [Там же]. Перцов называет ряд работ Скабичевского, в частности, о Писареве и Салтыкове-Щедрине, которые, с его точки зрения, представляют интерес. Однако оценить как корифеев литературы, так и представителей "молодой поэзии и критики" [Там же] Скабичевский, по мнению Перцова, не смог. И в заключение критик с возмущением говорит о том, что юбилей Скабичевского стал поводом для сведения личных счетов с критиком "Северного вестника" А.Л.Волынским.

Статья Перцова - пример отрицательного отклика на юбилейное событие. Причина такой позиции в том, что ко времени написания этой статьи Перцов уже отошел от увлечения народническими идеями и примкнул к сторонникам нового течения в литературе - символистам, или, как он их называет, "молодой поэзии и критике". В его подходе к анализу и оценке литературных явлений главную роль начинает играть эстетическое начало, художественный уровень произведения. Поэтому естественным является то, что именно такую оценку творчества А.М.Скабичевского, отразившего в своих работах либерально-народнические взгляды, дает Перцов и что именно таким образом представляет известного столичного критика читателям "Волжского вестника". Принцип оценки литературы с точки зрения ее актуальности и злободневности теряет свою популярность вместе с идеологией народничества, все более важную роль начинает играть эстетика символизма, с позиций которого взгляды Скабичевского не могли получить высокой оценки.

Юбилейные статьи "Волжского вестника" были различны по своему характеру. Некоторые из них были близки критико-биографическому очерку, так как в них особый акцент делается на биографии писателя. Примером такой статьи может служить работа Н.Юшкова "Е.А.Боратынский" [1894, N 164], написанная в связи с 50-летием со дня смерти поэта. В ней критик излагает его биографию, особо отмечая случай с Боратынским в Пажеском корпусе, наложивший отпечаток на всю его жизнь и на поэзию. Также он акцентирует внимание читателя на том, что в 30-е годы Боратынский приезжал в Казань, где встречался с Пушкиным. О поэзии же Юшков говорит очень мало: он лишь подчеркивает большое значение творчества Боратынского для русской литературы и перечисляет наиболее известные его произведения, включая романс "Не искушай меня без нужды...", которые наверняка были известны большинству читателей "Волжского вестника", и, естественно, статья о Боратынском должна была вызвать их интерес.

Однако большая часть юбилейных статей газеты была посвящена именно творчеству поэтов и писателей, что сближало эти работы с собственно литературным портретом.

Вместе с тем обе разновидности юбилейных статей объединяет то, что они были написаны в связи с каким-либо значительным событием в литературной жизни и служили напоминанием читателю о важных вехах в истории литературы и об известных писателях.

Близкой юбилейной статье по своим функциональным особенностям является другая разновидность жанра литературного портрета - некролог. Как правило, некрологи в газете не отличались большим объемом, а биографии и творчеству писателя в них уделялось приблизительно одинаковое внимание. Особенностью некролога как критического жанра была не только его эмоциональная тональность, но и стремление обобщить творческий и жизненный путь писателя, осмыслить его вклад в литературу. Специфика жанра и повода написания некролога не исключала объективности оценки личности и творчества скончавшегося писателя. На основании опубликованных в газете некрологов можно судить об отношении издания к тому или иному писателю.

В связи со смертью С.Я.Надсона, очень популярного в свое время поэта, в "Волжском вестнике" в первые месяцы 1887 года был опубликован некролог, а также ряд работ о его личности и творчестве. Некролог "Смерть жатву жизни косит" (по поводу смерти Надсона)" был написан А.Подосеновой [1889, N 23]. Она характеризует поэта прежде всего как выразителя настроений, сомнений молодежи переходной эпохи 80-х годов: "Надсон является выразителем колебаний того честного, но слабого большинства, идеалы которого благородны, но мало определенны. Молодая жажда подвига, страстное желание отдаться служению благу родины сдерживается у них вечным вопросом о том, какой путь... вернее ведет к цели. Этот внутренний разлад и сомнения заставляют их колебаться между общим и личным счастьем" [Там же]. Развивая эту мысль, Подосенова приводит многочисленные выдержки, отрывки из стихотворений Надсона, которые занимают большую часть этого некролога. Действительно, когда народническое движение находилось в состоянии кризиса, в творчестве Надсона выразились настроения многих представителей интеллигенции, и его ранняя смерть вызвала многочисленные отклики в обществе и прессе. Творчество Надсона высоко ценили в "Волжском вестнике", поэтому таким сочувствием и грустью исполнены некролог и другие публикации, напечатанные в газете в связи с его смертью [1887; NN 23,43,44].

Некролог, появившийся в "Волжском вестнике" в июле того же 1887 года в связи со смертью М.Н.Каткова [1887, N 194], имеет совершенно иной характер. Автор некролога, не поставивший своей подписи под публикацией, излагает биографию Каткова, ссылаясь на "талантливую статью" Г.Сычевского из газеты "Одесский вестник" и на "Биографический Словарь Императорского Московского Университета". Однако эта биография дается с явно выраженным отрицательным отношением к деятельности Каткова, а в заключительных строках некролога чувствуется откровенная ирония: "Г.Катков был до самой смерти, несомненно, крупнейшим из русских публицистов, наиболее влиятельным. Партия его очень значительна. Он защищал свои верные и неверные взгляды с энергией, с фанатизмом и бесстрашием. Средства его - но о них лучше не говорить. Во всяком случае вполне несомненно, что мы потеряли наиболее сильного русского публициста... Пожалеем же его во всех смыслах слова! Он вполне заслужил это" [Там же]. В.Г.Короленко писал, что после смерти Каткова поднялась "целая оргия лицемерных сожалений" и что неизвестный автор некролога, помещенного в казанской газете, "очевидно имел в виду отрицательное отношение к деятельности Каткова под более или менее мягкими отзывами о его вечности". Такая оценка творчества столь разных деятелей русской литературы вновь подчеркивает ориентацию "Волжского вестника". Вместе с тем для большей части некрологов и юбилейных статей характерна установка на положительное восприятие читателем личности и творчества писателей, о которых идет речь.

В разные годы на страницах казанской газеты появились некрологи, посвященные известным писателям: "И.С.Аксаков" с подписью "Нил Попов" [1886, N 28]; "А.Н.Островский" без подписи автора [1886, N 119]; "В.М.Гаршин", подписанный инициалами "А.Б." (вероятно, А.И.Богданович) [1888, N 84]; "М.Е.Салтыков-Щедрин" без подписи автора [1889, N 105]; "Жозеф-Эрнест Ренан" без подписи автора [1892, N 243]; "А.Н.Апухтин" П.Перцова [1893, N 217]; "Н.С.Лесков" без подписи автора [1895, N 51]; "Гарриет Бичер-Стоу", подписанная инициалами "А.Д.Р." [1896, N 142]; "Эдмон Гонкур" без подписи автора [1896, N 156] и др.

Эмоциональная окраска, характерная для юбилейных статей и некрологов, присуща и собственно литературному портрету, но в меньшей степени. Читатель прекрасно чувствует отношение критика к писателю, и важным здесь является как отбор материала и его расположение, так и принцип анализа. Главная задача критика в литературном портрете - раскрыть особенности творческой манеры писателя, своеобразие его мировосприятия". Объектом критического анализа в литературном портрете является реальный человек, его характер, творчество, духовная сущность. Задача критика - дать характеристику писателя в органическом единстве его личности и творчества. Причем личность художника самодовлеет... Творческий облик писателя дается во всей его реальной сложности, в диалектическом развитии. Большое внимание уделяется контексту (социально-политическому, журнальному, литературному), выявляются те черты эпохи, которые явились решающими в формировании художественного миросозерцания и творчества писателя. Критик пытается понять личность писателя через его эпоху", - так в целом можно охарактеризовать собственно литературный портрет.

Литературный портрет в газете имел свою специфику, которая выражалась прежде всего в зависимости от объема такого типа издания, поэтому в газетном портрете, конечно же, невозможно было дать всесторонний анализ творчества писателя, и частым явлением была публикация одной работы в нескольких газетных номерах.

В "Волжском вестнике" литературные портреты можно встретить не так часто, как юбилейные статьи или некрологи. Характерным примером этой разновидности жанра является цикл статей под общим названием "Литературно-критические этюды", написанный А.А.Дробыш-Дробышевским под псевдонимом "А.Уманьский". В течение 1887-1888 годов - в период, когда этот цикл печатался в "Волжском вестнике", - Дробыш-Дробышевским были созданы портреты таких писателей, как В.М.Гаршин [1887; NN 205,206], М.Альбов [1887, N 255], И.А.Салов [1888; NN 52, 53], А.П.Чехов [ 1888; NN 103,104] и К.М.Фофанов [1888, N 202].

Как правило, литературные портреты посвящались знаменитым писателям, однако в "Волжском вестнике" встречаются публикации о малоизвестных и забытых авторах. Например, уже названная нами работа А.А.Дробыш-Дробышевского из цикла "Литературно-критические этюды", рассказывающая об И.А.Салове [1888; NN 52,53]. Дробышевский дает общую оценку творчества этого саратовского писателя. Обращение к творчеству Салова на страницах "Волжского вестника" закономерно: его произведения, публиковавшиеся в "Современнике", "Отечественных записках", "Саратовском листке", рассказывали о Поволжье, о тяжелой жизни крестьян, городской бедноты и сельской интеллигенции, то есть поднимали актуальные общественные проблемы. Вероятно, именно это и явилось поводом для написания данной работы, так как Дробыш-Дробышевский замечает, "что в самом даровании г.Салова нет ничего яркого и резкого, что бросалось бы в глаза. Достоинства его почтенны, но умеренны, как умеренны также и недостатки" [1888, N 52]. Большое влияние на Салова, по мнению критика, оказали "Записки охотника" И.С.Тургенева. Вместе с тем Салов отличается от писателей-народников отсутствием в его произведениях "предвзятой идеи" и художественностью рассказов. Большинство писателей-народников стремится создать в своих произведениях образы людей из народной среды, выделяя общие, "массовые" черты их психологии, забывая о личности, что нашло свое отражение даже в творчестве Г.И.Успенского. Эта тенденция чужда рассказам Салова. Сравнивая произведения Успенского и Салова, Дробыш-Дробышевский замечает, что Успенский, без сомнения, более талантлив, однако творчество Салова в большей степени соответствует общепринятому пониманию художественности литературы. На протяжении своей статьи критик постоянно обращается к произведениям Салова. Общую оценку творчества этого писателя, его место и значение для русской литературы Дробыш-Дробышевский формулирует таким образом: "Как бы то ни было, произведения г.Салова имеют все-таки свою ценность... Из его повестей вы не вынесете знания человеческого сердца, но зато вынесете знание современной русской деревни. Лучше выполнить хорошее маленькое, но полезное дело, чем дурное большое" [Там же].

Вывод Дробыш-Дробышевского, сам факт обращения к творчеству второстепенного для русской литературы провинциального писателя несут в себе стремление подчеркнуть важное значение для современного общества писателей, которые, не обладая большим художественным талантом, вносят свой скромный вклад в дело просвещения народа. В работе Дробыш-Дробышевского нашла отражение мысль о том, что в среде провинциальной интеллигенции заложен большой творческий потенциал, глубокое знание народной жизни. Это и дает основание критику, вопреки художественным недостаткам произведений Салова, сделать вывод о значении его как писателя для русской литературы.

Публикация литературного портрета И.А.Салова воспринимается и как реакция на продолжавшуюся много лет дискуссию о провинциальной печати. Читатель "Волжского вестника" мог увидеть в этом выступлении своеобразный ответ на заявление Д.Л.Мордовцева и ряда других столичных публицистов об отсутствии перспективы для талантливых людей в провинции.

Циклом статей Дробыш-Дробышевского "Литературно-критические этюды" не исчерпывается собственно литературный портрет в "Волжском вестнике". Среди других публикаций можно назвать работу Д.Куликовского "Литературные заметки (стихотворения Н.М.Минского)" [1888, N 17], А.Подосеновой "Стихотворения Д.Мережковского" [1888, N 44] и ряд других.

Много общего с собственно литературным портретом у критико-биографического очерка, но здесь биографический аспект играет более важную роль. Некоторые юбилейные статьи по своей структуре и содержанию близки критико-биографическому очерку и часто отличаются от него лишь большей эмоциональной выразительностью и отсутствием связи с годовщиной или юбилейной датой.

Критико-биографические очерки редко можно встретить в "Волжском вестнике". Одним из примеров является работа Н.Ф.Юшкова "Из галереи литературных деятелей. Дмитрий Васильевич Григорович и его произведения" [1891, N 53]. В этом очерке критик, начиная с родословной Григоровича, в хронологическом порядке рассматривает весь его жизненный путь и наиболее значительные произведения. Юшков говорит об отношениях Григоровича с Достоевским, Белинским, Некрасовым, Плюшаром и Гречем, о его увлечении живописью и знакомстве с Брюлловым и Шевченко. Критик рассказывает и о том, какой отзыв нашли произведения Григоровича у современников, в частности, о восприятии повести "Деревня" Белинским и Некрасовым. Лейтмотивом очерка стала мысль о том, что Григорович был одним из основоположников "натуральной школы"; он создал первое произведение о быте крепостных крестьян - повесть "Деревня". Эта же тема развивалась и в других произведениях писателя, в частности, в его повести "Антон Горемыка", и на этом факте Юшков считает необходимым заострить внимание читателей. Оценивая роль Григоровича в русской литературе, критик отмечает и то, что писатель стал создателем "романа без интриги", то есть произведения, где отсутствует традиционная любовная интрига (роман "Переселенцы"). В заключение своего очерка автор сообщает, что в 1880-е годы писатель после долгого перерыва возобновил свою деятельность и опубликовал такие произведения, как "Акробаты благотворительности" и "Заноза".

Говоря о творчестве Григоровича, критик особое внимание обращает на тематику его произведений - деревенский быт, жизнь русского крестьянства, что в эту эпоху вызывало всеобщий интерес. Биография писателя, его отношения с известными людьми, интересные факты из жизни Д.В.Григоровича могли зародить желание читателя больше узнать о его личности, поэтому Юшков дает перечень произведений Григоровича с расчетом на то, что они не останутся незамеченными.

Разновидностью критико-биографического очерка можно считать историко-биографический очерк о писателях: например, в "Волжском вестнике" это работы, посвященные А.С.Пушкину и Л.Н.Толстому. В историко-биографических очерках в центре внимания жизнь писателя или ее отдельные эпизоды. Их публикация на страницах "Волжского вестника" не случайна. Очерк "Пушкин в Казани" [1892, N 63], написанный бывшим редактором газеты Н.П.Загоскиным, рассказывает о нескольких днях пребывания А.С.Пушкина в городе в связи с собираемым им материалом о восстании Емельяна Пугачева. Как известно, некоторые сведения, полученные Пушкиным от профессора Казанского университета К.Ф.Фукса и из разговоров с очевидцами осады города пугачевскими войсками, писатель использовал в повести "Капитанская дочка" и в "Истории пугачевского бунта". В 1894 году был опубликован историко-биографический очерк "Граф Л.Н.Толстой и его студенческие годы" без подписи автора [1894; NN 14,16], где читателю на основе имеющихся документов давалась возможность не только подробно узнать о том, как жил в Казани и учился в Казанском университете всемирно известный писатель, но и проследить по родословной семьи Толстых их связь с Казанью. Естественно, эти историко-биографические очерки, затрагивавшие неизвестные широкому кругу людей эпизоды жизни знаменитых писателей, представляли большой интерес, особенно для казанцев. Такие публикации имели также цель пробудить у читателя желание лучше узнать историю и культуру родного края.

Историко-биографический очерк, являясь разновидностью критико-биографического, все-таки не может быть вполне отнесен к литературной критике, так как по своей сути является научным жанром. Однако историко-биографический очерк в контексте газеты всегда приобретает не только чисто научную, но и социокультурную актуальность, свойственную критике.

Все разновидности жанра литературного портрета выполняли в газете важную функцию: формировали у читателей представление о том или ином писателе, популяризировали творчество писателей, пробуждали интерес читателя к их произведениям.

© 1995-2003 Казанский Государственный Университет