Концептуально-семантический и системно-функциональный аспекты

Материалы итоговой научной конференции

Редакционная коллегия
доктор филологических наук, профессор А.А.Аминова,
доктор филологических наук, профессор Н.А.Андрамонова (отв. редактор),
доктор филологических наук, профессор Е.Ф.Арсентьева,
доктор филологических наук, профессор Э.А.Балалыкина,
кандидат филологических наук, доцент Л.Я.Воронова,
доктор филологических наук, профессор К.Р.Галиуллин,
доктор филологических наук, профессор Г.А. Николаев

Казань, Унипресс, 2002.

В настоящий сборник включены материалы докладов и сообщений, представленных на итоговую научную конференцию Казанского университета 2002 г. и посвященных актуальным проблемам русистики (диахрония и синхрония), сопоставительной и прикладной лингвистики, методики преподавания русского языка в иноязычной аудитории, а также вопросам национального и сопоставительного литературоведения.

Сборник адресован специалистам по русской и сопоставительной филологии, студентам филологических факультетов университетов и педвузов, учителям-словесникам.

СОДЕРЖАНИЕ

РУССКАЯ И СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Аминова А.А. Концепты мусульманского мира в языке разновременных переводов Корана на русский язык 3
Андрамонова Н.А. Сложное предложение как средство актуализации импликативных знаний 4
Арсентьева Е.Ф. Презентация фразеологизмов во фразеологических словарях 7
Ахмерова Л. Р. К вопросу об этимологии абстрактной лексики в русском языке 8
Аюпова Е.И. Наименования ребенка в семантико-стилистическом аспекте (на материале прозы Д. Рубиной) 9
Бадертдинова Л.А. Аспекты сочетаемости слов в художественном тексте (на материале произведений И. А. Бунина) 10
Байрамова Л.К. Лексический коррелят заимствований как средство их семантизации 11
Балабанова И.Я. Рекламный дискурс: фактор адресата12
Балалыкина Э.А. Грамматические "тупики" в современном формообразовании14
Безбородова Л.В. Заимствованная лексика в современных неографических источниках15
Бочина Т.Г. О диалогичности русской пословицы17
Валиахметова Д.Р. Комплекс тестов по русскому языку для абитуриентов: архитектура и принципы создания 18
Владимирова Л.В. О русском культурном минимуме инофона19
Гильфанова А.М. Агнонимы в русских паремиях 21
Ерофеева И.В. Структура словообразовательного форманта и словообразовательные отношения в древнерусском языке22
Жолобова А.О. Фразеологизмы-библеизмы в русском, английском и испанском языках: частичные эквиваленты24
Зайнутдинова А.Р. "Омега" или "от" ?25
Залялеева А.Р. Английские и русские пословицы и поговорки с компонентом "женщина" 26
Ибрагимов Т.И. Синтезатор речи как инструмент исследования языка 27
Каримова И.Р. Ремарка как знак образа автора 29
Колосова Е.И. Грамматические синонимы настоящего времени у глаголов на -ать с аффиксом -ся 29
Колпакова Г.В. Контрастивные исследования словообразовательной семантики фрагмента поля антропонимии 31
Копосов Д.Р. Семантические процессы в современной русской грамматике 32
Корнеева Т.А. Синкретизм сложных адъективных новообразований в языке поэзии русских символистов33
Косова В.А. Область последовательной эксплицитной деривации в номинативной системе русского языка (к постановке проблемы)34
Кульшарипова Р.Э. Акустические корреляты звукообразов в речи36
Мансурова Г.И. Семантика противоположности в квалификативной структуре прилагательных 37
Маркелов В.С., Слесарева Г.П. Заимствованная лексика в русских говорах Сибири (на материале словаря В.А.Вдовина)38
Мингазова Л.С. Информационный потенциал словаря-конкорданса к циклу "Моабитская тетрадь" Мусы Джалиля40
Николаев Г.А. Процессы ремотивации и редеривации в русском и испанском словообразовании42
Новак М.О. Образования с основой в славянском переводе апостола43
Орлова Н.Д. К вопросу о формировании парадигмы художественного образа "свет" (на материале поэзии Н.Гумилева)44
Плеухова Е.А. Способы компенсации отсутствия фоновых знаний при переводе лакунарных единиц (на материале романа М. де Сервантеса "Цыганочка")45
Сабитова Р.Р. К изучению семантического формообразования в сфере глагольной лексики светских повестей XVII века47
Садыкова И.А. Этноречевой запрет: общая постановка вопроса 48
Сафин Р.Н. О занятиях по русской разговорной речи со студентами-иностранцами49
Сафиуллина Г.Р. Адвербиальные фразеологические единицы с затемненной внутренней формой английского языка с компонентами, обозначающими пространство 51
Сафонова С.С. Сложные предложения местоименно-союзного типа как явление экспрессивного синтаксиса52
Трошкина Т.П. Традиции преподавания грамматики и лексики в нерусской аудитории54
Хайрутдинова Г.А. Развитие языковой способности студентов-филологов (в контексте личностного подхода)56
Хамзина Г.К. Информативность высказывания-номинатива57
Хасанова Е.В. Об источниках и способах образования школьного и студенческого сленга (на материале английского языка)59
Хасанова Р.А. К вопросу о формировании компьютерной информационно-справочной базы в курсе "латинский язык"60
Чернышева А.Ю. Антропоцентризм речевых сигналов61

РУССКОЕ И СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
 
Аминева В.Р. К вопросу о характере реализма в татарской литературе начала XX в. 64
Ибрагимов М.И. Современный литературный процесс: проблема экзистенциальной безопасности65
Нагуманова Э.Ф. Природные стихии в лирике Тютчева и татарских поэтов начала XX века66
Пашкуров А.Н. К проблеме "масонского возвышенного" в России рубежа XVIII-XIX веков (некоторые аспекты)68
Садыкова Г.Ф. Из истории первых переводов А.С.Пушкина на татарский язык69
Фролов Г.А. Постмодернизм и романтизм: диалог и вызов 70
Хабибуллина А.З. Эстетическая интерференция и проблема перевода (Лермонтов и Тукай) ...72
Шамина В.Б. Эдгар По и Георгий Чулков: к проблеме литературного влияния74

© 1995-2003 Казанский Государственный Университет