Поиск     English    
      КФУ > Факультеты > Психологии > Кафедра педагогики > История педагогики в КУ
 Кафедра педагогики
 Докторский совет Д212.081.02
 Журнал "Образование и саморазвитие"
 
XIX век - начало XX века

Педагогика как учебный предмет и исследовательское направление в XIX в. - в первой трети XX в.

Казанский университет со времени его основания в 1804 г. вел подготовку учителей для гимназий и училищ Казанского учебного округа. Однако в ХIХ в. педагогике не довелось обрести статуса полноценной университетской учебной дисциплины и оформиться в самостоятельное научное исследовательское направление. Впервые кафедра педагогики с одной штатной должностью была открыта в Императорском Казанском университете в середине ХIХ в. - в 1851 г. в составе историко-филологического факультета.

Первоначально кафедру педагогики занимал выпускник Главного (Санкт-Петербургского) педагогического института адъюнкт К.И.Ленстрем. К.И.Ленстрем разработал учебные программы цикла педагогических дисциплин, способствуя тем самым первоначальному становлению педагогики как университетского учебного предмета. Однако педагогикой в научно-теоретическом плане К.И.Ленстрем не занимался: в эти годы он готовил магистерскую диссертацию по славянской истории.

В 1860 г. преемником К.И.Ленстрема в должности адъюнкта по кафедре педагогики стал Ф.М.Левандовский, выпускник Киевского университета, прошедший заграничную стажировку, имевший публикации по проблемам образования и десятилетний опыт работы в гимназиях. Шагом вперед в развитии педагогической мысли в Казанском университете было обстоятельное теоретическое обоснование Ф.М.Левандовским плана (к сожалению, не реализованного) издания Педагогического журнала в Казани. Кафедра педагогики в середине ХIХ в. просуществовала двенадцать лет и была ликвидирована в 1863г. в соответствии с положениями нового общероссийского университетского устава.

Научные исследования педагогических проблем начались в Казанском университете позже - в начале ХХ в. в открытом при Казанском университете в 1900г. Педагогическом обществе. "Ученое" Педагогическое общество, являвшееся в те годы формой организации научных исследований, функционировало при университете до 1926г. Оно включилось в общероссийский процесс институализации педагогики в самостоятельную отрасль научного знания, сделав предметом изучения методолого-теоретические и частно-дидактические основы педагогики.





Профессор
Федор Герасимович Мищенко
инициатор учреждения
Педагогического общества
и его первый председатель

Профессор
Виктор Петрович Осипов
председатель
Педагогического общества
в 1911-1915 гг.

Профессор
Архип Алексеевич Красновский
заведующий кафедрой
теории и практики народного
образования в 1921-22гг.



Владимир Николаевич Ивановский
преподаватель педагогики
в первой четверти XXв.



Сергей Платонович Сингалевич
заведующий кафедрой
педагогики и методики в 1932-38гг.



На рубеже XIX - XX веков в университете возобновилось преподавание педагогики для студентов - будущих учителей. Вели этот курс на факультативной основе сначала профессор философии Е.А.Бобров, позже - приват-доцент философии В.Н.Ивановский.

Второй опыт создания педагогической кафедры в Казанском университете относится уже к ХХ в. В 1921г. на факультете общественных наук была учреждена кафедра (одна штатная единица) под названием "Теория и практика народного образования". Занял эту кафедру профессор А.А.Красновский, известный своими работами по истории и методологии педагогики. В 1922г. кафедра была ликвидирована, преподавание педагогики, и научные педагогические исследования в Казанском государственном университете были прерваны. Педагогика как учебный предмет и как научно-исследовательское направление были переведены в новый казанский вуз - Восточный педагогический институт.

В третий раз педагогическая кафедра была организована в 1932г. как общеуниверситетская. Ее задачей было содействие в подготовке квалифицированных вузовских преподавателей. Называлась она "Кафедра педагогики и методики", просуществовала до 1938г. под руководством профессора С.П.Сингалевича.





 

© 1995-2012 Казанский федеральный университет