Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

ХРОНИЧЕСКАЯ КРИТИКА. Из медиакритики постепенно уходит аналитика

Баканов Р. ХРОНИЧЕСКАЯ КРИТИКА. Из медиакритики постепенно уходит аналитика / Р.Баканов // Медиадискурс. – 2008. – № 10. – С.34.

В последнее время наблюдается трансформация жанров. Например, границы журналистского расследования постепенно дополняются и расширяются. Преобразования происходят и в медиакритике.

Несмотря на то, что в современной федеральной прессе много пишут о медиа, серьезного и вдумчивого анализа мало. Только пятая часть выявленных публикаций – около пятисот из более двух тысяч опубликованных в 2007-м – содержало аналитику. Я говорю о постоянных рубриках Ю.Богомолова («Российская газета»), И.Петровской («Известия»), А.Бородиной («КоммерсантЪ»), С.Тарощиной («Газета»), А.Кондрашова и К.Ковалева («Литературная газета»). Значительная часть работ не анализирует, а информирует о новых сериалах, личной жизни «телезвезд»… Жанры критики все меньше востребованы журналистами.

Микрорецензия, тематическое обозрение и реплика – основные жанры, используемые в обсуждении медийной продукции. Но жанры постепенно трансформируются. Мы редко видим классическую рецензию, требующую от автора специальных знаний о предмете исследования. Вместо нее теперь небольшие выступления, констатирующие одну-две социальных проблемы. Например, такова рубрика «А вы смотрели?» в «Литературной газете». Рецензия постепенно перестает исследовать противоречия, содержащиеся в журналистских работах.

Творческий портрет видоизменился до обычного интервью. В федеральной прессе за редким исключением вместо постижения творческого стиля героя, читателю предлагается беседа с ним, которая может не касаться профессиональных вопросов.

Разнообразие оценок, объекта исследования и неповторимости авторского стиля характерно для телеобозрений. Обозрением все чаще называется пересказ содержания отдельных телепередач, объединенный одной общей темой, оценка программ дается не с художественно-эстетических принципов построения творческих телевизионных продуктов, а большей частью с субъективной точки зрения. Применение широкого жанрового спектра говорит о желании пишущих о ТВ авторов найти новые формы подачи порой поточной и однообразной информации о российском телевидении.

Сейчас к медиакритике относят и аналитику, и информационные материалы, и даже сплетни. На лидирующие позиции выходят сообщения о жизни «звезд»: публикаций так много, что можно составлять хронику их повседневной жизни. На мой взгляд, такие материалы еще больше размывают суть понятия медийной критики.

Роман БАКАНОВ,
старший преподаватель кафедры журналистики
Казанского государственного университета,
кандидат филологических наук





 

Казанский государственный университет