Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Амплуа медийного критика: конвергенция ролей и навыков

Цит. по: Баканов Р.П. Амплуа медийного критика: конвергенция ролей и навыков // Медиаконвергенция и «ситуация человека»: новые вызовы, старые вопросы. В помощь преподавателю журналистики: учеб. пособие / под ред. С.К. Шайхитдиновой. – Казань: Казан. ун-т, 2012. – С. 111-128.


Р.П. Баканов, доцент кафедры журналистики КФУ, кандидат филологических наук


В середине 2000-х годов на отделении журналистики Казанского университета был введен наш авторский спецкурс «Медийная критика» (4 курс, преподавание осуществляется для студентов, обучающихся по специализации «Периодическая печать» в объеме 36 часов). Перед нами тогда стояли две основные задачи:

А). Дать представление начинающим журналистам о таком новом направлении в российской журналистике, как медийная критика.

Б). Через обучение на примерах творчества ведущих отечественных телевизионных критиков сформировать у студентов навыки самостоятельного непредвзятого анализа медиатекстов.

Таким образом, акцент в подаче учебного материала был сделан на периодической печати, поскольку на протяжении почти полувековой истории отечественной журналистской критики лучшие ее примеры публиковались именно в печатных СМИ. Наши наблюдения показали, что существующие в то время передачи о телевидении на радиостанциях разговорного формата («Эхе Москвы», «Свободе» и «Руссской службе новостей») являлись лишь дополнением к медиакритике в газетах и журналах: гостями передач, как правило, становились сотрудничающие с периодическими изданиями телекритики, которые пересказывали основные тезисы из своих только что опубликованных газетных выступлений. Помимо этого, иные коммуникативные ресурсы, предназначенные для выражения своего мнения (Интернет-форумы и блогосфера), в практике медийной критики середины 2000-х годов только начинали осваиваться и использовались крайне редко.

В связи с этим, мы сформулировали ряд требований к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины «Медийная критика». Что требовалось от ребят?

- Понимание цели, задачи, предмет, функциональное разнообразие, виды медиакритики (академическая, профессиональная («внутрицеховая», корпоративная) и массовая). Понимание данного направления в журналистике как одну из форм саморегулирования журналистского сообщества, этического аудита журналистики;

- приобретение навыков первоначального самостоятельного корректного анализа медийных произведений как опубликованных в прессе, так и вышедших в телевизионный или радиоэфир;

- обладание теоретическими знаниями о понятиях «медийная критика», «саморегулирование журналистского сообщества», «журналистская этика», «корпоративная этика», «профессиональный аудит», «этический аудит СМИ», «политический заказ», «выпад конкурирующих СМИ»;

- ориентирование в следующих типах медийной критики: рецензирующий, проблемно-постановочный, описательный, комментирующий, «желтый». Иметь представление о функциональных особенностях каждого из них;

- приобретение навыков самостоятельной подготовки материалов в жанрах критики – рецензия, реплика, обозрение, зарисовка, портрет, статья, – используя примеры из практики отечественных и (по возможности) зарубежных критиков;

- ориентирование в функциональном, жанровом и стилистическом разно-образии произведений ведущих медийных (телевизионных) критиков России.

В процессе обучения мы решили применить такие методы, как контент-анализ медийных – печатных и электронных – текстов, сравнительно-сопоставительный метод критериев оценки публикаций, которые применяют в своей работе телевизионные критики. Принимая во внимание, что наша дисциплина предназначена для студентов, выбравших специализацию «Периодическая печать», вектор обучения был разработан таким образом, чтобы слушатели не только разбирали чужие произведения, но и упражнялись в подготовке собственных материалов для печатных изданий.

Но журналистика развивается. Все заметнее в процессе коммуникации становится роль новых информационных технологий. Продолжаются процессы взаимопроникновения, конвергенции всех видов СМИ и объединение их на единой цифровой площадке Интернета. «Журналист будущего должен быть экспериментатором, программистом, мультимедийщиком, сетестроителем, блогером и даже предпринимателем» [1]. По мнению С.К. Шайхитдиновой, «произошедшая в этом контексте девальвация таких общественно значимых сфер деятельности, как журналистика, имела своим результатом приравнивание ее к PR и рекламе – к сервисным службам, ориентированным на групповые потребности. Конвергенция навыков пресс-секретаря и редакционного работника, конвергенция журналистских жанров с функциями «мягкой рекламы», конвергенция общественно-значимой информации с коммерчески выгодной – все это суть обычные практики в современных российских СМИ» [2].

Поэтому, на наш взгляд, в настоящее время все большую актуальность приобретает медийная критика как направление в журналистике. Не дожидаясь, пока новые тенденции в СМИ хотя бы в общих чертах будут осмыслены наукой (на это уйдет не один год), именно журналистской критике под силу охватить вниманием современное состояние масс-медиа. Аналитик СМИ, исследуя многочисленные примеры повседневной редакционной работы, должен быть способным объяснить аудитории, что такое хорошо и что такое плохо в современном журналистском творчестве. Уверены, что честный и объективный критик сейчас сможет найти свою целевую аудиторию. Вопрос о поиске трибуны для изложения своей позиции снят с повестки дня: читателя можно и нужно искать не столько с помощью печатных СМИ, но и в бескрайних просторах сетевых форумов и социальных сетей.

В этой связи, преподавание дисциплины «Медийная критика» в настоящее время требует от нас существенного переосмысления подходов к творческой составляющей курса в целях подготовки качественного специалиста, способного соответствовать вызовам времени. Начать необходимо с понимания трансформации профессиональных ролей медийного критика в обществе. Определим, в чем они заключаются.

И сразу же приходится констатировать: в настоящее время эти роли по сути никем теоретически не осмыслены, а на практике достаточно размыты. О них пока не говорится в печати. Иногда на научно-практических конференциях такой вопрос обсуждается, но также с большой долей условности, предположения, отсутствием конкретики. Пока о профессиональных ролях медийных критиков исследователи данного направления говорят скорее в будущем, чем в настоящем времени. На наш взгляд, так происходит потому, что журналистская критика СМИ – явление, недостаточно известное и среди редакционных работников, не говоря уже об аудитории прессы. Есть множество примеров, когда подвергшиеся анализу журналисты-практики публично критиковали своих оппонентов, позволяя себя высказать в их адрес обидные слова. Можно сказать, что медийная критика пока не имеет авторитета даже в профессиональной творческой среде.

Тем не менее, постараемся обозначить наше видение нескольких профессиональных родей аналитиков СМИ.

Во-первых, медиакритик сегодня может стать своего рода проводником аудитории в мир масс-медиа. Через постоянный мониторинг СМИ, анализ и комментарий происходящих в области журналистики процессов, регулярный анализ публикаций и передач он имеет шанс оказывать опосредованное влияние на аудиторию и своими материалами подсказывать ей, на что стоит обратить внимание, а что можно проигнорировать. Ставка сдесь должна быть сделана на качественный анализ, опирающийся на постоянные и конкретно обозначенные критерии оценки медиатекстов.

Во-вторых, медийный критик может стать экспертом, оценивающим творческий потенциал того или иного вида СМИ. Исходя из того, что предметом медиакритики является «актуальное многоаспектное социальное функционирование средств массовой информации» (А.П. Короченский) [3], медиакритик имеет возможность комплексно изучать практику функционирования СМИ, то есть не только оценивать тексты, но и выявлять причины, в результате которых была опубликована та или иная статья или вышла в эфир конкретная телепередача. Еще одним направлением для исследования должно стать выявление и обсуждение активно применяемых журналистами приемов манипулирования общественным мнением. Таким образом, в поле зрения медийной критики могут находиться: организационно-управленческая, технико-технологическая, финансово-экономическая, правовая, творческая, социальная, морально-этическая, содержательная, функциональная, коммуникативная и некоторые другие аспекты деятельности медийных редакций.

В-третьих, у медийного критика есть возможность стать так называемым общественным адвокатом аудитории, отстаивая ее право на получение объективной, честной информации о событиях в стране и мире. По мнению телекритика «Новой газеты» Ирины Петровской, «настоящий телекритик исходит не из интересов телевизионщиков, но представляет интересы общества. …Нужно ли потакать низменным вкусам, или, напротив, противостоять им и улучшать вкусы и нравы аудитории? Большинство телевизионщиков полагают, что следует потакать, потому что такова аудитория, таковы люди, и средствами телевидения их не переделать. Но ужас заключается в том, что телевидение может сделать людей хуже, чем они есть на самом деле, снизить планку до такой степени, что человек уже будет не в состоянии отличить, что такое хорошо и что такое плохо» [4]. Обозреватель «Известий» сосредоточил внимание на роли телекритика, но, по нашему мнению, вышеприведенное утверждение актуально и для тех авторов, кто анализирует печатные и радиовыступления.

Следующая роль медийного критика – следствие сближения навыков аналитика СМИ и пресс-секретаря. Мы говорим о тенденции, наметившейся во второй половине 2000-х годов: некоторые из телевизионных обозревателей массовых федеральных изданий (например, «Комсомольской правды» или «Московского комсомольца») стали брать на себя право не столько анализировать телепередачи, сколько работать над увеличением их аудитории. Известны случаи, когда пресса работала на «продвижение» той или иной программы развлекательного формата или фильма. Речь шла только об их положительных сторонах с обязательным акцентом на принимающих в них участие известных людей, драматургических приемах, способных привлечь внимание зрителей. Иными словами, вместо более или менее объективного исследования телевизионных передач, читателям предлагается их «мягкая» реклама.

Другим примером конвергенции навыков медиакритика и пресс-секретаря в настоящее время может стать использование журналистской критики СМИ в качестве инструмента в информационных войнах между конкурирующими редакциями. Ставки высоки: финансовые поступления от рекламы пропорциональны рейтинговым показателям. Поэтому где гарантия, что редакторский состав некоторых изданий откажется от соблазна помочь, скажем, телекомпании, входящей в единый с данной газетой медиахолдинг? Журналистика сегодня – скорее бизнес, чем объективное информирование аудитории. Значит, медиакритика может стать способом ведения конфликтов между конкурирующими медиа, привлекая или отнимая у них рекламодетелей, деньги и аудиторию.

Студент, изучающий дисциплину «Медийная критика», должен осознавать все четыре профессиональные роли автора, решившего посвятить себя анализу происходящих в журналистике процессов. В этой связи также важно, чтобы ребята задумались над тем, каковы границы допустимого в медиакритике, где заканчивается объективность и начинается отработка так называемого негласного партнерского соглашения между редакциями о взаимной поддержке. Увы, качественный анализ сегодня все чаще вступает в конфликт с корпоративными бизнес-интересами.

Следующим важным блоком в преподавании курса нам представляется знакомство студентов с факторами, влияющими на деятельность современного медийного критика. Данный род деятельности – занятие публичное. Критик более подвержен влиянию социальной среды, а также вынужден учитывать формат издания, с которым сотрудничает.

Итак, на наш взгляд, всего можно выявить и рассмотреть около полутора десятков факторов, которые мы классифицировали по четырем группам: профессионально-личностные, творческие, конъюнктурно-этические и социально-общественные. Вкратце проанализируем каждую из них.

Группа профессионально-личностных факторов. Мы считаем, что в данную группу можно включить следующие факторы, напрямую связанные с профессиональными качествами творческой личности. Это факторы: авторского целеполагания; уровня образованности критика; степени развития его профессионального мастерства; желания автора сделать качественный анализ произведения; авторских представлений о назначении критики как вида деятельности, а также фактор публичного выступления.

Фактор авторского целеполагания. Любая деятельность начинается с планирования работы и определения ее цели. Чем конкретнее она получится, тем лучше критик будет представлять себе, для чего он садится писать текст, какую информацию человек хочет донести до аудитории и почему это актуально и/или важно на данный момент. Необходимым также является анализ эффектов, которые может вызвать у аудитории та или иная передача.

Фактор уровня образованности критика проявляется, на наш взгляд, в качестве умения автора доказывать свою точку зрения. Как правило, выступления критиков отличаются эмоциональностью и полемичностью суждений, а также многочисленными сравнениями, обращениями к содержанию других, ранее вышедших в эфир, передач. Словом, если критик хочет создать медиатекст, который будет удобен для восприятия аудитории, он должен обладать познаниями из разных областей. Например, очень важно уметь делать корректный анализ, ни в коем случае не обижать критикуемых, знать приемы воздействия информации на человека, принципы деятельности редакций всех видов СМИ. Важно также быть «в теме»: уметь сопоставлять информацию, выявлять тенденции развития современного информационного рынка, интересоваться слагаемыми медиабизнеса и определять его доминанты, а также иметь представление о теории критики.

Поэтому внимательный, вдумчивый аналитик не может получиться в одночасье. Вряд ли им станешь, что называется, по диплому, закончив филологический или журналистский факультет. Сам по себе уровень образования еще не гарантирует успеха у читателя. Без практики, которая порой лучше любой теории позволяет узнать степень ожиданий аудитории, успеха у нее не добиться.

Фактор степени развития профессионального мастерства критика. Медийный аналитик не должен ставить перед собой утопических идей. Например, вряд ли после его выступления работники телевидения станут качественнее делать свои сюжеты или передачи, а общественность станет значительно просвещеннее в проблемах манипулирования общественным сознанием со стороны масс-медиа. Наоборот, опытный медиакритик всегда постарается найти такие слова для аудитории, чтобы каждому читателю стала понятна проблема, о которой он (автор) ведет речь. На наш взгляд, профессиональное мастерство журналистского критика заключается именно в выборе коммуникативных стратегий, с помощью которых он постарается донести до адресата свои мысли. Опытный автор способен понять, что одними лозунгами и/или бездоказательными суждениями общественного интереса к обсуждаемой проблеме не вызовешь, необходимо общаться с аудиторией, постепенно сообщать ей различные факты и при этом аргументировать каждую точку зрения. Необходимо не только просвещать аудиторию, но и побуждать ее к диалогу о современных проблемах и тенденциях развития средств массовой информации. Критик должен заслужить доверие читателей.

Фактор авторских представлений о назначении критики как вида деятельности тесным образом связан с уровнем образования человека. Здесь ему необходимо иметь знания о назначении критики, понимать объект и предмет медиакритики, виды ее аудитории. Данная форма творческой деятельности предусматривает не простую констатацию, что та или иная телепередача не понравилась автору, а исследовательскую работу, которую нельзя выполнить за один – два часа. Тому, кто берется за нее, придется предварительно изучить огромный эмпирический материал, чтобы определенном образом использовать кое-какие факты в своих выступлениях. Критик – это «внимательный зритель или читатель», выявляющий в произведении не только плохое, но и хорошее, стремиться понять замысел творческой группы. Он должен быть справедливым и всегда аргументированным.

Фактор публичного выступления. Медийная критика проявляется через авторские выступления, распространенные посредством средств массовой информации. Таким образом, любое выступление становится публичным фактом и может быть доступно всем, кто захочет обратиться к конкретному СМИ, на страницах которого работа опубликована. В связи с этим, от медийного аналитика требуется не только осознание того, что он добровольно представляет редакции газеты или журнала право на тиражирование своей точки зрения, но и умение не бояться публично выражать свои мысли по поводу той или иной телепередачи или тенденций развития современного ТВ. При этом автор публикации должен отвечать за каждое напечатанное слово, уметь аргументировать свои мысли и быть готовым к ответу оппонента. Словом, если автор публикует свое выступление, он принимает на себя обязательство стать открытым для критики в свой адрес.

Группа творческих факторов. Мы считаем, что на процесс деятельности медийного критика влияют несколько факторов, непосредственным образом связанных с его творчеством. Выявим их.

Фактор вида критики (академическая, профессиональная, массовая или корпоративная). Каждый из них предъявляет свои требования или «правила игры», которые автор должен соблюдать. Причем учитывать их необходимо только в совокупности, а не по отдельности.

Фактор типа критики (проблемно-постановочный, комментирующий, рецензирующий, описательный, «желтый» и анонсирующий). Каждый из них обладает собственными типологическими характеристиками, в рамках которых автор может выбрать одну из нескольких коммуникативных стратегий проведения анализа медийного произведения. В этой связи человек ограничен рамками той модели (стратегии) проведения анализа, которая, на его взгляд, станет наиболее эффективной для донесения информации до читателя.

Фактор жанра творческого произведения. В практике журналистики исторически сложились и выделились следующие жанры критики: рецензия, обозрение, творческий портрет, статья, колонка (данный жанр отдельно выделяет А.А. Тертычный), зарисовка и реплика. В данном случае автор публикации каждый раз принимает на себя и соблюдает характеристики одного из перечисленных жанров.

Фактор учета потенциальной аудитории медиатекста. Выбирая издание для публикации своего выступления, критик обязан учитывать и особенности его целевой аудитории: уровень образования, жизненные ценности, приоритеты, язык, а также некоторые психологические особенности. Только при соблюдении данного условия можно сформировать коммуникативную среду между критиком и его читателем и, тем самым, надеяться на адекватное восприятие содержащейся в тексте информации. Не стоит перегружать аудиторию нравоучениями и назидательной интонацией.

Фактор функциональной доминанты выступления. Каждый материал, посвященный анализу деятельности СМИ, содержит в себе несколько функций. Мы будем рассматривать функции медиакритики подробно в одной из лекций настоящего учебного пособия, здесь ограничимся только их перечислением: информационно-коммуникативная, познавательная, оценочная, регулятивная, социально-организаторская, коррекционная, рекреативная и коммерческо-промоцийная [5]. Как показали наши прошлые исследования [6], каждая публикация, содержащая медиакритику, имеет несколько функций, одна из которых является доминирующей. Как правило, она тесно связана с целью авторского выступления. В зависимости от поставленной цели, критик выбирает такую фактуру и методы убеждения читателей, которые бы позволили ему ее достичь.

Фактор содержания анализируемого произведения, на наш взгляд, также следует учитывать при разговоре о качестве работы медийного критика. Ведь он в своих суждениях опирается не только на сюжет телепередачи (публикации), но рассматривает обсуждаемые проблемы и тенденции функционирования масс-медиа в контексте их актуальности с позиций современных реалий. Регулярно знакомясь с выступлениями телекритиков в газетах РФ, можно сказать, что в поле их зрения, как правило, попадают передачи, вызвавшие определенный общественный резонанс. Задача исследователя в данном случае – публично сделать свое, экспертное, заключение на предмет соответствия / не соответствия медиапродукта ожиданиям аудитории. Чем содержательнее передача, тем больше возможностей для ее всестороннего анализа.

Таким образом, на медийного аналитика в процессе творческой деятельности влияют и факторы, связанные с его будущей публикацией. При этом все они проявляются в совокупности еще на стадии авторского замысла материала. Как нам представляется, каждый из жанров, видов, типов и функций медийной критики предполагает набор определенных коммуникативных стратегий и характеристик, без учета которых журналист не напишет качественное выступление.

К группе коньюнктурно-этических факторов мы относим аспекты, не связанные с индивидуальными представлениями творческой личности о назначении критики как таковой и с уровнем познаний в данной области деятельности. На авансцену здесь выходит такой коллективный «игрок», как журналистское сообщество. Именно оно решает: считать ли медийного критика журналистом, а не изгоем, можно ли ему доверять или лучше игнорировать все его выступления. Часто сообщество самостоятельно устанавливает правила «игры» и решает, соблюдает их тот или иной автор или нет.

В эту группу мы включили следующие факторы.

Фактор принадлежности конкретного СМИ к учредителю. Аргументировано ли медиакритик подходит к анализу каждой тенденции современной журналистики или ограничивается только субъективным мнением на уровне «нравится / не нравится» конкретная телепередача или текст, решать, нужен ли этот человек редакции будет главный редактор. В свою очередь, он регулярно совещается с учредителем или владельцем СМИ на предмет корректировки информационной и редакционной политики, специфики освещения той или иной темы в данном издании. Соответственно, редактор должен доказать ему необходимость существования постоянно специализированной рубрики, ведущий которой производит специфическую информацию: привлекая внимание читателей-телезрителей к проблемам современных медиа, он побуждает их к размышлению о качестве полу-чаемых с помощью СМИ сведений и раскрывает приемы манипулирования общественным сознанием. Если у учредителя или владельца редакции данное направление не вызовет интереса, или в рубрике будет опубликована точка зрения, не совпадающая с их мнением, возможно, медийному аналитику придется искать новое место работы.

Фактор отношения коллег по редакции к деятельности критика. Мы имеем в виду этическую проблему адекватности восприятия такого рода деятельности со стороны журналистов-практиков. В силу того, что открыто критиковать коллег по редакции в профессиональном сообществе не принято, предложения и замечания в свой адрес медийный аналитик может получить в неформальной обстановке, в разговорах с глазу на глаз. Эти советы могут в некоторой степени повлиять на мировоззрение критика, заставив его проанализировать работу, ее необходимость в современной ситуации, задуматься об актуальности и полезности своего труда. Конечно, размышления начнутся не сразу, но если редакционный коллектив будет психологически воздействовать на критика, он, являясь для них «белой вороной», может не только скорректировать имеющиеся у него представления о важности критической деятельности, но и перестать ею заниматься.

Фактор уровня реакции профессионального сообщества на творчество медийного критика. Речь идет о возможном противостоянии медиааналитиков с журналистским сообществом. В зависимости от понимания задач данного вида деятельности, коллеги могут и не считать их за журналистов. Кому приятно, когда тебя критикуют? Как правило, мало кто соглашается с аргументацией критиков. Хорошо, если оппонирование происходит не публично, так сказать, без выноса «сора из медийной избы». Но время от времени некоторые практики осуждают аналитиков с газетно-журнальных страниц. Как правило, это ведущие популярных передач или руководители телекомпаний. Их выступления обычно сводятся к проблеме, о которой говорится не открыто, а в подтексте: «Кто они такие, чтобы нас критиковать? Проекты, которые эти люди пытались делать на ТВ, были закрыты из-за низких рейтингов. Есть ли у вас, господа, моральное право рассуждать о том, что и как надо нам делать? Не учите нас, мы сами знаем, каким должно быть телевидение!».

Последняя группа факторов, влияющих на автора аналитических публикаций о практике функционирования масс-медиа, названа нами социально-общественной. Мы полагаем, что сюда можно включить две составляющие: фактор восстребованности критики в обществе, так называемого «социального заказа» на нее и фактор соответствия медиакритики тенденциям, а также моде времени.

Фактор востребованности критики в обществе. Медийная критика воздействует на общество не только методом анализа текстов СМИ, но и путем предоставления населению всесторонней информации о современных тенденциях, характерных для деятельности современных масс-медиа, сравнения медиапродукции между собой, аргументированного представления каждой точки зрения автора. Но при этом все старания обозревателя могут стать напрасными, если у его аудитории нет привычки восприятия критических публикаций, отсутствует желание читать сложные тексты, и, тем самым, «забивать голову» ненужной информацией. Значительную роль при этом играет уровень полученного в семье и школе воспитания, а также круг общения человека. Навыки уметь критиковать и адекватно реагировать на критические пассажи в свой адрес формируются годами.

Готово ли сегодня российское общество воспринимать медиакритику как явление? На наш взгляд, скорее нет, чем да. Причиной тому является отсутствие знаний у большинства граждан о данной форме деятельности и ее цели и задачах. Сначала о журналистской критике надо рассказать коллегам, чтобы многие из них перестали воспринимать ее, как одну из форм нарушения корпоративной этики. Сообщество должно активизировать процесс, постепенно отвыкнуть принимать медийного обозревателя за неудачника (типичное выражение «Раз он больше ничего не умеет, значит – творческий ноль»). Только тогда можно будет привлечь внимание общественности к медиакритике.

С указанной проблемой связан и фактор соответствия медиакритики тенденциям, а также моде времени. Это направление в журналистике приносит деньги владельцу издания только тогда, когда берет на себя задачу «продвинуть» какую-нибудь телепередачу на аудиторию, постараться повысить зрительское внимание к ней. Как правило, в таких случаях редакция и телекомпания заключают между собой договор на информационное сопровождение конкретного проекта. Но может ли публикация, в которой идет речь, скажем, о сравнении образов мужчин – героев конкретного сериала, называться критической, если имидж каждого из них характеризуется положительно или нейтрально? У такого текста одна задача – привлечь как можно больше реальной аудитории, и, соответственно, дать каналу заработать денег на рекламе.

Таким образом, студент, знакомящийся с медийной критикой как направлением в журналистике, прежде чем пробовать себя в самостоятельной подготовке текстов с оценкой журналистских материалов, должен получить представление о роли медиакритика в обществе и всех факторах, влияющих на его деятельность. Мы считаем, что это полезно с точки зрения дальнейшего, более углубленного, изучения условий, в которых придется работать будущему журналисту. Рассматривая каждый фактор, обдумывая его, студент, возможно, задумается и определит, какими профессиональными качествами ему необходимо обладеть, чтобы в имеющихся редакционных условиях чувствовать себя уверенно.

Только после этого, на наш взгляд, можно переходить к творческой работе. С первого года преподавания дисциплины мы старались ориентировать студентов, во-первых, на постоянный мониторинг и контент-анализ высокорейтинговых федеральных и республиканских СМИ и, во-вторых, на постепенное овладение некоторыми жанрами критики (рецензия, портрет, обозрение, комментарий, статья, зарисовка). Обязательным условием является подготовка выступленией, содержащих анализ телевизионных или радиопередач, либо публикаций в печатных изданиях. Каждый студент имеет возможность обсудить свою работу в группе, проконсультироваться с преподавателем на предмет улучшения ее качества и, по возможности, предложить материал к публикации в какой-либо газете или журнале. К сожалению, несмотря на бонусные баллы, присуждаемые студенту за размещение текста в прессе, за те несколько лет, что медиакритика преподается на отделении журналистики Казанского университета, таких примеров пока не было. Некоторые из творческих работ доводятся до уровня публикации, но, как правило, так происходит спустя месяц-другой после трансляции передачи. Будут ли в редакциях сотрудничать с таким «оперативным» студентом? Вопрос риторический.

Современные реалии таковы, что любому автору приходится работать в условиях цейтнота. Ни один редактор не станет ждать, пока критика посетит вдохновение, и он, наконец, напишет текст. Помещать такой материал на газетно-журнальную полосу рискованно: вспомнит ли читатель передачу, о которой идет речь? Ежедневно на человека воздействует огромный поток информации, поставляемый различными видами СМИ, поэтому очень трудно удержать в памяти сведения, если в них не содержится полезных индивиду данных. В этой связи мы предполагаем, что сегодня медиакритику необходимо учиться писать под «формат» того или иного издания. Например, проводимый нами контент-анализ федеральных печатных СМИ позволяет сделать вывод, что в ежедневных газетах вряд ли будут уместны объемные материалы, подготовленные в таких жанрах, как рецензия, обозрение, творческий портрет, статья. Их там практически нет. Действительно, выступления в указанных жанрах требуют тщательной проработки темы, логики повествования, анализа фактов и явлений, возможно, исторических сравнений. Времени на подготовку такого текста уйдет достаточно. А между тем ежедневное СМИ – прежде всего, оперативная информация о событиях минувшего дня.

Думается, что в настоящее время критик, прежде чем начать писать, должен уяснить для себя не только о какой конкретно телевизионной передаче (явлении, тенденции в области ТВ или масс-медиа вообще) он хочет подготовить выступление, но и определиться: для какого именно СМИ – качественного или массового – будет его текст предназначен? Одно дело, скажем, сотрудничать с «Комсомольской правдой», другое – с «Коммерсантом». Во втором случае ответственность за фактуру, корректность размышлений и выводов будет выше.

Поэтому мы считаем, что сейчас нужно предъявить повышенные требования к студентам в плане систематического их ознакомления с периодической печатью. Ребята должны читать наиболее рейтинговые федеральные и республиканские газеты и журналы, слушать радио, смотреть разные телеканалы, знать, какие существуют online-издания. Регулярно читая публикации того или иного СМИ, студенты изучают принятый в редакции стиль повествования. Допустим, они узнают, что формат «Комсомолки» и «Московского комсомольца» – короткие тексты, написанные близким к разговорному языком. У «Коммерсанта», как правило, информационные заголовки. Есть газеты (например, «Жизнь», «Твой день», «Желтая газета» и некоторые другие), использующие провокативные заголовки, смысл которых может не отражать сути текста. По нашему мнению, в настоящее время распределение материалов оценкой медиатекстов может иметь следующую «схему»:

а) ежедневные газеты – короткие, оперативные выступления, сделанные по «горячим» следам после выхода публикации в свет или трансляции одной телепередачи. Жанры критики: реплика, зарисовка, комментарий;

б) еженедельные газеты – развернутые материалы, содержащие анализ как передач или выступлений в печатных СМИ, вышедших в эфир / опубликованных в течение недели, а также тенденций в области масс-медиа. Жанры критики: обозрение, творческий портрет, рецензия, аналитическая корреспонденция, комментарий;

в) журналы – выступления, детально анализирующие как «повестку дня» СМИ, так и современное состояние и качество российской журналистики вообще. Жанры критики: рецензия, обозрение, статья, творческий портрет.

Свою задачу мы видим, прежде всего, в том, чтобы обучить студента технологии корректной оперативной оценки медийного текста. Сейчас важно не подстраиваться под периодичность того или иного издания, а представить аудитории собственные впечатления от произведения в день, а то и во время трансляции передачи. Значит, авторам придется писать кратко, сделав акцент на эмоции. Отсюда следует, что в настоящее время меняется принцип деятельности критика: он должен выйти к публике, вступив с ней в диалог о качестве того или иного текста. То есть, монолог критика как форма коммуникации, проявляющаяся в виде его газетно-журнальных выступлений, должен быть заменен на диалог. Диалог человека-критика с человеком-потребителем медиатекста, происходящий в реальном времени.

Следовательно, медийному критику необходимо осваивать новые коммуникативные площадки для осуществления диалога с аудиторией СМИ. В 2000-х годах альтернативу публикациям в печати, во-первых, составили тематические Интернет-форумы. Наиболее известным из них в настоящее время является проект www.telekritik.ru. Каждая его «ветка» предназначена для обсуждения проблем какой-либо одной федеральной телекомпании. Что мешает критику, который смотрит ТВ-передачу, по ходу ее трансляции делиться впечатлениями от увиденного, оставляя короткие записи на форуме? публикуя свои посты, у критика есть возможность ознакомиться с мнением других людей, сравнить их аргументы со своими, возможно, скорректировать свое видение той или иной проблемы.

Во-вторых, некотрые из современных телекритиков (Ю. Богомолов, С. Варшавчик, О. Галицкая, К. Ковалев-Случевский) ведут собственные электронные дневники – блоги. Это возможность оперативно анализировать тенденции в области масс-медиа и не испытывать ограничений в объеме. Главное требование к текстам – актуальность освещаемой темы. Также, как и форум, сетевой дневник предоставляет право обсуждать медиатексты в формате «здесь и сейчас» с той лишь разницей, что ведущий блога является и его модератором. Блогосфера позволяет каждому человеку найти единомышленников и, соответственно, свою целевую аудиторию.

Итак, как нам представляется, для того, чтобы заявить о себе, критику сегодня необходимо осваивать различные коммуникативные площадки. Сетевые ресурсы могут стать, образно говоря, стартовым полигоном будущего журналиста в творческую деятельность. Именно здесь необходимо оттачивать «перо», конкретизировать мысли, овладевать техникой корректного анализа медийных текстов. Путь первые материалы изучающих медийную критику студентов будут размещены в Интернете: в данном случае важно не столько их качество, сколько факт публикации ребятами своих выступлений. Для освоения жанров критики подойдут и специально созданные тематические группы в социальных сетях. На публикацию своего материала в печатном издании, на наш взгляд, стоит рассчитывать только после заявления о себе как сформировавшемся медиаритике в Интернете.

В этой связи уже в начале обучения мы рекомендуем каждому студенту завести свой блог, содержание которого наполнять учебными материалами с оценкой медийных текстов. Публикация нового материала в первые два месяца – не реже одного раза в две недели, в конце обучения – один раз в семь дней. Это довольно напряженный график работы, требующий от учащегося полного погружения в предмет. На занятиях он изучает теорию: задачи, функции, виды, жанры медиакритики, знакомится с особенностями творческого почерка ведущих телекритиков федеральных СМИ, а вне аудитории старается постичь услышанное на практике. В течение семестра каждому студенту необходимо:

1. Подготовить материалы как минимум в четырех жанрах критики (на выбор). Выступления должны быть подготовлены по правилам, предъявляемым к рукописям при их сдаче в редакцию.

2. Выработать свои критерии конструктивного анализа медиатекста. При этом очень важно самостоятельно изучать колонки телекритиков, которые они публикуют в печатных СМИ. Студент может перенять используемые ими критерии оценки произведений, а также дополнить их своими соображениями.

Использование в своей деятельности электронных коммуникативных площадок требует и иного подхода со стороны преподавателя и студента в вопросе организации труда. Прежде всего, стоит обратить внимание на измененения их профессиональных ролей. Преподаватель в данных условиях становится не просто транслятором знаний из учебника или монографии в аудиторию. Примерно после полутора месяцев теоретического накопления студентами необходимых для самостоятельной работы сведений, преподавателю можно «переквалифицироваться» в «играющего тренера», который вовлечен в творческую деятельность своих учеников: консультирует их по темам и предмету будущих публикаций, уточняет их цель и задачи, совместно с ребятами пытается выработать критерии корректного анализа медийных текстов. Активность каждого студента поощряется в рамках балльно-рейтинговой системы.

Трансформируется и роль учащегося. Теперь в его интересах не только как можно активнее вести себя на семинарских и практических занятиях, но и осваивать предмет во внеаудиторное время. Он может заниматься в удобное для него время, выбирать медиатекст для анализа по своему желанию и интересу. Соответственно, период освоения дисциплины (один семестр) для студента в настоящих условиях делится на несколько циклов по времени подготовки и публикации своего материала. Не считая первого, теоретического, цикла обучения, каждый из них характеризуется временем освоения студентом одного из жанров критики. Таким образом, для выполнения учебного плана ему необходимо преодолеть как минимум четыре творческих цикла по подготовке, скажем, реплики, комментария, рецензии и обозрения. На экзамене по дисциплине проверяются и теоретические знания, и практические навыки анализа медиатекстов.

Помимо трансформации профессиональных ролей, перевод обучения на электронные коммуникативные площадки требует новых подходов и к организации труда преподавателя и студента. Главным ресурсом становится время: его понадобится как можно больше, ведь принцип «погружения» в предмет предполагает повседневную работу, а не только встречу в формате одного занятия в неделю. Следовательно, увеличивается нагрузка на учителя и ученика. Так, преподаватель в течение всего курса обязан:

- обеспечить каждого студента необходимой основной учебной литературой и источниками для анализа;

- своевременно готовить для студентов учебные домашние задания, следить за временем их выполнения;

- проверять домашние задания студентов;

- заносить результаты успеваемости на специально созданную электронную доску успеваемости (при наличии возможности использования определенного сетевого ресурса);

- быть всегда на связи, оперативно консультировать каждого студента по их первой просьбе.

Нагрузка студента будет складываться из следующих компонентов:

- посещение занятий по дисциплине;

- ознакомление с творчеством ведущих телевизионных критиков (в аудитории и дома);

- консультации с преподавателем на предмет выбора темы и проблемы для будущих учебных материалов, содержащих оценку медиатекстов (в аудитории);

- подготовка собственных материалов в жанрах критики, включая их редактирование по результатам консультаций с преподавателем (вне аудитории);

- подготовка к семинарским занятиям, промежуточному тестированию и экзамену по дисциплине (в аудитории и дома).

Готовы ли преподаватель и студенты к существенному увеличению нагрузки? Ведь вместо 36 обычных учебных часов им придется провести во Всемирной сети раза в три-четыре больше. Здесь возникают две проблемы. Первая: как правильно распределить свои силы и время, чтобы их хватило на весь семестр обучения медийной критике? Вторая: как сделать так, чтобы от частой работы в рамках электронного проекта у студента не накапливалась психолгическая усталость? Данная практика отнимет много времени у других форм деятельности, потребует от учителя и ученика максимальной отдачи и «погружения» в тему. Но, как нам представляется, только таким образом за короткое время (один семестр) можно дать студент представление о медиакритике.

Итак, объединение всех видов СМИ на единой электронной платформе Интернета (конвергенция медиа) требует существенного пересмотрения преподавания профессиональных дисциплин студентам-журналистам. Дисциплина «Медийная критика» не может остаться в стороне от этой необходимости. В настоящей статье мы представили свое видение новых подходов к обучению студентов корректной оценке и анализу медийных текстов. Эти подходы следующие:

1. Постоянное изучение студентами сведений из различных областей медиадеятельности (этика, экономика, менеджмент, маркетинг СМИ, право СМИ, техника и технология СМИ и другие направления). Углубленное знакомство учащихся с правилами подготовки информации для каждого из видов СМИ вне зависимости от специализации, к которой он приписан.

2. Выявление и анализ новых профессиональных ролей медийного критика в современном обществе.

3. Характеристика факторов, влияющих на его деятельность (профессионально-личностные, творческие, конъюнктурно-этические и социально-общественные).

4. Пересмотр творческой активности критика в сторону повышения оперативности его выступлений: перенос внимания с печатных СМИ (график публикации в среднем один раз в неделю) на специализированные Интернет-форумы, блоги, а также группы в социальных сетях с возможностью оценки, например, телепередач уже во время их трансляции в эфире.

5. Уменьшение объема выступлений в пользу так называемых оперативных жанров критики: реплики, мини-рецензии, комментария, зарисовки, проблемного и тематического обозрений.

6. Повышение диалоговой составляющей выступлений медийных критиков по отношению к своей аудитории вместо более распространенного сейчас по выступлениям в печати монологичной.

7. Изменение ролей преподавателя и студента в рамках курса «Медийная критика».

8. Трансформация принципа обучения дисциплине: вместо двух аудиторных часов в неделю преподавателю и студенту необходимо работать и в свободное от занятий время, стараясь полностью «погрузиться» в предмет.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ


1. Касютин В.Л. Вставная челюсть» (Конвергенция: безучастные наблюдатели?) // Информационное поле современной России: практики и эффекты. Материалы VII Международной науч.-практ. конференции 21-23 октября 2010 г. / Под ред. В.З. Гарифуллина; Вып. ред. Р.П. Баканов. – Казань: Казан. ун-т, 2010. – С.204.

2. Шайхитдинова С.К. Медиаконвергенция и гуманитарные проблемы современности // Информационное поле современной России: практики и эффекты. Материалы VII Международной науч.-практ. конференции 21-23 октября 2010 г. / Под ред. В.З. Гарифуллина; Вып. ред. Р.П. Баканов. – Казань: Казан. ун-т, 2010. – С.327.

3. Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. – Ростов-н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. – С.10.

4. Петровская И. Медиакритика: «хорошие» и «плохие» мальчики: Почему телевизионщики пытаются расширить границы допустимого // Журналистика и медиарынок. – 2003. – № 2. – С.44.

5. См. об этом подробнее: Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. – Ростов-н/Д.: Международный институт журналистики и филологии, 2002. – 272 с.

6. См.: Баканов Р.П. Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана): Дис. … канд. филол. наук; Казанский гос. ун-т. – Казань, 2006. – 248 с.




 

Казанский государственный университет