Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Институциализация и профессионализация телевидения Казанского университета на современном этапе

Цит. по: Баканов Р.П. Институциализация и профессионализация телевидения Казанского университета на современном этапе // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Девятой Международной научно-практической конференции 18-20 октября 2012 года / под ред. Р.П. Баканова: в 2-х т. – Т. 2. – Казань: Казан. ун-т, 2012. – С. 350-373.


Р.П. Баканов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, доцент

E-mail: rbakanov@yandex.ru


Телевидение учебного заведения – один из видов корпоративных медиа, становление которого в нашей стране началось в 1970-е гг. на базе крупнейших вузов СССР (МГУ им. М.В. Ломоносова, Уральского политехнического института, Уральского государственного университета и некоторых других). Необходимость его была очевидна: редакция университетского ТВ становилась местом практики студентов, обучающихся на специализации «телевидение». Здесь будущие журналисты делали свои первые шаги в репортерской работе, постепенно осваивая требования, предъявляемые к различным жанрам, набирались опыта самостоятельного творческого поиска тем для будущих сюжетов, совершенствовали коммуникационные навыки общения и других методов работы с источниками информации.

Телевидение Казанского университета имеет давние традиции. Это общественно-политическое вещание студенческих редакций и факультетов и редакции Научной библиотеки КГУ в 1980-е гг. Это открытие в 1990 г. на отделении журналистики специализации «телевидение». Это создание на базе университетского телецентра в 1991 г. телекомпании «Эфир», вещание которой успешно продолжается в настоящее время. Первый ее состав корреспондентов составляла группа студентов журфака КГУ. Информационная программа «Город» данной телекомпании, согласно рейтингам социологических служб, несколько лет подряд является лидером рейтинга просмотра местных новостей среди жителей г. Казани.

В 1999 г., благодаря выигранному университетом гранту фонда «Открытое общество» Дж. Сороса, была создана студенческая информационно-аналитическая передача «Лестница», творческий коллектив которого составили студенты 2-4 курсов отделения журналистики КГУ, обучающиеся на специализации «телевидение». Руководителем проекта являлся старший преподаватель кафедры журналистики, который одновременно был и начальником телецентра университета. Передача представляла собой телевизионный дневник студенческой жизни г. Казани с обязательным освещением важных мероприятий, происходящих не только в Казанском университете, но и в других вузах города. Студенты сами искали темы, готовили сюжеты, собирали программу, осваивая разные профессиональные роли: корреспондент, продюсер, ведущий, рецензент вышедшего в эфир выпуска. В штате телецентра были профессиональный оператор и монтажер, которые обеспечивали видеосъемку и монтаж сюжетов. У коллектива был стимул к работе, поскольку программа «Лестница» выходила в эфир на городском телеканала «Вариант» один раз в две недели по вторниками хронометражем в 15 минут. В то время это был оригинальный медийный проект, не имеющий конкурентов в Поволжье. Помимо информационной функции, студенческая редакция выполняла и учебно-образовательную функцию, став творческим мастер-классом для молодых журналистов. Здесь старшекурсники на своих творческих примерах обучали профессиональному мастерству младших коллег. Всего в эфир вышло около тридцати выпусков студенческой телепередачи.

Увы, грант на производство передачи был рассчитан только на один год. Все попытки руководства факультета журналистики, социологии и психологии КГУ договориться с программными директорами казанских телекомпаний о включении «Лестницы» в сетку вещания оказались неудачными. Возможно, некоторую роль в этом сыграла премьера в конце 1999 г. на канале ГТРК «Татарстан» похожей студенческой программы на татарском языке «Яшьлер тукталышы» («Молодежная остановка»). Она готовилась в молодежной редакции государственного телевидения, имела иной, информационно-развлекательный, формат и освещала молодежную жизнь республики в целом. Мы же говорили только о студенческих мероприятиях и проблемах. В начале 2000 г. «Лестница» перестала существовать.

В 2003 г. на факультете журналистики была создана кафедра теории и практики электронных СМИ, преподавательский состав которой проводит исследования в области теле, радио и Интернет-журналистики, а также обеспечивает функционирование специализации»телевидение» на отделении журналистики КФУ. В 2010 г. благодаря договоренности между руководством факультета и редакцией газеты «Казанский университет», лучшие учебные сюжеты, подготовленные студентами в рамках выполнения семестровой производственной практики в факультетской телестудии, публикуются на сайте редакции в разделе «Видеоновости». Таким образом, Интернет как платформа распространения информации значительно расширила аудиторию этих сюжетов. Если раньше их зрителями становились преподаватели, рецензирующие творческие работы, родители студентов и одногруппники, то теперь потенциально их может увидеть каждый пользователь Интернета. От авторов требуется оригинальность и качество исполнения. По состоянию на 17.01.2012 г., всего раздел содержал всего 27 материалов. Как видно из статистики, есть сюжеты, которые были просмотрены более двух тысяч раз [1], а есть и такие, которые смотрели в несколько раз меньше [2].

К сожалению, данный раздел обновляется нерегулярно: по мере готовности сюжетов. Мы видим тому две причины. Во-первых, далеко не у каждого из начинающих журналистов все в порядке с оперативностью. Бывает так, что мероприятие прошло, съемка была выполнена, а сюжет о нем появился на сайте спустя три-четыре недели. При насыщенной информационной жизни современного федерального вуза, кто вспомнит о событии через месяц! Думается, что студентам и их кураторам необходимо строже соблюдать дисциплину и работать над оперативностью.

Во-вторых, техническое оснащение отделения журналистики, на которой производятся сюжеты, из-за изношенности часто ломается, закупить новую пока нет возможности. Руководством факультета регулярно подаются заявки в бухгалтерию, составляются списки и смета на приобретение необходимого оборудования, но… Поэтому говорить об оперативности обновления видеоархива пока не приходится. Работу по усовершенствованию творческой практики студентов необходимо продолжать теперь уже в рамках становления университетского постоянного телевещания.

Думается, что все вышеизложенное позволяет нам говорить о сформировавшейся в университете казанской школе телевизионной журналистики. В Приволжском федеральном округе ни один вуз не обладает таким опытом и потенциалом подготовки телевизионных журналистов.

В настоящее время на отделении журналистики КФУ по специализации «тележурналистика» со второго по пятый курсы обучается свыше 40 студентов. В рамках учебного плана идет усвоение информационных, аналитический и художественно-публицистических жанров. Шесть преподавателей факультета закончили в свое время специализацию и обладают практическим опытом работы в телевизионных компаниях.

С повышением статуса Казанского университета до федерального вновь встал вопрос о возрождении корпоративного телевидения. Причем телевидения, ориентированного не столько на внутреннюю (преподаватели, сотрудники и студенты КФУ), сколько на внешнюю аудиторию. Это понятно: важнейшей задачей сейчас является информационная поддержка строительства и развития федерального университета. В силу своей специфики ТВ обладает наиболее сильным воздействием на умы и настроение общества и является лидеров в коммуникативном пространстве.

С этой целью 14 мая 2010 г. в университете была создана рабочая группа под нашим руководством, которой ректорат поставил задачу в кратчайшие сроки разработать и представить на утверждение ректору КФУ проект Программы создания и развития университетского телевещания на 2010-2015 гг. Контроль за исполнением распоряжения ректора был возложен на проректора по образовательной деятельности КФУ Р.Г. Минзарипова. За две недели рабочая группа, состоящая из четырех человек – преподавателей университета, изучила материально-техническое оснащение факультета журналистики и социологии КФУ; продумала этапы организации и развития университетского телевещания; разработала программную политику и систему управления университетским ТВ; сделала обоснование ресурсного обеспечения; сформировала и обосновала штатное расписание редакций трех передач ТВ КФУ и предложила список необходимого оборудования и общую смету расходов для начала организации телевизионного вещания. 10 июня 2010 г. проект программы был представлен на утверждение ректору КФУ. Исходя из данной программы, университетское телевещание создавалось «для информирования студентов и сотрудников университета, жителей города Казани, населения Приволжского Федерального округа и Российской Федерации, выпускников вуза обо всех событиях, происходящих в стенах Казанского (Приволжского) федерального университета» [3].

По видению авторов Программы, университетское телевидение должно было выполнять следующие функции:

• информационная функция: описание действительности через фрагментарное или обстоятельное осмысление жизнедеятельности университета, через познавательное и образное отражение реальности, а также разъяснение и доведение до персонала и студентов университета точки зрения руководства по тому или иному вопросу;

• учебно-образовательная функция: обеспечение учебной практикой студентов отделения журналистики и специализации «тележурналистика» Казанского (Приволжского) федерального университета;

• интегративная функция: информационное объединение всех подразделений университета (вузовского сообщества), в том числе и вновь присоединенных;

• идеологическая функция: содействие руководству вуза в пропаганде его определенной позиции на персонал и студентов КФУ;

• коммуникативная функция: содействие и обеспечение обратной связи между руководством вуза, профессорско-преподавательским составом, административными работниками и его студентами;

• познавательная функция: популяризация научных достижений университета, авторами которых являются ученые Казанского (Приволжского) федерального университета, популяризация деятельности структурных подразделений вуза [4].

Согласно Программе создания и развития университетского телевещания, в новом учебном 2010-2011 гг. последовательно должны были выйти в эфир три передачи: «Новости университета» – еженедельная информационная передача о событиях, происходящих в КФУ; «Вестник университета» (рабочее название) – видеозарисовки, портреты работающих в университете ученых, рассказ об их научных достижениях. Передача должна была популяризировать успехи научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава как среди университетской общественности, так и в дальнейшем на уровне города и Татарстана в целом посредством трансляции сюжетов на республиканских телеканалах. Третья программа – «Лестница» – видеодневник студенческой жизни Казани. Ее назначение в том, чтобы информировать о событиях других вузов столицы РТ, выполняя задачу информационного объединения не только подразделений КФУ, но и крупнейших вузов города.

Со времени разработки Программы прошло более полутора лет. В ноябре 2010 г. в университете была создана телекомпания «Univer TV», вошедшая в качестве структурного подразделения в медиа-центр КФУ. Для публикации сюжетов на сайте КФУ сотрудниками университетского Центра информационных технологий было выделено несколько страниц. Первого декабря того же года в открытом доступе появился первый сюжет телекомпании о посещении университета делегацией Великого Национального собрания Турецкой республики [5]. Все сюжеты телекомпании «Univer TV» находятся в открытом доступе на странице http://www.ksu.ru/univer_tv/video/video1.phtml. Каждый из сюжетов и все выпуски передачи «Univer news» можно скачать и просматривать их в любое удобное время вне зависимости от подключения компьютера к Всемирной сети.

Корпоративное телевидение университета не эфирное, поскольку информационную программу «Univer news» можно также смотреть в крупных городах Татарстана на информационном канале «ITV», транслирующегося в сети кабельного телевидения «ТВТ». Новости университета в сетке вещания четыре дня в неделю: по понедельникам и пятницам в 19.25 и 22.25 с повторами по вторникам и субботам в 1.25, 4.25, 7.25, 10.25, 13.25 и 16.25. Других платформ доставки контента до аудитории пока нет. Использовать для трансляции мониторы, расположенные в холлах университетских корпусов, невозможно, поскольку они принадлежат МЧС, и ролики транслируются целенаправленно из г. Москвы. Помимо этого, звуковое сопровождение там не предусмотрено.

По состоянию на 20.01.2012 г. телевидение КФУ состояло из 554 опубликованных в Интернете видеосюжета (включая отдельные материалы, подготовленные по событийным поводам, а также 15-минутные(в среднем) информационные программы «Univer news»). В цифрах это: 497 оригинальных сюжетов, вошедших в 55 выпусков программы «Univer news» (они также размещены на сайте); общий объем вещания составляет около 14 часов. Время увеличивается с каждой неделей.

Мы провели анализ некоторых выпусков передачи «Univer news», опубликованных на сайте КФУ. В выборку исследования попали:

а) три самых первых передачи, датированных январем 2011 г.;

б) три выпуска, подготовленных и опубликованных в мае 2011 г.;

в) три выпуска, размещенных на сайте в декабре 2011 г. – январе 2012 г.

Кроме девяти указанных выпусков передачи, в поле нашего внимания находился и первый сюжет телекомпании «Univer TV», поскольку он при публикации на сайте университета, сразу получил статус визитной карточки не только новой телекомпании, но и учебного заведения в целом. По три передачи, подготовленных в разные временные периоды, мы выбрали потому, чтобы отследить динамику творческого совершенствования корреспондентов, операторов и монтажеров, задействованных в подготовке каждого сюжета и конкретной телепрограммы. Таким образом, мы изучили десять оригинальных творческих продуктов, в каждом из которых речь шла о событиях, происходящих в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Как нам представляется, наряду с газетой «Казанский университет», корпоративное телевидение «Univer TV» является визитной карточкой вуза, позволяющей информировать о произошедших здесь мероприятиях, достижениях ученых и студентов, решениях ректора и Ученого совета потенциально все население мира, имеющее доступ к Интернету и понимающие русский язык. Таким образом, публикация во Всемирной сети значительно расширила аудиторию просмотра сюжетов университетского телевидения, чем она была бы во время трансляции видеоматериалов по кабельной линии внутри университетской сети. Журналисты общественно-политических СМИ знают, что чем шире твоя аудитория, тем больше ответственности перед ней. Нас интересовало: в чем заключается цель работы телекомпании (только ли в том, чтобы в положительном ключе освещать деятельность администрации университета?) и каким образом творческие сотрудники телекомпании «Univer TV» понимают свои функции и реализуют их? Ведь в данном случае корпоративное телевидение, согласно классификации Д.А. Мурзина [6], в отличие от газеты «Казанский университет», выполняет функции вида «бизнес клиенту» (b2c), где под бизнесом понимается оказание образовательных, социально-бытовых, культурно-массовых, спортивных и некоторых других услуг потребителю (студенту) и изначально направлено на внешнюю – широкую и очень разную – аудиторию, которая рассматривается в качестве объекта влияния.

Мы провели исследование, опираясь на следующие методы:

- контент-анализ девяти выпусков информационной передачи «Univer news», которая в первые месяцы функционирования телекомпании публиковалась на сайте один раз в неделю, затем – один раз в пять дней. Также был проанализирован первый сюжет телекомпании «Univer TV». Данный метод позволил выявить количественное соотношение сюжетов на различные темы: официальная хроника, социальная жизнь студентов, преподавателей и сотрудников университета, культурная жизнь в КФУ, спортивное направление в университете, научные достижения преподавателей и студентов Казанского университета и т.д.

Контент-анализ осуществлялся по следующим критериям:

1. Тема и проблема сюжета.

2. «Повестка дня», формируемая университетской корпоративной телекомпанией.

3. Жанр сюжета.

4. Состав интервьюируемых.

5. Стиль подачи информации корреспондентами.

6. Качество операторской работы.

7. Соотношение видео и закадрового текста.

- Метод текстуального анализа выбранных для исследования сюжетов. Данный метод позволил нам установить, во-первых, авторский стиль подачи информации корреспондентами; во-вторых, проанализировать качество видеоизображения; в-третьих, определить, в какой мере читаемый за кадром текст дополняет то, что зритель видит на экране; в-четвертых, получить представление о составе интервьюируемых – специалистов, которые в кадре выступают в качестве источников информации.

- Метод сравнительно-сопоставительного анализа тематики сюжетов и творческого мастерства подготовивших их корреспондентов в процессе дальнейшего развития телекомпании «Univer TV», а также сравнения «повестки дня», формируемой в передаче «Univer news», с тематической палитрой, освещаемой в газете «Казанский университет».

В первом сюжете телекомпании, опубликованном на сайте Казанского университета, речь шла о посещении университета делегацией Великого Национального собрания Турецкой республики. Это официальная хроника, подготовленная по законам жанра. Корреспондент сообщил, что иностранные коллеги побывали в Музее истории Казанского университета, внимательно осмотрели экспонаты, оставили запись в книге почетных гостей, встретились с турецкими студентами, обучающимися в КФУ. Видео скучное и однообразное: люди в пиджаках галстуках, президиум, другие участники встречи, сосредоточенные взгляды. Все кадры сделаны в музее истории. Порой было заметно, что, видимо, у оператора устали руки держать камеру, оттого и картинка иногда дрожала. Смысл происходящего в кадре дополнен журналистским текстом, написанном с преобладанием официально-делового стиля, который соответствовал формату мероприятия. Но это, на наш взгляд, не может испугать зрителя, поскольку повествование вовремя разбавлено синхронами турецких студентов и президента КФУ М. Салахова. Выступление главы турецкой делегации дано не в виде синхрона, а в виде пересказа его главной мысли об укреплении научного сотрудничества с Казанским университетом. На наш взгляд, несмотря на некоторый технический брак и стремление журналиста рассказать всю имеющуюся у него информацию (что происходит, думается, от неумения выделить главное), первый сюжет можно считать удачным. Он был подготовлен студенткой третьего курса отделения журналистики, обучающейся на специализации «тележурналистика», которая набиралась творческого опыта в редакции университетской телекомпании [7].

17 января 2011 г. на web-странице телекомпании «Univer TV» была размещена первая информационная передача «Univer news», задача которой – оперативно информировать аудиторию о наиболее значимых событиях и мероприятиях, происходящих в федеральном университете. С того времени данная передача публиковалась на сайте регулярно.

Проанализировав контент девяти выпусков «Univer news» (всего 46 сюжетов), мы выяснили, что каждый из них состоял из пяти реже шести информационных сюжетов, выполненных по оперативным поводам. Исключение составили выпуски от 16.01.2012 г., в котором вышло всего два сюжета, и от 20.02.2012 г. (семь материалов). Информационный выпуск от 9.05.2011 г. был тематическим: освещалось чествование сотрудников университета – ветеранов Великой Отечественной войны. Тематические направления в «повестке дня» университетской информационной программы распределились следующим образом:

- официальная хроника (встречи, поездки, приемы с участием ректора, президента или проректоров вуза) – 18 сюжетов (39% общего количества сообщений);

- события научной жизни университета (достижения, мероприятия, открытия, открытие новых подразделений, юбилеи) – 16 (34,8%);

- культурно-массовая жизнь университета – 5 (10,8%);

- судьбы университетских людей – фронтовиков – 4 (8,7%);

- другое (полезные советы психолога студентам, как избежать стрессов в сессию, и сюжет, посвященный первой годовщине работы телекомпании «Un-i-ver TV») – 2 (4,3%);

- спортивная жизнь в КФУ – 1 сюжет (2,17%).

Теперь выявим, действующими лицами скольких сюжетов являлись студенты Казанского университета – 15 материалов (32,6%), то есть 1/3 часть. А вот главными героями событий студенты становились всего в шести материалах (13%). Это отчеты о подведении итогов конкурсов-фестивалей «Студент года КФУ-2010», «Студенческая весна-2011», «Интеллектуальная весна в КФУ», репортажи о финальных играх КВН и открытии новогодней елки в Деревне Универсиады и полезные советы психолога студентам, как избежать стрессов во время сессии. В остальных десяти (с учетом самого первого) сюжетах учащаяся молодежь на экране присутствовала эпизодически. Корреспонденты могли в официальной хронике упомянуть, что награды разного уровня получило столько-то студентов и аспирантов [8]; ребята выступали в кадре с поддержкой определенных инициатив ректората (например, открытие новых кафедр или специализаций в институтах или факультетах КФУ) [9].

Таким образом, в двух третях из проанализированных нами сюжетов информационных выпусков «Univer news» рассказывалось о так называемых «взрослых» мероприятиях, участниками которых стали, в основном, университетские преподаватели и сотрудники администрации КФУ. Значительную часть этих сюжетов, включая самый первый подготовленный корреспондентами телекомпании материал (27 из 33, то есть 81,8%) занимали сообщения о протокольных мероприятиях с участием ректора, президента и проректоров университета.

Мы также выявили, что в 30 сюжетах с учетом самого первого материала телекомпании «Univer TV» речь шла о событиях общеуниверситетского уровня (63,8%), и в 17 случаях корреспонденты интересовались жизнью подразделений (36,2%). К новостям о деятельности подразделений КФУ мы отнесли все сюжеты о мероприятиях, организаторами которых являлись сотрудники конкретного института или факультета, в которых не участвовал ректор или кто-то из проректоров. Мы понимаем, что для университетской телекомпании, работающей, прежде всего, для внешней аудитории путем вещания в Интернете, важно показывать исключительно положительную деятельность руководства по созданию федерального вуза. Возможно поэтому, корреспонденты, освещая события, важные для подразделений КФУ, часто стремились в своих текстах вывести их на уровень университета.

В одних случаях это, на наш взгляд, получалось лучше, в других – не получалось. В качестве положительных примеров отметим проблемный материал об аварийном состоянии здания Химического института им. Бутлерова. Журналист И. Хазиева, пройдясь по его коридорам, пришла к выводу, что «зданию необходим капитальный ремонт». Далее в сюжете мы видим, что рабочие делают ремонт. Директор Химического института В. Галкин рассказывает, что, помимо этого, заложен фундамент и началось строительство нового здания, а здесь будут новые лаборатории, в которых будет современное научное оборудование. Общая идея сюжета, на наш взгляд, такова: руководство университета заботится о своих подразделениях, знает их проблемы, старается их решать, чтобы повысить и без того высокое качество научных исследований [10]. Кроме указанного сюжета, отметим работы корреспондентов, подготовивших сюжеты об открытии на юрфаке консультационного центра [11], а также о создании в Институте востоковедения и международных отношений КФУ кафедры религиоведения и исламоведения [12].

Информационные выпуски «Univer news» не отличались оригинальностью подачи информации. Если обобщить жанры, то в большинстве случаев это отчеты о мероприятиях с участием ректора или о научных конференциях, симпозиумах, фестивалях (34 сюжета = 73,9%). На втором месте со значительным отставанием идут заметки (10 = 21,7%). Два раза нам встретились отчеты с элементами репортажа (4,3%). Первый сюжет, который был подготовлен университетской телекомпанией, также отнесен нами к жанру отчета. Интервью как самостоятельных жанр в сюжетах не присутствовало, однако, часто встречалось как составная часть материала в виде синхронов. Материалов с претензией на аналитику не было. Нам это понятно: данная передача должна оперативно информировать общественность о событиях, происходящих в федеральном вузе. Помимо того, сюжеты делали корреспонденты, которые почти все в настоящее время являются студентами журфака КФУ. Можно ли получить от них качественный творческий продукт, выполненный в аналитическом жанре и подготовленный за 2-4 дня? Такое не каждому опытному журналисту под силу. Программой создания и развития университетского телевещания на 2010-2015 гг. предусматривалось создание отдельной, специализированной, передачи, рассказывающей о достижениях работающих в КФУ ученых именно в аналитических жанрах журналистики. Возможно, когда-нибудь она будет создана.

Теперь внимательнее всмотримся в сюжеты. Первое, что замечается сразу, – затянутость по времени многих материалов. Особенно отчетов с участием ректора. Корреспонденты рассказывали практически обо всем: кто посетил университет, кто присутствовал на встрече кроме первого лица КФУ, какие вопросы обсуждали, что решили, какие положительные последствия влечет за собой это мероприятие, что показали гостям в музее истории университета, возле каких экспонатов они задерживались дольше обычного и т.д. В таких сюжетах часто и подолгу бывали синхроны ректора КФУ И. Гафурова. Просматривая видео, нас часто не покидало ощущение, что корреспонденты за кадром читали не свои оригинальные тексты, а пересказывали (а то и цитировали) взятый после события у помощника ректора текст выступления ректора или цитировали подготовленный пресс-центром КФУ пресс-релиз. К такому предположению мы пришли, услышав в звучащих за кадром словах многочисленные канцеляризмы, штампы, предложения с отсутствием экспрессии. Очень мало средств художественной выразительности, зато много рассказа об инициативах ректора и ректората вуза исключительно в положительной коннотации.

Примеры. Корреспондент сделала сюжет о посещении КФУ делегацией из Министерства финансов РФ. Что нового узнает зритель? Ему пересказываются основные положения из выступления ректора университета, а наиболее сильные выдержки из речи первого лица вуза подаются в виде синхронов Гафурова. В почти пятиминутном сюжете-отчете аж четыре синхрона ректора, два из которых продолжались более одной минуты! Такое постоянство в сочетании с официально-деловым стилем изложения материала может утомить зрителя. Помимо этого, мы увидели кадры, сделанные только в зале заседаний ректората: вот общий план помещения, вот сидит ректор, вот, видимо, председатель делегации гостей, вот члены делегации, кто-то что-то пишет и т.д. Видеосюжет длинный, а кадров сделано не так много (в небольшом зале рассчитывать на многочисленные удачные планы не приходится). Видимо, поэтому многие кадры повторялись, что является творческой ошибкой. Корреспондент и пересказывала выступление ректора, и давала синхроны с ним. Посмотрев сюжет, может сложиться впечатление, что на встрече выступал только один И. Гафуров. Слово не дали даже председателю делегации из Министерства финансов. Автор материала был обязан представить аудитории его взгляд по обсуждаемым проблемам. Что помешало это сделать – непонятно.

Слушая закадровый текст, мы пришли к выводу, что корреспондент решил дать как можно больше информации о том, что обсуждалось во время мероприятия. Отсюда обилие цифр, перечисление сумм, затраченных на определенные нужды университета, пафосная речь о перспективах дальнейшего сотрудничества с Министерством финансов. Причем журналист не утруждал себя переработкой и осмыслением полученных данных, а дал четыре синхрона ректора, общий объем которых составил три минуты 36 секунд из 4 мин 53 сек сюжета! На наш взгляд, официально-деловой стиль подачи информации в сочетании со скучным видео из зала заседаний вряд ли сможет удержать аудиторию до конца сюжета. А он – первый в очередном информационном выпуске «Univer news». Стратегической целью данного видеоматериала, по нашему мнению, является формирование положительного общественного мнения о работе ректора университета, который старается на благо студентов и преподавателей вуза [13].

Вообще, сюжеты официальной хроники редко длились менее четырех минут. Мы считаем, что для информационной программы хронометражем в среднем 15 минут это – много. Выше мы установили, что преобладающим жанром информационной программы «Univer news» являлся отчет. Данный жанр журналистики не требует подробного изложения всей известной автору сюжета информации и последовательности развития действия. Необходимо обратить внимание на самое главное. По нашему мнению, если корреспондент хочет дать в одном сюжете как можно больше сведений, это говорит о его неумении выявить основное и второстепенное, увидеть важное в деталях, разглядеть за фактами явление. К сожалению, в течение года длительность и качество официальных видеоотчетов не изменились. Эти открывающие многие информационные выпуски сюжеты [14], на наш взгляд, слабо выполняли задачу формирования положительного мнения о деятельности руководства федерального вуза, поскольку серьезная форма подачи материалов скучной подачей материала, выполнено в официально-деловом стиле, может отвлечь зрителя, решившего посмотреть передачу. Захочет ли он вернуться к ней в следующий раз?

Вообще, в первых выпусках «Univer news» корреспонденты экспериментировали с жанрами. Чего стоит, например, работа, подготовленная по итогам последнего заседания Ученого совета КФУ в 2010 г., на котором ректор представил программу развития вуза. Творческая группа университетского ТВ решила подойти к делу, как ей, видимо, показалось, креативно: поставили в начало сюжета синхрон первого лица, а далее под общие планы собравшихся в большом зале КСК КФУ УНИКС членов Ученого совета стали транслировать слайды презентации программы, сопроводив их спокойной закадровой мелодией! Выступления корреспондента не было! И так в течение двух минут и сорока секунд [15]. Вопросы: что должно было привлечь аудиторию к экранам? В чем здесь журналистская работа? Допустим, кто-то из аудитории плохо видит и всегда больше слушал текст, чем смотрел видео. Почему лишили информации эту категорию зрителей? Если иметь в виду, что данный сюжет поставлен в выпуск сразу после длинного отчета о визите официальной делегации в КФУ, то сомневаться в оттоке некоторого количества аудитории после просмотра первых семи минут программы не приходится. В следующем выпуске «Univer news» вышло продолжение трансляции презентации программы развития федерального университета [16].

Ознакомившись с сюжетами официальной хроники, мы пришли к выводу, что сотрудники университетского телевидения претворяют в жизнь коммуникативную стратегию, которую можно сформулировать так: «ректор Казанского федерального университета И. Гафуров знает все проблемы вуза и старается их решить, беспокоясь о социальной защите преподавателей и студентов». На это указывает тот факт, что все 19 изученных нами сюжетов официальной хроники (включая самый первый материал телекомпании) с участием руководителя КФУ или проректоров имели исключительно положительную оценку со стороны корреспондентов «Univer TV». Впрочем, и другие освещаемые в информационных выпусках темы были поданы только с положительной стороны. Материалов без оценки или с отрицательной позицией к чему-либо мы не выявили. Данная ситуация нам понятна, поскольку корпоративная вузовская телекомпания, не транслирующая рекламу и существующая за счет учредителя, не будет его публично критиковать. Помимо этого, «Univer TV» осуществляет и рекламную функцию, привлекая своими передачами внимание нынешних школьников – будущих абитуриентов и постепенно формируя их желание поступать в Казанский университет. Естественно, что в имиджевых работах не будет ни одного отрицательного предложения в адрес КФУ в целом.

Деятельность по формированию положительного имиджа вуза в глазах общественности порой заставляла нас улыбнуться. В конце января 2011 г. в передаче «Univer news» показали отчет о церемонии награждения лауреатов и победителей ежегодного университетского конкурса «Студент года-2010». Закроем глаза на оперативность сюжета (он вышел спустя почти 35 дней после мероприятия). Интересно другое: корреспондент представил зрителю многочисленные номинации конкурса, рассказал, что жюри определило для награждения только лучших из лучших. В кадре мы увидели претендентов на победу, одетых в костюмы и вечерние платья; торжественные лица собравшихся деканов, их заместителей, преподавателей, студентов, которые пришли поддержать своих друзей. Вот все собравшиеся встали, чтобы приветствовать в зале ректора КФУ и гостей из других вузов. Вот пара исполняет красивый танец, вот в исполнении академической капеллы КФУ звучит гимн студентов «Гаудеамус», вот к трибуне приближается ректор… Его синхрон транслировался более минуты – это много: аудитория может устать от однообразия кадра. Кажется, что корреспондент в сюжете хронометражем 4 минуты и 18 секунд рассказал обо всем, включая интересную деталь: одному из проректоров во время исполнения танцевального номера даже пришлось придерживать ковер. Были и краткие интервью со студентами – победителями в нескольких номинациях, включая «Гран-при». Затянутый по времени сюжет, в котором было много кадров из зала, спасали именно блиц-интервью с награжденными. Однообразие планов ощущалось.

Однако в конце материала корреспондент дала синхрон проректора по социальной и воспитательной работе КФУ А. Межведилова, управление которого организовало конкурс и провело церемонию чествования победителей. Он сказал следующее (дословно): «Не надо бояться участвовать в конкурсах. Я думаю, что студенчество – это такая пора, когда можно ошибаться» [17]. То есть, исходя из этого, получается, что те, кто участвовал в данном конкурсе, сделали ошибку? Или имелось в виду что-то иное? Нам представляется, что фраза была выдернута корреспондентом из контекста и поставлена в сюжет из уважения к должностному лицу. Благодаря таким «стараниям», весь положительный смысл сюжета оказался перечеркнутым двумя короткими предложениями. Неужели автор материала не перечитала свой текст прежде, чем пойти на монтаж? Это невнимательность студента-«журналиста». А ведь в штате телекомпании есть профессиональный редактор, который смотрит все, что напишут корреспонденты.

Другим заметным недостатком сюжетов университетского ТВ является слабость стенд-апов в сюжетах. Этот творческий прием должен быть всякий раз оправдан. Если мы обратимся к работам известных тележурналистов (А. Мамонтова, М. Дегтяря, А. Рогаткина, Е. Листовой, А. Хабарова и других), то поймем, что их выступления в кадре представляют собой действие, краси-вую картинку, привлекающую внимание аудитории. Плюс ко всему, профессиональные журналисты показываются на экране только в том случае, когда не могут дополнить свои слова видеоматериалом.

Как происходит на «Univer TV»? Всего мы выявили 14 сюжетов с наличием стенд-апов. Из них в пяти работах корреспонденты показывались в кадре дважды. В отчетах с участием первых лиц КФУ стенд-апов не было, поскольку протокольные съемки, с претензией на которые подготовлены такие сюжеты, не предусматривают наличие других персон, кроме руководства. В основном, зритель видел журналиста на мониторе персонального компьютера в тех случаях, когда речь шла о научных мероприятиях подразделений КФУ или о событиях культурно-массовой жизни вуза.

Мы классифицировали стенд-апы в передаче «Univer news» по трем группам: начальный, в середине сюжета и в завершение его. Больше было начальных стенд-апов (7 сюжетов), зафиксировано два выступления корреспондента в середине видеоматериалов, еще пять работ содержали в себе выступления в финальной части выступлений корреспондентов. Поскольку в передаче отсутствует ведущий, а сюжеты отделяются друг от друга пятисекундной отбивкой, начальные стенд-апы выполняют функцию информирования аудитории о мероприятии, подробности которого зритель увидит прямо сейчас. Корреспондент обычно говорил дежурные слова: такого-то числа, там-то состоялось определенное мероприятие, приуроченное к чему-либо. В новостях эфирных телеканалов эти слова обычно говорит ведущий, который готовит аудиторию к просмотру. В передаче «Univer news» данную функцию порой брали на себя журналисты, словно приглашая зрителя вместе с ними побывать на конференции, торжестве, на новой кафедре или веселом студенческом празднике.

Примеры. Корреспондент стоит на фоне главного здания КФУ и произносит общие слова (цитируется не дословно): «Студенческие годы – самые счастливые. Можно учиться, участвовать в конкурсах и побеждать в них. В конце декабря в Казанском федеральном университете подвели итоги ежегодного конкурса «Студент года». В кадре ничего не происходит, автор сюжета одиноко стоит на фоне главного здания университета и произносит банальные слова [18]. Почему их нельзя сказать за кадром? Или подумать и сделать оригинальную постановку, например, прийти заранее в зал, где будет проводиться награждение, договориться с организаторами, чтобы они дали подержать статуэтку обладателя Гран-при, и сочинить небольшой текст. По нашему мнению, это бы смотрелось динамичнее. Можно найти иные варианты, которые бы привлекли внимание аудитории. А чем запомнится творческая работа зрителю в данном случае? Не стоит также забывать, что появление журналиста в кадре должно внести свежую ноту в ход события.

Та же претензия у нас к сюжетам о финале республиканской Лиги КВН в УНИКСе (журналист появился в кадре в темное время суток при недостаточном освещении фонарем видеокамеры) [19]; об открытии лаборатории новых технологий в медицине в структуре Высшей школы информационных технологий КФУ (корреспондент сначала выступает в кадре на фоне здания, во втором стенд-апе – рядом с какой-то дверью) [20]; о первом дне рождения университетской телекомпании (корреспондент сообщает нам проходной текст о том, сколько за год было подготовлено сюжетов, медленно идя от Второго корпуса вуза к «Сковородке») [21] и некоторым другим.

А вот другой пример. Что-то рациональное было в решении корреспондента А. Шарафутдиновой записать спенд-ап к сюжету о научном достижении ученых Института геологии и нефтегазовых ресурсов КФУ в области улучшения качества битума на проезжей части возле главного здания университета. То, что асфальт изготавливается из битума, мы знаем. Жаль, что автор сюжета не сразу связала свое местоположение с исследованием геологов, о котором собиралась рассказать. Вместо этого – вновь обычная преамбула к сюжету, в кадре ничего не происходит, а зритель понимает, что корреспондент не случайно появилась в кадре, лишь спустя полторы минуты после стенд-апа. Увы, корреспондент в данном случае не сумел довести свою мысль до конца [22].

Почему так мало стенд-апов в середине сюжетов? Думается, потому, что данный прием используется в случае, если корреспондент закончил освещать одну тематическую часть и собирается переходить к другой. Его появление в кадре является своего рода «мостом» между двумя темами: журналист кратко подводит итоги первой части и дает введение во вторую. В одном случае – сюжете об открытии новой кафедры в Институте востоковедения и международных отношений КФУ – корреспондент, считаем, не использовал указанный творческий прием, а ограничился дополнительной информацией о новом структурном подразделении, которую, по нашему мнению, можно было сказать за кадром.

Теперь удачный пример. В первой половине сюжета о ремонте в здании Химического института речь шла непосредственно о самих его помещениях: обращалось внимание на многочисленные трещины в стенах, обветшалость перекрытий между этажами и т.д. Затем зритель увидел следующий стенд-ап: стоящий возле ведра с краской и лестницей-стремянкой корреспондент говорит о том, что после ремонта здесь будут открыты несколько научных лабораторий, оснащенных по последнему слову техники. Далее в сюжете говорилось о перспективах химиков в проведении исследований мирового уровня совместно с известными учеными. Таким образом, по нашему мнению, появление в кадре автора материала отделило его первую часть от второй. Жаль только, что зритель не увидел динамики. Почему бы журналисту не сделать мазок-другой краской по стене, как бы помогая рабочим преобразовать химфак? [23]

Стенд-апы, сделанные в завершении сюжетов, мы анализировать не будем. Корреспонденты появлялись в кадре, чтобы поставить логическую точку в повествовании. За спиной корреспондента никакого действия не происходило, слова были банальными… На наш взгляд, если такие стенд-апы убрать из сюжетов, то аудитория ничего важного бы не пропустила. Тогда зачем тратить время на запись? Возможно, корреспонденты думали, что чем чаще тебя видит зритель, тем он быстрее тебя запомнит. Но это не так! Добиться результата можно только творческим поиском и оригинальностью, а не количеством мельканий на экране.

Впрочем, довольно о неудачах. Что интересного было в передачах университетской телекомпании?

К сожалению, творческих находок в изученных нами информационных передачах было немного. Чувствуется, что коллектив редакции ищет наиболее эффективные приемы подачи информации и воздействия на аудиторию, но ежедневная рутина в виде производства отчетов об официальных мероприятиях с участием ректора и проректоров вуза пока не дает ребятам раскрыться. Думается, что зрелищность информационной передаче может придать, во-первых, разнообразие жанров (необходимо использовать не только отчеты и заметки, но и зарисовки, репортажи, интервью) и, во-вторых, показ человека труда – успешного исследователя, имеющего авторитет в стране и мире. Кроме того, следует больше рассказывать о жизни студентов: делать сюжеты с их мероприятий, рассказывать о наиболее выдающихся из них, не бояться освещать проблемы, связанные с социальной защищенностью учащейся молодежи и бытовыми проблемами в общежитии. Увы, такого на корпоративном телевидении КФУ пока очень мало.

Нам понравился сюжет о зимней сессии в университете. По жанру он представлял собой зарисовку с элементами интервью. Цель сюжета – с помощью специалистов службы психологической помощи КФУ дать студентам полезные советы, как эффективнее подготовиться к экзаменам, как не впадать в депрессию и не получить другие психологические расстройства. То есть, польза видеоматериала для зрителя очевидна. Корреспондент экспериментировал и с жанрами. Сюжет начался не с традиционных проходных фраз о том, что «в Казанском университете состоялось», а с блиц-опроса студентов. Ребятам надо было одним словом или предложением ответить на вопрос: «Что для вас сессия?». Несколько образных ответов и были даны в эфир. Затем, после закадрового текста о том, как тяжело учащимся приходится в сессию, слово предоставили психологу службы психологической помощи КФУ. Специалист дала подробные советы, которым, на наш взгляд, легко следовать. Сюжет закончился стенд-апом, в котором журналист обобщила услышанное [24].

В данной творческой работе мы наконец-то увидели постановку проблемы. Причем она не была решена здесь и сейчас, как это часто практиковалось в сюжетах с участием ректора. Там весь пафос корреспондентов был направлен на то, что руководитель вуза работает только для того, чтобы преподаватели и студенты университета не испытывали сложностей. Здесь же нам представили сессию как явление, которое заставляет молодых людей и девушек переживать. Советы давал компетентный специалист, а не интерпретировал корреспондент, напрямую обращаясь к учащимся. Обрадовало нас и то, что сюжет продолжался всего около двух минут и был поставлен в конец информационного выпуска. Как известно, то, что подается в начале или в конце передачи, запоминается лучше. Надеемся, что представленные в передаче советы помогли студентам успешно сдать зачеты и экзамены.

Еще один положительный пример – весь выпуск «Univer news», опубликованный на сайте университета 9 мая 2011 г. Он полностью посвящен ветеранам Великой Отечественной войны, которые после ее окончания долгое время работали в нашем вузе. Как нам показалось, все пять сюжетов этого выпуска проникнуты теплотой и нежностью молодых корреспондентов по отношению к фронтовикам. В каждой работе – слова благодарности ветеранам и от сотрудников КФУ, и от студентов.

Передача традиционно началась с официальной хроники: подробно освещалась встреча ректора с фронтовиками. В трехминутной заметке зритель увидел: нарезки концертных номеров, подготовленных студентами, выступление руководителя университета, поздравлявшего ветеранов с Днем Победы, кадры возложения цветов к Вечному огню в казанском Парке Победы. Корреспонденты дали слово тем, кто смог победить врага – фронтовики вспоминали военные годы. А студенты их благодарили. Тоже в кадре. Искренне говорили спасибо за мир на земле. В этом сюжете, как и в большинстве других, есть протокольные съемки, много планов сидящих в зале людей. Но зрителю не скучно. Потому что авторам сюжета небезразличны свои герои, журналисты любят их. Эта искренность, неподдельный интерес передаются и аудитории, которая вместе с собравшимися в зале студентами аплодирует тем, кто отстоял мир на земле [25].

Такими же искренними и внимательными к людям получились сюжеты о профессорах Казанского университета, ветеранах войны Н. Непримерове [26], И. Пенькове [27], М. Рафикове [28], студентах университета, ушедших на войну из учебных аудиторий [29]. Корреспонденты показали их в первую очередь обычными гражданами своей страны, патриотами, бесстрашно сражавшимися с фашистами. Конечно, в сюжетах не обошлось без недочетов (например, речевые штампы, тавтология), но это – мелочь по сравнению с так называемой правдой факта. Она (правда) в том, что на экране мы видим настоящих героев, добившихся не только Победы на фронте, но и успехов в научной деятельности, прославивших университет в стране и мире. Мы узнали много интересных фактов из их личной биографии. Увы, таких сюжетов за хронологический период нашего исследования было немного (кроме этой программы, еще два [30]). Здесь не было пафоса, связанного с обеспечением надлежащего учебного процесса, ничего не говорилось и о ректоре КФУ как менеджере, умеющем договориться со всеми для того только, чтобы хорошо жилось преподавателей и студентов университета. Коммуникативные посылы в каждом сюжете исследуемого нами выпуска передачи «Univer news» едины: ветераны войны – настоящие герои нашего времени, люди, у которых необходимо учиться мужеству, терпению и порядочности.

Хотелось бы видеть такие сюжеты о людях университета – профессионалах своего дела и талантливых студентах – не только по праздникам… Рутина отчетов не должна мешать этому.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

В настоящее время в Казанском федеральном университете возрождено корпоративное телевидение. Оно не эфирное, поскольку вещает по двум каналам: во-первых, на официальном сайте КФУ, во-вторых, на информационном канале ITV кабельной сети ТВТ. В связи с этим, потенциальная аудитория – все Интернет-пользователи в мире, понимающие русский язык и кому интересна жизнь Казанского университета.

Несмотря на предусмотренные Программой развития и становления университетского телевещания на 2010-2015 гг. три передачи, выполненных в разных жанровых группах, сейчас регулярно готовится только одна, информационная, передача «Univer news», в которой в среднем за 15 минут рассказывается о событиях, произошедших в федеральном вузе. Два других проекта – «Вестник университета» (научно-популярный журнал о научных разработках университетских ученых) и «Лестница» (дайджест студенческой жизни других вузов Казани) – пока в проекте. В планах также начать вещание на татарском языке. Чтобы это реализовать, необходимо приобретение дополнительного оборудования и значительное расширение кадрового состава телекомпании. В настоящее время передача «Univer news» публикуется на сайте через каждые пять дней, и в ее подготовке заняты семь корреспондентов – старшекурсники отделения журналистики КФУ или только закончившие учебу. Технический персонал немногим больше. Думается, что решение о расширении программного вещания будет приниматься руководством вуза в зависимости от того, насколько эффективной получится информационная передача в плане формирования положительного имиджа КФУ в России и мире.

Проведенный нами контент-анализ первого сюжета телекомпании, а также девяти выпусков «Univer news», отобранных для исследования по принципу случайной выборки, показал скудность используемых корреспондентами жанров при освещении того или иного мероприятия. Подавляющее большинство занимали отчеты о протокольных мероприятиях с участием ректора Казанского университета. Иногда в качестве главных героев в сюжетах фигурировали президент КФУ и проректоры. Затянутость таких работ по времени, многочисленные длинные синхроны руководителя вуза, монотонный закадровый текст, написанный официально-деловым стилем, кадры сидящих в зале людей, по нашему мнению, не способствовали проявлению у зрителей интереса к обсуждаемым в сюжетах темам. Как бы ни было важно мероприятие, отчет о нем не должен продолжаться 4-6 минут из средних 15 минут общего хронометража передачи! Это притупляет внимание, заставляет человека задуматься о переключении канала. Поэтому мы можем рекомендовать авторам таких материалов не пытаться сказать обо всем, а выделить главное направление и обстоятельно осветить его. О том, что осталось за кадром, можно поговорить в следующих творческих работах.

Мы считаем, что корреспондентам университетского телевидения нужно продолжать творческий поиск по повышению эффективности подачи информации. Необходимо расширять жанровый диапазон, не ограничиваться отчетами и заметками, вспомнить о репортаже, интервью, зарисовке. Из 47 изученных нами сюжетов мы не выявили ни одного репортажа! В трех материалах были его элементы, но этого мало. Мы также увидели всего одну зарисовку и блиц-интервью. Не забудем, что основная часть работников телекомпании «Univer TV» – студенты отделения журналистики КФУ, которым нужно осваивать все три жанровых группы и совершенствоваться в репортерской работе. Пересказывать за кадром написанный пресс-центром университета пресс-релиз и давать подробный отчет о действиях ректора во время проведения совещаний – не журналистика, а обслуживание власти, пусть и местной. Журналистом можно стать тогда, когда будешь искать эксклюзивную информацию, видеть детали, необычное в обычном, формулировать проблему и обращаться к специалистам за комментариями. Увы, ничего такого в работе корреспондентов университетского ТВ нами отмечено не было. Главным ньюсмейкером являлся ректор И. Гафуров, а других показывали, скорее всего, потому, что первое лицо вуза не успевало за несколько дней принять участие сразу в десяти мероприятиях. После просмотра сюжетов у нас сложилось ощущение, что целью университетской телекомпании является всестороннее освещение деятельности руководителя учебного заведения, а остальных подразделений – по остаточному принципу. С точки зрения права собственности данная практика нам понятна: ректорат финансирует данный Интернет-проект. Но кто сказал, что подача информации должна быть скучной?

Как нам представляется, авторам сюжетов необходимо менять широко практикуемый ныне описательный подход в освещении мероприятий на проблемный. Портал, на котором публикуются сюжеты телекомпании, расположен на расстоянии двух кликов мышью от публикаций, подготовленных сотрудниками пресс-центра КФУ, и от портала редакции газеты «Казанский университет». Если учесть, что все три указанных нами канала коммуникации освещают за редким исключением одни и те же вузовские события, то формально конкуренция между редакциями существует. Телевизионщикам надо стараться искать пути отстройки от коллег, ведь у печатных или Интернет-СМИ всегда найдется место для писания подробностей события. В визуальном канале коммуникации лишние 30 секунд могут перечеркнуть все старания репортера: как только зритель почувствует, что ему стало скучно, он либо перестанет смотреть передачу, либо переключит свое внимание на что-то более актуальное. В итоге те сведения, которые хотел донести журналист, аудитория не получит.

Мы уверены: выявление и формулировка проблем, обсуждающихся в ходе каждого мероприятия, поможет корреспонденту стать обладателем эксклюзивной информации, которую не освещали пресс-центр или газета «Казанский университет». Именно с такими данными и следует работать, раскручивая их, обсуждая с собеседниками, сопоставляя с другими фактами. Причем критиковать руководство вуза не обязательно, можно сюжеты сделать интересными и на позитиве.

Если этого не будет, то сюжеты университетской телекомпании, как и сейчас, будут смотреть несколько десятков человек. Телевидение – мощное информационно-пропагандистское оружие. Одной из задач деятельности «Univer TV» является привлечение внимания абитуриентов к Казанскому университету, сделать так, чтобы сюда поступали ребята со всей России. Привлечение абитуриентов дело сложное, комплексное, одна из составляющих которого – интересные передачи корпоративного ТВ.

Считаем, что в центре внимания корреспондентов должен быть человек. Не должностное лицо, как сейчас (поскольку ректор и его заместители ведут представительскую работу в силу своего положения), а персона, увлеченная своим делом. Например, добившиеся результатов ученые, преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты. Университет славен своими многочисленными традициями, которые поддерживаются энтузиастами не по указанию сверху (хотя такое тоже бывает), а по велению сердца. Уважаемые журналисты телевидения КФУ, расскажите об этих людях, выясните, почему они работают в университете, чему посвящена их деятельность, какой вклад они вносят в развитие подразделения, в котором трудятся… Представьте нам многочисленные истории успеха конкретных людей, возможно, их повествования заинтересуют молодых. Образование и наука во многом зиждутся на отношениях «учитель-ученик». Так пусть герои ваших сюжетов станут моральными авторитетами для сегодняшних школьников!

Этого можно достичь без больших усилий. Главное – следует еще до съемок четко определить для себя цель и задачи будущего материала. Репортеру нужно также эффективнее работать с оператором: не бросать его во время работы, а подсказывать, что должно быть зафиксировано, какие детали необходимы, с какой стороны лучше снять собеседника. В изученных нами сюжетах часто чувствовалось, что корреспондент работал сам по себе.

Коллектив телекомпании «Univer TV» хорошо выполняет функцию информирования аудитории о многочисленных мероприятиях разного характера, происходящих в Казанском университете. Но зритель в исследованных нами информационных выпусках получал только ту точку зрения или взгляд на ситуацию (проблему), которая была выгодна ректорату вуза, то есть учредителю корпоративного медиа. Другие позиции не были представлены. Такой подход к освещению мероприятий, часто с участием первого лица вуза, дает нам основание говорить о реализации идеологической функции. Как мы увидели, главным героем каждого выпуска информационной передачи «Univer news» являлся ректор КФУ, деятельность которого оценивалась корреспондентами исключительно с положительной стороны. Коммуникативные посылы аудитории мы можем сформулировать так: «Ректор КФУ И. Гафуров – эффективный менеджер», «Ректору КФУ по силам решить любую проблему ради процветания университета», «Ректор КФУ трудится почти круглосуточно для того, чтобы сотрудники и студенты университета работали и учились в отличных условиях». Получается, что корпоративное ТВ за хронологический период нашего исследования под видом информирования о важных мероприятиях занималось «раскруткой» персоны И. Гафурова. В пользу данного вывода говорит то, что сюжеты с его участием редко продолжались менее трех минут, и его речи много цитировались. Но этот пиар осуществлялся банально: по принципу чем больше времени на экране, тем лучше.

Также отметим учебно-образовательную функцию телекомпании. Ее сюжеты готовили старшекурсники отделения журналистики КФУ под руководством опытных журналистов, набираясь опыта оперативных выступлений по тому или иному информационному поводу. Девять изученных нами информационных выпусков передачи «Univer news» позволили сделать вывод о том, что творческий потенциал у корреспондентов есть. Их удачи заметны. Теперь нужно, чтобы ребята совершенствовались постоянно, а не эпизодически. Для этого должны быть условия: расширен штат корреспондентов, привлекая больше студентов журфака, обучающихся по специализации «тележурналистика»; организованы творческие конкурсы среди сотрудников телекомпании на лучший материал месяца (квартала, семестра, года); создана система регулярных кратковременных стажировок в тех редакциях вузовского телевидения, где данный вид корпоративного медиа давно развивается (например, в Уральском федеральном университете или Южно-Уральском государственном университете). Наконец, разрешать сотрудникам пробовать себя в различных жанрах журналистики, в том числе и в аналитических: комментарий, микрорецензия, обозрение, и давать время на подготовку материалов.

Мы считаем, руководителю телекомпании не следует с головой погружать своих корреспондентов в рутину освещения многочисленных университетских событий, поскольку такая практика постепенно убивает творческий подход, пресекает инициативу и – главное – формирует представление молодого человека о журналистике исключительно как о сфере услуг, которая освещает деятельность власти, пересказывая ее соображения, но не замечая социальных проблем. Такого подхода допустить нельзя. Авторам сюжетов следует постоянно думать над тем, какими средствами они будут привлекать внимание аудитории и превращать каждого человека в постоянного зрителя «Univer news». Эта сложная работа требует постоянной собранности, нестандартных решений и оперативности. Как нам представляется, положительный имидж учебного заведения формируется не только и не столько за счет регулярного освещения деятельности ее руководителя, но, прежде всего, коллектива его сотрудников, производящих знания.

Познавательная, интегрирующая и коммуникативная функции в изученных нами передачах были представлены, увы, слабо. О достижениях преподавателей, сотрудников и студентов КФУ если и говорилось, то эпизодически и гораздо в меньшем объеме, чем сообщалось о деятельности ректора. У зрителя, который никак не связан с Казанским университетом, могло сложиться впечатление, что, в основном, из многотысячного коллектива учебного заведения работает исключительно его руководитель.

Мероприятия университетских подразделений, конечно, освещались, но главным образом их организаторами были факультеты и институты прежнего КГУ. О жизни присоединенных учебных заведений хотелось бы знать гораздо больше. Чтобы персонал бывших ТГГПУ и КГФИ почувствовал себя членами большой и дружной университетской семьи (как это декларируется руководством федерального вуза на многочисленных мероприятиях), на наш взгляд, необходимо постоянное, то есть в каждой передаче, освещение их информационных поводов.

Телекомпания «Univer TV» в 2011-середине 2012 гг. не заботилась обеспечением обратной связи со своей аудиторией. Это очень важно. Современные информационно-коммуникативные технологии представляют возможности для изучения состава аудитории, ее места расположения, а также получения отзывов и пожеланий зрителей. Да, под каждым опубликованным на портале телекомпании сюжетом Интернет-пользователю предоставлялась возможность его комментирования. Однако наш мониторинг реплик показал, что зрители высказывались крайне редко. Все комментарии положительные. Мы считаем, что сложившуюся практику можно назвать мнимой интерактивностью. Разве модераторы официального сайта КФУ допустят негативные реплики? Коллективу редакции необходимо создавать специальные группы в социальных сетях, нести свой творческий продукт студентам, искать там новые темы для материалов, выявлять оперативную реакцию на каждую передачу или сюжет, не бояться критики, реагировать на нее достойно, учитывать конструктивные замечания и предложения. Словом, делать корпоративное телевидение для зрителя и со-вместно с ним.

Исходя из изложенного выше, мы считаем, что за хронологический период нашего исследования телевидение Казанского федерального университета представляло собой масс-медиа, эффективность которого с творческой стороны вызывает сомнения. Пока это лишняя трата денег со стороны администрации КФУ, поскольку от своих коллег – сообщений пресс-центра и редакции газеты «Казанский университет» – контент «Univer TV» отличается только наличием видео. Чтобы проект стал действительно инструментом формирования положительного имиджа федерального университета в России и мире, необходимы большие совместные усилия администрации вуза, его отделения журналистики и коллектива телекомпании.

ИСТОЧНИКИ


1. См., например, сюжет о подведении итогов университетского конкурса на лучшую академическую группу в мае 2010 г. (более 2400 просмотров). [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://ku.ksu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=255:1&catid=52:2010-07-05-072656&Itemid=119 (режим доступа – свободный). См. также сюжет о выставке работ в КФУ молодых художников (2010 г., более 2100 просмотров). [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://ku.ksu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=257:1&catid=52:2010-07-05-07-2656&Itemid=119 (режим доступа – свободный).

2. См., например, сюжет о праздновании Татьяниного дня в Казанском университете в 2009 г. (около 150 просмотров). [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://ku.ksu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=126:1&catid=52:2010-07-05-07-2656&Itemid=119 (режим доступа – свободный).

3. Программа создания и развития университетского телевещания на 2010-2015 гг. Казань: Казанск. ун-т, 2010. 12 с. Архив автора.

4. Там же. С.2. Архив автора.

5. Курбанова Д. КФУ посетила делегация Великого Национального собрания Турецкой республики. [Электронный ресурс]. Дата публикации на сайте 01.12.2010 г. Доступно на: URL: http://www.ksu.ru/univer_tv/video/video1.phtml?uniq=1 (режим доступа – свободный).

6. Мурзин Д.А. Феномен корпоративной прессы. М.: Хроникер, 2005. 168 с.

7. Курбанова Д. КФУ посетила делегация Великого Национального собрания Турецкой республики. [Электронный ресурс]. Дата публикации на сайте 01.12.2010 г. Доступно на: URL: http://www.ksu.ru/univer_tv/video/video1.phtml?uniq=1 (режим доступа – свободный).

8. См., например: краткий обзор важных мероприятий КФУ. [Электронный ресурс]. Дата публикации на сайте 31.01.2011 г. Доступно на: URL: http://www.ksu.ru/univer_tv/video/video1.phtml?uniq=19 (режим доступа – свободный).

9. См., например: Шарафутдинова А. Информационные технологии в медицине. [Электронный ресурс]. Дата публикации на сайте 20.01.2012 г. Доступно на: URL: http://www.ksu.ru/univer_tv/video/video1.phtml?uniq=640 (режим доступа – свободный).

10. Хазиева И. Обновленные лаборатории в Химическом институте. [Электронный ресурс]. Дата публикации на сайте 20.05.2011 г. Доступно на: URL: http://www.ksu.ru/univer_tv/vi-deo/video1.phtml?uniq=178 (режим доступа – свободный).

11. Галеева Л. Опыт профессионалою юридического факультета КФУ на благо общества. [Электронный ресурс]. Дата публикации на сайте 20.01.2012 г. Доступно на: URL: http://www.ksu.ru/univer_tv/video/video1.phtml?uniq=640 (режим доступа – свободный).

12. Хазиева И. В Возрождение многовековых традиций казанского исламоведения. [Электронный ресурс]. Дата публикации на сайте 16.05.2011 г. Доступно на: URL: http://www.ksu.ru/univer_tv/video/video1.phtml?uniq=172 (грежим доступа – свободный).


  • ОКОНЧАНИЕ ЗДЕСЬ.




  •  

    Казанский государственный университет