Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Медийная критика как учебная дисциплина (опыт Казанского университета)

Цит. по: Баканов Р.П. Медийная критика как учебная дисциплина (опыт Казанского университета) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Выпуск 12. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. – № 24 (119). – С. 150 – 159.
Оригинал статьи можно прочесть здесь.

УДК 070.447:78

Р.П. Баканов

Аннотация. В статье речь идет об опыте включения в учебный процесс отделения журналистики Казанского (Приволжского) Федерального университета дисциплины «Медийная критика в системе современной журналистики России». В рамках данной дисциплины студенты, обучающиеся на старших курсах, имеют возможность не только ознакомиться с творчеством сотрудничающих с федеральными СМИ ведущих медиакритиков (а частности, телекритиков), но и попробовать свои силы в анализе как газетных публикаций, так и телевизионных передач. Автор статьи выделяет три этапа подготовки настоящей дисциплины, ее задачи, место в учебном процессе подготовки будущих журналистов и ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Также присутствует анализ проблем, сопроводжающих данный предмет. Автор статьи считает, что в образовательном процессе очень важны дисциплины, направленные на обучение студентов критическому анализу медийных текстов. Это касается не только будущих журналистов, но и тех, кто учится на других гуманитарных факультетах.

Ключевые слова: медийная критика, телевизионная критика, студент, медиатекст, оценка, анализ, обучение.


Полноценное высшее образование невозможно без обучения навыкам критического осмысления реальности – в частности, реальности виртуальной, формируемой средствами массовой информации. Информационный поток, воздействующий на человека в медиатизированном социуме, неоднороден как по количественным показателям (в мегаполисе он в несколько раз мощнее, чем в сельской местности), так и по качественным характеристикам содержания.

Так, при увеличении общего количества телевизионных программ и каналов, качество телепередач остается крайне неоднородным по содержанию. При этом жители России в подавляющем большинстве телевизор смотрят. Как свидетельствует исследование зрительских предпочтений, проведенное ВЦИОМ в 1-2 мая 2010 г., что 92% опрошенных получают информацию только посредством ТВ. Телевидение – самый популярный источник информации среди жителей малых и средних городов (93-94%) и пожилых граждан (96%) [1].

При этом формируемая средствами массовой информации картина мира не адекватна действительному положению дел, коскольку сегодня в процессе конструирования медийной «повестки дня» исключительная роль и решающий голос принадлежат пресс-службам ключевых государственных структур федерального уровня и редакторскому составу наиболее тиражных медиа. Рядовые потребители массовой информации сегодня нужнаются в надежных, осведомленных проводниках в море медийного контента.

Вслед за А.П. Короченским [2], А.В. Федоровым [3] и А.В. Шариковым [4] и другими учеными и журналистами-практиками мы считаем, что таким проводником в мире массмедиа может и должно стать такое относительно новое для России направление в журналистике, как медийная критика (медиакритика). Данное направление уже несколько десятилетий существует во многих странах мира. В России оно оформилось, как показывают наши исследования, только с 1990 г., хотя первые попытки такого направления журналистской критики, как критика телевизионная, предпринимались в СССР еще в 1960-х годах [5].

В данном случае нам хотелось бы подчеркнуть тесную связь медиакритики и медиаобразования. Профессор А.В. Федоров утверждает: «Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, для позитивного развития личности» [13].

Медиакритика должна быть союзником медиаобразования – направления в педагогике, в 2002 году прошедшего государственное лицензирование в России. Существует много формулировок данного термина (в том числе и сделанное ЮНЕСКО), но мы обратимся к определению А.В. Федорова: «Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры» [6]. На наш взгляд, ключевыми здесь являются две задачи: развития личности через критическое восприятие и понимание журналистского творчества (практики СМИ) и обучение различным формам самовыражения посредством медиатехники. В наш насыщенный информацией век без умения критически воспринимать медиатексты, понимания принципов функционирования редакций, знания приемов и методов распространения информации вряд ли можно считать человека медиаграмотным. Поэтому такие российские ученые, как например, Я.Н. Засурский [7], Н.Б. Кириллова [8], С.К. Шайхитдинова [19], И.В. Челышева [10], В.В. Прозоров [11] полагают, что каждый человек должен быть медийно грамотен.

Как научить граждан пониманию медийных текстов? А.П. Короченский считает, что определенную роль в преодолении описанной проблемы должна сыграть медийная критика (медиакритика) [12]. Медиакритика – направление разноплановое, призванное анализировать конкретные медийные тексты в актуальные проблемы функционирования средств массовой информации в современном обществе. Термин «медийная критика» включает в себя и критику радийную и печатную критику. В данной работе под термином «медиакритика» нами понимается и применяется определение, данное А.П. Короченским: «Медийная критика – особая область журналистики, которая призвана помочь обществу в познании новых реалий и тенденций в деятельности СМИ. Она является одновременно и своеобразным способом рефлексии, самопознания современной печатной и электронной прессы, и общественным зеркалом, которое призвано отражать «блеск и нищету» средств массовой информации, оказавшихся в рыночной среде» [12].

Мы считаем, что одной из задач медиакритики является содействие развитию конструктивного публичного диалога и постоянного обмена мнениями между представителями массмедиа и общественности. При этом по возможности необходимо постараться оставить вне поля диалога эмоции, взаимные упреки. По нашему мнению, редакторы как федеральных, так и местных изданий могли бы выделить место на полосах для постоянной медийной рубрики и, тем самым, содействовать такому диалогу.

Будущие журналисты должны готовиться к такому диалогу, в полной мере восприняв современные достижения медиаобразования. Чтобы развивать у студентов навыки критического восприятия медийных текстов и анализа продукции СМИ на отделении журналистики Казанского университета в 2006 году и годом позже в филиале КГУ в г. Набережные Челны нами было начато преподавание спецкурса «Медийная критика в системе современной журналистики России». В данной дисциплине акцент в подаче материала делается на ознакомлении студентов с новым для российской журналистики направлением – медийной критикой. Через анализ специализированных медийных рубрик в ведущих печатных СМИ России и Татарстана большое место уделяется рассмотрению специфики телевизионной критики как в зарубежных странах, так и в России – в общероссийских и региональных СМИ. Это позволит определить место и роль медийной критики в меняющихся социально-политическом и культурном контекстах последнего десятилетия ХХ века – начала века ХХI. Большое значение также придается вопросам медийной этики и проблемам саморегулирования журналистского сообщества.

В работе над учебной дисциплиной «Медийная критика в системе современной журналистики России» можно выделить несколько этапов.

Первый, предварительный этап, начался в 2002 г., когда, будучи еще студентом отделения журналистики Казанского университета, мы приступили к работе над дипломным сочинением на тему «Телевидение в зеркале прессы Республики Татарстан». Нам не было тогда известно, что в том же году доцент факультета журналистики Ростовского госуниверсите-та А.П. Короченский выпустил первую в России монографию «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка» [12], да и термин «медиакритика» не вышел за рамки научных работ. Потому наше исследование базировалось на кропотливом изучении первоисточников – газет и журналов, издающихся в Татарстане. Проведя контент-анализ десяти республиканских русскоязычных газет за период с 1990 по 2003 гг., мы обнаружили более трехсот публикаций, темой которых стало местное и федеральное телевидение. Примерно пятая их часть содержала анализ передач с оценкой их значимости для современности.

Уже на стадии дипломного исследования нам стало понятно, что публикации с оценкой телевизионных передач составляют некоторое отдельное тематическое направление в периодической печати Татарстана. Подавляющее большинство материалов было подготовлено в таких жанрах, как заметка, анонс, интервью с работниками телевизионных студий. В связи с тем, что количество публикаций о ТВ, выполненных в информационных жанрах, постоянно увеличивалось, мы решили не включать их в исследование, а сосредоточиться на анализе специфики телевизионной критики в выступлениях местных авторов. Выявленный массив текстов можно было классифицировать по нескольким тематическим направлениям в зависимости от объекта внимания критика. А еще можно было изучить, с помощью каких средств и методов тот или иной автор формирует положительную / нейтральную / негативную оценку ТВ-передаче. Нам повезло: в некоторых изданиях РТ рубежа веков были кратковременные рубрики, содержащие обозрения и мини-рецензии на телевизионные передачи как федеральных, так и местных телеканалов.

Исследование специфики телевизионной критики в периодической печати было продолжено на стадии подготовки кандидатской диссертации. Объект исследования был расширен до одиннадцати ведущих изданий России. Хронологические рамки исследования также были раздвинуты и полностью охватили 1990-е годы. Таким образом, в начале 2004 г. наступил второй, теоретико-методологический, этап подготовки дисциплины «Медийная критика» к ее введению в учебный процесс.

Через два года полученные эмпирическим путем сведения стали основой для отдельного спецкурса. Проведя контент-анализ федеральных газет, мы выявили за десятилетие 6526 публикаций, в которых речь шла о телевидении [14]. Треть из них содержала анализ телевизионного контента. Исследуя практику ТВ-анализа, мы узнали, что еще в первой половине 1990-х годов почти в каждой из выбранных для изучения газет были открыты специальные постоянные тематические рубрики, ведущие которых выступали в таких жанрах, как обозрение телепередач, рецензия, статья, реже аналитическая корреспонденция и творческий портрет известной телевизионной персоны. Сосредоточив внимание на аналитических публикациях, мы разделили их на 16 тематических направлений, каждое из которых при желании можно представить, как историю федерального телевидения «постперестроечного» времени. Параллельно с этим, изучали творчество авторов телевизионных критиков: в 1990-е годы с федеральной прессой сотрудничало примерно полтора десятка профессионалов-критиков, сделавших себе имя на поприще кино- или театральной критики, а также те, кто делал первые шаги в журналистике.

На основе их постоянных публикаций был проведен анализ стиля, жанров, а также методов формирования оценок телевизионным передачам. Тогда же мы стали задумываться и об этических вопросах функционирования медиакритики, а также этических конфликтах с журналистами-практиками, которые, как выяснилось, сопровождают медийного аналитика практически ежемесячно.

Практика значительно опережала теорию и в области медийной критики. К 2006 г. (времени, когда мы вышли на защиту нашей диссерта-ции по проблемам телевизионной критики на соискание ученой степени кандидата филологических наук) научная библиография проблемы составляла одну докторскую диссертацию [15] и монографию А.П. Короченского [12], труды известных московских ученых (С.А. Муратова [16], Г.В. Кузнецова [17], В.Л. Цвик [18], А.Г. Качкаевой [19]), посвященные современным проблемам телевидения и телекритики, а также статьи о телевизионной критике в профессиональных журналах, например, «Журналист» [20] и «Журналистика и медиарынок» [21]. Имеющаяся к тому времени практика телекритики, на наш взгляд, заслуживала большего внимания, как ученых, журналистов, так и широкой общественности.

В этому времени только в небольшом количестве вузов преподавали телекритику как учебную дисциплину либо давали основы медиакритки в целом. Данная дисциплина была введена в учебный план отделения журналистики КГУ в 2006 г. Первоначальный опыт ее постановки на втором курсе был недостаточно продуктивным, поэтому было принято решение перенести дисциплину на четвертый курс (седьмой семестр) – время, когда студенты уже сдали экзамены по проблемно-аналитической журналистике, прослушали дисциплины по профессиональной этике журналиста, истории отечественной и зарубежной журналистики XVIII-XIX веков, а также имеют некоторый опыт практической работы.

Так начинался третий, практико-ориентированный, этап становления спецкурса. На одном теоретическом материале и газетных выступлениях телевизионных критиков невозможно достичь качественного образования. Поэтому перед нами сразу же встал вопрос о практической составляющей дисциплины. Мы пришли к выводу: каждый изучающий курс студент должен попробовать себя в роли пишущего медиакритика. Пришлось углубленнее изучать методы формирования оценки ведущих телевизионных критиков, обращать внимание на жанры критики (рецензию, творческий портрет, обозрение, зарисовку, статью, эссе), чтобы дать возможность студентам хотя бы на некоторое время побывать в роли «дежурного по эфиру». Побывав на занятиях по медиакритике, студенты не только знакомятся с теоретическими аспектами этого нового для российской журналистики направления, но и делают первые творческие шаги в постижении профессии критика СМИ.

Дисциплина «Медийная критика» призвана способствовать закреплению у студентов навыков подготовки аналитических материалов в таких жанрах критики, как рецензия, статья, обозрение и творческий портрет. Курс позволяет им внимательно посмотреть на тенденции, характерные для современных масс-медиа, рассмотреть актуальные вопросы формирования «повестки дня» тем или иным средством массовой информации, понять приемы воздействия информации на человеческое сознание. Практическая значимость дисциплины заключается в том, что студенты, анализируя контент того или иного СМИ, постепенно участся понимать и различать: что будет в центре внимания конкретного издания или телеканала в зависимости от его учредителя, какой тематический акцент следует ожидать от СМИ разных типов. Помимо этого, студенты учатся сравнивать подходы редакций СМИ к освещению различных актуальных вопросов современности, методы и способы подачи информа-ции. Большое значение также придается вопросам медийной этики и проблемам саморегулирования журналистского сообщества. Важно, чтобы среди участников курса были те, кто уже не понаслышке знаком с журналистской деятельностью.

Программа обучения дисциплине выстроена в соответствии с концепцией медиаобразования как развития критического мышления / автономии, демократического мышления аудитории. На первых занятиях, изучая теоретические основы медийной критики, студенту желательно ознакомиться с определением ключевых понятий, к которым ему придется обратиться при подготовке аудиторных и самостоятельных работ. Таких терминов много: «медийное образование», «медийная грамотность», «медийная критика», «аудитория», «оценка», «цель», «идея», «замысел», «повестка дня», «репрезентация», «точка зрения», «плюрализм мнений», «журналистика фактов», «журналистика мнений», «саморегулирование журналистики», «ответственность», «цензура» и другие.

Преподаваемая нами дисциплина находится в тесном взаимодействии с некоторыми другими курсами, изучаемыми студентами отделения журналистики КФУ. Вряд ли можно стать хорошим критиком СМИ, если плохо знать систему журналистских жанров, законы, по которым они строятся. С другой стороны, аналитика в области массмедиа требует осознавания четких профессиональных этических критериев и норм. Поскольку деятельность медийного критика по своей сути не только междисциплинарна, но и постоянно находится под словесным «ударом» со стороны коллег по «цеху», тот, кто берет на себя смелость анализировать текущую практику деятельности СМИ, должен обладать определенными знаниями в области психологии и иметь профессиональную стрессоустойчивость.

К этому времени студенты завершают изучение таких предметов, как «Основы творческой деятельности журналиста», «Выпуск учебной газеты и теле-радиопрограммы», «Новостная журналистика», «Проблемно-аналитическая журналистика», «Профессиональная этика журналиста», овладевают знаниями об истории отечественной и зарубежной журналистики прошлых столетий. Иными словами, у начинающих журналистов ко времени начала обучения нашей дисциплине должен быть полноценный набор необходимых практик и профессиональных компетенций, чтобы попробовать себя в роли начинающего медийного аналитика.

Несмотря на то, что продолжительность преподаваемой нами дисципллины всего 36 часов, она является стартом для того чтобы каждый студент задумался о качестве получаемой посредством СМИ информации и методах и способах воздействия журналистов на сознание человека для закрепления распространяемых сведений. Это будущим журналистам необходимо прежде всего потому, чтобы самим не стать жертвами информационных кампаний, преследующих определенные цели. Думается, что полученные в результате усвоения материала нашей дисциплины знания помогут студентам изучать и учитывать мнения своей аудитории, ее запросы и пожелания, а не просто предоставлять ей сведения, которые в настоящее время интересны редакции (или только одному редактору).

Описание учебного материала. Дисциплина «Медийная критика» направлена на выявление у студентов уровня медийной грамотности, а также на формирование у них навыков критического осмысления освеще-ния в средствах массовой коммуникации социальных проблем, имеющих определенный общественный резонанс.

Студенты, обучающиеся по специализации «Международная журналистика», могут провести сравнительные исследования специфики медийной критики, представленной в печатных, электронных или online-СМИ России и в определенных зарубежных медиа (наименование определяется по выбору студента при согласовании с преподавателем).

В процессе подготовки исследования в рамках данного направления студент должен научиться и продемонстрировать преподавателю следующие исследовательские навыки:

- работа с эмпирической базой, стремление отыскать все или как можно больше точек зрения на социальную проблему, выбранную для исследования;

- актуализация предмета и объекта анализа;

- знание (на младших курсах поверхностное) специфики формирования «повестки дня» тем или иным СМИ, представление о политике, проводимой его учредителем в отношении данной редакции, наиболее часто освещаемых темах (проблемах), принадлежности ее к определенному медийному холдингу, а также об основных рубриках изучаемых медиа;

- показ на основе сбора эмпирической базы данных место исследуемой проблемы на страницах СМИ, выбранных для исследований разного уровня;

- корректное научное цитирование отдельных фраз из публикаций, подтверждающее промежуточные или основные выводы автора научной работы;

- разработка критериев для корректного сравнения публикаций из разных источников;

- разработка критериев для выявления качества (специфики) творческого почерка авторов публикаций, которые студент анализирует в своей работе;

- характеристика публикаций журналистов, чьи произведения составляют основу исследований разного уровня;

- владение информацией о научных исследованиях как напрямую, так и косвенно касающихся данной области знания, по которой готовится работа студента.

Для проведения исследований обучающиеся могут применять в совокупности следующие методы:

1. Мониторинг средств массовой коммуникации. Для проведения исследования студент должен определить для себя наиболее значимые для населения данного региона или страны печатные издания.

2. Контент-анализ каждого из выбранных для исследования федеральных и (или) региональных средств массовой коммуникации. На его основе предполагается оперативное выявление и анализ проблем, связанных с информированием аудитории: неточности в подаче данных, присутствие (отсутствие) ссылок на компетентные источники, авторские оценки освещаемым событиям, круг проблем, анализируемых на страницах каждого исследуемого медиа, тактические и стратегические цели подготовки материалов, авторские и редакционные приемы формирования общественного мнения, трансформация функций журналистских публикаций, регулярно формируемые информационные образы отдельных сфер жизни (политика, экономика, армия страны и т.д.), а также медийный портрет социальных слоев населения России.

3. Сравнительно-сопоставительный метод практики информационной политики исследуемых СМК. С помощью данного метода обучающиеся проводят сравнение практики информационного сопровождения социальных проблем различными средствами массовой информации. Критерии сравнения устанавливаются в процессе проведения исследования.

4. Содержательный (текстуальный) анализ публикаций массмедиа. Данный метод позволяет провести исследование специфики стилей авторов выступлений, выявить своеобразие их творческого почерка. Кроме того, с помощью предлагаемого метода станет возможным определение наличия/отсутствия средств художественной выразительности в отдельно взятом медиа, а также, на основе выявленных примеров средств художественной выразительности, изучение общей стилистики каждого из изучаемых средств массовой коммуникации.

Для студента важно определить свою задачу профессионального становления личности, которую он хочет решить при изучении спецкурса. Процесс выбора можно начать с ответов на вопросы: что мне нужно от изучаемого предмета? Насколько учебный материал пригодится мне в профессиональной карьере? Как и где я смогу реализовать на практике полученные знания? Задача эта должна быть сугубо персонифицирована: усвоить предмет только в пределах учебной программы и успешно сдать экзамен; повысить уровень компетентности в проблеме функционирования отечественного медийного рынка; научиться технике аналитического обзора содержания СМИ; понять специфику журналистской критики, сопоставить ее с критикой литературной, музыкальной, театральной. При целеполагании необходимо обратить внимание именно на приобретение новых практических навыков работы с печатными, электронными или online-СМИ.

Основное содержание учебного курса можно представить в виде следующих нескольких тематических блоков.

Блок первый. Предмет и задачи критики. Критика как особый род деятельности – 4 часа. В рамках данного блока изучаются социальный и культурный контексты критики, ее публицистическая природа. Два адресата критики: а). Автор (творческий коллектив) анализируемого произведения; б). Аудитория произведения. Массовое и профессиональное сознание. Объективность и конъюнктура. Специфика журнальной и газетной критики.

Блок второй. Медиакритика как новое направление в журналистике России. Медиакритика как самостоятельная область искусствоведения. Становление медиакритики в России: предпосылки возникновения, основные медийные рубрики, творчество медиаобозревателей ведущих СМИ России, функциональное, жанровое и стилистическое разнообразие публикаций о специфике деятельности масс-медиа 1990-2011 гг. – 6 часов.

Блок третий. Медийная критика как форма саморегулирования журналистского сообщества. Методика критического анализа – 4 часа.

Что необходимо учитывать при анализе медийного произведения? Контекст произведения. Соотношение экранного мира и действительности. Мультимедийные технологии и разные формы познания жизни. ТВ как творец новой реальности, медиатизация событий («правдивая ложь экранных иллюзий»), способы ее достижения.

Понятие «язык СМИ», специфика языка экрана, радио, печатных СМИ, интернет-ресурсов. Особенности работы журналиста в печатных СМИ, на ТВ, радио и в интернет-издании. Формы авторизации контакта с аудиторией.

Блок четвертый. Проблема авторского стиля в медиакритике. Анализ публикаций, творческий почерк известных критиков – 4 часа.

Здесь совместно со студентами проводится анализ практики ведущих медийных критиков России. Стиль, применение средств художественной выразительности, экспрессивность лексики и т.д. Выявление авторских приемов и творческих принципов при анализе медийных текстов.

Блок пятый. Жанровое разнообразие медийной критики. Изучение таких жанров, как реплика, зарисовка. Аналитическая корреспондениция. Творческий портрет, обозрение и рецензия. Анализ практики СМИ – 12 часов.

Студенты изучают наиболее характерные для данного направления жанры: рецензия, обозрение, творческий портрет, корреспонденция, беседа, зарисовка. Примеры из практики федеральных и республиканских СМИ.

Блок шестой. Анализ самостоятельной работы студентов. Обсуждение творческих работ, выполненных в жанре реплики, зарисовки, аналитической корреспонденции, творческого портрета, мини-рецензии на медийную передачу или обозрения телепрограмм – 6 часов.

Проводится анализ публикаций отечественных ведущих медийных критиков. Предпринимаются попытки установить общие и различные для каждого из изучаемых изданий критерии оценки медийного содержания. Классификация выявленных материалов по типам критики: рецензирующая, анонсирующая, проблемно-постановочная, описательная, «желтая» критика. Выявление преобладающей оценки в творчестве медийных критиков.

Экзамен как форма итогового контроля состоит из двух частей. Во-первых, студенты в течение семестра могут попробовать подготовить несколько самостоятельных материалов в определенном жанре (на выбор студента) с обоснованием собственной позиции по отношению к медийному продукту. Выполняя работу в течение семестра, студент набирает баллы за выполнение каждого творческого задания или выступление на семинаре. В конце курса обучения все баллы суммируются, и общее их количество сообщается студенту. Если студент удовлетворен, итоговая сумма баллов выставляется в зачетно-экзаменационную ведомость.

Во время освоения четвертого, пятого и шестого блоков дисциплины, каждый студент должен попробовать свои силы в подготовке как минимум трех материалов в разных жанрах с критическим анализом медийного произведения (теле-и радиопередачи, публикации в прессе или в Интернете). Каждая работа обсуждается в группе совместно с преподавателем и оценивается им, исходя из разработанных балльно-рейтинговых показателей. Например, информационные жанры по баллам «весят» меньше аналитических или художественно-публицистических.

Обратимся к проблемам, которые возникают в процессе преподавания данного учебного курса:

1. Слабая заинтересованность студентов.

2. Узость тезауруса обучающихся.

3. Быстрая потеря актуальности эмпирического материала

4. Снижение количественного и качественного уровня медийной критики в прессе Республики Татарстан
.

В результате анализа пятилетнего опыта проведения настоящей дисциплины, мы пришли к следующим выводам.

1. За относительно небольшой промежуток времени (один семестр, т.е. 36 часов) студенту необходимо освоить значительный объем информации как теоретического, так и практического характера. В частности, они знакомятся с целью, задачами, объяктом, предметом, функциями и жанрами медиакритики, а также творчеством ведущих критиков, сотрудничающих с такими федеральными изданиями, как: «Известия», «Российская газета», «Литературная газета», «Новая газета», «Московский комсомолец», «Газета», «КоммерсантЪ» и др. Важно, чтобы студенты имели представление и о медийной критике в прессе Республики Татарстан.

2. Дисциплина «Медийная критика в системе современной журналистики России» имеет практическую направленность. За время ее изучения каждый студент должен попробовать себя в подготовке материалов как минимум в двух жанрах критики. На его выбор предлагаются: реплика, рецензия, зарисовка, творческй портрет, тематическое обозрение, комментарий, аналитическая корреспонденция. На творческую работу программой дисциплины отводится до 18 часов. За это время у студента есть возможность почувствовать себя медийным критиком, выбрав для анализа телевизионную передачу, публикацию в газете, журнале или радиовыступление. Некоторые критерии оценки рекомендуются преподавателем, иные критерии студент должен предложить самостоятельно.

3. Практическая направленность дисциплины требует пересмотра отношения к своей работе со стороны преподавателя. Его социальная функция трансформируется. Теперь он уже не просто транслятор информации, знаний в аудиторию, а, образно выражаясь, играющий тренер (эксперт). Его задачей становится не просто контроль усвоенных студентами теоретических сведений, но и содействие в формировании и дальнейшем развитии у обучающихся навыков критикоческого анализа медийных произведений.

4. Трансформируется и традиционная, субъект-объектная, форма общения студентов со своим преподавателем. На наш взгляд, в рамках настоящей дисциплины отношения двух субъектов должны строиться исключительно на партнерских доверительных отношениях друг к другу, т.е. общаться они должны на равных. Однако это произойдет только в том случае, если обе стороны будут, что называется «в теме». Такая форма взаимоотношений требует увеличения времени на освоение дисциплины: большую часть работы придется выполнять во внеаудиторное время, а на занятиях проверять сделанное и получать консультации преподавателя.

Здесь следует обратить внимание на проблемные ситуации, с которыми мы столкнулись за несколько лет ведения данной дисциплины. Во-первых, традиционная студенческая несобранность. Она может стать причиной задержки выполнения заданий, а то и полного временного игнорирования образовательного проекта. Кроме того, если человек заболеет, он также рискует пропустить какую-то часть информации и, следовательно, отстать от сокурсников. Этим учащимся придется самостоятельно догонять коллег, работать более интерсивно, чем прежде.

Во-вторых, многие ли студенты (да и преподаватель) готовы к существенному увеличению учебной нагрузки? Ведь вместо 36 обычных учебных часов им придется провести во Всемирной сети раза в три-четыре больше. Здесь возникают две проблемы: а). Как правильно распределить свои силы и время, чтобы их хватило на весь семестр обучения медийной критике? б). Как сделать так, чтобы от напряженной работы, связанной с совершенствованием навыков критического анализа медийных текстов у студента не накапливалась психологическая усталость? Видимо, отвечать на них необходимо совместно с психологом.

5. Дисциплина «Медийная критика» читатется студентам, обучающимся только по двум специализациям – «Периодическая печать» и «Телевидение». На наш взгляд, предмет необходимо включить в учебный план и других специализаций, существующих в настоящее время на отделении журналистики КФУ.

6. Учебным планом на преподавание дисциплины отведено всего 36 часов. Практика показывает, что за этот период можно дать только основы конструктивного критического анализа медиатекстов. Совершенствовать свои навыки ребятам придется всю жизнь. В дальнейшем, с введением двухуровневой системы обучения, дисциплина скорее всего войдет в программу подготовки магистров журналистики. Надеемся, что будет увеличен и ее объем до двух семестров. Это позволит сконцентрировать внимание на более углубленном изучении творческого стиля ведущих медийных критиков как федеральных, так и зарубежных СМИ, а также предоставить обучающимся возможность попробовать себя в подготовке материалов не в двух (как в настоящее время), а в трех-четырех жанрах критики. Помимо этого, следует обратить внимание и на этическую сторону критики.

7. Обучать конструктивному анализу медийных произведений, на наш взгляд, необходимо не только будущих журналистов, но и студентов всех специальностей. Тем, кто осваивает технические или естественно-научные дисциплины, можно преподать только основы медийной критики, а для гуманитариев сделать акцент на изучении публикаций критиков, выступающих в периодической печати.

Список литературы


1. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1499 от 21.05.2010 г. «Телевидение в нашей жизни». Доступно на: URL: http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/13518.html (дата обращения 7.12.2010 г., режим доступа свободный).

2. Короченский А.П. Медиакритика и медиаобразование // Высшее образование в России. – 2004. –– № 8. – С. 40 – 46.

3. См., например: Федоров А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов // PR в образовании. – 2007. – № 2. – С. 4 – 26; Федоров А.В. Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. – 2007. – № 4. – С. 30 – 47; Федоров А.В. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Журналистика и медиаобразование-2008: сб. трудов III Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-27 сентября 2008 г.): в 2-х т. Т. 1 / Под ред. проф. А.П. Короченского. – Белгород: БелГУ, 2008. – С. 269 – 273.

4. Шариков А.В. 12 «зол» телевидения. В кн.: Актуальные проблемы культурной политики современной России. – М.: Ленанд, 2008, C. 72 – 98.

5. См., например: Саппак В. Телевидение, 1960: Из первых наблюдений // Новый мир. – 1960. – № 10. – С. 177 – 204; Саппак В.С. Телевидение и мы: Четыре беседы. – М.: Искусство, 1963. – 182 с.; Василенко Н. Пресса и малый экран // Советская печать. – 1966. – № 9. – С. 36 – 39; Богомолов А. Поменьше смотрите телевизор! // Журналист. – 1967. – №.6. – С. 39 – 41; Дьяченко В. Охота к научению – признак силы // Журналист. – 1967. – № 9. – С. 38 – 40 и др.

6. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – С.11.

7. Засурский Я.Н. Российское телевидение в 21 веке: обретения и потери // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2003. – № 3. – С. 3 – 8.

8. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М.: Академический Проект, 2005. – 448 с.

9. Шайхитдинова С.К. Медиа-этика. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. – 80 с.

10. Челышева И.В. Анализ, оценка и интерпретация медиатекста в процессе вузовского медиаобразования // Медиакультура новой России / Под ред. Н.Б. Кирилловой и др. Т. 2. – Екатеринбург–Москва: Академический Проект, 2007. – 512 с; Челышева И.В. Критический анализ медиатекста: теоретические аспекты проблемы // Медиаобразование. – 2007. – № 4. – С. 9 – 17.

11. Прозоров В.В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 240 с.

12. Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. – Ростов н/Д: Международный инсти-тут журналистики и филологии, 2002. – 272 с. Доступно также на: URL: http://www.ksu.ru/f13/rbaka-nov/index.php?id=5&idm=0&num=23 (дата обращения 7.12.2010 г., режим доступа свободный).

13. Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. – Таганрог: Изд-во Кучма Е.А., 2003. – С. 7 – 8.

14. Баканов Р.П. Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана): Дис. … канд. филол. наук; Казанский гос. ун-т. – Казань, 2006. – 248 с.

15. Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики: Дис. … д-ра филол. наук; СПбГУ. – СПб., 2003. – 453 с.

16. Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). – М.: Логос, 2001. – 240 с. См. также: Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения: Хроника авторских наблюдений. – М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, Изд-во Моск. гос. ун-та, 2001. – 175 с.

17. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2004. – 400 с. См. также: Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 222 с.

18. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2000. – 124 с. См. также: Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 171 с.

19. Качкаева А.Г. Новейшая история Российского телевидения 1990 – 2002 гг. (опыт периодизации) // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2003. – № 3. – С. 20 – 32.

20. Кузнецов Г. В двух зеркалах // Журналист. – 1996. – № 12. – С. 42 – 45.
21. Петровская И. Медиакритика: «хорошие» и «плохие» мальчики. Почему телевизионщики пытаются расширить границы допустимого // Журналистика и медиарынок. – 2003. – № 2. – С. 43 – 44.


Bakanov Roman Petrovich – senior lecturer of Department of journalism, Kazan (Volga) Federal University.

In the article is telling about a dicipline «the Media criticism in system of modern journalism of Russia», which of inclusion in educational process of department of journalism of the Kazan (Volga Region) Federal University. A students, whose train of the discipline, have possibility not only to familiarize with creativity of well-known media critics, whose publishing in federal mass-media (and particulars, telecritics) but also to try the forces in the analysis newspaper publications and telecasts. The author of the article distinguishs three stadies of do the present discipline, its problem, a place in educational process of training of the future journalists and its interrelation with other disciplines. An analysis of problems the dicipline also there is. The author of the article things that in educational process the disciplines directed on training of students to the critical analysis of media texts are very important. It’s important not only the future journalists, but also who studies at other humanitarian faculties.

Key words: «The Media criticism» dicipline, criticism, the Television criticism, student, , the media text, estimation, analysis, education.




 

Казанский государственный университет