Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Вузовское издание в Интернете (на примере онлайн-газеты «Казанский университет»)

Цит. по: Баканов Р.П. Вузовское издание в Интернете (на примере онлайн-газеты «Казанский университет») // Средства массовой информации в связях с общественностью: материалы Всероссийской учебно-методической конференции «Место корпоративных СМИ в современном медиапространстве», посвященной 45-летию корпоративной газеты «За нефтяные кадры» / Редколл.: Э.С. Гареев и др.; под общ. ред. Э.С. Гареева и Р.В. Габдулхаковой. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2011. – Вып. 1. – Т. 1. – С. 12 – 15.

Р.П. Баканов

XXI век остро поставил перед редакционными коллективами прежде всего печатных изданий вопросы поиска новых форм для выживания и сохранения аудитории на динамично развивающемся рынке средств массовой информации. Поэтому создание Интернет-сайтов изданий различного уровня, начавшееся в середине 1990-х годов, – не дань моде, а борьба за читателя. Популярность Всемирной сети среди российского населения все увеличивается, а вот тиражи печатных СМИ, наоборот, по разным причинам снижаются.

С какой целью вузовская пресса выходит в мировое информационное поле? Во-первых, для того чтобы рассказать широкой общественности о новостях своего вуза. Учебные заведения России сегодня заключают соглашения о партнерстве с зарубежными университетами, увеличиваются академическая и студенческая мобильность, совместные грантовые исследования с зарубежными коллегами. В связи с этим, появилась необходимость вывести информационный поток, который еще несколько лет назад был доступен только студентам и сотрудникам конкретного вуза, на новый с точки зрения масштаба уровень. Таким образом, освоенная Интернет-платформа сразу повышает статус издания как минимум до федерального распространения.

Во-вторых, чтобы не упустить ту категорию потенциальных читателей, которая, отказавшись от получения новостей из традиционных источников, ушла во Всемирную сеть. К сожалению, тиражи вузовских корпоративных изданий не позволяют в полной мере охватить всех сотрудников организации (насколько нам известно, двухтысячный тираж каждого номера газеты «Казанский университет» является самым большим среди всех вузовских газет Татарстана). Вузовская пресса распространяется бесплатно и часто разбирается аудиторией за один-два дня. Как правило, если это официальное издание, отражающее точку зрения руководства вуза по тому или иному вопросу студенты по разным причинам редко его читают. Поэтому, публикуя содержание очередного номера газеты в Интернете, коллектив редакции вузовского издания надеется, прежде всего, на внимание со стороны студенческой аудитории, которой более удобно получать новости из Всемирной сети.

В-третьих, редакции вузовских изданий вынуждены осваивать цифровую электронную платформу для повышения оперативности распространяемых сведений. Вузовская пресса до недавнего времени оставалась вне широкого информационного поля, редко имея даже профессиональное общение с коллегами. Теперь требования меняются и по отношению к данному сегменту прессы. Интернет дает вузовским СМИ возможность повышения оперативности публикуемой информации. Можно ли говорить о свежести распространяемых данных в газете, которая выходит один или два раза в месяц? В больших учебных заведениях официальные события случаются по нескольку раз в день, существует параллельная, так называемая «кулуарная или закулисная» жизнь. редакторам газет приходится отбирать для освещения только самые значимые события вузовского и факультетского уровней.

Газета «Казанский университет» – одна из старейших вузовских изданий в нашей стране. Первый выпуск университетской моготиражки датируется октябрем 1928 года. С 1999 г. корпоративное вузовское медиа можно читать в Интернете. Первоначально сайт представлял из себя лишь электронную версию газеты: слово в слово публиковался печатный выпуск издания. Кроме чтения статей, к услугам посетилелей сайта было два сервиса: поиск по ключевым словам и возможность интерактивной подписки на обычные номера «Казанского университета». В середине 2000-х годов стала доступна функция «Пишите нам», но отклики аудитории приходили крайне редко. На наш взгляд, данный ресурс удовлетворял потребности главным образом академического сообщества – находящихся в командировках преподавателей или работающих в разных уголках планеты ученых. Для студентов или абитуриентов университета полезных тем и онлайн-ресурсов было мало.

В середине 2009 года силами корреспондентов редакции газеты был разработан и запущен обновленный сайт редакции, позиционируемый как «онлайн-газета Казанского университета». Сайт издания создан с претензией на конвергентность, то есть, на синтез печатного и визуального слова. Рассмотрим отличия нового ресурса от прежнего сайта газеты.

Во-первых, сейчас аудитории предлагаются не только тексты, опубликованные в печатном выпуске, но и оригинальные материалы, по разным причинам не вошедшие в номер. Таким образом редакция старается решить две проблемы: а) повышение оперативности освещения университетских событий – в классическом учебном заведении в день проходит несколько мероприятий, и корреспондентам нужно осветить наиболее важные из них. Увы, объем и периодичность газеты ограничены (до апреля 2011 г. они составляли один раз в две недели общим объемом 20 полос формата А4 в месяц; сейчас – один раз в неделю по четыре полосы А3), поэтому ранее редактору приходилось выбирать для освещения в газете только самые значимые мероприятия. Часто бывало так: что-то важное случается в день подписания номера к печати и, следовательно, материал об этом откладывался до следующего выпуска, то есть на две недели. Сейчас у редакции есть две площадки для публикации – бумажная и электронная, благодаря чему есть возможность даже в последний момент менять публикации на полосе; б) также решается проблема отношений с внештатными авторами материалов, ведь многим из них приходилось ждать выхода подготовленным ими публикаций месяцами. Наш пятилетний опыт работы в редакции газеты показал: не каждый был к этому готов. Всем хотелось видеть свой текст в ближайшем номере вне зависимости от того, выполнен ли материал по информацонному поводу или нет.

Во-вторых, онлайн-газета Казанского федерального университета предлагает пользователям (среди прочих тематических) разделы «Фотогалерея», «Видеоновости». Фотоархив готовится совместно с пресс-центром КФУ и обновляется регулярно. Видеоновости – проект, который редакция газеты осуществляет с кафедрой теории и практики электронных СМИ отделения журналистики КФУ. Ребята 2-5 курсов делают учебные сюжеты, а через сайт любой желающий может их посмотреть. Как видно из опубликованной в том же разделе статистики просмотров, есть сюжеты, которые были просмотрены более двух тысяч раз, а есть и такие, которые смотрели в несколько раз меньше. Корреспонденты работают не только по информационным поводам, но и освещают социальные проблемы, касающиеся студенческой жизни. По данным на 25.08.2011 г., лидерами посмотров являются сюжеты о награждении победителей традиционного университетского конкурса «Лучшая академическая группа» (2192 просмотра) и «Жизнь только начинается» (о доценте мехмата КФУ В. Сочневой, 2078 просмотров). К сожалению, данный раздел обновляется нерегулярно, а по мере готовности сюжетов. Этому есть объяснение: техника отделения журналистики, на которой производятся сюжеты, из-за изношенности часто ломается, закупить новую пока нет возможности. Потому говорить об оперативности обновления видеоархива говорить не приходится. Работу по усовершенстваванию практики необходимо продолжать.

Исходя из вышеизложенного, сделаем выводы.

1. Кардинальное обновление сайта университетской газеты – ответ на вызов времени, стремление удержать молодых, ушедших в Интернет, читателей и привлечь новых. Онлайн-газета КФУ, по нашему мнению, – один из видов имиджевой рекламы университета во Всемирной сети.

2. Наполнение сайта данного корпоративного СМИ осуществляется главным образом силами небольшого количества штатных сотрудников редакции, нагрузка которых увеличилась по сравнению с тем, если бы они выпускали только печатное издание. Отдельных людей, работающих исключительно на онлайн-газету, нет. Выручают внештатные корреспонденты, состав которых – несколько десятков человек.

3. Обновленный сайт газеты «Казанский университет» действует уже два года. По данным редакции, стали чаще просмотривать, появились отклики на материалы. Мнения оставляют не только русскоговорящие ученые из разных стран, но и студенты.

4. Привлечению аудитории способствуют регулярно организуемые редакцией онлайн-опросы по актуальным темам. Практика показывает, что люди активно голосуют. Мы считаем, что сотрудникам редакции необходимо думать над тем, как сделать так, чтобы Интернет-аудитория по желанию могла принимать участие в подготовке газеты. Многое можно позаимстовать у федеральных СМИ.





 

Казанский государственный университет