Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Критерии оценки качества освоения профессиональных компетенций студентами отделения журналистики медиакритики

Цит. по: Баканов Р.П. Критерии оценки качества освоения профессиональных компетенций студентами отделения журналистики при изучении ими дисциплины «Медийная критика» // Теория и методика современного журналистского образования: проблемы диагностики знаний: сборник научно-методических статей и материалов; под науч. ред. Е.С. Дорощук. – Казань: Казан. ун-т, 2011. – С. 51 – 61.


Баканов Р.П., кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Казанского (Приволжского) федерального университета


Задача высшего образования – подготовка всесторонне развитой, конкурентоспособной творческой личности, способной оперативно преодолевать возникающие в своей области знаний проблемы. Современная журналистика развивается быстрыми темпами. Все заметнее в процессе коммуникации становится роль новых информационных технологий. Продолжаются процессы взаимопроникновения, конвергенции всех видов СМИ и объединение их на единой цифровой площадке Интернета. По мнению главного редактора журнала «Журналистика и медиарынок» В.Л. Касютина, «журналист будущего должен быть экспериментатором, программистом, мультимедийщиком, сетестроителем, блоггером и даже предпринимателем» [1]. Ему же принадлежит такое образное выражение: «Хочешь быть конвергентным, стань осьминогом. Одной рукой пишешь, другой – щелкаешь фото, третьей лепишь стендап, четвертой – панораму с места событий. Хочешь выжить – работай втрое больше за прежние деньги» [2].

Конечно, подготовка профессионального журналиста, пригодного к работе в современной редакции, обладающего принципиально иным, нежели 5 – 10 лет назад подходом к своей профессиональной деятельности, требует кардинальной трансформации подходов к обучению студентов. Администрации факультетов и отделений журналистики придется пересмотреть учебные планы с учетом вызовов новой – конвергентной – журналистики. Изменения также связаны с переходом российской системы образования на двухуровневую систему подготовки студента: бакалавриат и магистратуру.

Чему учить будущих журналистов? В какой степени они должны освоить ту или иную профессиональную компетенцию? Каково должно быть соотношение теории и практики? Дискуссии по данным вопросам продолжаются как в академической, так и в профессиональной среде. Регулярно в нашей стране в рамках научных конференций и методических семинаров обсуждаются проблемы качества подготовки профессиональных журналистов: коллеги делятся опытом, рассказывают об инновационных подходах к обучению, слушают рекомендации и пожелания редакционных работников, принимают разного рода резолюции и решения. И вузовские, и редакционные сотрудники сходятся во мнении, что теория должна сочетаться с постоянной практической деятельностью. Однако что конкретно надо знать журналисту в момент получения диплома и в каких пределах – на этот вопрос конкретного ответа пока нет. «Выпускник журфака должен владеть широкой гуманитарной базой, ведь ему придется влиять на сознание аудитории, – убеждены академические работники. – Знания из разных дисциплин помогут журналисту выстраивать эффективную коммуникацию с аудиторией». Практики оппонируют: «Акуле пера» надо знать понемногу обо всем в зависимости от формата того СМИ, с которым он сотрудничает. Журналист должен уметь находить информацию, всего знать нельзя».

Какими профессиональными качествами должен обладать современный журналист, а также молодой специалист, только что окончивший журфак? Периодически в России проводятся исследования, в ходе которых проводятся опросы редакторов и вузовских преподавателей по данной проблеме. В частности, в октябре 2006 г. Институтом массовой коммуникации факультета журналистики СПбГУ был проведен экспертный опрос 45 руководителей региональных и местных СМИ 33 регионов РФ. Их ответы на вопрос «Какие профессиональные качества и навыки необходимы журналисту, чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего российского рынка?» представлены в далее.

Профессиональные качества и навыки, необходимые журналисту для соответствия требованиям сегодняшнего российского рынка [3]:

1. Грамотность, эрудиция, широкий кругозор, стиль = указал 21 корреспондент (19,0%).

2. Универсализм = 16 корр. (14,5%).

3. Настойчивость, умение «доставать материал», оперативность = 15 корр. (13,7%).

4. Готовность обучаться, расти профессионально = 11 корр (10,0%).

5. Практические навыки журналиста = 9 корр. (8,1%).

6. Талант = 9 корр. (8,1%).

7. Коммуникабельность = 6 корр. (5,5%).

8. Профессиональная этика, порядочность = 6 корр. (5,5%).

9. Жизненный опыт = 5 корр. (4,5%).

10. Интуиция = 4 корр. (3,7%).

11. Правовая «подкованность» = 4 корр. (3,7%).

12. Нет ответа, затруднились = 4 корр. (3,7%).

Всего – 110 ответов [4] = 100,0%.

Как видим, эксперты считают самым важным в работе журналиста такие качества, как грамотность, широкий кругозор и эрудицию. Тем самым практики соглашаются с вузовскими работниками, что знания из таких областей, как, например, история, отечественная и зарубежная литература, помогут журналисту подготовить более качественный и интересный материал, чем тому, кто предпочитает жить только сегодняшним днем. Но нас в указанных результатах исследования насторожили такие данные: из 45 опрошенных только шесть человек отметили, что одним из критериев профессионализма являются соблюдение журналистской этики и человеческая порядочность. Еще меньшее количество респондентов (четверо) указало на правовую «подкованность». Видимо, в условиях постоянных «сражений» с конкурентами за повышение рейтинга публикаций (передач) и, следовательно, за объем финансовых поступлений от рекламы, руководителям большинства массмедиа не до рекомендаций, закрепленных в Кодексе профессиональной этики российского журналиста. Они иначе понимают стандарты и функции деятельности современного журналиста. Что касается низкого процента, которое набрало такое качество журналиста, как правовая грамотность… На наш взгляд, руководители региональных СМИ сильно недооценивают данный критерий.

Помимо выявления профессиональных качеств и навыков журналистов, необходимых им для соответствования требованиям современного рынка, Институт массовой коммуникации журфака СПбГУ узнал мнения тех же экспертов – главных редакторов СМИ – о критериях оценки качества журналистского образования. Результаты опроса отражены далее.

Критерии оценки качества журналистского образования [5]:

1. Грамотность, владение словом отметили 25 корреспондентов (20,4%).

2. Универсализм, системность = 19 корр. (15,5%).

3. Эрудированность = 17 корр. (13,9%).

4. Наличие этических представлений = 12 корр. (9,7%).

5. Оперативность = 12 корр. (9,7%).

6. Знание технологии производства информации = 11 корр. (8,9%).

7. Ответственность = 9 корр. (7,3%).

8. Восстребованность на рынке труда, конкурентоспособность = 7 корр. (5,6%).

9. Коммуникабельность = 4 корр. (3,4%).

10. Нет ответа, затруднились = 7 корр. (5,6%).

Всего – 123 ответа [6] = 100,0%.

Итак, пять лет назад руководители региональных масс-медиа отдавали предпочтение грамотности и владению словом, а также универсализму работы журналиста. Интересно, что такие критерии оценки качества образования, как «оперативность» и «коммуникабельность», занимали в их рейтинге невысокие места. Вероятно, с их точки зрения, начинающий журналист именно в вузе должен усвоить максимум сведений из различных гуманитарных областей знания, значительно расширить свой кругозор. Знания эти ему предстоит применять на протяжении всей журналистской деятельности. В то же время квалификацию по профессиональным навыкам – оперативности, знанию технологии производства информации, ответственности за каждое опубликованное (высказанное в эфире) слово и коммуникабельности – можно повысить во время практической работы.

Словом, проблема оценки качества эффективности подготовки будущего журналиста в вузе очень актуальна в настоящее время. В данной статье мы хотим проанализировать собственный опыт определения критериев оценки качества освоения профессиональных компетенций студентами при изучении ими специальной дисциплины «Медийная критика» (IV курс, специализация «Периодическая печать» на отделении журналистики КФУ и V курс отделения журналистики (в целом) филиала КФУ в г. Набережные Челны – по 36 часов).

В процессе преподавания дисциплины перед нами стоят две задачи:

А) дать представление начинающим журналистам о таком новом направлении в российской журналистике, как медийная критика;

Б) через обучение на примерах творчества ведущих отечественных телевизионных критиков сформировать у студентов навыки самостоятельного непредвзятого анализа медиатекстов.

Соответственно, изучив наш предмет, студенты должны:

• Знать: определение понятий «медийная критика», «саморегулирование журналистского сообщества», «журналистская этика», «корпоративная этика», «профессиональный аудит», «этический аудит СМИ», «политический заказ», «выпад конкурирующих СМИ»;

- цель, задачи, объект, предмет, функциональное разнообразие, виды медиакритики (академическая, профессиональная (внутрицеховая) и массовая). Понимать данное направление в журналистике как одну из форм саморегулирования журналистского сообщества, этического аудита журналистики;

- функциональное, жанровое и стилистическое разнообразие произведений ведущих медийных критиков России и нескольких зарубежных критиков СМИ;

- типы медийной критики: рецензирующий, проблемно-постановочный, комментирующий, «желтый». Иметь представление о функциональных особенностях каждого из них;

- этические требования, предъявляемые к работе медийного критика.

• Уметь: анализировать творчество ведущих медиакритиков (телекритиков), сотрудничающих с федеральными СМИ, с целью выявления методологии и технологии их анализа медийных текстов;

- подготовить три собственных материала с оценкой продукции всех видов СМИ в каждом из следующих жанров критики (по выбору студента): рецензия, статья, обозрение, творческий портрет, зарисовка, комментарий, реплика, аналитическая корреспонденция.

• Владеть: практическими навыками конструктивного анализа медийных текстов всех видов СМИ;

- методикой формирования собственной оценки каждого из анализируемых текстов СМИ.

Из указанного перечня самым важным, на наш взгляд, является формирование у студентов навыков корректного критического анализа медиатекстов. Попробовать себя в роли медиакритика студенты могут с первых занятий параллельно освоению теоретического материала. В начале курса мы изучаем уровень каждого слушателя, предлагая проанализировать опубликованный в СМИ текст с таких позиций, как:

А) формулировки основной социальной проблемы, на освещение которой направлена публикация;

Б) жанр выступления;

В) наличие тактической и стратегической цели автора материала;

Г) присутствие / отсутствие аргументов, подтверждающих мнение автора;

Д) используемые журналистом средства художественной выразительности.

Предполагается, что к четвертому курсу учащиеся могут дать ответы на указанные вопросы. Однако практика показывает, что на протяжение пяти лет, что мы преподаем дисциплину «Медийная критика», у восьми из десяти студентов проблемы возникают уже на страдии формулировки освещаемой в публикации проблемы. Мы просим ребят обозначить ее как можно конкретнее и не многословно, а в одном предложении. Увы, добиться этого удается не сразу. На наш взгляд, так происходит потому, что многие студенты не умеют быстро выявить главное в тексте. Им нужно время, чтобы прочитать произведение несколько раз, осмыслить его. Нам приходится подсказывать студентам, выявлять вместе с ними локальные социальные проблемы, о которых ведет речь автор публикации, а затем, обобщив их, формулировать конкретную проблему.

Что касается остальных четырех пунктов, то и на них редко когда удается получить развернутые ответы. Да, студенты в общих чертах представляют себе признаки большинства жанров журналистики, знают, что современные редакции используют смешения жанров в одной публикации, могут перечислить встречающиеся в анализируемом медиатексте средства художественной выразительности. Сложность возникает с формулировкой тактической и стратегической целей автора произведения. Это материал первого курса (дисциплина «Современный русский язык»), и за три года учащиеся могли его забыть. Объясняем студентам, чем тактическая цель отличается от стратегической, на какую из целей обычно бывает направлен заголовок материала, каким образом в тексте проявляется тактическая цель.

Таким образом, уровень творческой подготовки студентов к началу изучения дисциплины «Медийная критика» в целом мы можем охарактеризовать как средний. У них есть теоретическая база по профессиональным навыкам, многие из студентов на IV курсе уже работают в штате редакций СМИ. Однако мало у кого из ребят сформированы навыки критического анализа медийных текстов. Возможно, некоторые в силу разных причин (например, комплекс быть осмеянным или опровергнутым одногруппниками; боязнь совершить ошибку) стесняются публично высказать свою точку зрения. Согласимся с мнениями таких ученых, как Я.Н. Засурский, А.В. Федоров, А.П. Короченский, А.В. Шариков, считающих, что в настоящее время обладание навыками анализа произведений СМИ является частью профессиональных требований, предъявляемых к журналисту. В связи с этим предусмотренных учебным планом 36 часов явно недостаточно для полноценного освоения студентами дисциплины «Медийная критика». Конечно, можно, оставив в стороне иллюзии, ориентировать студентов на изучение теории предмета. Но будет ли в дальнейшем восстребован журналист без профессиональных навыков?

Мы считаем, что курс «Медийная критика» является такой же практически ориентированной дисциплиной, как, скажем, «Основы творческой деятельности журналиста» или «СМИ РТ: мастерство журналиста». Поэтому уже с первых занятий ориентируем студентов на постоянный самостоятельный контент-анализ газет и журналов, информационных радиостанций и телевизонных передач. Наряду с изучением цели, задач, объекта и предмета медиакритики, ее функций и жанров, ребятам предлагаются домашние задания, направленные на то, чтобы заставить студентов размышлять по поводу тех или социальных проблем или иных явлений. Например, телевизионная критика в периодической печати СССР зародилась в начале 1960-х гг. Первое домашнее задание предусматривает, во-первых, ознакомление учащихся с публикациями о функциях телекритики того времени и, во-вторых, подготовку собственной реплики, в которой обязательно должны быть отражены:

- проблематика авторского выступления;

- тактическая и стратегическая цели, которые решает автор публикации;

- авторская оценка проблемы и ее слагаемые;

- наличие средств художественной выразительности и их роль в тексте;

- отражение лексико-стилистических особенностей автора материала;

- актуальность освещаемых проблем с точки зрения сегодняшнего дня;

- самостоятельные выводы студента.

Каждый студент обязан зачитать свой материал на занятии и защитить свои выводы. Тем самым учащиеся делают первые шаги к формированию навыков критического анализа медийных текстов. Обсуждая свое выступление и речь одногруппников, они учатся главному – умению корректно и точно формулировать свою мысль. Это базовый критерий для начала освоения мастерства медиакритика. Многим студентам необходимо сначала предложить критерии анализа публикации, то есть дать методологию исследования материала, поскольку самостоятельно определить их для них проблемно. После выступления каждый студент должен ответить на вопросы, задача которых не критиковать сказанное, а сделать выступление более насыщенным фактами, убедительным, острым.

Регламент дисциплины предполагает ряд внеаудиторных практических заданий студентам. Уровень сложности с каждым разом повышается. Каждое домашнее задание направлено на приобретение учащимися конкретных знаний и умений. Так, составление базы данных – библиографического перечня творчества сотрудничающих с федеральной прессой медийных критиков – предусматривает усвоение процесса становления медиакритики (в частности, телекритики как ее составляющей) через персоналии и ответить на вопросы: кто, когда и в каком издании работал. Другое задание – подготовка письменного комментария о специфике и проблемах современной медийной критики в России по результатам анализа как минимум трех публикаций в жанрах критики – предусматривает своего рода творческую экспертизу со стороны студента качества медийной критики в федеральных и региональных СМИ. Учащийся должен знать требования, предъявляемые к жанру комментария, обладать оригинальностью и четкостью мысли, а также уметь обобщать и аргументированно доказывать свою позицию.

Получается, что большую часть учебной нагрузки, связанной с изучением настоящей дисциплины, студенты испытывают во время выполнения домашних заданий. На занятиях преподаватель контролирует ход их выполнения, консультируя учащихся и давая советы по улучшению качества работы. Соответственно, теорию студенты осваивают параллельно с практикой.

Основным критерием оценки качества приобретения студентами компетенций критического анализа медиатекстов является для нас своевременное выполнение такого блока заданий, как написание собственных материалов в любых трех жанрах критики. Студент может попробовать себя в подготовке реплики, комментария, зарисовки, обозрения, творческого портрета какой-либо медийной персоны, информационной корреспонденции, рецензии на публикацию или телепередачу и статьи. Мы советуем начать с реплики, поскольку для ее подготовки не нужно много времени, а затем, в общих чертах поняв правила деятельности медиакритика, приступать к более сложным жанрам. Организовав работу по указанной схеме и оптимально распределив время (на написание реплики и зарисовки нужен всего один день, а на создание обозрения, корреспонденции или статьи потребуется гораздо больше), студент успеет выполнить задания и обсудить свои материалы в период подготовки к экзамену по дисциплине. Однако в практике преподавания курса мы видели немало примеров легкомысленного отношения студентов к выполнению домашней работы [7].

Какие критерии являются для нас показателем эффективности усвоения студентами материала дисциплины?

Во-первых, соблюдение законов конкретного жанра критики, в котором в настоящее время работает студент. Как правило, самыми популярными у учащихся жанрами являются реплика, комментарий и обозрение. Так, жанр реплики подразумевает автором постановку одной (реже двух) проблем в результате ознакомления с медийным произведением; эмоциональное повествование; открытый финал, чтобы аудитория сама могла сделать выводы. В комментарии ценится умение обобщать факты и (или) явления, выявлять тенденции, видеть необычное в обычном. Человек, поставивший себе цель написать рецензию, обязан постараться глубоко вникнуть в суть анализируемого произведения. В рецензии важна не описательность, а постижение внутренней взаимосвязи выявленных в исследуемом произведении фактов. Автор критического анализа должен не только дать исчерпывающую характеристику творческим приемам, применяемым создателями медийного продукта, но и выявить внутренние закономерности заложенного в него фактического материала. Также необходимо показать место исследуемого произведения в системе единого процесса телевизионного творчества и определить, насколько оно соответствует / не соответствует принятым телевизионными менеджерами современным стандартам телевидения как бизнес-индустрии [8].

Во-вторых, оригинальность мысли студента, самостоятельность его взгляда на объект и предмет изучения. Вне зависимости от вида и направления работы востребован будет только тот критик, кто способен заинтересовать свою аудиторию, понятно объяснить ей принципы и закономерности современного функционирования СМИ, может вовлечь каждого читателя в полемику как с самим собой, так и с другими членами общества посредством компьютерных и мобильных средств. В выступлениях критика не должно быть штампов, банальных сведений, бездоказательных суждений. Принимая все это во внимание, студенту придется подумать, как представить интересный текст.

В-третьих, обладание навыками анализа публикации или теле- и радиопередачи. На первых, теоретических, занятиях мы объясняем студентам, что задача критики – дать оценку объекту исследования, порадоваться авторским удачам, выявить недостатки. Цель работы критика (в том числе и медийного) заключается в том, чтобы способствовать профессиональному творческому росту как отдельного журналиста, так и коллектива авторов. Поэтому от каждого учащегося мы требуем выявления как положительных, так и отрицательных сторон произведения. Однако при этом необходимо следить, так сказать, за сбалансированностью оценочной базы. Конечно, нельзя требовать от критика точного соотношения в освещении положительных и отрицательных строн, поскольку, анализируя медиатекст, он исходит из собственных представлений о плохом и хорошем, имеет свою точку зрения, например, на то, насколько полно его авторы осветили социальную проблему или представили правдоподобный сюжет. Таким образом, мы рекомендуем студентам четко выразить в текстах свою оценочную позицию, не забывая при этом обращать внимание на достоинства и недостатки произведения.

При подготовке выступления в любом из жанров критики для нас важно, чтобы студент как можно более полно отвечал на следующие вопросы.

– В чем заключается главная проблема, которую анализирует автор?

– Как бы вы сформулировали стратегическую и тактическую цели исследуемых публикаций?

– Что побудило автора выступить в печати с данной проблемой?

– Какое место занимает исследуемая вами проблема в данном и других печатных СМИ в конкретный период времени?

– Какой характер имеет обсуждаемая проблема: локальный, республиканский, всероссийский или международный?

– На какую аудиторию направлен данный материал или рубрика?

– Отражает ли, на ваш взгляд, заголовок (если речь идет о печатном СМИ) смысл текста?

– Какова социальная проблема, содержащаяся в тексте?

– В чем субъективное мнение автора материала (колонки)?

– Какова аргументная база, приводимая автором?

– Есть ли в тексте средства художественной выразительности? Если да, то какие?

– Присутствует ли ссылка на экспертов? Кто эти люди?

– Кому может быть выгодна / невыгодна публикация этого материала?

– Какие факты / комментарии, присутствующие в тексте, ранее сообщались в этом или других СМИ, а что публикуется (оглашается) впервые?

– В чем вы согласны / не согласны с автором?

– Можно ли в данном СМИ найти другие точки зрения на обсуждаемую в рубрике проблему?

– Какую, на ваш взгляд, реакцию может вызвать данный материал (рубрика) у аудитории?

Этот список рекомендуется дополнить собственными вопросами. Анализ медиатекстов необходимо представить в виде подготовленного для публикации в СМИ материала, то есть учебные произведения должны иметь заголовок, лид, сюжет повествования, содержать средства художественной выразительности, а также авторскую позицию и выводы. По желанию студент может предложить свою работу в редакцию какого-либо подходящего по формату издания. Если текст будет опубликован, учащемуся добавляется пять бонусных баллов.

В-четвертых, обсуждая учебные критические выступления студентов, мы обращаем внимание на их аргументацию собственных точек зрения. Учиться убеждать аудиторию – один из критериев профессионализма журналиста. Освоить его сложно, но необходимо. Как правило, выполняя самостоятельные творческие задания, многие студенты опираются на эмоции и собственные представления о хорошем и плохом. Порой эмоции замещают разум, вследствие чего снижается качество материала. Эмоциональное повествование, конечно, может облегчить восприятие текста, но на каком основании аудитория должна верить автору? Поэтому, объясняя ребятам, из чего будет складываться общая оценка каждой из их работ, мы обращаем внимание на поиск аргументов, подтверждающих свою правоту. Подход к анализу, который можно сформулировать как «Мне понравилась (не понравилась) передача и все тут», высоких баллов за выполнение работы не получит.

В-пятых, начинающему критику важно представить аудитории критерии, на основании учета которых он проводит исследование. На что следует обращать внимание? Универсального ответа здесь пока нет. Тем студентам, кто хочет качественно выполнить задания, необходимо изучать творчество ведущих телевизионных критиков, сотрудничающих с федеральными СМИ: Ирины Петровской («Известия», «Новая газета»), Юрия Богомолова («Российская газета», «РИА-Новости»), Александра Кондрашова и Константина Ковалева («Литературная газета»), Александра Мельмана («Московский комсомолец»), Славы Тарощиной («Газета.ру» и «Новая газета»). У каждого из них свой творческий почерк, они опираются как на общие, характерные для всех указанных выше авторов, критерии, так и на индивидуально разработанные. Студенту нужно постигать существующие критерии анализа медиатекстов с помощью регулярного ознакомления с творчеством критиков. Мы рекомендуем не просто читать публикации, а выявлять и сопоставлять имеющиеся в их «арсенале» критерии анализа произведений. На основании полученных данных, учащиеся могут придумать свои – оригинальные – критерии и, исходя из них, провести исследование медийных текстов.

В-шестых, мы обращаем внимание на соблюдение студентами этических норм критики. Так, при анализе медиатекста нельзя:

- переходить на личности. Следует обсуждать только художественное своеобразие публикации или передачи;

- оскорблять автора творческого проекта;

- критиковать произведение, не подкрепляя свои мысли аргументами;

- нежелательно использовать псевдоним [9].

Итак, в рамках дисциплины «Медийная критика» мы исходим из того, что каждый студент должен не только изучить теорию предмета, но и попробовать себя в практической деятельности критика СМИ. Три материала, которые ему необходимо подготовить, направлены на формирование навыков медийного аналитика. Если на обсуждение во время занятия представлен «сырой» текст, учащийся получает задание его доработать с учетом высказанных замечаний. При оценке выполнения заданий мы обращаем внимание на шесть указанных выше критериев, степень наличия и качества которых позволяет говорить об уровне усвоения студентами учебной программы курса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Касютин В.Л. Вставная челюсть» (Конвергенция: безучастные наблюдатели?) // Инфорпмационное поле современной России: практики и эффекты. Материалы VII Международной науч.-практ. конференции 21-23 октября 2010 г. / Под ред. В.З. Гарифуллина; Вып. ред. Р.П. Баканов. – Казань: Казан. ун-т, 2010. – С.204.

2. Там же. – С.203.

3. Цит. по: Шишкина М.А. Образование – журналист // Журналист. – 2006. – № 12. – С.50. Доступно также на: URL: http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200612501 (дата обращения 15.03.2011 г.)

4. Сумма ответов больше 45, так как каждый эксперт мог выделить несколько проблем.

5. Цит. по: Шишкина М.А. Образование – журналист // Журналист. – 2006. – № 12. – С.50. Доступно также на: URL: http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200612501 (дата обращения 15.03.2011 г.)

6. Сумма ответов больше 45, так как каждый эксперт мог выделить несколько проблем.

7. Прежде всего, отметим отсутствие оперативности у подавляющей части учащихся. К сожалению, несмотря на консультации, в назначенное время представить завершенные домашние задания готовы далеко не все. Причин для этого хватает: «не понял задание», «нет телевизора (не читаю газет)», «к следующему занятию все будет в порядке» и т.д. Наши упреки в том, что завтра мысли учащихся по конкретному медийному произведению будут уже неактуальны, действуют не на всех.

Также слабой стороной подготовки учебных материалов в жанрах критики является отсуствие у студентов ко времени начала освоения дисциплины четких знаний признаков того или иного жанра. Полной картины по каждому из жанров владеют единицы. Поэтому нам приходится два-три занятия посвящать требованиям, предъявляемым ко всем жанрам критики. Отсутствие у студентов представлений о жанровых различиях приводит к поверхностному анализу текстов, отсуствию глубины мысли в постижении предмета исследования.

Третья проблема – слабое аргументирование собственных точек зрения. В учебных работах часто встречаются: рассуждения, не подкрепленные фактами и примерами из медиатекстов; небогатый словарный запас; излишняя авторская эмоциональность. Наряду с этим выясняется, что выявить главное в анализируемом тексте – тоже сложно. А учиться этому, по мнению отдельных студентов, мешает «загруженность заданиями по другим прдметам». Все указанные недочеты мы стараемся обсудить на занятиях, подсказать ребятам, как улучшить свои материалы. У кого-то получается, кто-то на время перестает посещать пары, стремясь не выполнить задание под разными предлогами. В результате, такие студенты не добирают некоторое количество баллов за работу в семестре. Были случаи, когда из-за упущенных баллов учащийся не получал допуск к экзамену.

8. Баканов Р.П. Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в пмощь начинающему медийному критику. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. – С.39.

9. Право на псевдоним есть у каждого журналиста, оно закреплено в Законе РФ «О СМИ». Если студент анализирует произведение, автор которого не скрывается за вымышленным именем, то следует подписаться оригинальным именем и фамилией. В иных случаях учащийся должен самостоятельно решить, каким образом ему лучше указать авторство критического текста.




 

Казанский государственный университет