Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Формы самостоятельной работы студентов при освоении ими дисциплины «Медийная критика»

Цит. по: Баканов Р.П. Формы самостоятельной работы студентов при освоении ими дисциплины «Медийная критика» // Инновации в системе высшего образования: материалы II Всероссийской научно-методической конференции. – Челябинск: НОУ ВПО «Челяб. ин-т экономики и права им. М.В. Ладошина», 2011. – С. 174 – 178.


Баканов Роман Петрович – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Казанского (Приволжского) федерального университета

Дисциплина «Медийная критика» включена в программу подготовки студентов, обучающихся на отделении журналистики Казанского (Приволжского) федерального университета, в 2005 году. Согласно учебному плану подготовки журналистов-специалистов, данная дисциплина преподается студентам четвертого курса. К этому времени у ребят имеется уже солидный багаж знаний из разных областей журналистики, который позволяет им попробовать себя в качестве медийного критика. С такой формой деятельности, скорее всего, студенты на практике еще не встречались. К сожалению, за один семестр многого не успеешь, поэтому задачей преподавателя является не только передача максимума теоретической информации по предмету, но и наиболее рациональное распределение времени обучения, чтобы студенты на время почувствовали, в чем специфика труда человека, ежедневно анализирующего «повестку дня» СМИ. Таким образом, творческая составляющая дисциплины весьма важна.

Что такое медийная критика? Это новая область журналистики, развивающаяся в нашей стране с 1990-х годов. В европейских странах и США ее история начинается с середины ХХ века. По мнению автора первой в России монографии о специфике медиакритики А.П.Короченского, «медиакритика имеет некоторые общие точки соприкосновения с литературной и художественной критикой, другими видами критико-познавательной деятельности, что определяется некоторым родством их социальной сущности и функций, совпадением определенных черт рассматриваемых ими объектов. … Исследуя креативную деятельность различных авторов, критика формирует их творческие портреты, раскрывает специфику общения творца с публикой» [1].

Иногда медийную критику называют журналистской критикой. Она является одной из составных частей процесса медиаобразования человека, формируя как его культуру рефлексии, самопознания новых реалий и тенденций в деятельности современных СМИ, так и навыки самостоятельного конструктивного, корректного анализа медийных текстов. «Критика средств массовой информации представляет собой общение с аудиторией, в ходе которого на основе анализа, интерпретации и оценки всего комплекса медийного содержания и жанрово-стилевых форм его воплощения оказывается влияние на восприятие этого содержания публикой, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании получателей информации» [2].

В преподавании дисциплины мы ставим перед собой две задачи:

1. Формирование у студентов представлений о такой области журналистской деятельности как медийная критика;

2. Формирование у студентов практических навыков корректного критического анализа медийных текстов всех видов СМИ.

Процесс изучения курса направлен на получение студентами нескольких компетенций, указанных в Госстандарте подготовки журналиста-бакалавра (как общекультурных, так и профессиональных), наиболее важными из которых мы считаем следующие:

- способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта;

- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ;

- понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией);

- способность к коллективному анализу деятельности СМИ и к анализу результатов собственной работы (профессиональная саморефлексия) [3].

В результате освоения дисциплины каждый обучающийся должен:

Знать: - определение понятий «медийная критика», «саморегулирование журналистского сообщества», «журналистская этика», «корпоративная этика», «профессиональный аудит», «этический аудит СМИ», «политический заказ», «выпад конкурирующих СМИ»;

- цель, задачи, объект, предмет, функциональное разнообразие, виды медиакритики (академическая, профессиональная (внутрицеховая) и массовая). Понимать данное направление в журналистике как одну из форм саморегулирования журналистского сообщества, этического аудита журналистики;

- функциональное, жанровое и стилистическое разнообразие произведений ведущих медийных критиков России;

- типы медийной критики: рецензирующий, проблемно-постановочный, комментирующий, «желтый». Иметь представление о функциональных особенностях каждого из них;

- этические требования, предъявляемые к работе медийного критика.

Уметь: - анализировать творчество ведущих медиакритиков (телекритиков), сотрудничающих с федеральными СМИ, с целью выявления методологии и технологии их анализа медийных текстов;

- подготовить собственный материал с оценкой продукции всех видов СМИ в каждом из следующих жанров критики: рецензия, статья, обозрение, творческий портрет, зарисовка, комментарий, реплика, аналитическая корреспонденция.

Владеть: - практическими навыками конструктивного анализа медийных текстов всех видов СМИ;

- методикой формирования собственной оценки каждого из анализируемых текстов СМИ.

Как видим, требования серьезные. Чтобы овладеть ими за один семестр хотя бы на ознакомительном уровне, необходимо напряженно работать. Понимая, что, помимо нашей дисциплины студентам следует выполнять весь учебный план (в том числе проходить редакционную практику), мы попытались разделить занятия на аудиторные и внеаудиторные, то есть самостоятельную работу обучающихся. Мы позиционируем свою дисциплину как практикоориентированную, поэтому на занятиях значительное количество времен уделяется контролю выполнения самостоятельной работы студентами.

Конечно, теоретический материал также важен, но о нем мы говорим лишь в первый месяц после начала освоения дисциплины. Так происходит потому, что основную научную литературу и источники по предмету студенты могут найти самостоятельно как в обычной библиотеке, так и на специально созданном нами образовательном электронном ресурсе www.ksu.ru/f13/rbakanov, посвященном исследованию теории и практики медийной критики. На сайте есть: конспекты некоторых монографий и учебных пособий по дисциплине (в частности, первой в России монографии А.П. Короченского «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка», которая является базовым учебником, но отсутствует в библиотеках Казани). Помимо этого, мы собрали большой раздел «Литература по медиакритике», в котором, во-первых, есть библиографический список, состоящий из нескольких тысяч наименований публикаций как в отраслевой, так и массовой прессе, научной литературы, диссертаций и авторефератов по специфике медийной критики, опубликованных или защищенных в России в 1990 – 2010 гг. Над данным перечнем мы работаем уже на протяжении восьми лет. Во-вторых, в специальном подразделе приведены активные ссылки на электронные архивы выступлений более чем двадцати телевизионных критиков в федеральной и республиканской периодической печати. Открыв ссылку, студент получает доступ как к современным публикациям, так и работам, опубликованным несколько лет назад. Все архивы доступны на сайтах СМИ, но мы сэкономили время студентов, проведя систематизацию текстов.

В разделах «Научные статьи и тезисы докладов» и «Электронная хрестоматия» содержатся соответственно полные версии наших статей и выступлений о качестве российской медиакритики на конференциях разного уровня. В «электронной хрестоматии» можно найти материалы о медиакритике, опубликованных в отраслевых изданиях за период с 1960-го по 2010 гг., поскольку при освоении дисциплины мы обращаем внимание и на историю возникновения журналистской критики в нашей стране. За быстрый доступ к информации платить не нужно, ведь наш сайт создан с единственной – образовательной – целью.

Задача ресурса такова: в условиях плотной учебной программы сэкономить как можно больше времени студентам на поиск необходимой литературы и источников для подготовки к семинару, коллоквиуму, контрольным работам и выполнения видов самостоятельной работы.

Разумеется, за три-четыре занятия всего теоретического материала не расскажешь, поэтому уже со второго месяца обучения дисциплине мы начинаем применять подход «образование через научную или творческую работу». Его суть в том, чтобы сформировать к каждого студента собственное представление о том, что такое медиакритика, каковы ее функции, предназначение в профессиональной среде, жанры, творческий стиль авторов. Свою задачу мы видим в том, чтобы дать возможность каждому студенту попробовать себя в роли критика СМИ. Для этого ему необходимо выполнить несколько видов заданий, опираясь на теорию. В рамках подготовки к экзамену и для набора баллов за активность в семестре мы предлагаем следующие виды самостоятельной работы:

1) написание собственных материалов в трех жанрах критики по выбору студента (рецензия, статья, обозрение, творческий портрет, зарисовка, реплика, комментарий, аналитическая корреспонденция);

2) ознакомление с выступлениями медийных критиков в ведущих федеральных / региональных / местных СМИ. Подготовка презентации, в которой отражены особенности творческого стиля каждого медиакритика;

3) реферативное исследование – анализ творческого почерка, критериев оценки произведения СМИ двух или трех медийных критиков, сотрудничающих с федеральными или зарубежными медиа за определенный период (шесть месяцев, персоналии – на выбор студента);

4) подготовка письменного обозрения по результатам ознакомления и анализа трех публикаций о специфике медийной критики в СССР 1960-х годов с целью выявления актуальности и злободневности содержащихся в текстах идей в настоящее время;

5) подготовка письменного обозрения по результатам ознакомления и анализа трех публикаций о специфике и проблемах современной медийной критики в России;

6) составление базы данных – библиографического перечня творчества медийных критиков, сотрудничающих с федеральными / региональными / местными СМИ за период с 1990 по 2011 гг., а также составление аннотированного списка специальных рубрик в СМИ, в которых речь шла о тех или иных тенденциях в области журналистики за тот же период;

7) написание реферата по языковым и стилистическим особенностям в творчестве одного из медийных критиков, сотрудничающего с зарубежными / федеральными / региональными / местными СМИ за год (персоналия по выбору студента). Защита может быть организована как в форме устного выступления, так и в виде презентации;

8) подготовка портфолио (анализ творческой практики одного или нескольких медийных критиков за период 3 года, включая подборку наиболее интересных (на взгляд студента) публикаций выбранного автора). Защита может быть организована как в форме устного выступления, так и в виде презентации.

Из указанного перечня первое задание является обязательным для всех. Помимо него, студент должен выбрать еще два других вида по своему желанию. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Например, портфолио – максимум в 15 баллов, представление результатов реферативного исследования – 10 баллов, составление библиографического перечня творчества медиакритиков – 8. Как показывает практика, больше всего баллов учащиеся могут набрать при подготовке своих материалов в трех жанрах критики. Здесь-то и начинаются сложности, о которых хотелось бы поговорить подробнее.

Проблема первая – недостаточная любознательность студентов. Будущие журналисты слабо владеют актуальной «повесткой дня», формируемой СМИ. На первом же занятии по медиакритике мы предупреждаем их, что быть в курсе о значимых событиях в мире – первое дело для критика. Конечно, есть студенты, которые изучают как федеральную, так и региональную прессу, имеют представление о современных медиахолдингах, учредителях той или иной редакции. Но это, скорее, исключение из общей массы, которую приходится заставлять работать, постоянно напоминая о баллах, которые ребята смогут получить, выполняя практические задания. Напоминаем им и вот о чем: не зная, чью позицию отстаивает то или иное СМИ, невозможно объективно исследовать его тематическое и лексико-стилистическое своеобразие. А ведь это – только внешняя сторона масс-медиа, но сколько и она может дать выводов! С принадлежностью редакции к определенному медийному холдингу соотносится и понятие «формат СМИ». Будет ли всерьез воспринято выступление критика аудиторией (в том числе и в профессиональном журналистском сообществе), который удивляется, что государственное издание, например, не освещает в подробностях митинги оппозиционеров на Триумфальной площади Москвы в защиту 31 статьи Конституции России? На наш взгляд, такое мнение в лучшем случае будет проигнорировано, а в худшем вызовет ироничные обвинения коллег в профессиональной некомпетентности.

Проблема вторая – слабое владение законами аналитических жанров. И это после сдачи экзамена по дисциплине «Проблемно-аналитическая журналистика»! Каждый осваивающий наш курс студент должен в семестре написать три материала в разных жанрах критики на свой выбор. К сожалению, после сдачи экзамена по проблемно-аналитической журналистике многие ребята быстро забывают признаки многих жанров. Мы считаем, так происходит вследствие слабой восстребованности аналитической журналистики в современных республиканских СМИ. Студенты каждый семестр проходят редакционную практику, однако, ее отчеты свидетельствуют, что далеко не каждому изданию / телекомпании нужны серьезные статьи, рецензии, аналитические корреспонденции. Всестороннее освещение социальных проблем часто замещается обычным информированием о различных фактах или явлениях городской жизни без их оценок.

Таким образом, получается парадокс: преподаватели в университете учат студентов подготовке материалов в трех жанровых группах журналистики, требуют от них написания и публикации материалов в аналитических жанрах (как предписывает Госстандарт), а в редакциях ребят переориентируют на освещение текущих событий. Да только тех, что подпадают под так называемый медийный «формат».

Как нам представляется, именно в этом причина следующих вопросов, все чаще задаваемых нам студентами: «Кому нужен труд медиакритика? Где я могу применить приобретенные в рамках данной дисциплины навыки?» Вопросы не праздные. Мы объясняем ребятам, что в современном мире очень важно иметь навыки критического анализа медиатекстов, уметь самостоятельно выделить главное в огромном потоке воздействующей на человека информации. На наш взгляд, медиакритик – гид обычного человека в современном медиамире.

Помимо этого, род деятельности критика СМИ обязывает его постоянно следить за тенденциями формирования «повестки дня», быть в курсе используемых редакциями технологических новшеств, обновлять свои знания в таких областях, как право, этика СМИ, экономика СМИ и других. То есть, в том, что наша дисциплина преподается на старшем курсе, есть, по крайней мере, один положительный момент: студентам представляется возможность освежить в памяти полученные по другим профессиональным дисциплинам знания и применить их на практике во время подготовки собственных учебных материалов в жанрах критики.

Проблема третья – отсутствие в расписании часов для консультирования студентов по видам их самостоятельной работы. Поэтому для консультаций приходится выкраивать время на занятиях. Свою функциональную роль преподавателя мы видим не столько в качестве транслятора опубликованного в литературе знания, сколько в качестве «играющего» тренера, партнера учащихся. Понимая, что ребята работают над жанрами критики впервые, мы стараемся подсказать им алгоритм действий, открыть секреты реплики, рецензии, аналитической корреспонденции, обозрения… В учебном пособии по дисциплине [1] мы опубликовали подробные методические рекомендации студентам по написанию материалов в каждом из жанров критики. Практика показала: этого недостаточно. Необходим личный контакт с каждым обучающимся и постоянный контроль выполнениям им самостоятельной работы. Надеемся, что с переходом высшего образования на двухуровневую систему подготовки специалистов и с внедрением Госстандарта третьего поколения в учебном расписании будет отражено не только время занятий, но и станет возможным предусмотреть регламент для индивидуальных консультаций со студентами (так называемые контактные часы). Дело за учеными советами вуза и факультета.

Таким образом, дисциплина «Медийная критика» способствует не только формированию у учащихся критического взгляда на практику деятельности современных СМИ, но и дает им возможность освежить в памяти сведения из других, ранее пройденных, предметов.

Список использованной литературы


1. Баканов Р.П. Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. – 256 с.

2. Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. – Ростов-н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. Доступно также на: URL: http://www.ksu.ru/f13/rbakanov/index.php?id=5&idm=0&num=23 (дата обращения 11.01.2011 г., режим доступа свободный).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 Журналистика (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.12.2009 г. (№775). Доступно на: URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_24b.pdf (дата обращения 18.01.2011 г., режим доступа свободный).




 

Казанский государственный университет