Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ ОСНОВАМ КРИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ МЕДИАТЕКСТОВ ПРИ ПОМОЩИ ИНТЕРНЕТ-СРЕДСТВ

Баканов Р.П. Обучение будущих журналистов основам критического восприятия медиатекстов при помощи Интернет-средств / Р.П.Баканов // Мультимедийная журналистика Евразии-2008: информационные войны, партизанский маркетинг, кризисные коммуникации Востока и Запада. Материалы Второй международной научно-практической конференции. Казань, 18-19 декабря 2008 г. / Науч. редактор Е.С.Дорощук. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. – С. 262 – 265.

Р.П. Баканов, Казанский государственный университет, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики

Автор данной статьи предлагает новую форму обучения студентов-журналистов критическому анализу медийных текстов, используя Интернет. Коммуникативные возможности Всемирной сети позволяют студентам обучаться в удобное для них время с максимальной отдачей. В данной статье рассматривается структура online-курса «Анализ медийных текстов».

The author of the article supports new form for student studies of critical analysis of media texts using Internet network. Communicative possibilities of Internet give to students study all time and have maximum affects. In the article is describing structure of online-course, which name is «Media text’s analysis».

В настоящей работе нами предлагается модель обучения студентов старших курсов дисциплине «Медийная критика в системе современной журналистики России». В сокращенном виде возможно выделение практической составляющей из данного спецкурса в отдельную дисциплину «Анализ медийных текстов», где обучение проводится посредством Интернет-коммуникации и характеризуется максимальным погружением студента в тему.

Приступая к процессу обучения, предполагается, что студенты уже знакомы с теорией таких жанров, как рецензия, обозрение, статья, зарисовка, портрет. В течение периода обучения студенты максимум времени будут заняты практической работой: анализом предложенных преподавателем произведений ведущих отечественных телевизионных критиков, а также созданием собственных текстов.

Почти все время занятий у студентов уйдет на самостоятельную работу. Им придется самостоятельно найти и ознакомиться с научной литературой, а также газетно-журнальными публикациями, рекомендованными преподавателем в качестве источников для обязательного изучения. Проводя анализ предложенных медийных текстов, обучающиеся должны выработать для себя несколько обязательных критериев, по которым в дальнейшем они будут самостоятельно анализировать публикации.

С тьютером-преподавателем курса студенты встречаются только на организационном собрании, приуроченном к началу процесса обучения, и при сдаче зачета (очная форма). В период обучения общение между преподавателем и студентами осуществляется с помощью нескольких видов web-коммуникации:

- конференция, открытая либо на специально созданном бесплатном сервере, либо на личном сайте преподавателя. Она необходима для публикации выполненных домашних заданий каждого студента по каждому вопросу с возможностью их дальнейшего комментирования не только преподавателем, но и каждым студентом. Каждому студенту должна быть предоставлена возможность знакомиться и высказывать свои мнения о выполнении домашних заданий своими коллегами;

-форум, предназначенный для оперативной реакции студентов на вопросы от преподавателя, адресованные всем учащимся, а также для нескольких совместных попыток анализа предложенных преподавателем медийных текстов;

- электронная почта (специально созданный электронный ящик), назначение которой – концентрирование корреспонденции от учащихся с выполненными домашними заданиями и консультирование студентов по их просьбе;

- чат, общаясь посредством которого студенты могут обсуждать между собой домашние задания, консультировать друг друга, а также просто переписываться на разные темы.

Преподаватель в течение всего курса обязан:

- обеспечить каждого студента необходимой основной учебной литературой и источниками для анализа;

- организовать и поддерживать (модерировать) все три указанные формы web-коммуникации;

- своевременно готовить для студентов учебные домашние задания, следить за временем их выполнения;

- проверять домашние задания студентов;

- заносить результаты успеваемости на специально созданную электронную доску успеваемости;

- быть всегда на связи, оперативно консультировать каждого студента по их первой просьбе.

После окончания процесса обучения студенты, успешно выполнившие все домашние задания и подготовившие самостоятельный материал-рецензию или отзыв на теле- или радиопередачи (а также публикации в печатной прессе или в Интернете) допускаются к итоговым тестовым заданиям. Зачет проводится в присутствии преподавателя на компьютере. Студент должен ответить на 15 вопросов, касающихся изученного материала и теоретических основ медийной критики, с которыми он был ознакомлен ранее. Компьютерная программа выбирает из банка тестовых заданий 15 вопросов трех типов: 6 заданий открытой формы + 6 заданий закрытой формы +3 задания на установления соответствия. Время на выполнение тестовых заданий – не более 30 минут.

Студенты, успешно сдавшие зачет (то есть ответившие правильно более чем на 90% вопросов), получают сертификат об успешном окончании обучения курса «Анализ медийных текстов» и могут быть допущены к дальнейшему изучению медийной критики как отдельного направления в журналистике.

Структура процесса обучения дисциплине «Медийная критика» в online

Записавшись на данный курс, студент получает индивидуальный пароль к специально созданному образовательному пространству, на котором к его услугам будут электронная библиотека, каталог тематических ссылок, возможность написать и отправить письмо преподавателю, небольшой информационный архив (для хранения файлов, не доступных другим), а также форум и чат. Мы предлагаем следующий вариант обучения данной дисциплины, состоящий из нескольких шагов.

Шаг первый. Самостоятельная работа студента по изучению типов критики: описательного проблемно-постановочного; комментирующего; рецензирующего; «желтого». Разбираем нескольких публикаций ведущих отечественных медийных критиков.

Форма работы студента. Изучение предложенной преподавателем учебной литературы по теме занятия.

Шаг второй. Сетевая конференция на тему самостоятельного выявления каждого из типов критики и умение обнаружить их признаки.

Форма работы студента. Самостоятельная подготовка к семинару. Семинар продолжается семь дней включительно. В конце недели каждый студент обязан представить свою работу в письменном виде на электронный ресурс преподавателю.

Шаг третий. Обсуждение результатов первой сетевой конференции на форуме. В процессе обсуждения каждый студент обязан оперативно ответить на несколько вопросов по изучаемой теме, которые ему задает преподаватель. В форуме может быть создано несколько тематических направлений.

Форма работы студента. Самостоятельная работа, выраженная в ознакомлении с домашними заданиями каждого из своих коллег. Самостоятельная подготовка и оперативные ответы на вопросы от преподавателя.

Шаг четвертый. Самостоятельная работа по изучению обязательных критериев, необходимых для конструктивной критики. Изучение соблюдение/нарушение норм профессиональной этики журналиста.

Форма работы студента. Самостоятельное изучение предложенных преподавателем текстов и учебной литературы. В конце недели каждому студенту присылаются по два оригинальных текста из СМК (для каждого студента тексты разные), в которых требуется найти критерии нарушения или соответствия нормам этики журналиста. Выполненную домашнюю работу необходимо в положенный срок (не позже трех дней после получения задания) выслать на электронную почту преподавателю.

Шаг пятый. Сетевой форум со студентами по обсуждению их второго выполненного домашнего задания. В обсуждении в обязательном порядке принимают участие все студенты. Параллельно на форуме преподаватель начинает дискуссию, предложив к обсуждению 2-3 актуальных вопроса по изучаемой теме.

Форма работы студента. Продолжительность конференции до четырех дней включительно. Студенты обсуждают работу своих коллег, не нарушая правила профессиональной (журналистской) этики. Продолжительность дискуссии на форуме – до пяти дней включительно. Студенты отвечают на вопросы, обязательно приводят примеры из практики.

Шаг шестой. Сетевой семинар – преподаватель публикует на форуме один текст из газеты или журнала и просит обсудить его на наличие типов критики, соответствия / нарушений норм профессиональной этики. Через четыре дня публикуется следующий текст с тем же заданием. Одновременно на форуме преподаватель рекомендует посмотреть некоторые телепередачи или прочесть некоторые материалы из печатной или online-прессы с дальнейшим обязательным написанием отзыва или рецензии минимум на два рекомендованных текста с использованием разных типов критики.

Форма работы студента. Обсуждение каждого опубликованного на форуме материала может занять до пяти дней включительно. Написание отзыва или рецензии не должно затягиваться студентами: работы должны быть представлены преподавателю и опубликованы в форуме не позже чем через два дня после выхода телепередачи в эфир или после двух дней после рекомендации преподавателя (касается печатных публикаций).

Шаг седьмой. Сетевой семинар – обсуждение студентами и преподавателем текстов, подготовленных студентами по предыдущему заданию. В процессе обсуждения и анализа преподаватель показывает, из чего состоит текст, в котором содержится аналитический разбор медийного произведения. После обсуждения преподаватель дает задание каждому студенту:

1). Суммировать в письменном виде: что должно обязательно присутствовать в аналитическом тексте (дать аргументированный ответ не менее чем по шести составляющим);

2). Написать рецензию или отзыв на какую-либо телепередачу (на выбор студента) с использованием рецензирующего или проблемно-постановочного типов критики.

Форма работы студента. Обсуждение подготовленных студентами текстов может занять до пяти дней включительно. При этом необходимо сразу определить крайнее время публикации материалов студентов на форуме, после которого объявить об официальном начале обсуждения. Это – прерогатива преподавателя. Выполнение домашнего задания по суммированию обязательных элементов аналитических текстов не должно превышать трех дней после отправления задания преподавателем.

Рецензии или отзывы должны быть направлены преподавателю не позже чем через два дня после выхода передачи в свет. Это нужно для тренировки оперативности. Обсуждение каждого текста начинается сразу после публикации ее в форуме. Преподаватель обязан опубликовать текст максимально быстро. Продолжительность обсуждения – семь дней включительно.

Шаг восьмой. Проведение итоговой дискуссии в форуме. Обсуждение последнего домашнего задания, ответы на актуальные вопросы из журналистской практики, подобранных преподавателем, обсуждение оригинального медийного текста. Ведущий курса модерирует дискуссию.

Форма работы студента. Проведение итоговой дискуссии – до восьми дней включительно. Студенты получают по электронной почте от преподавателя банк тестовых заданий и приступают к подготовке к зачету.

Далее – зачет, на котором студент лично общается с преподавателем.

Таким образом, используя Интернет-технологии можно добиться максимального погружения студента в предмет. Думается, что, выполняя добросовестно свои обязанности, обучающийся в среднем за месяц приобретет навыки критического анализа медиатекстов и будет способен выработать собственные критерии их оценки.





 

Казанский государственный университет