Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Вузовские многотиражки Казани: проблемы развития

Цит. по: Баканов Р.П. Вузовские многотиражки Казани: проблемы развития // Мультимедийная журналистика Евразии-2010: национально-информационные рынки и региональный Интернет в эпоху глобальных изменений: сборник материалов и научных статей IV Международной научно-практической конференции, Казань, 2-3 декабря 2010 года / науч. ред. Дорощук Е.С.; отв. ред. А.И. Анохин, В.В. Сыченков, М.Х. Фатыхова. – Казань: Казанск. ун-т, 2010. – С. 10 – 16.

Р.П. Баканов – старший преподаватель кафедры журналистики КФУ, кандидат филологических наук


Аннотация: Автор настоящей статьи размышляет о проблемах современных корпоративных вузовских изданий. На наш взгляд, в настоящее время им уделяется недостаточное внимание со стороны исследователей. У данного сегмента корпоративной прессы много проблем. В статье идет речь лишь о некоторых из них: низком профессиональном уровене сотрудников редакций, качестве публикуемой информации, новых формах обратной связи с аудиторией. Вывод: корреспонденты вузовских и студенческих медиа должны чаще общаться между собой, чтобы перенимать опыт. Также важны обучающие семинары по основам журналистики.

Ключевые слова: корпоративное издание, журналистика, Интернет, качество информации, аудитория, жанр.

Anoncement: In the present article we tell about problems, which B2P print-media has. The autore of the article thinks, investigatores has not enough attention to B2P print-media at present. However, this variety of media has many problems. In the article is telling about a some of their: weak of create level of comparative media correspondents; qualiity of circulation information; new discution forms between journalists and audience. Resume: correspondents of B2P print-media is nessesery more regulary contact to collegs, becouse him exchange of experience is very important. Education seminars about base of journalisme are important too.

Keywords: B2P print-media, journalism, Internet, quality of information, audience, genre.


В последние годы корпоративные вузовские издания почти не попадают в поле зрения исследователей. Даже на факультетах и отделениях журналистики нашей страны крайне редко предлагают студентам начинать свою творческую карьеру в газетах такого типа. А ведь было время, когда первокурсники обязаны были проходить свои первые учебные практики именно в многотиражках…

В современных реалиях перед вузовскими корпоративными медиа стоит множество проблем, главную из которых можно сформулировать так: как оставаться интересными своему читателю, не опускаясь до публикации кроссвордов и перепечаток развлекательных текстов из Интернета?

Исследование специфики корпоративных СМИ высших учебных заведений редко предпринимается пока даже на уровне курсовых студенческих работ. Хотя актуальность изучения данного вида медиа очевидна: например, можно рассмотреть, какие коммуникационные стратегии применяют редакции для общения с аудиторией. На наш взгляд, это связано не только с нежеланием учащихся исследовать данный сегмент печатных СМИ, но и с рядом следующих причин.

Кто сосчитает многотиражки?


К сожалению, до сих пор нет официальной статистики, сколько студенческих и вузовских изданий выходит в столице Татарстана. Мы обращались с этим вопросом в пресс-центр республиканского Министерства по делам молодежи, спорту и туризму, а также в Лигу студентов РТ – безрезультатно. Эти организации сообщают только приблизительную цифру: около 13 – 15 газет или журналов, то есть минимум по одной в каждом крупном вузе столицы Татарстана. Однако нам известно, что только в КФУ половина факультетов имеет свои время от времени издающиеся малотиражные СМИ. Кроме того, в нашем городе успешно работают другие крупные вузы, во многих из которых существуют свои периодические издания, может быть, даже несколько. Сколько таких газет выходит в республике?

На сегодняшний день ни в Казани, ни в Татарстане нет организации или даже отдела в ней, которая бы координировала хотя бы деятельность корпоративных вузовских СМИ, обращая внимание и на студенческие проекты. В нашей республике есть организации, курирующие работу журналистов: это Союз журналистов РТ и Агентство РТ по массовой коммуникации «Татмедиа», но там проблемами данного сектора журналистики никто не занимается.

Мы считаем, что либо в Союзе журналистов, либо в Агентстве РТ по массовой коммуникации «Татмедиа» или в республиканском Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму должен быть сотрудник, курирующий «многотиражки», или ответственный за их координацию.

Гремучая смесь: отчет плюс автобиография


Кто такой сотрудник корпоративного издания? Чаще всего это человек, не имеющий журналистского образования, обладающий навыками грамотно излагать мысли на бумаге. От него руководство вуза требует осветить в выгодном ему ракурсе конкретное мероприятие. При этом крайне желательно, чтобы речь побывавших там ректора или проректоров была опубликована слово в слово и не подвергалась правке. Многие коллеги, боясь последствий, выполняют пожелания. В итоге получаются длинные, не умещающиеся на первой полосе, тексты, большую часть которого занимают не авторские впечатления от события, а слова начальствующих персон.

В российских СМИ эксперименты с жанрами продолжаются уже не один год. Но, пожалуй, именно в корпоративных изданиях их смешение принимает наиболее странное сочетание. Как-то газета Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, решив поздравить с юбилеем одного ученого, опубликовала его автобиографию. В тексте живого места не было, а только официально-протокольное: родился, учился, защитился, стажировался… Словом, анкета из отдела кадров. Может, ее и перепечатали? Но то ли сведения о человеке оказались скупыми, то ли сотрудники редакции постеснялись узнать мнение коллег о юбиляре, в последнем абзаце того текста было… обращение именинника к сотрудникам вуза и студентам. Что интересного несет этот материал читателю? Кому нужны сухие строки, кроме самого героя и членов его кафедры? Не лучше ли было сделать портретный очерк о человеке или взять у него интервью.

Далеко не все в редакциях многотиражек знакомы со спецификой того или иного жанра. Беглый контент-анализ вузовских газет показывает, что коллеги в своей работе используют четыре жанра: заметка, отчет, интервью, биография. Редко встречаются информационная корреспонденция, зарисовка, портретный очерк, репортаж. Где проблемные статьи, рецензии, фельетоны, эссе? Чтобы качественно их подготовить, надо не только потратить много времени, но и постоянно систематизировать новую информацию, что-то уточнять и перепроверять, наконец, писать небанально. А вот с образностью мышления и владением длинным синонимичным рядом пока есть серьезные проблемы.

Читаешь большинство вузовских газет и удивляешься: неужели в их институтах-университетах все так замечательно, как представляют ситуацию сотрудники местных изданий? Текстов публикуется много, но о проблемах говорят мало. А уж их дальнейшее обсуждение, как правило, сводится к рубрике «вопрос-ответ», в которой представитель вузовской администрации комментирует некоторые спорные моменты. Если газеты не пишут о социальных проблемах – это можно назвать журналистикой?

Но не все так мрачно. Официальные газеты крупнейших вузов (КФУ, КГТУ им. А.Н.Туполева) могут себе позволить не только выбирать темы для будущих публикаций, но и критику. На страницах издающегося два раза в месяц «Казанского университета» можно найти выступления официальных лиц, новости, заметки с места событий и студенческие дневники полевых практик. Можно все успеть, было бы желание работать. Правда, без заинтересованности ректора в том, чтобы газета его вуза была интересной, тоже нельзя. Кто будет оплачивать труд сотрудников редакции и типографские расходы?

Редактор + верстальщик = качество?


По нашим наблюдениям, сейчас в казанской вузовской прессе постепенно размывается понятие «редакционный штат». Как правило, один человек совмещает обязанности редактора и дизайнера, а другой отвечает за материалы. Видимо не все ректоры до сих пор поняли, что любая газета – дело не альтруистов-одиночек, а коллективное, затратное, а вузовское медиа еще и неприбыльное. Поэтому два-три человека качественную многотиражку не сделают. Часто бывает так, что сотрудники корпоративной вузовской прессы вынуждены не только и не столько искать информацию (хотя проблема заполнения номеров существует), сколько просить средства на оргтехнику и типографские расходы. Сотрудник вузовского издания выполняет функции делопроизводителя, менеджера, корреспондента, редактора и верстальщика. Коллеги, разговаривайте с руководством, убеждайте их в своей правоте, добивайтесь делом внимания к вашему изданию!

Помимо этого, далеко не в каждом вузе руководство готово постоянно финансировать даже официальную газету. А чем не выход «всемирная паутина»? Заплатил за «железо» и работай, фиксируй посещения и индекс цитируемости материалов. Правда, подготовка сетевого издания требует от редакции значительных интеллектуальных вложений.

Следующая платформа – Интернет


Конвергенция медиа постепенно приближается и к сектору корпоративных СМИ. Каждому работнику редакции вузовского издания теперь придется пересмотреть свое отношение к работе, которую он делал ранее. В Интернете ценятся актуальность темы, оригинальность подхода к ее освещению, оперативность публикации. Новые подходы к средствам информирования подразумевают принципиально иную направленность каждого сотрудника редакции. Теперь просто уметь хорошо писать недостаточно, необходимо учиться фото и видеосъемке, осваивать сервисы, предлагаемые web и мобильными технологиями. Для сетевого пользователя, в основном не имеет, большого значения, допускает ли автор в своем материале грамматические и пунктуационные ошибки, у него свои критерии оценки: понятно ли изложен материал, интересно ли подана тема.

Соответственно, корреспонденту следует научиться: быстро писать и публиковать информацию; придумывать привлекающие внимание заголовки; не гнать объем любой ценой: в «паутине» понятия «объем», как известно, не существует, и так далее. Однако зачастую эти требования остаются без внимания сотрудников редакций, во-первых, по причине отсутствия специалистов, умеющих сделать добротный редакционный сайт. Во-вторых, не каждый руководитель предприятия решится на дополнительное вложение денег в создание и «продвижение» сайта многотиражки. В-третьих, не у каждого корреспондента получится работать на два «фронта» как по причине отсутствия профессиональной квалификации журналиста, так и в силу отсутствия специальных знаний, требуемых для сотрудника сетевого СМИ. Поэтому необходимы специализированные краткосрочные курсы, обучающие корреспондентов корпоративного издания законам функционирования Интернет-проектов.

Как нам представляется, еще на стадии разработки концепции сайта редакции корпоративного издания необходимо определить не только его структуру, но и информационные приоритеты. Думается, приоритет в освещении должен отдаваться оперативным событиям и жанрам. Каждому сотруднику редакции необходимо перестроить свою деятельность от прежней схемы «от номера к номеру» на повседневно-творческую, то есть на работу по формуле «пришел – увидел – написал – опубликовал на сайте». Многие сайты федеральных и республиканских изданий сейчас выполняют функцию оперативного информирования аудитории обо всех значимых событиях, произошедших на данный час. Принцип таков: в Интернете размещаются «горячие» сведения – то, что корреспондент написал совсем недавно. Вечером в газете первичный материал дополняется подробностями, детализируется, комментируется экспертами. По описанной модели можно работать и корреспондентам корпоративного медиа. Новости должны быть «подвижными», то есть меняться ежедневно, а то и через каждые несколько часов.

А есть ли деньги?


Но все ли сотрудники редакции готовы к напряженному графику работы? Нагрузка-то на них значительно увеличится, а вырастет ли зарплата? Дело, кстати, не только в оплате труда штатных корреспондентов, но и в том, чем может заинтересовать потенциального автора безгонорарное издание? Думается, что только собственным авторитетом и уважением к читателям. Аудитория корпоративного СМИ ограничена, специфична, редакция всегда на виду и в случае ошибок тебе непременно на них укажут. Редакторы вузовских газет жалуются на цензуру со стороны ректората. Часто издание перед тиражированием просматривает кто-то из проректоров (а иногда и проректор, и ректор), безжалостно удаляя любой намек на критику в свой адрес. По Закону РФ «О средствах массовой информации» цензура (то есть, предварительный просмотр) запрещена. Но редко кто из коллег пытается спорить с начальством... А между тем, думается, редактору и сотрудникам вузовских медиа стоит не угоджать начальству, а выстраивать с ним конструктивные деловые отношения.

Многие редакции состоят из студентов, которые добровольно самоорганизовались и теперь не мыслят себя без газеты. Как поощрить этих ребят? Есть вузы, которые ничего не дают, в некоторых учебных заведениях им «с боем» выделяют путевки в дома отдыха или засчитывают работу, как производственную практику, кое-где самым активным делают надбавку к стипендии. Но все же должна быть система постоянного стимулирования.

Внештатников надо любить и периодически поощрять. К примеру, редакция газеты «Казанский университет» – одна из немногих в республике (если не в Приволжском Федеральном округе), где наиболее активные студенческие корреспонденты получают материальную поддержку от университетского Управления по социальной и воспитательной работе.

Преодолевая одиночество


Чтобы решать многие своих проблемы, сотрудникам вузовских изданий надо перестать вариться в «собственном соку», а чаще контактировать с коллегами. Корреспонденты и редакторы ограничены информационным полем своего вуза, они почти не выезжают на задания в другие места. Поэтому общения (не только профессионального, но и неформального) практически нет. В Казани за последние два года при поддержке Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, республиканского Министерства образования и науки и Лиги студентов РТ было проведено три встречи главных редакторов с целью познакомиться и начать работать сообща. Коллеги обменялись адресами, наметили три-четыре требующих решения проблемы.

Помимо этих мероприятий, можно вспомнить ряд полезных обучающих семинаров для сотрудников корпоративных (не только вузовских) изданий, проведенных в 2008-2009 годах при содействии редакции газзеты «Казанский университет» и Союза журналистов Татарстана. В частности, были организованы мастер-классы по жанрам, стилистике, редактированию, фотожурналистике, дизайну периодических изданий. Занятия вели преподаватели отделения журналистики Казанского университета и журналисты-практики безвоздмездно. К сожалению, в 2010 году практика обучающих семинаров прекратилась. Возможно, это связано с тем, что домжур, на территории которого проводились мероприятия, якобы продан еще в середине 2010 года городской администрацией частному лицу. Видимо, в городской администрации считают, что здание долждно приносить прибыль. В итоге, коллегам собраться скоро будет негде.

11 ноября текущего года в доме журналистов состоялся очередной круглый стол для редакторов корпоративных СМИ «Лицо газеты: традиции и современность», организованный секцией корпоративной прессы Союза журналистов и редакцией газеты «Казанские ведомости». Около трех часов коллеги (на встречу пришли представители полутора десятков изданий из них всего четверо представляли вузовские масс-медиа) обсуждали специфику подготовки и выпуска медиа в условиях работы промышленного предприятия, научного учреждения, министерства или вуза. Много вопросов было задано юристу Союза журналистов РТ Этери Ильиной. Мероприятие показало, что, по сравнению с предыдущими встречами, разговор идет об одном и том же и, главным образом, низком творческом уровне сотрудников редакций корпоративных СМИ. Руководство «Казанских ведомостей» рассказывали редакторам об элементарных правилах подготовки качественных номеров.

То, что обучающие семинары решено возрождать – хорошо. Но, на наш взгляд, проводить их надо не один-два раза в год, а как минимум ежемесячно.

Выводы


В результате нашего исследования вузовских корпоративных изданий можно сделать следующие выводы.

1. Казань – студенческий город, здесь несколько десятков высших и средне-специальных учебных заведений. В каждом из них издается как минимум по одной официальной внутрикорпоративной газете. В Казанском федеральном университете такой сегмент медиа имеется на половине факультетов. Несмотря на это, в настоящее время нет точных данных, сколько вузовских СМИ издается в РТ и какова их периодичность. На наш взгляд, данная ситуация сложилась потому, что многотиражки никто не курирует.

2. Редакционный штат вузовских изданий крайне мал. Обычно это редактор и верстальщик, совмещающий на общественных началах должность корреспондента. В некоторых организациях состав редакции назначается из числа профессорско-преподавательского состава с договором по совместительству. Правда, крупнейшие вузы республики выделяют финансирование и на дополнительные ставки, и на полноцветную печать номеров, и на обновление оборудования. Но такие примеры, как показывает практика, скорее исключение из правил. Далеко не каждый редактор корпоративного СМИ может сказать, что многие из его предложений находят поддержку в ректорате. Чаще бывает наоборот: коллеги жалуются на жесткий контроль со стороны администрации вуза: необходимость согласования тематики, а также предварительный просмотр полос перед их сдачей в типографию. Кстати, случается, что и деньги на издание выделяют нерегулярно.

3. Среди сотрудников вузовских медиа в Казани лишь единицы имеют журналистское образование. Подавляющее большинство осваивает газетное дело методом проб и ошибок. Поэтому им так необходимы обучающие семинары по жанрам, верстке, методам сбора информации, психологии общения, фотоделу, профессиональной этике журналиста и праву СМИ. В СССР, до 1990-х гг., подобные занятия для сотрудников многотиражных изданий проводились регулярно. Некоторое время назад силами энтузиастов – представителей отделения журналистики КФУ и газеты «Казанский уиверситет» – в казанском Доме журналиста состоялось несколько мастер-классов известных корреспондентов. Увы, сил организаторских хватило ненадолго. Насколько нам известно, есть потребность в организации обучающих семинаров не только в Казани. Необходимы средства на организацию, скажем, кратковременной профильной смены по журналистскому мастерству в одном из лагерей РТ.

4. Редакциям вузовских медиа необходимо постепенно осваивать иные средства комуникации с аудиторией. Создание сайта газеты, оформление «представительств» СМИ в социальных сетях – веление времени. Нужно организовывать и поддерживать обратную связь: предусмотреть возможность комментирования материалов, организовывать разного рода «горячие линии», прямую связь с представителями ректората и т.д. Однако чтобы заинтересовать аудиторию, следует следить за оперативностью контента. Кому нужны новости недельной давности? Публикуйте сообщения о текущих событиях!

5. Сотрудникам редакции не надо бояться начальства, лучше выстроить с ним деловые отношения по информационному сотрудничеству. Объясните ректору, что газета без проблем станет скучной, что приведет к потере части аудитории. Постарайтесь достичь взаимопонимания в вопросе самостоятельного выбора тематики для освещения в газете. Практика чрезвычайной угодливости первым лицам вуза сразу же будет замечена читателями.

Таким образом, в насыщенном информационном поле Татарстана существует сегмент вузовской прессы. Чтобы он развивался, многим ректорам необходимо пересмотреть свое понимание функции многотиражки как официального публикатора своих выступлений. Однако и сотрудникам редакции стоит помнить, что жизнь учебного заведения состоит не только из совещаний начальства. Ведь газета – визитная карточка любого вуза.




 

Казанский государственный университет