Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Обучение студентов критическому анализу медиатекстов как социальный заказ в сфере журналистики

Цит. по: Баканов Р.П. Обучение студентов критическому анализу медиатекстов как социальный заказ в сфере журналистики // Информационное общество и журналистское образование: социокультурные парадигмы XXI века: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 30-летию журналист. образования в Мордов. гос. ун-те им. Н.П. Огарева (27 – 28 ноября 2009 г.) / Отв. ред. П.Ф. Потапов. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – С. 188 – 191.

По мнению психологов, ежедневно на жителей больших городов воздействует около 12 тысяч (!) видов различной информации: реклама, дорожные знаки, мнения коллег и друзей, другие шумы и т.д. Но наибольшее влияние на человека оказывают сообщения, распространяемые СМИ. по подсветам социологов, около 80% россиян предпочитают получать информацию посредством телевидения. В наш пересыщенный различными событиями век, когда почти каждое СМИ рассматривается его учредителем и/или редактором, как бизнес на конкурентоспособном информационном поле, от каждого из нас требуется различать правдивую и ложную информацию. Этого невозможно сделать, читаю только одну газету или смотря единственный телеканал. Для анализа практики российских масс-медиа необходимо постоянное знакомство хотя бы с 5-6 СМИ. Однако наша педагогическая практика на старших курсах отделения журналистики КГУ свидетельствует, что студенты крайне мало времени уделяют развитию собственных навыков критического анализа медийных текстов. Более того, по их словам, они очень редко читают, телевизор заменяет им потребление текстовой информации.

«На рубеже ХХI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному, – считает профессор А.В. Федоров. – Поэтому вопрос о необходимости и актуальности медиаобразования … уже принадлежит прошлому». И дополняет: «Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, для позитивного развития личности» [1].

На занятиях по авторскому спецкурсу «Медийная критика» (4 курс) мы большое место уделяем развитию у студентов навыков критического анализа медиатекстов. Более того, мы стараемся, чтобы каждый молодой журналист в процессе обучения самостоятельно определил для себя ряд критериев оценки публикаций. Работая с материалами, применяем метод контент-анализа (анализа содержания источника). Он позволяет выявить главные новости не только в конкретном тексте, но и в газете (журнале) в целом. Студент должен понять, что задания ему придется выполнять не только в аудитории, но и дома. Для этого необходимо время на чтение газет и журналов, просмотр информационных и информационно-аналитических телепередач. Причем это должно быть внимательное, профессиональное чтение с непременным выявлением главных событий дня, недели, декады по версиям различных медиа, состава экспертной группы, комментирующей актуальные вопросы, определением оценки в подаче информации. Важно также уметь выявлять и кратко для себя формулировать проблемы, поставленные в том или ином издании или телепередаче.

Мы считаем, что для формирования собственного информационного поля студент должен регулярно (не менее одного раза в неделю) читать как федеральные, республиканские газеты и журналы, так и корпоративную прессу. Выбор должен обуславливаться, прежде всего, ее политематической направленностью, стремлением представить как информацию, так и анализ событий федерального и международного значений. Нужно читать-исследовать источники, издающиеся разными организациями: государственными учреждениями, общественными группами, политическими партиями, отдельными гражданами. В поле профессиональных интересов студента должны быть не менее двадцати общественно-политических федеральных печатных СМИ и не менее семи – десяти газет и журналов республиканского масштаба. Покупать прессу не обязательно, так как каждое крупное издание имеет сайт в Интернете.

В рамках практических занятий (таких в семестре не менее пяти), на которых мы занимаемся контент-анализом публикаций, студентам предоставляется выбор: исследовать определенную рубрику периодического издания или творческий стиль конкретного автора, а также анализ предложенного преподавателем медиатекста. Можно выявлять и типологические особенности какого-либо печатного издания. Но обычно я начинаю с анализа одного выступления журналиста. После прочтения публикации мы просим учащихся ответить на следующие вопросы.

– В чем заключается главная проблема, которую анализирует автор?

– Как бы вы сформулировали стратегическую и тактическую цели исследуемых публикаций?

– Что побудило автора выступить в печати с данной проблемой?

– Какое место занимает исследуемая вами проблема в данном и других печатных СМИ в конкретный период времени?

– Какой характер имеет обсуждаемая проблема: локальный, республиканский, всероссийский или международный?

– Отражает ли, на ваш взгляд, заголовок смысл текста?

– На какую аудиторию направлен данный материал или рубрика?

– Какова социальная проблема, содержащаяся в тексте?

– В чем субъективное мнение автора материала (колонки)?

– Какова аргументная база, приводимая автором?

– Есть ли в тексте средства художественной выразительности? Если да, то какие?

– Присутствует ли ссылка на экспертов? Кто эти люди?

– Кому может быть выгодна / не выгодна публикация этого материала?

– Какие факты / комментарии, присутствующие в тексте, ранее сообщались в этом или других СМИ, а что публикуется впервые?

– В чем вы согласны / не согласны с автором?

– Можно ли в данном СМИ найти другие точки зрения на обсуждаемую в рубрике проблему?

– Какую, на ваш взгляд, реакцию может вызвать данный материал (рубрика) у читателей?

Этот список необходимо дополнить собственными вопросами. Последний указанный вопрос необходим для побуждения у студентов чувства ответственности за каждое высказанное слово или мысль. В последнее время зарубежные и отечественные медиапедагоги стали уделять большое внимание именно тому, чтобы учащиеся задумались, «как наше слово отзовется». Журналист, публикуя свои тексты в СМИ и, тем самым, стремясь донести определенную точку зрения до аудитории, уже начинает манипулировать общественным мнением. Поэтому важно, чтобы он еще на стадии замысла будущей статьи, в момент ее написания был бы способен представить себе все возможные модели поведения аудитории, которые может вызвать его выступление.

Контент-анализ можно проводить и при организации небольших эмпирических исследований, когда студентам предлагается систематизировать материалы по теме исследования по нескольким общим чертам. Например, выявить и проанализировать публикации в прессе, в которых содержится критика телевидения. Метод может быть проведен по количественным и качественным показателям, которые в общем виде можно представить следующим образом:

Количественные показатели:

1. Частота обращения редакции к конкретной теме (отдельно за каждый год исследуемого периода).

2. Объем публикаций по конкретной проблеме (количество строк и размещение по текстовым модулям полосы или частям полосы).

Качественные показатели:

1. Соответствие названия работы дальнейшему текстовому содержанию.

2. Степень раскрытия темы.

3. Возможность/невозможность для читателя определить–выявить стратегическую и тактическую цели, заложенные в текст авторами материалов.

4. Состав интервьюируемых, их компетентность в комментариях и оценках освещаемой ситуации.

5. Наличие/отсутствие в работах разных и противоположных точек зрения на одну проблему (ситуацию).

6. Наличие/отсутствие ссылок на источники, их компетентность при освещении конкретной проблемы (ситуации).

При проведении исследования и знакомстве с эмпирическим и теоретическим материалом студенты могут добавить в данный перечень собственные критерии.

Таким образом, с помощью метода контент-анализа публикаций СМИ можно научить студентов творческих специальностей (и в первую очередь журналистов) навыкам первоначального критического осмысления медиатекстов. Конечно, ребятам сначала будет трудно самостоятельно найти ответы на вышеуказанные вопросы, но преподаватель должен помочь им. Контент-анализ позволяет студентам самостоятельно разработать критерии, по которым можно в дальнейшем проводить корректное сравнительно-сопоставительное исследование публикаций, а также уяснить для себя схему анализа медиатекстов и изучать способы авторского воздействия на аудиторию. Без этих знаний и навыков сегодня нельзя стать конкурентоспособным специалистом в области масс-медиа.

Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что приоритет в современном обучении студентов-журналистов, наряду с изучением истории журналистики и теории жанров, необходимо отдавать и формированию у них навыков самостоятельного критического анализа публикаций всех типов масс-медиа. Да, в современном, потребительском, обществе отсутствует социальный заказ на медиакритику. Как нам представляется, формировать его должны именно медийные профессионалы нового поколения, осознающие ответственность за каждое публичное слово, достоверность каждого факта. Именно этим людям предстоит огромная работа сначала по подготовке общественного мнения, а затем и воспитанию у обычных людей навыков спроса на критику СМИ, пониманию ее задач и функций. К сожалению, этот процесс будет долговременным, поскольку он связан с отвлечением аудитории от ее современных потребностей в развлечении.

Примечание

:
1. Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. – Таганрог: Изд-во Кучма Е.А., 2003. – С. 7 – 8.




 

Казанский государственный университет