Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Метод вовлечения как способ повышения профессиональной компетентности студентов-журналистов

Цит. по: Баканов Р.П. Метод вовлечения как способ повышения профессиональной компетентности студентов-журналистов при освоении ими секретов репортерской работы // Инновации в системе высшего образования: Материалы I Всеросс. науч.-метод. конф. / НОУ ВПО «Челяб. ин-т экономики и права им. М.В. Ладошина»; отв. ред. А.Л. Худобородов, Г. И. Ладошина. – Челябинск, 2010. – С. 142 – 145.


Баканов Роман Петрович, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина


Все чаще с высоких трибун можно слышать, что высшему профессиональному образованию необходимы перемены. По мнению экспертов в области управления качеством образования, в новых экономических условиях надо готовить конкурентоспособную, гармонично развитую личность, которая способна не только быстро применить на практике все полученные знания, но и готова постоянно учиться и самосовершенствоваться. Специалист нового «формата» должен оригинально («креативно») мыслить, уметь быстро принимать решения, владеть иностранными языками, быть коммуникабельным и так далее. То есть, обобщая, человек должен выгодно подать и продать себя потенциальному работодателю и соответствовать его запросам. Помимо этого, вчерашнему студенту необходимо знать требования современного рынка в той области деятельности, по которой он приобрел специальность.

В связи с этим, пересматривать свое отношение к делу придется и преподавателям. Переход на новые образовательные стандарты не может произойти за один год, к тому же требует пересмотра отношения преподавателей к форме проведения занятий. В настоящее время происходит трансформация профессиональной роли преподавателя. Например, на факультетах творческих специальностей (например, журналистики), на наш взгляд, преподаватель должен ощущать себя не столько лектором, сколько «играющим тренером», не дающим студентам готовые знания, а вместе с ними постигающим правила поведения журналиста в различных ситуациях. Важную роль играет умение наставника так преподнести свой предмет, чтобы мотивировать студента к его изучению, а также максимально загрузить ребят творческой работой.

Настоящая работа – попытка обобщения, осмысления нашей практики преподавания такой общепрофессиональной дисциплины, как «Новостная журналистика» для студентов отделения журналистики Казанского (Приволжского) Федерального университета. Предмет читается на втором курсе (четвертый семестр, 32 часа) и оканчивается экзаменом, на котором каждый слушатель должен продемонстрировать уровень профессиональных знаний и компетенций для работы в информационных жанрах журналистики.

В рамках освоения настоящей дисциплины ребятам предоставляется возможность не только теоретически изучить характеристики всех информационных жанров журналистики, но и попробовать свои силы в самостоятельной подготовке творческих работ как в аудитории, так и в виде выполнения домашних заданий. Важно, чтобы будущие журналисты постоянно проходили редакционную практику именно в отделах информации СМИ (учебным планом предусмотрена ежесеместровая производственная практика), потому что там у них будет больше шансов усвоить учебный материал. Кроме того, в рамках предмета внимание уделяется и некоторым приемам, позволяющим добиться максимальной коммуникации с аудиторией, а также тренировке наиболее точного представления об аудитории конкретных изданий, ее видах и способах подготовки информации для каждого из видов аудитории. Творческие задания, которые преподаватель предлагает студентам выполнить как индивидуально, так и в виде групповой работы, направлены на развитие их творческих и коммуникативных компетенций.

Исходя из этого, наша программа обучения состоит из лекционных и практических занятий. Причем практика значительно преобладает над теорией. На наш взгляд, 12 часов в семестр, выделенных на лекционные занятия, вполне достаточно, чтобы ознакомить студентов с историей и теорией жанров. Получается, что на теоретическое изучение каждого из пяти информационных жанров мы рассчитываем «потратить» всего по 2,5 часа. Наша задача – научить ребят умению практически работать в каждом из жанров информационной группы.

При выборе стратегии обучения мы исходим из современных реалий и условий функционирования средств массовой информации, когда отбор, производство и распространение информации становится главным в работе редакции СМИ (новости являются «лицом» телеканала или печатного издания). Поэтому от сотрудника службы информации работодатель ждет мобильности, оперативности, любознательности, обладания первоначальными знаниями в разных направлениях. Конечно, репортеру необходимо владеть технологиями поиска информации, приемами установления коммуникации с аудиторией, уметь получать нужные сведения от собеседников.

Таким образом, журналист службы новостей должен всегда быть, что называется, на переднем крае информационного поля. В работе со студентами наивно ожидать, что за один семестр, в течение которого они будут осваивать настоящую дисциплину, ребята в совершенстве овладеют технологией подготовки каждого изучаемого жанра. Задача преподавателя – помочь каждому студенту-начинающему журналисту не только теоретическими сведениями о жанрах, но и стимулированием слушателей к расширению собственного информационного поля. Мы уверены, что прежде чем осваивать конкретный жанр, ребятам надо сформировать собственное представление о стиле подачи сообщений наиболее тиражных федеральных и республиканских печатных СМИ, проанализировать, какие события могут быть освещены в том или ином издании, а какие будут являться «не форматными».

Практическая работа занимает 20 часов. Все это время студенты должны самостоятельно упражняться как в анализе текстов печатных изданий, выявляя особенности каждого жанра, так и совершенствовать свои навыки в оперативной подготовке заметки, интервью, репортажа, отчета и информационной корреспонденции. Практические занятия состоят из двух видов:

А). Аудиторные индивидуальные, цель которых заключается в тренировке у каждого студента таких профессиональных качеств журналиста, как качеств оперативность, точность изложения фактов, умение работать в максимальном цейтноте, собранность, стрессоустойчивость, корректность изложения проблем. В программе дисциплины предусмотрено время на специальные упражнения, тренирующие данные качества.

Б). Самостоятельная работа студентов в группах. Данная форма занятий направлена на воспитание у каждого будущего журналиста навыков командной «игры». В этих условиях необходимо формировать такие индивидуальные качества, как: умение слушать других; способность выявлять главное и полезное в дальнейшей работе в словах, сказанных коллегами; уметь принимать на себя определенные полномочия; подчиниться или взять на себя инициативу, когда того требует ситуация. Команда – это небольшая модель редакционного коллектива. Работа в группах предполагает разноплановые творческие задания, банк данных которых по каждому из информационных жанров имеется у преподавателя и постоянно им пополняется.

В нашем «арсенале» есть три блока заданий.

Первый блок – составление собственной информационной ленты о ключевых и получивших резонанс в прессе международных, российских и региональных событиях. Факты необходимо передать как можно точнее и корректнее, соблюдая правило ссылки на первоисточник. В течение семестра данное задание будет предложено 3-4 раза. Оно направлено на постепенное формирование привычки следить за новостями из нескольких видов СМИ разной форы собственности и одновременно вникать в стилистику подачи сообщений, а также составлять свой список наиболее освещаемых событий в том или ином издании и перечень направлений, которые там по разным причинам не будут опубликованы.

Второй блок – выявление позиции каждой «редакции»-группы по актуальной и спорной проблеме, характерных для современной журналистики. Свою точку зрения каждый коллектив должен публично аргументировать и защитить, ответив на вопросы других групп. Данный вид заданий не только развивает навыки аргументирования собственной позиции, но и позволяет будущим журналистам подготовиться к защите: предугадать вопросы, которые могут быть заданы, умение импровизировать, не теряться на публике и т.д.

Третий блок заданий предусматривает коллективную подготовку, скажем, к интервью с эстрадной звездой. За 12-15 минут ребята должны придумать несколько вопросов, которые, во-первых, дали бы о знаменитости ранее не известную информацию и, во-вторых, соответствовали бы тематике и стилистике того издания, которое по предварительному собственному выбору будет представлять каждая учебная группа. После того, как все студенты выполнят данное задание, каждый вопрос ими озвучивается и анализируется совместно с преподавателем.

Проанализируем специфику выполнения студентами некоторых заданий, а также сопутствующие ему (выполнению) сложности, которые обучающиеся должны решить.

Задание на подготовку материала в жанре заметки. Условие: студенты делятся на несколько групп по три человека в каждой и выбирают ее капитана. Вторым шагом является придумывание названия и девиза каждой группы. После этого капитаны команд по очереди подходят к преподавателю и вытягивают один «билет» – листок бумаги, на котором написано название одной из известных русских народных сказок (например, «Три медведя», «Лягушка-путешественница», «Колобок» и другие). Когда группы вытянут «билеты», преподаватель раздает задание, единое для всех. Его суть состоит в том, что каждую известную сказку необходимо пересказать в жанре заметки (хроникальной или расширенной). Студенты приступают к выполнению задания, на которое отводится до сорока минут. В зависимости от своей памяти, представления о сюжете сказок и знания характеристик героев, ребята могут творчески переработать содержание фольклорных произведений.

После окончания самостоятельной работы, представитель каждой группы (не обязательно капитан) вслух читает подготовленный текст.

Одна из групп назначается преподавателем в качестве рецензента получившегося материала. Задача этой группы – выявить, насколько в заметке отражена социальная проблема, соответствуют ли заголовок и лид дальнейшему содержанию текста, а также определяют допущенные одногруппниками ошибки. Отзыв на выступление должен длиться не более двух-трех минут.

Остальные группы внимательно слушают выступления своих коллег, имитируя аудиторию, и имеют право на уточняющие вопросы. Критиковать запрещено. Группа, к которой обращен вопрос, обязана на него ответить по существу.

Таким образом, в ходе занятия каждая группа должна принять на себя четыре учебные роли: автора произведения, публичного представления и защиты результата своего умственного труда, внимательных слушателей и рецензентов. Но и это еще не все. Перед началом работы в группах каждый студент получает домашнее задание: внимательно наблюдать за происходящим в аудитории, отмечать любые детали, которые могут пригодиться для написания заметки по факту занятия. Выполняя домашнее задание, ребята тренируют наблюдательность, умение не только видеть и слышать, но и увидеть и услышать что-либо, а также продолжают развивать творческие навыки. На выполнение домашней работы отводится одна неделя, и при следующей встрече студенты должны сдать свои тексты на проверку преподавателю.

Анализируя представленные учащимися результаты, несколько лет подряд мы сталкиваемся со следующими сложностями:

Во-первых, желание студентов отразить в своих материалах все наиболее значимые факты, которые они еще помнят из сюжетов сказок. Это происходит от того, что ребята пока еще не умеют выделить главного в содержании. Им кажется интересным каждый эпизод, любая деталь повествования, поскольку «выпадение» даже одного факта может повлечь за собой нарушения целостности всего произведения и его интерпретации в учебных работах. В результате нарушаются два основных требования к жанру заметка – кратких текстов не получается, а ответы на вопросы «Что? Кто? Где? Когда?» «плавают» по всему объему материалов. Приходится объяснять студентам, что вместо жанра заметка у них получился отчет, в котором выполнен пересказ фольклорного произведения.

Во-вторых, в учебных работах практически не содержится описания проблемных ситуаций. А если они есть, то не в единичном, а во множественном числе. Заметка требует изложения только одной проблемы. Предложенное студентам задание, в том числе, позволяет каждой учебной группе выбирать в сюжете сказки одну сюжетную линию, один вопрос и раскрывать его в своих материалах. Желательно, чтобы это было «освещение» основной мысли автора сказки, морали, которая стоит за сюжетной линией.

К сожалению, часто бывает так, что ребята не владеют навыком чтения между строк, понимают текст буквально. В этом случае, на наш взгляд, не нужно жалеть времени и совместно с учащимися проанализировать основные сюжетные ходы сказки. Ну не научили их в школе азам исследования литературного произведения! Необходимо продемонстрировать ребятам общий метод проведения анализа, результатом которого не должна стать формулировка содержащейся в тексте главной авторской мысли. Студентов надо подвести к тому, чтобы они постарались ее обозначить самостоятельно. Уверены, это придаст им энергии и эмоций для продолжения работы.

В-третьих, подготовка заметки, как правило, отражает и неумение ребят кратко излагать свои мысли (принцип: словам – тесно, а мыслям – просторно), и выявляет их частое нарушение логики повествования. Помимо этого, едва ли не в каждом тексте встречается тавтология, то есть повторения слов: студенты не могут или не успевают найти синонимы. Задача преподавателя: сразу же обращать внимание учащихся на эти недочеты, объяснять их смысл, содействовать улучшению материала. Важную роль также играет группа рецензентов, которая также высказывает замечания и имеет право дать полезные советы свои коллегам.

Бывает еще и так, что некоторые студенты уже в начале своей заметки обращают внимание на определенную деталь и не отступают от нее. Возможно, они так поступают потому, что хотят представить свой оригинальный взгляд на содержащуюся в сказке проблему. У кого-то получается лучше, у кого-то – хуже. Часто описание деталей сюжета скрывает проблемную ситуацию. Необходимо объяснить учащимся, что в процессе подготовки любого материала им необходимо постоянно задумываться, насколько интересным для аудитории будет то, что они пишут. Иными словами, соответствует ли ваша тема ожиданиям читателей или зрителей?

Помимо этого, в рамках работы над заданием, студенты по желанию могут примерить на себя творческие роли корреспондентов редакции какого-либо реально существующего печатного СМИ, выполняющим коллективное поручение редактора. В данном случае ребятам необходимо подготовить материал в стилистическом формате, принятом в редакции. За то недолгое время, в течение которого мы ведем дисциплину «Новостная журналистика», некоторым творческим коллективам удавалось отлично подстроиться под формат развлекательных изданий.

Таким образом, игра помогает студентам применить и ощутить на практике теоретические требования к заметке. Останутся ли они в голове начинающих журналистов после лекционного занятия? В настоящее время в нашем распоряжении более десяти различных заданий, направленных на ознакомление студентов с правилами подготовки этого жанра и дальнейшего совершенствования своего мастерства. К сожалению, расписание позволяет потратить на практическое освоение одного жанра только пять академических часов.

Следующее задание на тренировку навыков мастерства интервьюера. Условие: студенты делятся на две равные группы, каждая из которых выбирает капитана. После этого капитаны, вытягивая билеты, определяют тему разговора. Причем та проблема, которую вытянул один из капитанов, считается выбывшей из игры. Наконец, вытягивается последний билет с формулировкой определенной социальной проблемы. Она-то и станет предметом разговора двух команд. Команда, представитель которой вытянул билет, получает право первого вопроса. После 15-минутной подготовки вопросов (над ними работают обе команды) начинается интервью. Между собой общаются только капитаны команд, а остальные члены должны подсказывать им ответы на заданные вопросы. Побеждает та команда, которая за отведенное время (25 минут) сможет не только задать больше вопросов, но и содержательно ответить оппонентам. После игры преподаватель совместно со студентами анализирует состоявшееся учебное интервью.

Перед выполнением данного задания преподавателю важно настроить ребят на серьезное общение. Как правило, им сразу не удается на время примерить на себя роли собеседников, оставить на время студенческие обязанности. На наш взгляд, необходимо мотивировать учащихся добавлением им бонусных баллов, например, за придуманный корректный вопрос, полный ответ собеседнику, умение логически выстраивать и вести диалог. При этом на ребят ложится дополнительная нагрузка: необходимо не только помогать своей команде выиграть, но и записывать авторов всех вопросов, думать над ответами оппонентам, отмечать авторов идей, которые впоследствии стали одним из направлений разговора. Следовательно, каждый творческий коллектив, помимо выбора капитана, должен определить в своем составе так называемого контроллера активности студентов. Решением команды этот человек может быть освобожден от обязанностей придумывания вопросов и заниматься только статистикой. После анализа проведенного интервью он докладывает преподавателю рейтинг активности своих коллег по группе, на основании чего ведущий занятия выставляет каждому студенту баллы за работу.

Данное задание направлено на формирование у обучающихся таких важных качеств журналиста, как: умение придумать вопросы по обозначенной теме разговора; оперативно реагировать на произнесенные собеседником фразы; корректно формулировать вопросы и ответы на них; чувствовать себя уверенно даже при ответах на неудобные вопросы. Конечно, в условиях малого количества времени мы не имеем возможности вовлечь ребят в различные ситуации и затем детально проанализировать практику, но дать первые рекомендации, советы, как лучше вести себя при тех или иных условиях мы обязаны. Ведь студенты на втором курсе только делают первые шаги в освоении репортерского мастерства, присматриваясь к будущей профессии. И методические рекомендации со стороны более опытного коллеги очень важны для них.

Третий пример практического задания выбран нами из блока, предусматривающего освоение репортажа. Вот его условие.

Учащиеся разделяются на несколько групп. Каждая из них получает задание придумать как можно больше синонимов к какому-нибудь слову. Затем член каждой команды зачитывает полученные варианты. Преподаватель следит, чтобы студенты не отступали от значения заданного слова.

Разновидностью этого задания может стать описание студентами определенного явления или характера человека. Например, преподаватель произносит словосочетание: «Он рассвирепел». Учащимся необходимо дать письменное описание состояния человека, находящегося в таком настроении. Если задается слово «жара», то нужно описать эти погодные условия. Побеждает та команда, которая лучше других справится с заданиями: придумает больше синонимов, нагляднее опишет состояние человека или явления природы. Помимо этого, преподавателю можно давать задания на максимальное сокращение длинного предложения, в котором содержатся характеристики какого-то состояния человека или явления природы. Скажем, фразу «Он тяжело дышал, постоянно вытирая пот со лба, всем своим видом показывая, что неплохо было бы прямо здесь раздеться и плюхнуться в воду» придется сократить до сочетания «он изнемогал от жары» или «ему жарко» и т.п.

В настоящей работе мы рассказали только о трех заданиях, которые мы обычно предлагаем учащимся в рамках дисциплины «Новостная журналистика». На сегодняшний день в нашем «банке» есть около тридцати различных деловых игр, которые можно рекомендовать студентам. Практика показывает, что за семестр можно успеть выполнять не более 10-12 заданий. Каждое из них моделирует ту или иную ситуацию, с которой придется столкнуться журналисту в дальнейшей практической деятельности.

Таким образом, по нашему мнению, задача преподавателя дисциплины «Новостная журналистика» – не столько дать студентам теоретические сведения о каждом из информационных жанров журналистики, сколько предоставить ребятам возможность попробовать свои силы в практической работе. Вовлекая учащихся в деловую игру, мы, во-первых, тем самым, стараемся заинтересовать каждого начинающего журналиста. В зависимости от проявленной активности при выполнении задания, студент может получить от одного до трех баллов. Соответственно, те, кто качественно выполнял все практические задания, имеют возможность набрать 50 баллов и иметь хорошие шансы на получение отличной экзаменационной оценки.

Во-вторых, мы не только даем им понять, насколько сложна работа репортера, но и стремимся, чтобы они постепенно осваивали такие необходимые корреспонденту навыки, как коммуникабельность, самостоятельное формирование своего информационного поля, умение работать с различными источниками информации, а также владение разными способами ее сбора.





 

Казанский государственный университет