Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Проект обучения студентов-журналистов дисциплине «Медийная критика» посредством сети Интернет: плюсы и минусы

Цит. по: Баканов Р.П. Проект обучения студентов-журналистов дисциплине «Медийная критика» посредством сети Интернет: плюсы и минусы // Теория и методика современного журналистского образования: Материалы VI межвузовской научно-методической конференции-семинара «Методическая культура преподавателя вуза в компетентностном измерении: модели журналистского образования». Казань, 29 апреля 2010 г. Выпуск 2 / Под науч. ред. проф. Дорощук Е.С. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. – С. 112 – 120.

Баканов Роман Петрович,
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Казанского (Приволжского) Федерального университета

Аннотация. В данной статье речь идет об образовательном Интернет-проекте «Медийная критика», предназначенном для студентов отделения журналистики в Казани и Набережных Челнах. Мы сделали акцент в обучении на развитие у студентов навыков самостоятельного критического анализа медиатекстов. В статье мы описываем программу обучения, говорим о различных формах коммуникации студента и преподавателя (сетевой семинар, конференция, форум, электронная почта, чат). Предлагаемая нами форма обучения студентов подразумевает максимальное вовлечение участников образовательного проекта в предмет. Проект имеет несколько плюсов и минусов, одним из которых является значительное увеличение учебной нагрузки на студента и преподавателя, потому что работать придется не от занятия к занятию, как обычно, а каждый день. Готовы ли они к этому?

Ключевые слова: интернет-проект, медиатекст, образовательный проект, медиакритика, сектевые семинары.

В данной работе мы хотим предложить к обсуждению разработанный нами проект обучения дисциплине «Медийная критика в системе современной журналистики России», которую мы ведем у студентов старших курсов отделения журналистики К(П)ФУ и Филиала К(П)ФУ в г. Набережные Челны, используя новые информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Речь идет пока только об одной из ее составных частей, в которой нами ставится задача обучения студентов навыкам самостоятельного анализа медийных текстов. Так как на изучение предмета учебным планом отведено 36 часов на седьмом (Казань) и девятом (Набережные Челны) семестрах, на наш взгляд, целесообразнее обучение при помощи Интернета именно во второй части дисциплины – времени, когда студентами прослушаны теоретические вопросы и на их основе можно попробовать свои силы в практике медиакритики (в частности, телекритики).

В последние годы приходится слышать, что систему высшего образования в России надо менять. С высоких трибун звучат слова о необходимости перехода на балльно-рейтинговую систему, индивидуальных траекториях обучения, модификации ранее разработанных учебных программ. Термин «дистанционное образование», похоже, уже вошел в моду. Однако много ли найдется по-настоящему эффективных методик преподавания дисциплин, основывающихся но новых информационных платформах? Ведь подготовить электронный учебник – дело не только коллективное, но и дорогое. А качество образования одними инвестициями не измеришь.

Понимая, что на создание электронного учебного пособия по нашей дисциплине уйдут годы, а учить студентов надо сейчас, мы решили поделить предмет на две равные части. Первая часть (18 часов) теоретическая, в которой обучающиеся осваивают предмет, объект, функции, задачи, жанры, виды и типы медиакритики, формы подачи материала. Вторая часть (18 часов) практическая, ее цель – научить студентов методике критического анализа медийных произведений.

Вот здесь на помощь может прийти Интернет с его многочисленными дискуссионно-тематическими площадками. Преподавателю вместе со студентами следует выбрать ресурс, который будет наиболее удобен для обучения. Это может быть специально созданный на соответствующих бесплатных сайтах блог или закрытая темавтическая группа в одной из социальных сетей (например, www.vkontakte.ru). Желательно выбирать такой ресурс, инструментарий и функции которого уже знакомы студентам.

Итак, представим наш проект. Мы пока находимся на стадии его теоретического осмысления и не внедряли такую форму обучения в рамках дисциплины «Медийная критика». Наша задача – прежде чем предложить его студентам, необходимо собрать и осмыслить все его положительные и отрицательные стороны.

Обучение характеризуется максимальным погружением студента в тему. Студенты будут заняты практической работой: анализом предложенных преподавателем произведений ведущих отечественных телевизионных критиков, а также созданием собственных текстов.

Почти все время занятий у ребят уйдет на самостоятельную работу. Им придется самостоятельно найти и ознакомиться с научной литературой, а также газетно-журнальными публикациями, рекомендованными преподавателем в качестве источников для обязательного изучения. Проводя анализ предложенных медийных текстов, студент параллельно должен выработать для себя несколько обязательных критериев, которые должны присутствовать в публикации, в которой анализируется творческая деятельность журналиста, редакционного коллектива или определенного средства массовой коммуникации (СМК).

С тьютером-преподавателем курса студенты встречаются только на организационном собрании, приуроченном к началу процесса обучения, и при сдаче зачета (очная форма). В период обучения общение между преподавателем и студентами осуществляется с помощью нескольких видов web-коммуникации:

- конференция, открытая либо на специально созданном бесплатном сервере, либо на личном сайте преподавателя. Необходима для публикации выполненных домашних заданий каждого студента по каждому вопросу с возможностью их дальнейшего комментирования не только преподавателем, но и каждым студентом. Каждому студенту должна быть предоставлена возможность знакомиться и высказывать свои мнения о выполнении домашних заданий своими коллегами;

-форум, предназначенный для оперативной реакции студентов на вопросы от преподавателя, адресованные всем учащимся, а также для нескольких совместных попыток анализа предложенных преподавателем медийных текстов;

- электронная почта (специально созданный электронный ящик), назначение которой – концентрирование корреспонденции от учащихся с выполненными домашними заданиями и консультирование студентов по их просьбе;

- чат, общаясь посредством которого студенты могут обсуждать между собой домашние задания, консультировать друг друга, а также просто переписываться на разные темы.

Преподаватель в течение всего курса обязан:

- обеспечить каждого студента необходимой основной учебной литературой и источниками для анализа;

- организовать и поддерживать (модерировать) все три указанные формы web-коммуникации;

- своевременно готовить для студентов учебные домашние задания, следить за временем их выполнения;

- проверять домашние задания студентов;

- заносить результаты успеваемости на специально созданную электронную доску успеваемости;

- быть всегда на связи, оперативно консультировать каждого студента по их первой просьбе.

После окончания процесса обучения студенты, успешно выполнившие все домашние задания и подготовившие самостоятельный материал-рецензию или отзыв на теле- или радиопередачи (а также публикации в печатной прессе или в Интернете) допускаются к итоговым тестовым заданиям. Зачет проводится в присутствии преподавателя на компьютере. Студент должен ответить на 15 вопросов, касающихся изученного материала и теоретических основ медийной критики, с которыми он был ознакомлен ранее. Компьютерная программа выбирает из банка тестовых заданий 15 вопросов трех типов: 6 заданий открытой формы + 6 заданий закрытой формы +3 задания на установления соответствия. Время на выполнение тестовых заданий – не более 30 минут.

Студенты, успешно сдавшие зачет (то есть ответившие правильно более чем на 90% вопросов), получают сертификат об успешном окончании обучения курса «Анализ медийных текстов» и могут быть допущены к дальнейшему изучению медийной критики как отдельного направления в журналистике.

Программа предлагаемого курса обучения представлена далее. В начале описываем изучаемые темы и домашние задания студентам:

1. Самостоятельная работа по изучению типов критики:

- описательный;

- коммерческо-промоцийный;

- проблемно-постановочный;

- комментирующий;

- рецензирующий;

- «желтый».

Признаки каждого типа. Разбираем примеры из нескольких публикаций ведущих отечественных медийных критиков.

2. Сетевая конференция на тему самостоятельного выявления каждого из типов критики и умение обнаружить их признаки.

3. Обсуждение результатов первой сетевой конференции на форуме. В процессе обсуждения каждый студент обязан оперативно ответить на несколько вопросов по изучаемой теме, которые ему задает преподаватель. В форуме может быть создано несколько тематических направлений.

4. Самостоятельная работа по изучению обязательных критериев, необходимых для конструктивной критики. Изучение соблюдение/нарушение норм профессиональной этики журналиста.

5. Сетевой форум со студентами по обсуждению их второго выполненного домашнего задания. В обсуждении в обязательном порядке принимают участие все студенты.

Параллельно на форуме преподаватель начинает дискуссию, предложив к обсуждению 2-3 актуальных вопроса по изучаемой теме.

6. Сетевой семинар – преподаватель публикует на форуме один текст из газеты или журнала и просит обсудить его на наличие типов критики, соответствия / нарушений норм профессиональной этики. Через четыре дня публикуется следующий текст с тем же заданием.

Одновременно на форуме преподаватель рекомендует посмотреть некоторые телепередачи или прочесть некоторые материалы из печатной или online-прессы с дальнейшим обязательным написанием отзыва или рецензии минимум на два рекомендованных текста с использованием разных типов критики.

7. Сетевой семинар – обсуждение студентами и преподавателем текстов, подготовленных студентами по предыдущему заданию. В процессе обсуждения и анализа преподаватель показывает, из чего состоит текст, в котором содержится аналитический разбор медийного произведения.

После обсуждения преподаватель дает задание каждому студенту:

1). Суммировать в письменном виде: что должно обязательно присутствовать в аналитическом тексте (дать аргументированный ответ не менее чем по шести составляющим);

2). Написать рецензию или отзыв на какую-либо телепередачу (на выбор студента) с использованием рецензирующего или проблемно-постановочного типов критики.

8. Параллельно с обсуждением предыдущих заданий, преподаватель присылает каждому студенту по одному критическому выступлению четырех разных авторов, специализирующихся в федеральных / республиканских газетах на телевизионной критике. Используя примеры и опыт этих авторов, каждый студент должен написать рецензию или обозрение на определенную телепередачу (на выбор студента) или проанализировать очередную телевизионную неделю с точки зрения качества передач основных каналов.

Второе задание: сравнить предложенные преподавателем тексты телевизионных критиков. Сделать письменный сравнительно-сопоставительный анализ специфики творческого почерка каждого из них. Привлечение дополнительного материала желательно.

9. Проведение итоговой дискуссии в форуме. Обсуждение последнего домашнего задания, ответы на актуальные вопросы из журналистской практики, подобранных преподавателем, обсуждение оригинального медийного текста. Все происходит параллельно в разных темах форума. Преподаватель активно участвует в форуме, а также подводит итоги успеваемости каждого студента, информирует его о допуске / не допуске к зачету и сообщает время и место проведения зачета по электронной почте.

10. Проведение зачета (студент лично общается с преподавателем).

Каждой вышеуказанной теме соответствуют следующие формы работы студентов:

1. Самостоятельное изучение предложенных преподавателем текстов и учебной литературы. Изучение учебной литературы по теме занятия.

2. Самостоятельная подготовка студентов к семинару. Семинар продолжается семь дней включительно. В конце недели каждый студент обязан представить свою работу в письменном виде на электронный ресурс преподавателю.

3. Самостоятельная работа студентов, выраженная в ознакомлении с домашними заданиями каждого из своих коллег. Самостоятельная подготовка и оперативные ответы на вопросы от преподавателя.

4. Самостоятельное изучение предложенных преподавателем текстов и учебной литературы. В конце недели каждому студенту присылаются по два оригинальных текста из СМК (для каждого студента тексты разные), в которых требуется найти критерии нарушения или соответствия нормам этики журналиста. Выполненную домашнюю работу необходимо в положенный срок (не позже трех дней после получения задания) выслать на электронную почту преподавателю.

5. Продолжительность конференции до четырех дней включительно. Студенты обсуждают работу своих коллег, не нарушая правила профессиональной (журналистской) этики.

Продолжительность дискуссии на форуме – до пяти дней включительно. Студенты отвечают на вопросы, обязательно приводят примеры из практики.

6. Обсуждение каждого опубликованного на форуме материала может занять до пяти дней включительно.

Написание отзыва или рецензии не должно затягиваться студентами: работы должны быть представлены преподавателю и опубликованы в форуме не позже чем через два дня после выхода телепередачи в эфир или после двух дней после рекомендации преподавателя (касается печатных публикаций).

7. Обсуждение подготовленных студентами текстов может занять до пяти дней включительно. При этом необходимо сразу определить крайнее время публикации материалов студентов на форуме, после которого объявить об официальном начале обсуждения. Это – прерогатива преподавателя.

Выполнение домашнего задания по суммированию обязательных элементов аналитических текстов не должно превышать трех дней после отправления задания преподавателем.

Рецензии или отзывы должны быть направлены преподавателю не позже чем через два дня после выхода передачи в свет. Это нужно для тренировки оперативности. Обсуждение каждого текста начинается сразу после публикации ее в форуме. Преподаватель обязан опубликовать текст максимально быстро. Продолжительность обсуждения – семь дней включительно.

8. Выполнение задания по написанию рецензии (обозрения) – не более чем двое суток после выхода передачи в эфир или окончания очередной телевизионной недели. Материалы пересылаются преподавателю на электронную почту, но не публикуются в форуме. С этим материалов студент придет на зачет в очной форме. Студенту предлагается сверхзадача – предложить свой текст для публикации в каком-либо СМИ.

Все эти тексты должны быть опубликованы и обсуждены в форме только после проведения зачета по данному курсу.

Домашнее задание – сравнительная характеристика телевизионных критиков – должно быть представлено преподавателю не позднее, чем через четыре дня после отправления задания студентам. Конечное время публикации в форуме и начала итоговой дискуссии определяется преподавателем.

9. Проведение итоговой дискуссии – до восьми дней включительно. Студенты получают по электронной почте от преподавателя банк тестовых заданий и приступают к подготовке к зачету.

10. Проведение зачета.

А теперь поговорим о плюсах и минусах представленного проекта, которые могут возникнуть при его практической реализации. Сначала обозначим положительные качества.

Во-первых, возможность максимального «погружения» студентов в предмет. Возможность совершенствования практических навыков анализа медиатекстов ежедневно.

Во-вторых, каждый студент должен рассчитывать только на себя, так как на ресурсе учащийся обязательно регистрируется и выступает под своим настоящим именем. Отговорки типа «я не был на занятии» или «не видел задания» не пройдут. В специальном разделе перед началом online-обучения преподаватель должен опубликовать его методику, регламент курса, баллы, которые каждый студент может получить за анализ текста, комментарий реплики коллеги, рецензирования его материала. Помимо этого, ведущему курса следует указать расписание работы группы: по каким дням недели будет публиковаться очередное задание, сколько времени отводится на его выполнение, возможны ли сетевой семинар или дискуссия. Преподаватель должен постоянно следить за выполнением графика работы каждым студентом. Чтобы он соблюдался, стоит по возможности создать сервис, который своевременно будет сообщать каждому из учащихся по смс или электронной почте о публикации нового задания и окончании работы над ним. Думается, это поможет дисциплинировать слушателей курса.

В-третьих, выполняя задания в Сети, у студента есть возможность быстрого поиска необходимых для учебы документов или первоисточников. В идеале подготовка такой базы данных должна стать заботой для преподавателя. Она должна быть размещена на самом видном месте ресурса – так, чтобы любой студент без труда смог найти ее, кликнуть «мышкой» на папку и выбрать необходимый сейчас медиатекст. Интеллектуальную базу сайта может наполнять как ведущий курса, так и студенты, предварительно посоветовавшись о возможности публикации того или иного текста с преподавателем. Он находится в статусе модератора проекта.

В-четвертых, дистанционная форма обучения студентов не требует многочисленных личных встреч учителя с учеником. По всем вопросам последний имеет право всегда обращаться к преподавателю посредством отправки ему письма на электронную почту или по ISQ. Кроме того, в специально созданных группах для выполнений заданий ведущий курса видит студенческую активность, оценивает их работу и делает промежуточные выводы о приобретаемых студентами знаниях. Эти выводы могут помочь ему в выборе дальнейших заданий, направленных на лучшее усвоения материала. Во избежание тематической путаницы все студенты должны выполнять общие, а не индивидуальные задания и получать оценку за них точно в установленные сроки. Отступать от них даже на один час нежелательно.

В-пятых, каждому обучающемуся видна работа своего коллеги: что он комментирует, насколько оперативно выполняет задания, насколько продвинулся в обучении технике оппонирования и так далее. Здесь действует принцип публичности, умения быстро работать и отслеживать действия сокурсников. Кроме того, преподаватель поддерживает неформальное сетевое общение студентов и сам может принимать в нем участие.

Помимо положительных моментов, при реализации нашего проекта мы неизбежно ощутим следующие отрицательные стороны online-обучения.

Во-первых, традиционная студенческая несобранность. Она может стать причиной задержки выполнения заданий, а то и полного временного игнорирования образовательного проекта. Кроме того, если человек заболеет, он также рискует пропустить какую-то часть информации и, следовательно, отстать от сокурсников. Этим учащимся придется самостоятельно догонять коллег, работать более интерсивно, чем прежде.

Во-вторых, многие ли студенты (да и преподаватель) готовы к существенному увеличению учебной нагрузки? Ведь вместо 36 обычных учебных часов им придется провести во Всемирной сети раза в три-четыре больше. Здесь возникают две проблемы: а). Как правильно распределить свои силы и время, чтобы их хватило на весь семестр обучения медийной критике? б). Как сделать так, чтобы от частой работы в рамках электронного проекта у студента не накапливалась психолгическая усталость? Видимо, отвечать на них необходимо совместно с психологом.

В-третьих, студенты могут сказать: «у нас не было времени и / или доступа к Интернету». Можно ли проверить, насколько истинны эти слова? Да, в настоящий момент факультет ЖС К(П)ФУ не имеет возможности обеспечить ежедневный доступ в «паутину» всем студентам, не справятся с этой задачей и два университетских Интернет-класса. Далеко не все студенты журфака имеют домашние компьютеры, подключенные к Глобальной сети. Поэтому, на наш взгляд, данная техническая проблема сейчас является главной в вопросе о возможности реализации представляемого образовательного проекта.

Как вариант возможна оргинизация сетевых семинаров в виде дополнения к традиционной – аудиторной – форме проведения занятий.

Итак, предложенный на обсуждение образовательный проект можно рассматривать в качестве перспективы при дальнейшем усовершенствовании учебной дисциплины «Медийная критика в системе современной журналистики России». Его реализация требует максимальной собранности и отдачи как от студентов, так и от преподавателя, учебная нагрузка которого увеличится в разы. По сути, пока это проект для энтузиастов, желающих освоить ремесло медийного критика. Ресурс отнимет много времени у других форм деятельности, потребует от студента и преподавателя максимальной отдачи и «погружения» в тему. Каждому учащемуся придется сделать выбор между душной аудиторией и традиционной фиксированной по времени лекцией или постоянного обучения посредством Интернет-сервисов.





 

Казанский государственный университет