Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Методика преподавания дисциплины «Актуальные проблемы современной науки и журналистика»

Цит. по: Баканов Р.П. Методика преподавания дисциплины «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» // Теория и методика современного журналистского образования: Материалы VI межвузовской научно-методической конференции-семинара «Методическая культура преподавателя вуза в компетентностном измерении: модели журналистского образования». Казань, 29 апреля 2010 г. Выпуск 2 / Под науч. ред. проф. Дорощук Е.С. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. – С. 51 – 58.

Р.П. Баканов, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Казанского (Приволжского) Федерального университета

Аннотация: Автор данной статьи представляет свой вариант методики преподавания дисциплины «Актуальные проблемы современной науки и журналистика», которую преподает уже шесть лет. Настоящий курс сложен для восприятия студентами-журналистами, поскольку предусматривает изучение вопросов из таких дисциплин, как физика, биология, естествознание, философия, экология. Чтобы сделать дисципину интересной для освоения, мы применяем различные формы обучения: лекции, семинарские и практические занятия, а также настраиваем студентов на самостоятельную внеаудиторную работу В течение семестра каждый студент обязан написать две контрольные работы. Наша задача – облегчить учащимся усвоение предмета и заинтересовать ребят.

Ключевые слова: наука, популяризация науки, научная журналистика, ученый, лекция, семинар, проблемы современной науки.

Дисциплина «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» прежде всего является теоретическим, входящим в программу Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по направлению «Журналистика» для студентов выпускного курса. Поэтому преподаватель обязан четко следовать указаниям этого документа, проявляя минимум инициативы в тематическом разнообразии.

Мы позиционируем настоящий предмет как теоретический. Значительное время, отведенное на его изучение (пятый курс, девятый семестр, 36 часов на очном и пятый-шестой курсы, 12 часов на заочном отделениях Казанского университета), отводится на лекционное изложение содержания дисциплины. Предполагается, что к пятому курсу студенты обладают достаточными теоретическими знаниями об истории отечественной и зарубежной журналистики, мастерстве отдельный публицистов, знают и могут применить на практике требования всех трех жанровых групп… Словом их багаж знаний должен быть таким, чтобы каждый учащийся мог себе представить журналистику не только как сферу деятельности, но и как систему различных направлений и взглядов. Будущий дипломированный специалист должен представлять журналистику как процесс, в котором взаимосвязаны все его части. С одной из них – научной журналистикой – ребятам предлагается познакомиться в рамках данного курса. Они получат полное представление об этом направлении в мировой и российской журналистике.

Свою задачу мы видим в том, чтобы показать становление, развитие и современное состояние научной журналистики на материале российских и зарубежных СМИ. Хронологический период изучения источниковой базы охватывает более трех столетий: от выхода первой печатной газеты «Ведомости» (1703 год) до наших дней. Что касается материала об истории науки, системе научного знания, наиболее значительных открытиях ученых, то границы информации простираются от прошлой эры. Фактических сведений, необходимых для изучения настоящей дисциплины, достаточно.

Для лучшего усвоения студентами учебного материала мы предлагаем следующие формы проведения занятий.

1. Лекции. Этот блок предусматривает информирование студентов об основных теоретических идеях и концепциях распространения научного знания в мире, отличит научного знания от ненаучного, истории популяризации науки в России и о многом другом. Эта форма обучения, на наш взгляд, также хороша для ознакомления пятикурсников с выдающимися и наиболее значимыми открытиями в науке, ее направлениями (в том числе и современными) и специализациями. В процессе обучения студентам придется запоминать много дат, связанных с научными открытиями, рождением и кончиной известных ученых и другими событиями, связанными с историей и современной практикой распространения научного знания.

Осознавая, что учеба на пятом курсе у студентов проходит «под эгидой» подготовки к будущему государственному экзамену, одной из своих задач мы видим в том, чтобы вписать предмет своего изучения в исторический процесс развития общества. Например, если речь идет о том или ином открытии в науке, то внимание студентов должно быть обращено не только на сам факт открытия, но и на контекст времени: учащимся необходимо разъяснить его актуальность, представить тот исторический период, во время которого оно было совершено. Опыт проведения занятий свидетельствует, что много времени уходит именно на сведения, сопутствующие тому или иному факту (явлению). Метод историзма (оценка события с точки зрения того временного периода, в котором оно произошло) обязательно должен применяться в таких тематических блоках настоящей дисциплины, как:

а). «Наука и журналистика. Научное знание в системе знаний»;

б). «Периоды развития научного знания. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира»;

в). «История популяризации научного знания в России и его современная практика».

Что касается третьего из указанных выше тематического блока, то он самым тесным образом связан с историей отечественной журналистики. Объясняя материал, преподаватель должен всегда вписывать в контекст времени популяризацию научного знания. Этого явления не было бы без развития журналистики в нашей стране.

Как нам представляется, лекционная форма занятий должна занимать чуть более половины всего времени, отведенного на изучение настоящей дисциплины (но не превышать 22 часов). За этот период – 11 занятий – возможно уместить максимум теоретических сведений. В аудитории необходимо давать только основные данные, дополнительную информацию учащиеся могут узнать самостоятельно из указанной преподавателем литературы. Материала много, и поэтому на внеаудиторную работу студент может потратить достаточное количество времени.

Лекция как форма проведения занятий имеет свои плюсы и минусы. Вначале остановимся на положительных сторонах. Собственно, она всего одна: возможность за сравнительно краткое время представить студентам максимум теоретического материала. Как требуют Госстандарт и учебный план, настоящая дисциплина читается студентам всех специализаций отделений русский и татарской журналистики КГУ[1]. В среднем, это около пятидесяти человек ежегодно. Конечно, наивно рассчитывать, что студенты выпускного курса из-за практики и штатной работы будут в полном составе регулярно посещать занятия, однако, даже присутствие в аудитории около тридцати человек при изложении сведений традиционным способом вряд ли одинаково заинтересует всех студентов и побудит их к изучению предмета.

Из отрицательных сторон лекции как формы проведения занятий можно отметить невозможность контроля преподавателем заинтересованности и включенности в работу каждого студента во время занятия. Ситуацию усугубляет теоретический материал, большая часть которого не связана с современностью и заставляет учащихся обратить внимание на прошлое. К сожалению, редко кому из них сейчас интересна история… Поэтому преподаватель должен находить время и проводить текущий контроль знаний, приобретенных студентами за опеделенный период прослушивания лекций.

2. Текущий контроль знаний студентов. На наш взгляд, его целесообразно проводить дважды после окончания изучения больших теоретических информационных блоков. Скажем, в начале ноября можно организовать первый контрольный срез знаний по таким направлениям, как «Роль научных открытий в развитии общества», «Основные направления, концепции и характерные черты современной науки. Этапы ее развития. Зачатки науки в Древнем мире, античная наука. Своеобразие научного знания в средние века», «Научное знание в системе знаний. Система наук. Специфика научного познания». Нет смысла отводить много времени на выполнение данного среза. Преподаватель дает студентам несколько вариантов с вопросами, на который они должны письменно ответить в течение двадцати заключительных минут очередного занятия. На следующей встрече со студентами все вопросы и ответы анализируются и оглашаются правильные ответы.

Второй контрольный срез знаний мы предлагаем проводить за две-три недели до зачета. На этот раз учащиеся должны ответить на большее количество вопросов по всему пройденному материалу. Соответственно, и время на подготовку должно увеличиться с 20 минут до 40. Результаты, полученные студентом за каждую контрольную точку, будут учитываться и являются одним из слагаемых его допуска к зачету. Оценивать ответы мы предлагаем по простой формуле: один правильный ответ на вопрос равен одному баллу. Если ответ неполный, можно его оценить в 0,5 балла.

3. Семинар. Его цель – дать студентам возможность самостоятельно ознакомиться с некоторыми из проблем, связанных с предметом исследования настоящей дисциплины. Всего за время, отведенное на ее изучение, мы планируем проведение трех семинарких занятий, каждое из которых направлено на углубленный анализ учащимися конкретной проблемы становления и дальнейшего распространения научных знаний в мире.

Семинар первый, теоретический. Проводится в аудитории по классической схеме выступлений студентов, которые в течение определенного времени имели возможность изучить конкретный заданный преподавателем вопрос и подготовить на него ответ. Время на выступление – не более десяти минут, на обсуждение доклада – до пяти минут. Как правило, за одно занятие можно успеть выслушать всего 5-7 человек. Поэтому преподаватель должен как можно конкретнее обозначить вопросы для рассмотрения. На наш взгляд, целесообразным является постановка пяти широких тем для рассмотрения, каждую из которых студенты имеют право сузить, конкретизировать, по своему желанию и интересу выбрать для изучения отдельные ее аспекты. Выступление каждого студента должно учитываться на итоговой отчетности по дисциплине.

Семинар второй, практический. Направлен на аудиторное изучение учащимися такого направления деятельности СМИ, как научная журналистика. На наш взгляд, ознакомление с практикой необходимо именно на примерах освещения отдельных научных фактов или проблем. Скажем, каждая первая неделя октября в мире неофициально считается «нобелевской»: в это время в Стокгольме оглашают имена обладателей очередной Нобелевской премии по пяти видам наук: физиологии и медицине, физике, химии, литературе и биологии. Чуть позже становится известна фамилия лауреата Нобелевской премии мира. Несмотря на то, что вручение очередных премий проходит в декабре, пресса старается оперативно освещать решение комиссии по присуждению самой престижной премии в области науки. Например, в российских СМИ рассказывается об открытиях, сделанных новоиспеченными лауреатами, актуальности их работы и так далее.

Данное семинарское занятие проходит по следующей схеме. Преподаватель раздает студентам подборку свежих публикаций из федеральных печатных СМИ разного формата. Каждый материал посвящен, например, решению комиссии по присуждению Нобелевской премии по определенной научной области [2]. Рекомендуется ознакомить учащихся как минимум с пятью материалами, в которых с тех или иных позиций представлены взгляды одну проблему. В качестве источников необходимо рассматривать и качественные, и массовые, и даже «желтые» издания. У каждого из указанных типов СМИ свой взгляд на освещаемую тему, они очень редко повторяются в предмете отображения факта или явления.

Получив подборку текстов, студенты читают первый материал. Описываемая форма проведения занятия рассчитана на групповую работу, в рамках которой все студенты заняты одним делом. После ознакомления с публикациями начинается их обсуждение. Преподаватель задает вопросы и активно участвует в дискуссии. Учащиеся должны попытаться проанализировать предложенные материалы, определить, что в них лишнее, а чего не хватает, оценить уровень экспертов, на мнения которых ссылаются журналисты, качество аргументов за или против той или иной точки зрения. Словом, студентам необходимо продемонстрировать свои редакторские возможности в новом для себя направлении – научной журналистике. При этом важно, чтобы учащиеся, во-первых, высказывали свои мнения по поводу практики освещения темы, учились корректно формулировать плюсы и минусы, допущенные корреспондентами в работе. Во-вторых, желательно, чтобы по предмету разговора высказалось как можно больше студентов.

Задача преподавателя, ведущего творческий семинар, – представить студентам разные опубликованные в СМИ взгляды на определенные научные события, факты или явления. Необходимо обратить внимание, каким образом освещается проблема или факт в зависимости от вида СМИ: качественного, массового или «желтого», на какие стороны или детали обращают внимание авторы материалов. Мы считаем целесообразным провести в семестр не менее двух занятий, на которых студенты бы соприкасались с публикациями о проблемах современной науки. Вряд ли кто из них в повседневной жизни ради интереса будет следить за темой науки в СМИ (конечно, если это не станет частью профессии человека).

К сожалению, расписание по настоящей дисциплине не предусматривает раздельных занятий студентов отделений русской и татарской журналистики. Поэтому у тех, для кого родным языком является татарский, возможно, будут испытывать некоторые трудности с пониманием медийных текстов. Как показывает наш опыт ведуния дисциплины, так бывает крайне редко. Однако преподаватель обязан учитывать эту проблему и своевременно разъяснять учащимся суть написанного или сказанного. Помимо общего задания, студенты отделения татарской журналистики могут проанализировать, как освещаются научные темы в татароязычной или местной прессе. Ограничиваться печатью не стоит, если есть примеры в электронных и online-СМИ, следует анализировать и их, сопоставлять с федеральной практикой.

Второй формой практического семинара может стать работа студентов в группах. Учащиеся разделяются на несколько групп по четыре человека в каждой и выполняют задания преподавателя. В этом случае на столах перед каждой группой могут быть как одинаковые, так и разные газетно-журнальные публикации. В случае, если учащиеся изучают идентичные работы, каждая группа по очереди отвечает на вопросы преподавателя, а также высказывает свои соображения по поводу освещения той или иной проблемы в СМИ. После того, как группы ответят на вопросы ведущего, они имеют возможность спросить друг у друга, почему они считают так, а не иначе. Допускается и конструктивная критика мнений, озвученных представителями других четверок. Главное, чтобы ребята стремились к улучшению понимания сути проблемы, а не иронизировали над коллегами.

Семинар третий, исследовательский. Направлен на ознакомление и изучение студентами специфики творческого почерка одного или двух журналистов, специализирующихся на освещении в прессе проблем науки. В этот ряд входит исследование творчества ученого, который постоянно публикуется в массовых изданиях. Каждый студент должен выбрать одну персоналию, изучить его биографию, найти и внимательно прочитать как минимум семь – десять материалов и проанализировать своеобразие его стиля. Список фамилий научных журналистов оглашается преподавателем заранее, за три занятия до семинара, чтобы студенты могли выбрать автора, творчество которого им интересно, и не спеша подготовить выступление.

Данное семинарское занятие состоит из докладов учащихся перед преподавателем и своими коллегами. Для того чтобы выслушать как можно больше студентов, им рекомендуется делать выступление не более семи минут (плюс ответы на вопросы). К сожалению, график встреч со студентами в рамках настоящей дисциплины не позволяет посвятить теме «ученый и журналист в печатных и электронных СМИ» даже два занятия, поэтому те, кто не успеет выступить, должны в тот же день сдать преподавателю свое исследование в письменном виде. Преподаватель оценивает работу учащихся с точки зрения умения работы с источниками, умения обобщать полученные данные, самостоятельности и оригинальности выводов. Результаты проведенных мини-исследований учитываются в рамках семестровой работы студента по дисциплине и являются важным слагаемым для допуска к зачету. Студент должен в положенный срок сдать работу вне зависимости от того, был он на семинаре или нет.

4. Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся. Предусматривает подготовку портфолио (подборку материалов) по освещению в прессе определенной научной проблемы. Тему своего досье студент должен выбрать самостоятельно или посоветовавшись с преподавателем. Важно, чтобы внимание автора портфолио не ограничивалось одним или двумя СМИ, а простиралось на все его виды и разные типы. В декабре все материалы должны быть сданы на проверку и оценку.

Теперь стоит сказать и о проблемах, которые сопутствуют проведению занятий по настоящей дисциплине.

Первой трудностью как для преподавателя, так и для студента является обилие сложного теоретического материала. Он главным образом состоит из сведений, полученных из области естественных наук, а также немного из гуманитарных. Порой данные сложны для восприятия на слух, и на первый взгляд может показаться, что они не имеют ничего общего с журналистикой. Мы свою задачу видим в том, чтобы постоянно разъяснять студентам, что разговор об актуальных проблемах, характерных для современной науки, невозможен без представления ее «контекста», целостности, всех направлений: естественного, технического и гуманитарного. Для лучшего усвоения предмета необходимо рассмотреть проблемы, характерные для современной биологии, медицины, физики, химии, астрономии, экологии, математики и других наук. На первый взгляд представляется, что озвученные на лекциях сведения никогда не пригодятся студентам в жизни. Однако их изучение не только способствует расширению кругозора учащихся, но и формирует их мировоззрение, умение глубоко и широко мыслить.

Вторая проблема связана с острой нехваткой учебной литературы по дисциплине. В настоящее время мы не можем классифицировать ее по общим образовательным критериям: базовый учебник, основная и дополнительная литература. Базового учебника, в котором бы содержались материалы к дисциплине, пока нет. Существуют два учебных пособия, информация из которых может пригодиться студентам при изучении блока «История популяризации науки в России». Это книги Э.А. Лазаревич «Популяризации науки в России» (1981 г.) и «Искусство популяризации науки» (1978 г.). Со времени выхода указанной литературы прошло почти тридцать лет! Содержащиеся там сведения и сейчас являются полезными для студентов, если вовремя обратить их внимание, что при чтении поправку делать на время. То есть, закрыть глаза на многочисленные ссылки на руководящую роль Комунистической партии СССР. Фактура, изложенная Лазаревич, не устаревает. Насколько нам известно, книги указанного автора не были переизданы. В 1990-2000 гг. по настоящей дисциплине ничего не появилось.

Нет даже хрестоматии (хотя бы электронной) наиболее важных публикаций в периодической печати ученых-популяризаторов науки: от М.В. Ломоносова до современных авторов. Студентам приходится искать информацию в разных источниках, тратить на это время, которое можно было бы потратить на изучение конкретного текста. Работа по составлению хрестоматии – дело ближайшего будущего.

Не все в порядке и с дополнительной литературой. В ее перечне преобладают труды ученых-естественников. Студентам придется ознакомиться с ними, поскольку предмет изучения нашей дисциплины широк. Словом, проблем в изучении и преподавании дисциплины хватает.

Итак, в преподавании дисциплины «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» мы прежде всего ориентируемся на Госстандарт. Понимая, что значительный по объему теоретический материал сложен для восприятия студентов, мы, кроме лекционных, применяем другие формы организации и мотивации студента: контрольную проверку знаний, семинары и самостоятельную внеаудиторную работу. Наша задача – облегчить учащимся усвоение предмета и заинтересовать ребят.

ПРИМЕЧАНИЯ


1. В дальнейшем, при переходе образования на систему кредитно-зачетных единиц, согласно ГОСТу третьего поколения, дисциплина «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» будет включена в программу подготовки магистров журналистики. Соответственно, в два раза увеличится количество отведенных на ее изучение часов (с 36 до 72), но количество слушателей уменьшится. Но произойдет это не раньше 2015-16 учебного года, так как набор студентов в бакалавриат по журналистике, возможно, начнется в КГУ только в 2011 году.

2. Предмет исследования может быть разным: от интервью с ученым до аналитического материала о проблемах современной науки в России и мире. Студенты должны самостоятельно изучить так называемую длину «информацционной волны» по конкретной проблеме, связанной с научной деятельностью.




 

Казанский государственный университет