Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Вузовские издания в Интернете. Проблема качества публикуемой информации

Цит. по: Баканов Р.П. Вузовские издания в Интернете. Проблема качества публикуемой информации // Мультимедийная журналистика Евразии-2009: информационные войны, партизанский маркетинг, кризисные коммуникации Востока и Запада. Материалы Третьей международной научно-практической конференции. Казань, 3-4 декабря 2009 г. / Науч. редактор Е.С. Дорощук. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009. – С. 24 – 30.


Р.П. Баканов, Казанский государственный университет, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики

Аннотация: В данном материале мы размышляем о специфике освоения Интернет-пространства редакциями вузовских изданий Приволжского Федерального округа. Новые информационные технологии заставляют корреспондентов газет кардинальным образом пересмотреть прежние подходы к своей работе. С публикацией издания в Интернете оно приобретает статус международного, поскольку каждый владеющий Интернетом человек может прочесть его. Однако в настоящее время корреспонденты редакций рассматривают Интернет как площадку, где можно продублировать в полном объеме печатное издание. К сожалению, слабо осваиваются и новые формы коммуникации журналиста и аудитории.

In the article we reflect on specificity of development of Internet space editions of high school editions of Privolzhsky Federal district. A new information technologies force correspondents of newspapers to reconsider radically former approaches to them work. If we establish an article on the Internet space, she will get the status international, because each person, whom owning the Internet, can read it. However correspondents of mass media consider the Internet as a platform where they can make e-copy of the printing media now. Unfortunately, also new forms of communications of the journalist and an audience poorly accustom at present.

Массовое появление электронных «представительств» изданий различного уровня в Интернете – не дань моде, а борьба за читателя. XXI век перед редакционными коллективами прежде всего печатных изданий остро поставил вопросы поиска новых форм для выживания и сохранения аудитории на динамично развивающемся российском рынке средств массовой информации. Несмотря на то, что, по различным данным, всего около сорока процентов жителей нашей страны пользуется Всемирной сетью, журналисты обязаны охватить своим вниманием и эту часть населения.

В данной работе мы попытаемся осветить некоторые проблемы, с которыми сталкиваются коллективы редакции корпоративных (в частности, вузовских) изданий при освоении Интернет-пространства. Объект нашего исследования – официальные печатные издания высших учебных заведений Приволжского Федерального округа, их электронные версии и сайты. Предмет исследования – специфика представления и трансформация информации редакциями данных газет и журналов при перенесении сведений из печатного варианта в сетевой.

К сожалению, нет официальной статистики, сколько студенческих и вузовских изданий выходит в Республике Татарстан. С этим вопросом мы обращались в пресс-центр республиканского Министерства по делам молодежи, спорту и туризму, а также в Лигу студентов РТ, но точного ответа не получили. Нам сообщили только приблизительную цифру: около двадцати газет или журналов, то есть минимум по одной в каждом крупном вузе столицы Татарстана. Знаю, что только в КГУ половина факультетов имеет свои время от времени издающиеся малотиражные проекты. Кроме того, в нашем городе успешно работают другие крупные вузы и филиалы столичных учебных заведений, во многих из которых существуют свои периодические издания, может быть, даже несколько. Сколько таких газет выходит в республике? Думается, что вышеуказанную цифру можно смело умножить на три. На сегодняшний день ни в Казани, ни в Татарстане нет организации, которая бы координировала хотя бы деятельность корпоративных вузовских изданий, обращая внимание и на студенческое творчество. В нашей республике есть организации, курирующие работу журналистов: это Союз журналистов РТ и Агентство РТ по массовой коммуникации «Татмедиа», но там проблемами данного сектора журналистики пока никто не занимается.

У скольких вузовских изданий Татарстана есть свои «представительства» в Интернете – вопрос более легкий. Если посмотреть в статистике Яндекса в разделе «Средства массовой информации», то там представлены ссылки всего лишь на четыре (!) сайта казанских вузовских газет. Это издания «Казанский университет», «Гуманитарно-педагогический университет», «Вестник КАИ» и «Планета ТИСБИ». Взглянем на ситуацию по Приволжскому округу: не считая названных изданий, в Глобальной сети есть сайты газет почти всех учебных заведений областных центров (не считая Мордовского, Марийского, Кировского и Башкирского). Таким образом, на сегодняшний день в Интернете можно найти ссылки всего на 11 корпоративных СМИ вузов, расположенных в Приволжском Федеральном округе. По сравнению с общим количеством открытых на территории округа университетов и институтов, можно сказать, что эта цифра явно невысока. Видимо, редакционные коллективы других изданий в силу определенных причин пока решили воздержаться от осваивания web-пространства.

С какой целью вузовская пресса выходит в мировое информационное поле? Во-первых, для того чтобы рассказать широкой общественности о новостях своего вуза. Учебные заведения России сегодня заключают соглашения о партнерстве с зарубежными университетами, увеличиваются академическая и студенческая мобильность, совместные грантовые исследования с зарубежными коллегами. В связи с этим, появилась необходимость вывести информационный поток, который еще несколько лет назад был доступен только студентам и сотрудникам конкретного вуза, на новый с точки зрения масштаба уровень. Таким образом, освоенная Интернет-платформа сразу повышает статус издания как минимум до федерального распространения.

Во-вторых, чтобы не упустить ту категорию потенциальных читателей, которая, отказавшись от получения новостей из традиционных источников, ушла во Всемирную сеть. Как видно из статистики Яндекса, электронные версии имеют издания тех учебных заведений, в которых получает профессию или работает большое число студентов, преподавателей и другого персонала. Как правило, это главные вузы своих республик и областей. К сожалению, тиражи корпоративных изданий не позволяют в полной мере охватить всех сотрудников организации (насколько нам известно, 1,5-тысячный тираж каждого номера газеты «Казанский университет» является самым большим среди всех вузовских газет Татарстана, у многих редакций этот показатель не превышает нескольких сотен экземпляров). Вузовская пресса распространяется бесплатно и часто разбирается аудиторией за один-два дня. Как правило, если это официальное издание, отражающее точку зрения руководства вуза по тому или иному вопросу и выпускающееся за бюджетные деньги, то студенты по разным причинам редко его читают. Кто-то считает ложью все, о чем там говорится, до кого-то газета просто не доходит. Поэтому, публикуя содержание очередного номера газеты в Интернете, коллектив редакции вузовского издания надеется, прежде всего, на внимание со стороны студенческой аудитории, которой более удобно получать новости из Всемирной сети.

В-третьих, редакции вузовских изданий вынуждены осваивать цифровую электронную платформу для повышения оперативности распространяемых сведений. Благодаря развитию информационно-коммуникативных технологий, сегодня информация за несколько минут может стать известной миллиардам жителей Земли. Корпоративная (и вузовская в частности) пресса до недавнего времени оставалась вне широкого информационного поля, «варилась в собственном соку», не имея даже профессионального общения с коллегами. Теперь требования меняются и по отношению к данному сегменту прессы. Интернет дает ей возможность повышения оперативности публикуемой информации. Отметим, что в пассиве вузовских изданий не только низкие тиражи, но и слабая периодичность. Можно ли говорить о свежести распространяемых данных в газете, которая выходит один или два раза в месяц? Вузовских еженедельников в Приволжском Федеральном округе нам встречать не приходилось. В классических университетах и больших вузах официальные события случаются по нескольку раз в день, существует параллельная, так называемая «кулуарная или закулисная» жизнь. Вот и приходится редакторам газет отбирать для освещения только самые значимые события вузовского и факультетского уровней. При этом возможны профессиональные конфликты с источниками информации, не получившей освещения в газете.

Нам представляется, что в настоящее время эта причина должна стать главной в понимании редакторами газет и журналов, а также вузовским руководством, почему корпоративные издания выходят во всемирное информационное пространство.

Между тем, появившаяся возможность быстрого размещения любых актуальных сведений на сайтах вузовских изданий требует от каждого члена редакционного коллектива овладения новыми профессиональными навыками. Термин «универсальный журналист» постепенно становится актуальным и для сотрудников многотиражек. Теперь им стоит пересмотреть собственные подходы к освещению местных событий, задуматься о повышении оперативности своей работы, а также о качестве информационного наполнения издания. Интернет ставит как перед журналистами, так и перед обычными потребителями продукта новые требования по подготовке, компоновке и публикации различных сообщений. Учитывая их, можно увеличить объем аудитории в разы. Но для этого необходимо приложить много усилий.

Коллеги из газет «Гуманитарно-педагогический университет» и «Планета ТИСБИ» (г. Казань), видимо, решили, что Всемирная «паутина» нужна исключительно для дублирования их печатных аналогов и «вывесили» в web-пространстве pdf-версии страниц. Результат: ссылки на газеты открываются не менее чем через три минуты, так как имеют большой объем. Маломощные компьютеры от такой нагрузки могут зависнуть. Если так случится, захочет ли пользователь зайти на сайт снова без крайней необходимости? Вряд ли. Что тон там найдет интересного? Никакой рубрикации, навигации, архива номеров там нет, зато можно увидеть только сверстанные полосы. Естественно, нет и быстрого поиска по автору материала, названию публикации, ключевым словам. На наш взгляд, такая практика бездумного переноса печатных полос в электронное пространство является работой для «галочки», для того чтобы сделать приятно начальству, а не заботой о человеке, которому интересна жизнь вуза.

Коллектив редакции газеты «Казанский университет» идет по иному пути. На сайте официального издания ведущего вуза страны можно найти не только архивы номеров с 1999 года (кстати, все тексты представлены в html-формате), но и из соответствующего раздела узнать историю газеты, прочитать о ее сотрудниках. Отдельного внимания заслуживает раздел «Из неопубликованного», в котором представлены материалы, не вошедшие в печатный выпуск. На электронную версию «Казанского университета» можно подписаться, прислав заявку на электронную почту редакции.

Сходные концепции сайтов имеют корпоративные издания других высших учебных заведений Поволжья, ссылки на которые представлены в базе данных Яндекса.

16 октября 2009 года сайт редакции «КУ» существенно обновился. Теперь там больше оперативных новостей и фотографий с места событий, анонс следующего номера и т.п. Ресурс создан по технологии web 2.0. По словам его разработчиков, скоро каждый опубликованный на сайте текст можно будет прокомментировать. Однако, несмотря на существующие недостатки, читатели, не имеющие отношения к университету, войдя на сайт «КУ», получат более или менее подробную информацию о жизни вуза.

Корпоративное медиа – визитная карточка организации. Еще несколько лет назад многотиражки практически не выходили за пределы семейного круга сотрудников предприятий и вузов. Теперь же с постепенным освоением сотрудниками редакций Интернет-пространства корпоративные издания автоматически теряют свой прежний статус и превращаются в международные. Сотрудникам редакций необходимо всегда помнить об этом. В самом деле – в мировой «паутине» нет географических расстояний и границ, там существуют только языковые барьеры. Значит, при работе над сайтом газеты или журнала следует учитывать определенные требования, предъявляемые к размещаемым в Сети масс-медиа.

Первая необходимость заключается в разработке концепции сайта редакции. Не стоит публиковать там отсканированные копии печатных изданий! Ресурс должен давать его посетителям полное представление об издании, его содержании и сотрудниках редакции. Будет ли сайт повторять печатную версию издания и, следовательно, обновляться после выхода номера из типографии? Выше мы отмечали слабую периодичность корпоративных медиа, так, может, стоит не дожидаться принт-версии, а сначала размещать материалы в Сети?

Второе: редакция должна подумать, что будет публиковаться на сайте, а что – нет. Новый статус издания автоматически увеличивает его потенциальную аудиторию до жителей всех стран мира, в которых пользуются Интернетом. Но даже если оставить только российского читателя, то что будет ему интересно? Нужны ли ему многочисленные сухие отчеты руководства предприятий и вузов, изобилующие профессиональными терминами и цифрами? А ведь доля таких публикаций в общем объеме, по крайней мере, вузовской прессы Поволжья значительна. Каждый ли материал печатного номера достоин быть «поставлен» на сайт? С одной стороны – да, потому что его могут прочесть сотрудники организации, которым не достался экземпляр, а также их родные, друзья и знакомые. С другой стороны – нет, так как далеко не всем интересны внутренние дела работников той или иной организации. Поэтому в редакциях необходимо пересмотреть политику информационного наполнения изданий, отдавая приоритет действительно событиям, другие факты освещая только по мере необходимости и свободного места в печатном выпуске. Мероприятия, о которых идет речь, должны работать не только на имидж организации, но и на концепцию редакции по освещению фактов, событий и явлений, имеющих определенную значимость. В печатном издании значимость может быть внутренняя (корпоративная), а вот на сайт в первую очередь должны попадать сообщения о событиях, имеющих в том числе и значимость общественную.

Далее. Как нам представляется, еще на стадии разработки концепции сайта редакции корпоративного издания необходимо определить не только его структуру, но и информационные приоритеты. Думается, приоритет в освещении должен отдаваться оперативным событиям и жанрам. Каждому сотруднику редакции необходимо перестроить свою деятельность от прежней схемы «от номера к номеру» на повседневно-творческую, то есть на работу по формуле «пришел – увидел – написал – опубликовал на сайте». Многие сайты федеральных и республиканских изданий сейчас выполняют функцию оперативного информирования аудитории обо всех значимых событиях, произошедших на данный час. Принцип таков: в Интернете размещаются «горячие» сведения – то, что корреспондент написал совсем недавно. Вечером в газете первичный материал дополняется подробностями, детализируется, комментируется экспертами. По описанной модели можно работать и корреспондентам корпоративного медиа. Новости должны быть «подвижными», то есть меняться спустя какое-то время.

В организации случилось затишье, нет информационных поводов? Следует поискать информацию, которая могла бы заинтересовать вашу аудиторию, «на стороне». Если мы говорим о вузовских изданиях, то это, возможно, свежие результаты социологических опросов, посвященных качеству современного высшего образования; факты и цифры, озвученные на коллегиях профильного министерства и так далее. Словом, сайт любого средства массовой информации не может существовать без ежедневного обновления. Если читатель зайдет на ресурс и увидит там на центральном месте информацию недельной давности (такая практика существует во всех изученных нами электронных версиях вузовских газет Поволжья), то он, возможно, вернется сюда снова, но нескоро. Интернет-аудитория в первую очередь ждет от масс-медиа быстрых сообщений о фактах и событиях и возможности комментирования любой информации, все остальное – после.

Итак, с началом освоения редакциями корпоративных (в частности, вузовских) изданий Интернет-пространства каждый ее сотрудник должен освоить принятые в Сети правила «игры»: быстро писать и публиковать информацию; придумывать привлекающие внимание заголовки; не гнать объем любой ценой: в «паутине» понятия «объем», как известно, не существует, и так далее. Однако зачастую эти требования остаются без внимания сотрудников редакций, во-первых, по причине отсутствия специалистов, умеющих сделать добротный редакционный сайт. Во-вторых, не каждый руководитель предприятия решится на дополнительное вложение денег в создание и «продвижение» сайта многотиражки. В-третьих, не у каждого корреспондента получится работать на два «фронта» как по причине отсутствия профессиональной квалификации журналиста, так и в силу отсутствия специальных знаний, требуемых для сотрудника сетевого СМИ. Поэтому необходимы специализированные краткосрочные курсы, обучающие корреспондентов корпоративного издания законам функционирования Интернет-проектов.

Мы проанализировали около десяти электронных версий вузовских газет, ссылки на сайты которых доступны в тематическом архиве Яндекса. Можно констатировать, что пока в Сети размещены лишь цифровые копии принт-версий изданий. Однако процесс освоения вузовскими многотиражками web-пространства, что называется, пошел. Каждому сотруднику этого сегмента прессы теперь следует пересмотреть свое отношение к работе, которую он делал ранее. В Интернете ценятся актуальность темы, оригинальность подхода к ее освещению, оперативность публикации. Новые подходы к средствам информирования подразумевают принципиально иную направленность каждого сотрудника редакции. Теперь просто уметь хорошо писать недостаточно, необходимо учиться фото и видеосъемке, осваивать сервисы, предлагаемые web и мобильными технологиями. Для сетевого пользователя, в основном не имеет, большого значения, допускает ли автор в своем материале грамматические и пунктуационные ошибки, у него свои критерии оценки: понятно ли изложен материал, интересно ли подана тема.

К сожалению, в настоящее время процесс освоения Интернет-сервисов редакциями вузовских изданий в Поволжье происходит скорее стихийно, чем системно. У нас сложилось впечатление, что сотрудники редакций еще до конца не узнали преимуществ, которые предлагает сетевая форма коммуникации. Оперативное освещение различных фактов предусматривает и быструю обратную связь с читателями. Увы, пока в редакциях рассматривают Интернет как площадку, где можно продублировать в полном объеме печатное издание. Однако развитие новых технологий идет быстрыми темпами, и вскоре молодого читателя газета сможет «отыскать» только в Сети. Соответственно, придется перестраивать и контент. На рубеже веков эту проблему пришлось решать центральным и региональным печатным СМИ, на очереди – корпоративные издания.





 

Казанский государственный университет