Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Формирование у студентов – будущих медиаспециалистов навыков критического осмысления медиатекстов

Цит по: Баканов Р.П. Формирование у студентов – будущих медиаспециалистов навыков критического осмысления медиатекстов // Казанская школа связей с общественностью. Сб. ст. / Под ред. Д.К. Сабировой. – Казань: Изд-во Каз. гос. тех. ун-та, 2009. – С. 38 – 43.

Баканов Роман Петрович,
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина

Недавно в рамках одного из занятий дал студентам пятого курса отделения журналистики задание составить юридически грамотный запрос на получение информации из Министерства образования и науки РФ. Случайно выяснилось, что никто в группе не знает, как зовут министра, на чье имя обращаться?..

Этот факт информационной некомпетентности у ребят, которые без одной несданной сессии являются профессиональными журналистами, к сожалению, не единичен. Не вдаваясь в причины данной ситуации, исходя из собственного пятилетнего опыта работы со студентами факультета журналистики и социологии КГУ, констатирую: ребята все меньше читают газеты и журналы, отдавая приоритет социальным сетям Интернета и компьютерным играм. Будущие медиаспециалисты в большинстве своем не хотят формировать в себе привычку следить за новостями, интересоваться новыми тенденциями в мире масс-медиа. А ведь не знакомясь с источником, нельзя узнать специфику его стиля. Вдруг молодой специалист захочет работать в редакции этого СМИ, сможет ли он быстро адаптироваться к принятым там требованиям к корреспондентам?

Еще одной проблемой является крайне низкий уровень анализа медиатекстов. Четвертый год я веду на отделении журналистики авторский курс «Медийная критика» и вижу, что из группы лишь несколько человек способны самостоятельно осмыслить и оценить текст, а также выделить главное в нем. Есть студенты, которые даже не пытаются научиться навыкам критического анализа публикаций – они считают, что им это не пригодится.

Между тем психологи утверждают, что ежедневно на жителей больших городов воздействует более десяти тысяч (!) видов различной информации: ценники в магазинах, дорожные знаки, мнения коллег и друзей и т.д. Но наибольшее влияние на человека оказывают сообщения, распространяемые СМИ, в особенности, телевидением. В наш пересыщенный различными данными век, когда почти каждое медиа рассматривается его учредителем и/или редактором, как бизнес на конкурентоспособном информационном поле, от каждого из нас требуется различать правдивую и ложную информацию. Этого невозможно сделать, читаю только одну газету или смотря единственный телеканал. Для анализа практики российских масс-медиа необходимо постоянное знакомство хотя бы с 5-6 СМИ.

«На рубеже ХХI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному, – считает профессор А.В.Федоров. – Поэтому вопрос о необходимости и актуальности медиаобразования … уже принадлежит прошлому». И дополняет: «Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, для позитивного развития личности»[1].

На занятии по дисциплине «Медийная критика» (4 курс) я уделяю большое место развитию у студентов навыков критического анализа медиатекстов. Более того, я стараюсь, чтобы каждый молодой журналист в процессе обучения самостоятельно определил для себя ряд критериев оценки публикаций. Работая с материалами, применяем метод контент-анализа (анализа содержания источника). Он позволяет выявить главные новости не только в конкретном тексте, но и в газете (журнале) в целом. Студент должен понять, что задания ему придется выполнять не только в аудитории, но и дома. Для этого необходимо время на чтение газет и журналов, просмотр информационных и информационно-аналитических телепередач. Причем это должно быть внимательное, профессиональное чтение с непременным выявлением главных событий дня, недели, декады по версиям различных медиа, состава экспертной группы, комментирующей актуальные вопросы, определением оценки в подаче информации. Важно также уметь выявлять и кратко для себя формулировать проблемы, поставленные в том или ином издании или телепередаче.

Считаю, что для формирования собственного информационного поля студент должен регулярно (не менее одного раза в неделю) читать как федеральные, республиканские газеты и журналы, так и корпоративную прессу. Выбор должен обуславливаться, прежде всего, ее политематической направленностью, стремлением представить как информацию, так и анализ событий федерального и международного значений. Нужно читать-исследовать источники, издающиеся разными организациями: государственными учреждениями, общественными группами, политическими партиями, отдельными гражданами. В поле профессиональных интересов студента должны быть не менее двадцати общественно-политических федеральных печатных СМИ и не менее семи – десяти газет и журналов республиканского масштаба. Покупать прессу не обязательно, так как каждое крупное издание имеет сайт в Интернете.

В рамках практических занятий (таких в семестре не менее пяти), на которых мы занимаемся контент-анализом публикаций, студентам предоставляется выбор: исследовать определенную рубрику периодического издания или творческий стиль конкретного автора, а также анализ предложенного преподавателем медиатекста. Можно выявлять и типологические особенности какого-либо печатного издания. Но обычно я начинаю с анализа одного выступления журналиста. После прочтения публикации я прошу ребят ответить на следующие вопросы.

– В чем заключается главная проблема, которую анализирует автор?

– Как бы вы сформулировали стратегическую и тактическую цели исследуемых публикаций?

– Что побудило автора выступить в печати с данной проблемой?

– Какое место занимает исследуемая вами проблема в данном и других печатных СМИ в конкретный период времени?

– Какой характер имеет обсуждаемая проблема: локальный, республиканский, всероссийский или международный?

– Отражает ли, на ваш взгляд, заголовок смысл текста?

– На какую аудиторию направлен данный материал или рубрика?

– Какова социальная проблема, содержащаяся в тексте?

– В чем субъективное мнение автора материала (колонки)?

– Какова аргументная база, приводимая автором?

– Есть ли в тексте средства художественной выразительности? Если да, то какие?

– Присутствует ли ссылка на экспертов? Кто эти люди?

– Кому может быть выгодна / невыгодна публикация этого материала?

– Какие факты / комментарии, присутствующие в тексте, ранее сообщались в этом или других СМИ, а что публикуется впервые?

– В чем вы согласны / не согласны с автором?

– Можно ли в данном СМИ найти другие точки зрения на обсуждаемую в рубрике проблему?

– Какую, на ваш взгляд, реакцию может вызвать данный материал (рубрика) у читателей?

Этот список необходимо дополнить собственными вопросами. Последний указанный вопрос необходим для побуждения у студентов чувства ответственности за каждое высказанное слово или мысль. В последнее время зарубежные и отечественные медиапедагоги стали уделять большое внимание именно тому, чтобы учащиеся задумались, «как наше слово отзовется». Журналист, публикуя свои тексты в СМИ и, тем самым, стремясь донести определенную точку зрения до аудитории, уже начинает манипулировать общественным мнением. Поэтому важно, чтобы он еще на стадии замысла будущей статьи, в момент ее написания был бы способен представить себе все возможные модели поведения аудитории, которые может вызвать его выступление.

Контент-анализ можно проводить и при организации небольших эмпирических исследований, когда студентам предлагается систематизировать материалы по теме исследования по нескольким общим чертам. Например, выявить и проанализировать публикации в прессе, в которых содержится критика телевидения. Метод может быть проведен по количественным и качественным показателям, которые в общем виде можно представить следующим образом:

Количественные показатели:

1. Частота обращения редакции к конкретной теме (отдельно за каждый год исследуемого периода).

2. Объем публикаций по конкретной проблеме (количество строк и размещение по текстовым модулям полосы или частям полосы).

Качественные показатели:

1. Соответствие названия работы дальнейшему текстовому содержанию.

2. Степень раскрытия темы.

3. Возможность/невозможность для читателя определить–выявить стратегическую и тактическую цели, заложенные в текст авторами материалов.

4. Состав интервьюируемых, их компетентность в комментариях и оценках освещаемой ситуации.

5. Наличие/отсутствие в работах разных и противоположных точек зрения на одну проблему (ситуацию).

6. Наличие/отсутствие ссылок на источники, их компетентность при освещении конкретной проблемы (ситуации).

При проведении исследования и знакомстве с эмпирическим и теоретическим материалом студенты могут добавить в данный перечень собственные критерии.

Таким образом, с помощью метода контент-анализа публикаций СМИ можно научить студентов творческих специальностей навыкам первоначального критического осмысления медиатекстов. Конечно, ребятам сначала будет трудно самостоятельно найти ответы на вышеуказанные вопросы, но преподаватель должен помочь им. Контент-анализ позволяет студентам самостоятельно разработать критерии, по которым можно в дальнейшем проводить корректное сравнительно-сопоставительное исследование публикаций, а также уяснить для себя схему анализа медиатекстов и изучать способы авторского воздействия на аудиторию. Без этих знаний и навыков сегодня нельзя стать конкурентоспособным специалистом в области масс-медиа.

ПРИМЕЧАНИЕ:


1. Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. – Таганрог: Изд-во Кучма Е.А., 2003. – С. 7 – 8.




 

Казанский государственный университет