Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Типологические особенности современной российской медийной критики

Цит. по: Баканов Р.П. Типологические особенности современной российской медийной критики / Р.П.Баканов // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» / Отв. ред.: Краснов С.В., Витковская Н.Г., Исакова Т.Б. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева, 2009. – С. 114 – 122.

Баканов Роман Петрович, кандидат филологических наук
Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина
Казань, Россия

В отечественной научной литературе до настоящего времени проблема типологии критики изучалась эпизодически. Существуют работы отдельных авторов-филологов, в которых интересующая нас проблема является периферийной. Что касается исследований в области медийной критики, то здесь и вовсе пока не существует отдельных научных изысканий по ее типологическим характеристикам. Частично данная тема присутствует в публикациях московских ученых С.А.Муратова и Г.В.Кузнецова, которые в течение долгих лет изучали (Кузнецов) и продолжают всесторонне изучать (Муратов) практику современного телевещания и отклики в прессе на телевизионные передачи. Представители саратовской научной школы (В.В.Прозоров, Е.Г.Елина, Е.Е.Захаров, О.Я.Чиненова), исследуя специфику литературной критики, а с недавних пор – и критики телевизионной (телекритика сейчас – значительная часть всей российской медиакритики), выполняя анализ текстов, в своих работах не останавливают внимания на данной проблеме. О типологических особенностях данного направления в журналистике ничего не говорит и декан факультета журналистики Белгородского госуниверситета, профессор А.П.Короченский, автор первой в нашей стране диссертации и монографии по теории медиакритики. Сегодня практика исследований в данной области эпизодична и касается главным образом количественных характеристик телевизионной критики: сколько опубликовано материалов с той или иной оценкой телепередач, насколько важно присутствие средств художественной выразительности в текстах, какова роль дискуссионности и объективности в критике и т.п.

Профессор МГУ С.А.Муратов в одной из глав своей книги «ТВ – эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений)» лишь кратко упоминает о типологическом изменении телекритики 1990-х годов: «Проблемные и социально-прогностические выступления становились редки, как алмазы. Рецензии съежились до размеров реплик. Творческие поиски на кране уже не поддерживались экспертными оценками. Они тонули в суммарном мнении анонимного большинства. Потребность в эстетическом анализе отпадала вместе с самим предметом анализа. Зато астрономически вырос спрос на анонсы, рекламы и сплетни о личной жизни экранных звезд»[1]. На наш взгляд, автор характеризует не столько вопрос типологической трансформации телекритики, сколько проблему снижения ее качественного уровня, замещения критического анализа передач промо-материалами, направленными на привлечение аудитории к той или иной программе. Но можно ли такие выступления называть телекритикой?

Думается, типологические характеристики медийной критики необходимо выявлять, только непосредственно изучая ее тексты. Каждое из выступлений по-своему оригинально: специфичен предмет авторского изучения, каждый критик применяет различные, наиболее уместные на его взгляд, средства художественной выразительности, самостоятельно решает, что подвергнуть анализу, а что – нет, какие передачи похвалить, какие – раскритиковать. Творческий стиль каждого человека неповторим и дает возможность автору максимально продемонстрировать возможности и выразить свои эмоции. Наша задача – выявление типологических характеристик медийной критики не по внешним ее показателям (проблемы, недостатки), а по внутренним критериям. Под внутренними критериями мы понимаем жанрово-стилистическое своеобразие текстов, способов конструирования проблем, связанных с функционированием медиа, а также составляющих оценок передач.

Многие годы в теории журналистики изучается типология средств массовой информации, а также жанровое разнообразие медийных текстов. Думается, что дальнейшее изучение произведений журналистской критики, обращение не только к количественным, но и к качественным характеристикам авторских выступлений (виды и типы критики, особенности стилистики обозревателей, выявление профессиональных ролей и собственных стратегий анализа текстов СМИ, характерных для каждого критика, анализ критериев, предложенных авторами для оценки медиатекста в целом). Вслед за некоторыми учеными (А.П.Короченский, А.В.Федоров, А.В.Шариков, Н.Б.Кириллова и другими) мы рассматриваем критику СМИ как одну из форм медийного образования населения. По нашему мнению, данные исследования необходимо проводить с той целью, чтобы выявить наиболее оптимальные модели медиакритики. Мы уверены, что, зная их, можно сначала постараться эффективно организовать процесс коммуникации с массовой аудиторией, то есть адресатом информации масс-медиа, а в дальнейшем наладить процесс медиаобразования через выступления критиков в печати, а также создавая общественную дискуссию вокруг наиболее конструктивных, стремящихся к объективности суждений и убедительных по критериям оценки выступлений аналитиков. Изучение типологии медийной критики позволит изучить своеобразие цели и творческих стратегий, выбранных критиками в зависимости от применяемого в своей работе типа анализа журналистских произведений.

Автор данной работы несколько лет изучает медиакритику в общественно-политических газетах России и русскоязычной прессе Республики Татарстан 1990 – 2000-х годов. Как показывают исследования, пока данное направление представлено в основном телевизионной и крайне редко критикой некоторых радиопередач (этот подвид критики выявлен в «Литературной газете»). Всего нами изучено 22 печатных издания как ежедневной (14), так и еженедельной (8) периодичности за время 1991 – 2008 гг. В прессе Республики Татарстан в текущем десятилетии с каждым годом снижается численность публикаций, содержащих критику функционирования ТВ. Что касается федеральных газет, то на их страницах ежегодно нами выявляется в среднем около 500 публикаций, авторы которых с разной степенью успешности занимаются главным образом оценкой телепередач.

Таким образом, проведенное исследование федеральных и республиканских газет показало, что публикации медийных аналитиков можно сгруппировать по трем основным группам, каждая из которых имеет свои типологические характеристики. Оговоримся, что данная классификация носит дискуссионный характер, может быть подвергнута исправлениям и корректировке, поскольку изучение медийной критики в отечественных печатных изданиях продолжается. В настоящее время можно говорить лишь о предварительной классификации по типологии данного журналистского направления.

Рассмотрим характеристики каждого из выявленных нами типов медийной критики.

Проблемно-постановочный тип критики. Является самым распространенным в публикациях медиакритиков.

1. Цель каждого выступления критика – привлечь внимание и убедить адресата (простого читателя и работника телевидения) в том, что практика деятельности современного телевидения имеет множество проблем, о решении которых стоит задуматься как руководителям телекомпаний, так и общественности.

2. Сильно выражена однозначная субъективная авторская точка зрения. Анализ содержания публикаций показал, что подавляющее большинство выступлений, выполненных с применением данного типа критики, содержит негативную оценку современной практике работы телевидения как главного для большинства россиян средства массовой информации.

3. В одном материале может идти речь как об одной, так и о нескольких проблемах современных федеральных телеканалов. При этом можно отметить как большое число конкретизированных проблем, так и широкий диапазон авторских аргументов в пользу своих точек зрения. По результатам мониторинга 2007-08 гг. значительная часть выступлений вообще либо не содержит аргументов «в пользу» того или иного зрительского замечания, либо имеет поверхностные доказательства справедливости опубликованной претензии к ТВ. Более убедительными являются публикации постоянных телекритиков: И.Петровской, Ю.Богомолова, А.Вартанова, А.Кондрашова, К.Ковалева, С.Тарощиной, С.Беднова, С.Варшавчика и других.

4. Проблемы, выявленные автором, в материалах не получают комментариев, в которых содержался бы поиск причин сложившейся ситуации. Вместо этого – только констатация фактов.

5. Насыщенность текстов средствами художественной выразительности. Анализ содержания публикаций показывает, что чаще применяются метафоры, эпитеты и сравнения. Они помогают критикам ярче и эмоциональнее передать свои впечатления от увиденного.

Комментирующий тип медиакритики:

1. Анализируя медийное произведение, автор обращает внимание на детали объекта исследования. Они необходимы ему для формирования общего проблемного поля начатого в тексте разговора.

2. Цель критика – объяснить читателю, почему сложилась данная ситуация или проблема, в каких формах она проявляется на экране, а также выявить ее причины. Автор публикации берет на себя роль комментатора, эксперта, который не только аргументировано констатирует, но и предлагает пути разрешения сложившихся ситуаций.

3. Автор выступления, комментируя наблюдаемые тенденции телеэфира, одновременно просвещает аудиторию в некоторых вопросах функционирования телевидения (если говорить о медиакритике в целом, то всех видов СМИ) как средства массовой информации.

4. Полемичность авторских замечаний и рассуждений. Выявленные в тексте проблемы современного ТВ и пути их решения являются субъективным мнением одного человека. Мы считаем, что мысли и выводы критика направлены не только на изменение сложившегося положения дел на федеральном телевидении, но и на начало общественной дискуссии о качестве и современных функций данного электронного вида СМИ. Соглашаться с автором текста или нет – право читателя.

5. Анализ содержания выступлений с применением данного типа критики свидетельствует, что многие, как правило, тексты состоят из двух смысловых частей. В первой части происходит постановка проблем, на которые автор хочет обратить внимание аудитории. Во второй части своей работы критик высказывает собственные оригинальные предложения по преодолению сложившейся ситуации. Выступления обычно заканчиваются фактами из практики деятельности зарубежного ТВ или ударным авторским выводом, связанным главным образом именно с предложением по исправлению определенной ситуации. Таким образом, модель выступления с комментирующим типом медиакритики можно описать в следующем виде: «О чем повествует анализируемая передача? Каким образом автору удается достичь коммуникации с аудиторией? ––– В чем заключаются конкретные недостатки, которые требуют решения? В чем их социальный смысл? ––– Что надо решать в первую очередь? –––– Каким образом и с помощью каких средств я предлагаю преодолеть данный недостаток?». При этом авторы не задумываются об эффектах, которые могут быть начаться после решения конкретного недостатка в деятельности телевидения. Значительная часть только выявляет причину проблемных ситуаций, не прелагая их решений.

6. Иногда в качестве экспертов могут привлекаться специалисты некоторых областей: психологи, социологи, политологи. Применяя научный подход к обсуждаемой проблеме, они аргументировано обсуждают эффекты, которые вызывает та или иная передача в обществе.

7. Комментарий к выявленным проблемам носит, главным образом, социальный характер. Нередко авторы обобщают увиденное, выбирают для иллюстрации и аргументации случаи из своей жизни. Вместе с этим в текстах присутствует ссылка на тех, кто, по мнению автора, виноват в конкретных социальных проблемах. Как правило, называются не фамилии и должности, а абстрактные профессиональные группы: «менеджеры», «рекламисты», «теленачальники», «политики», «чиновники» и т.д. Авторы обобщают выявленные проблемы.

8. Сравнения и метафоры – наиболее характерные для данного типа средства художественной выразительности. Авторы часто обращаются к практике телевещания других стран мира (в большинстве своем – европейских или США), пересказывают их опыт преодоления конкретных недостатков.

Комментирующий тип медийной критики является одним из основополагающих типов журналистского анализа практики деятельности СМИ. У него есть некоторые общие черты с проблемно-постановочным типом, но имеются и свои типологические характеристики.

Характеристики рецензирующего типа медийной критики. Он назван нами от латинского слова «рецензия», давшего название отдельному художественно-публицистическому жанру.

1. Как правило, авторы выступления не исследуют передачи за определенный временной период (неделя, декада, месяц), а изучают одну реже две телепередачи. При этом они рассматриваются в контексте и на фоне современных тенденций и проблем, характерных для федерального телевидения.

2. Каждое медийное произведение критик старается постичь с разных сторон. В его поле зрения: авторский замысел, цель и задачи объекта своего исследования, его актуальность, соответствие злобе дня, достоверность изложенных фактов, соответствие видеоряда реальной картине действительности, средства формирования образов героев передачи, глубина их характеров, качество исполнения роли (для фильмов или сериалов), убедительность / неубедительность авторской доказательной базы и т.д. То есть, объект изучения обозреватель представляет аудитории, как комплексное явление, состоящее из труда целого ряда творческих работников.

3. Каждое изучаемое медийное произведение автор представляет, как полипроблемное. Если, как мы отметили выше, оно является результатом деятельности творческого коллектива, в котором все отвечают за свой участок работы, то справедливо дать анализ каждой из творческих составляющих. Таким образом, исследуя одну телепередечу, медиакритик не только выявляет несколько проблем, но и пытается понять: в чем причина каждой из них? В этой связи автор текста постигает уже не только внешнюю сторону ТВ-программы, но и содержащиеся в ней логико-тематические связи, а также качество переходов от одного смыслового блока к другому.

4. При анализе автор не только критически оценивает объект своего изучения, но и рассматривает конкретное ТВ-произведение в контексте общих тенденций, характерных для современного телевидения. Его работа является всесторонним исследованием передачи, да и самой практики функционирования медиа в целом. Задача критика заключается еще и в том, чтобы определить, насколько передача вписывается в «рамки» определенных тенденций или выбивается из них. Таким образом, обозреватель выступает в качестве эксперта по проблемам развития современных медиа.

5. Наряду с вышеизложенным, критик стремится спрогнозировать и/или выявить эффекты восприятия анализируемого текста аудиторией. Для этого он изучает образы героев передачи, внимательно исследует способы и методы их формирования, а также определяет для себя проявление творческого замысла. Как правило, материалы, выполненные с применением рецензирующего типа критики, завершаются постановкой конкретной глобальной для современной журналистики проблемы, которую невозможно решить, скажем, только улучшив качество игры актеров или подбором свежих фактов.

6. При исследовании критик акцентирует внимание аудитории на логических аспектах передачи, определяя противоречия и другие нарушения законов в данной области. Тем самым происходит постижение рациональных способов ее подготовки.

7. Сильно выраженная авторская позиция и оценка рецензируемому тексту. Как правило, обозреватели последовательны в своих предпочтениях. Это проявляется в том, что по ходу своего выступления они тщательно аргументируют каждую свою позицию, любой тезис или утверждение. Кроме того, в данном типе критики авторы выявляют не только негативные стороны объекта исследования, но и все хорошее, что есть в передаче. Поэтому для рецензента одной из главных задач становится соблюдение баланса между освещением негативных и положительных сторон медийного продукта. Теоретически желательно, чтобы в одном тексте соотношение противоположных оценок было поровну.

8. Заметная роль средств художественной выразительности. Могут использоваться все тропы, но проведенный нами контент-анализ показал, что в практике данного типа критики наиболее часто применяются сравнения, метафоры, преувеличения / приуменьшения, аллегории, ирония, обращение к историческим фактам, событиям, сохранившимся в памяти критика, и сарказм. Отдельно хотелось бы отметить цитаты из песен, стихов, анекдоты, притчи, басни, наиболее расхожие выражения, которые также имеются в арсенале аналитиков.

9. Сравнение виртуальной реальности, представленной масс-медиа (в частности, телевидением), с действительной обстановкой в России и мире. Прием, необходимый для выявления противоречий между экранным и жизненным образами кого-либо и /или чего-либо.

Итак, мы рассмотрели три типа медийной критики, которые, как видно из проведенного нами исследования выступлений телекритиков, являются центральными для практики телевизионной критики в федеральных и республиканских печатных изданиях. Эти типы объединяет авторская обращенность в злобе дня, авторская эмоциональность, глубина постижения сути предмета, дискуссионность рассуждений и полемичность выводов.

Библиография

1. Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений) / С.А. Муратов. – М.: Логос, 2001. – С.122.




 

Казанский государственный университет