Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Трансформация профессиональных ролей преподавателя при обучении студентов-журналистов спецдисциплинам

Цит. по: Баканов Р.П. Трансформация профессиональных ролей преподавателя при обучении студентов-журналистов спецдисциплинам / Р.П.Баканов // Теория и практика современного журналистского образования: сб. научно-методических статей и материалов / Науч. ред. Е.С.Дорощук. – Казан. гос. ун-т, 2009. – С. 67 – 76.

Баканов Роман Петрович, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина

Аннотация: В настоящей работе автор рассматривает изменение профессиональных ролей преподавателя при обучении студентов – начинающих журналистов специальным дисциплинам, в ходе освоения которых внимание обучающихся должно быть направлено на развитие собственных профессиональных навыков. Для примера мы выбрали дисциплину «Техника безопасности журналиста», преподаваемую для студентов пятого курса отделения журналистики КГУ. На наш взгляд, в современных реалиях роль преподавателя существенно меняется: на практических занятиях ему необходимо постепенно замещать свою роль транслятора знаний на коллегу студентов, который вместе с ними методом проб и ошибок старается найти решение, как лучше поступить в той или иной трудной ситуации.

Ключевые слова: профессиональная роль, преподаватель, студент, техника безопасности, партнер, коллега, тренер, навыки, компетенции, игры.

Трансформация российской системы образования продолжается. Сейчас, когда вузы борются за студентов, а на рынке труда ежегодно невостребованными остаются тысячи выпускников, именно от преподавателей высшей школы зависит, какого специалиста выпустит в свет тот или иной факультет. Что касается журналистики, то перемены в ней наблюдаются, пожалуй, еще с перестроечных времен. Изменения продолжаются и видны, что называется, невооруженным глазом. Подавляющее большинство средств массовой информации превратилось в бизнес-предприятия, которых теперь интересует не объективное и беспристрастное информирование аудитории о социальных проблемах, а рейтинг и, соответственно, максимальная прибыль. Таким образом, новые задачи требуют специалистов иной подготовки, нежели прежде.

Некоторое время назад нам на электронную почту пришло письмо от администрации федерального кадрового агентства в области масс-медиа www.MediaJobs.ru (резюме автора этих строк также можно найти в ее базе данных). В послании была предложена возможность ознакомиться с имеющимися вакансиями в медиасреде и выбрать для себя наиболее подходящую из них. Мы сравнили: наибольшим спросом (и это во время экономического кризиса!) пользовались рекламные агенты, менеджеры по продажам рекламных площадей СМИ, а также дизайнеры. На каждую из указанных здесь должностей было несколько сотен предложений работодателей! А что же творческие работники, ведь без их материалов ни одно СМИ (если, конечно, оно не рекламное) не выйдет. Вот, пожалуйста, ссылка на эту категорию. «Требуются репортеры, корреспонденты» – всего семь предложений! Ответственных секретарей искали только шесть редакций провинциальных изданий, чуть больше было вакансий для фотографов. Получается, что редакциям не нужны творческие сотрудники, за них каждая газета / журнал держатся? Или все же прав А.Рубинов, написавший в одном из номеров журнала «Журналист» за 2008 год о том, что «духу журналистов в редакциях не остается»?

Трансформации в профессии требуют изменения качества образования современных студентов. С высоких трибун чиновники разных уровней говорят об инновациях в обучении, постоянном контроле качества знаний, получаемых студентами. Переход на новые образовательные стандарты не может произойти за один год, к тому же требует пересмотра отношения преподавателей к форме проведения занятий. В настоящее время происходит трансформация профессиональной роли преподавателя. Например, на факультетах творческих специальностей (в том числе и журналистики), на наш взгляд, преподаватель должен ощущать себя не столько лектором, сколько «играющим тренером», не дающим студентам готовые знания, а вместе с ними постигающим правила поведения журналиста в различных ситуациях. Важную роль играет умение наставника так преподнести свой предмет, чтобы мотивировать студента к его изучению, а также максимально загрузить ребят творческой работой.

Хотелось бы рассмотреть обозначенную проблему на примере дисциплины «Техника безопасности журналиста», которую мы читаем для пятого курса отделения журналистики КГУ по специализации «Периодическая печать». По нашему мнению, данный предмет способствует формированию у слушателей представлений о слагаемых безопасности журналиста. К сожалению, на его изучение учебным планом предусмотрено всего 18 часов, т.е. полсеместра.

Профессиональная деятельность работника СМИ требует четкой ориентировки на получение новой социальной информации. Под безопасностью в данном курсе мы подразумеваем не только умение журналиста избежать конфликтных ситуаций, но и, случись что, способность правильно выстроить собственную защиту. Поэтому в данном курсе особое внимание уделяется изучению законодательной базы, с которой соприкасается журналист в своей повседневной работе, новым поправкам к законам. Несколько часов отводится на изучение правил работы журналиста с источниками информации, его поведению при подготовке к судебным заседаниям, а также во время командировок в «горячие точки». Большое значение придается рассмотрению редакционной практики непростых отношений с государственными структурами, законным приемам получения информации и моделям поведения журналиста в тех случаях, когда необходимые для публикации сведения долгое время получить не удается. Отдельное занятие может быть отведено на изучение способов привлечения и удержания внимания аудитории.

Среди задач данного курса:

1. Ознакомление студентов с законодательной базой, с которой непосредственно соприкасается работа журналиста и редакции СМИ: некоторые статьи из Конституции РФ и РТ, Закон РФ «О СМИ», Закон РФ «О рекламе», Закон «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», некоторыми важными статьями из Уголовного и Гражданского кодексов РФ. Эти документы уже изучались на младших курсах, в частности, по предмету «Право средств массовой информации», «Новостная журналистика». В нашем курсе акцент сделан на правоприменение законодательных статей в повседневной практике журналистики.

2. Дать представление студентам о таких понятиях как «личная безопасность журналиста» (кто и что может ему угрожать?), «информационная безопасность журналиста» (ее виды, утрата полученной информации, использование дезинформации, и т.д.), «имущественная безопасность журналиста» (средства ее нанесения работнику СМИ), «юридическая безопасность журналиста» (знание и своевременное применение законов как основа юридической безопасности).

3. Инициирование внеаудиторной подготовки студентов к самостоятельной профессиональной работе, способствуя, таким образом, росту их творческого мастерства.

4. Закрепление у студентов техники успешного получения желаемой информации. Например, схему взаимодействия с силовыми органами и органами власти. Обучающимся предлагается практическое занятие в виде деловой игры, на котором отрабатываются различные ситуации взаимодействия журналиста и сотрудников отдела по связям с общественностью и СМИ: как правильно сформулировать цель звонка, работа с оперативными сводками силовых министерств, пресс-релизами, работа журналиста с конфиденциальными источниками информации, психологические моменты урегулирования спорных (конфликтных) ситуаций, и т.д.

5. Ознакомление студентов с работой журналистов в «горячих точках» последних лет: Югославии, Таджикистане, Чечне, Ираке. Используя практические советы военных журналистов, познакомить обучающихся с технологией поведения в «горячей точке», методами сбора и подготовки, спецификой информации, подготовленной в экстремальных условиях.

В свою очередь, студенты, завершившие обучение по данной дисциплине, должны:

- Обладать теоретическими знаниями о законодательных терминах: «клевета», «достоверная информация», «оскорбление», «честь», «достоинство», «деловая репутация», «персональные данные», «диффамация», «источник информации», «конфиденциальная информация», «мораль», «этика», «гражданский долг», «ценности», «личная безопасность журналиста», «информационная безопасность журналиста», «имущественная безопасность журналиста», «юридическая безопасность журналиста». Усвоить критерии их выполнения;

- Ориентироваться в законодательной базе, непосредственно относящейся к профессиональной работе журналиста: некоторые статьи из Конституции РФ и РТ, Закон РФ «О СМИ», Закон РФ «О рекламе», Закон «О государственной тайне», «Об авторских и смежных правах», некоторыми важными статьями из Уголовного и Гражданского кодексов РФ и умело применять их в своей практике;

- Приобрести навыки взаимодействия с силовыми органами и с органами власти для получения желаемой информации: разговор по телефону, работа с оперативными сводками, пресс-релизами, психологические моменты урегулирования спорных (конфликтных) ситуаций. Уметь применять их в творческой деятельности. Также необходимо ориентироваться в способах профессионального преодоления административных преград в получении желаемой для журналиста информации с точки зрения законодательных актов;

- Приобрести навыки поведения журналиста в «горячей точке»: как подготовить себя к поездке, необходимые документы, технологию сбора информации, взаимодействия с источниками информации, правила передвижения работника СМИ в зоне боевых действий.

Как видно из задач дисциплины, мы предлагаем студентам объемный материал. Его очень сложно вместить в 16 часов (8 занятий), зарезервировав два часа для зачета. Поэтому мы решили не заполнять все встречи со студентами лекционной информацией, а проводить обучение в игровой форме, постепенно моделируя ситуации, наиболее часто встречающиеся в практике журналиста.

В основу такого подхода заложено наше понимание трансформаций профессиональных преподавателя творческих дисциплин. Мы полагаем, что в современной ситуации, когда в редакциях от выпускников факультетов журналистики ожидают не умных мыслей, а практических навыков по подготовке информации в любых жанрах, преподаватель обязан на своих занятиях не «отбывать номер», а помогать студентам постигать новые знания. Такую форму подачи информации, как лекция, также нельзя отвергать, но уж если мы ведем речь о творческой спецдисциплине…

Рассмотрим новые профессиональные роли преподавателя. Прежде чем экстраполировать их на наш курс, обозначим теоретическое понимание функции каждой из них. Основная задача наставника – научить студентов определенным навыкам. Именно научить, а не просто передать им набор информации, которой следует руководствоваться в будущей практической деятельности. Да, классическое университетское образование подразумевает освоение большого теоретического материала. Но следует задуматься: сможет ли лектор заинтересовать ребят своей дисциплиной, способен ли он разрушить некоторые коммуникативные барьеры, непременно возникающие при данной форме передачи знаний.

Этих барьеров несколько. Мы рассмотрим только наиболее важные из них. Первый – трансляция готовых, систематизированных кем-то, сведений. При этом, как правило, преподаватель старается вложить в головы студентов как можно больше информации: различных точек зрения на проблемы, определений терминов, фамилий ученых, другие фактические сведения. Слушателям остается все аккуратно записать, выучить и рассказать во время сессии. Формула успеха: чем меньше самодеятельности – тем лучше.

Тесным образом с данной проблемой связан второй барьер, который можно сформулировать как крайне низкая вовлеченность студентов в учебный процесс. На лекциях он пассивно воспринимают информацию и, как следствие, многие начинают отвлекаться, заниматься своими делами, стараясь не привлекать внимание к себе. Кроме того, если преподаватель не дает домашних заданий и редко проводит семинары, то аудитория может перестать обращать внимание на его дисциплину. Такие поблажки со стороны наставника могут быстро сыграть с ним злую шутку: однажды на его занятие придут всего два-три человека, которым, возможно, не интересен предмет, но они по привычке посещают все лекции.

Чтобы не получить такой аккуратный протест со стороны слушателей, преподаватель должен соответствовать требованиям не только времени, но и своей целевой аудитории. Мы считаем, что он, словно актер, должен всегда размышлять: чем я буду заинтересовывать студента на каждом своем занятии? Каким образом повысить мотивацию слушателей к изучению моего предмета?

В рамках преподавания дисциплины «Техника безопасности журналиста» на занятиях мы стараемся не нагружать студента теоретическими сведениями. Данная дисциплина является смежной с ранее пройденными слушателями курсами, как «Профессиональная этика журналиста», «Правовые основы СМИ», «Культура профессионального общения» и некоторыми другими. Поэтому, на наш взгляд, полезнее для студентов будет тренировка норм поведения, необходимого ему в профессиональной деятельности. Мы полагаем, что работа преподавателя данной дисциплины должна осуществляться через следующие несколько профессиональных ролей.

Прежде всего, ему необходимо отойти от модели субъектно-объектных отношений, при которой авторитетный преподаватель передает накопленные знания ученикам. Как нам представляется, в нашем случае более удобной как для студента, так и его наставника, является модель субъектно-субъектных отношений. В этом случае субъекты коммуникации общаются на равных. Может ли преподаватель быть уверен, что знания, которые он дает, не устареют раньше, чем студент получит диплом? Ведь технология работы представителей творческих профессий меняется достаточно часто. Поэтому на первом занятии мы предупреждаем ребят: не считайте все сказанное ведущим курса истиной в последней инстанции. Давайте вместе отрабатывать технику поведения журналиста в различных ситуациях. Вы практикуетесь в СМИ (многие к пятому курсу уже работают в редакциях на постоянной основе) и можете видеть, насколько сейчас теория расходится с практикой. Таким образом, профессиональная роль преподавателя творческих дисциплин в нашем понимании трансформируется от лектора до тренера. Крайне желательно, чтобы он был тренером «играющим», то есть постоянно публиковался в прессе. Мы убеждены: у студентов заслужит авторитет только тот преподаватель, который не будет пересказывать взятые из книг других авторов сведения, а станет учить начинающих журналистов необходимым им навыкам поведения, используя свои методики. Наша пятилетняя практика ведения дисциплины «Техника безопасности журналиста» показывает, что одним из эффективных методов обучения являются игры, в которых моделируются всевозможные учебные ситуации.

Исходя из сказанного, конкретизируем первую профессиональную роль современного преподавателя творческой дисциплины. В нашем понимании он теперь не транслятор готовых знаний, а «играющий» тренер, коллега студента. Преподавателю необходимо дать студенту почувствовать, что ведущий его курса – не просто человек, назначенный деканатом для чтения дисциплины, а партнер, заинтересованный в качественном обучении каждого своего слушателя. Он – коллега студента, к нему всегда можно обратиться за советом, рассказать о своей практике и попросить помощи.

Вторую профессиональную ролью ведущего творческого курса мы формулируем так: преподаватель – генератор идей. Во время проведения занятия по своей дисциплине мы стараемся уйти от чтения лекций, освободив время для деловых игр. Теоретические сведения каждый студент может найти в списке литературы, который обязательно оглашается на первой встрече, или на специальных Интернет-ресурсах, например, сайтах Фонда защиты гласности (www.gdf.ru), Центра экстремальной журналистики (www.cjes.ru), Центра «Право СМИ» (www.medialaw.ru) и многих других. Преподавателю также необходимо самостоятельно собирать и систематизировать любую информацию, которая пригодится ему при проведении занятий. В настоящее время готовится к печати наше учебно-методическое пособие по дисциплине «Техника безопасности журналиста», в которое включены: требования к студентам по успешному освоению дисциплины, программа курса, методические указания по преподаванию и изучению данной дисциплины, материалы к лекциям и практическим занятиям, примерный перечень тем реферативных работ, контрольные задания как для экзамена в устной, так и для отчетности в виде компьютерного тестирования.

Согласно программе дисциплины, каждую ее тему мы стараемся «иллюстрировать» 2-3 деловыми играми в зависимости от отведенного на ее изучение времени. Тем самым мы стараемся максимально вовлечь студента в материал, заинтересовать его. Важно, чтобы каждая игра была максимально приближена к условиям работы журналиста и направлена на формирование таких профессиональных компетенций студента, как коммуникабельность, знание законодательной базы и умение ее применить в зависимости от случая, умение сделать грамотный запрос на получение информации, корректно вести себя на судебных заседаниях и т.д. Мы считаем, что преподаватель через каждые три-четыре года обязан совершенствовать фактуру и форму проведения деловых игр, используя свежую информацию из практической деятельности.

Модератор – третья новая профессиональная роль преподавателя. В современных условиях он должен думать не только о качестве материала каждой из своих дисциплин, но и о том, как вовлечь всех студентов в процесс обучения. Причем вовлекать ребят необходимо не от случая к случаю, а на каждом занятии. Поэтому преподавателю придется не только придумывать деловые игры, но и распределять «роли» между учащимися, не забывая при этом о драматургии, которая должна быть в каждом задании. Главное здесь – правильно распределить время, чтобы его хватило и на самостоятельную работу, и на проверку ее выполнения, и на дальнейший анализ, проводящийся обычно совместно со студентами.

Рассмотрим ситуацию на примере. Одна из игр, которую мы предлагаем в рамках обучения дисциплине «Техника безопасности журналиста», называется «Попроси в займы миллиона два». Суть ее в следующем. Преподаватель просит студентов разбиться на пары. После этого дает задание: представьте себе, что каждый из вас – редактор скромной газеты, которая издается уже несколько лет. Однако недавно вы решили записаться на прием к директору крупного банка (ассоциации с названием организации допускаются), чтобы попросить денег для дальнейшего развития вашего издания и модернизации редакции. Минимальная сумма, которая вам нужна, два миллиона рублей в год.

Задача студента в том, чтобы за пять-семь минут разговора убедить коллегу-«банкира» в целесообразности финансирования вашего предприятия и/или идеи. Концепцию СМИ необходимо придумать. Перед началом выступлений у ребят есть пять минут на подготовку. Пара, которой предстоит играть первой, определяется жребием или по согласованию с группой. Другие студенты внимательно наблюдают за разговором, поведением своих коллег и после окончания каждой сценки делятся устными замечаниями о том, что понравилось, а что – нет.

В этой игре мы уделяем особое внимание обсуждению понятия «плотность разговора»: время на общение, которым располагают обе стороны. Как известно, у деловых людей всегда мало свободного времени. Поэтому тот, кто просит о финансировании, всегда должен так распределить имеющиеся у него по условиям игры 5-7 минут, чтобы достичь определенного результата. Студент, «пришедший» к банкиру, должен получить согласие на финансирование своего продукта.

Данная игра проводится в группе, состоящей обычно из 7-10 человек (число студентов на специализации «Периодическая печать» на журфаке КГУ, как правило, невелико). В игре одновременно участвуют все слушатели. Два человека, работающие в паре, проводят беседу между собой. Вторая пара рецензирует диалог своих коллег с дальнейшим обязательным выступлением. Задача остальных – также внимательно слушать диалог и по его окончании делиться своими впечатлениями о том, в чем были убедительны собеседники, а в чем – нет. Рецензенты имеют право обсуждать все: акты невербальной коммуникации, интонацию, поведение, качество выдвигаемых аргументов и ответов на вопросы и прочее. Цель данной игры – вовлечь студента в ситуацию, в которой ему необходимо максимально мобилизовать свое творческое мышление, и уметь оперативно и правильно реагировать на разные вопросы в свой адрес как по поводу «продаваемой» идеи, так и личного плана.

За время занятия каждый человек должен попробовать себя во всех предусмотренных игрой ролях. В конце встречи желательно провести рефлексию, т.е. попытаться одним предложением сформулировать вслух самое главное, что студент смог запомнить в данном занятии.

В небольших группах все на виду, каждого человека можно спросить. Но как быть преподавателям, ведущим поточные дисциплины, когда в аудитории одновременно присутствует несколько десятков человек? Если это практические занятия, то их, на наш взгляд, можно проводить, например, в форме ток-шоу с обязательным распределением ролей между участниками или разделять студентов на группы и работать в режиме дискуссии, решая по заданию преподавателя конкретные проблемные ситуации.

Итак, мы считаем, что для преподавателя специальных творческих дисциплин в настоящее время важнее и эффективнее не перегружать студентов теоретической информацией, а организовывать для них различных деловые игры по закреплению навыков поведения в той или иной ситуации. Совсем отказываться от теории нельзя, необходимо так построить вектор обучения, чтобы каждая игра была на закрепление самостоятельно прочитанного студентами тематического материала. Такая организация процесса обучения требует пересмотра каждым преподавателем своих задач и профессиональных ролей. На наш взгляд, преподаватель (прежде всего, творческих дисциплин) должен стать для студентов коллегой, более опытным старшим товарищем-практиком, который не излагает прописные истины, а учит правильному поведению в ситуациях, с которыми столкнется выпускник в профессиональной деятельности. Он – играющий на стороне студента тренер.

Мы убеждены, что, говоря об инновациях в образовании, каждый, кто имеет дело c подготовкой будущих специалистов, должен задуматься о своей миссии и профессиональных задачах. Повышение зарплаты вряд ли решит проблему качества образования. Прежде чем просить большие деньги за свою работу, преподаватель должен изменится сам, пересмотрев свои взгляды на отношение к студентам.





 

Казанский государственный университет