Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Журналист и его аудитория: проблемы взаимопонимания (взгляд сквозь призму критики)

Баканов Р.П. Журналист и его аудитория: проблемы взаимопонимания (взгляд сквозь призму критики) / Р.П.Баканов // Инфо-ноосфера и массовые коммуникации: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции 1 – 4 октября 2008 года. – Ростов н/Д: НМЦ Логос, 2008. – С. 175 – 178.

Р.П. Баканов

Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина
ЖУРНАЛИСТ И ЕГО АУДИТОРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ (ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ КРИТИКИ)

Социологические опросы показывают: россияне все меньше доверяют СМИ. Этому способствует целый ряд факторов, которые общество ставит в упрек журналистам. Например, среди прочего можно отметить засилье на общедоступных телеканалах однотипных развлекательных передач, низкий уровень юмора, который все чаще характеризуется как «ниже пояса», большое количество рекламы, переизбыток сообщений на криминальную тему и т.д. Печатной журналистике предъявляются претензии все нарастающего отсутствия интереса к социальным проблемам «в пользу» постоянного освещения деятельности власти…

Все эти проблемы хорошо известны теоретикам журналистики, а также специалистам смежных дисциплин: социологии, психологии, политологии, филологии. Однако, к сожалению, дальше их обсуждений на научных конференциях, в студенческих аудиториях и различных экспертных группах, проведения соответствующих исследований и публикаций их результатов дело не заходит. Как нам представляется, решением этих проблем должны заниматься не только ученые и небольшие группы энтузиастов, но и общество в целом.

Правда, у работников медийных редакций есть свои представления об аудитории. Далеко не у всех есть возможность постоянно проводить исследования, направленные на выявления информационных предпочтений читателей, зрителей, слушателей, поэтому в прессе или при личном общении можно услышать разные мнения журналистов о народе. Они полярны: от уважительного «наша аудитория – самая требовательная и не прощающая ошибок» до пренебрежительного «пипл схавает все, что мы ему дадим». Вторая точка зрения более распространена и представляет аудиторию не иначе как серую массу людей с многочисленными нравственными пороками и в подавляющем большинстве своем лишенным чувства меры и вкуса. Не поэтому ли в журналистской среде распространено мнение (особенно это касается работников коммерческих телеканалов), что медийная аудитория в России невзыскательна?
Мы солидарны с представлениями некоторых ученых (Г.В.Кузнецов, С.А.Муратов, В.Л.Цвик, Н.Б.Кириллова, А.П.Короченский), что отсутствие представлений о специфике адресата и адресанта информации могут привести к серьезным нарушениям в процессе передачи данных. Более того, мы считаем данную проблему ключевой в системе информационного обмена, ведь если СМИ не удовлетворяют информационных потребностей и запросов аудитории, то когда-нибудь уровень ее доверия к журналистам окажется равным нулю. Люди либо вообще не будут читать газеты и журналы, слушать радио (все-таки это маловероятно) либо будут рассматривать СМИ исключительно как развлечение. Такие настроения в обществе уже есть. За информацией же население будет обращаться к специальным Интернет-сервисам и блогам. Несоответствие предложений СМИ ожиданиям их аудитории может привести к серьезным проблемам информационной безопасности в нашей стране.
В данной работе нам бы хотелось рассмотреть заявленную проблему с точки зрения медийной критики в современной российской журналистике. Медийная критика – это «особая область журналистики, которая призвана помочь обществу в познании новых реалий и тенденций в деятельности СМИ. Она является одновременно и своеобразным способом рефлексии, самопознания современной печатной и электронной прессы, и общественным зеркалом, которое призвано отражать «блеск и нищету» средств массовой информации, оказавшихся в рыночной среде» [Короченский, Ростов-на-Дону, 2002]. Мы регулярно проводим мониторинг федеральных газет и журналов, а также изданий Республики Татарстан с целью выявления и анализа публикаций, содержащих критический анализ деятельности журналистов и оценку медийным текстам. Так, в рамках подготовки данной работы мы исследовали такие федеральные печатные СМИ, как: «Аргументы и факты», «Газета», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Московский комсомолец», «Московские новости», «Независимая газета», «Новая газета», «Новые известия» и «Труд». Во многих указанных газетах существуют постоянные рубрики, в которых под критическим углом зрения рассматривается телеэфир минувшей недели. Мы систематизировали выявленные журналистские выступления по нескольким тематическим группам. Часть работ содержит обсуждение проблемы взаимоотношения телевидения как самого массового вида СМИ со своей аудиторией. Рассмотрим же данные публикации. Не вдаваясь в подробности, остановим внимание лишь на самом главном.

По мнению телекритиков, одной из важных проблем является дальнейшее увеличение развлекательного вещания. Обозреватели сходятся во мнении, что, возможно, это делается ради того, чтобы отвлечь аудиторию от большого числа социальных проблем, так сказать, не волновать народ. Пусть зрители смотрят шоу, концерты, исторические расследования, но только не исследование причин злободневных социальных проблем. Особенно упрекает в этом телевидение «Литературная газета», обозреватель которой К.Ковалев однажды сравнил ТВ с телеигом: ««Мы – невольники, мы платим дань телеигу своим временем!». Телевидение не «пятая власть», а скорее даже «первая», – пишет он. – Некоторые каналы подвластны теперь лишь устоявшейся группировке управленцев, которые далеки от понятий «образование», «культура», «нравственность», «общечеловеческие ценности» и даже – «права человека». … Телеканалами правит наряду с рейтингом элементарная пошлость, продукт внутреннего состояния самих топ-менеджеров». Вот это и есть самое страшное. «Мы находимся под игом недалёких и тщеславных людей, а такой «собиратель дани» страшнее средневековой Орды. Ведь он вытягивает не только «серебро и злато», но и высасывает будущее наших детей, взрастающих на примитиве, попсе, бездарности, пошлости, криминале, нецензурщине и извращённых понятиях о главных ориентирах в жизни» [Ковалев, «Литературная газета», 2008].

Другой проблемой является переизбыток политики и криминала в информационных выпусках. Какую картину России мы видим в новостях? – спрашивают телекритики и сами же дают ответ. Получается, что федеральным каналам регионы интересны только тогда, когда туда приезжает высокое столичное начальство, совершено резонансное преступление или произошло стихийное бедствие. Россияне не знают о том, как живут их соотечественники в других республиках, областях, федеральных округах! «Надо не просто «информировать зрителей о происшествиях», а требовать решения этой серьёзнейшей проблемы, – пишет автор «Литературной газеты» А.Бриль. – В нормальном обществе, на «нормальном телевидении» первостепенное внимание уделяется вопросам, связанным с сохранением здоровья и жизни людей, а не «развлекаловке». В связи с этим А.Бриль делает вывод, что пока телевидение воспитывает «прожигателей жизни», будут оставаться без обсуждения самые важные для человека и общества в целом вопросы [Бриль, «Литературная газета, 2008].

Кроме двух указанных проблем, критики ставят в вину отечественному телевидению повседневное нарушение норм профессиональной этики, а также погоню за сенсациями при описании обычных явлений. Все это не может не влиять на отношение населения к деятельности масс-медиа. По нашему мнению, работники СМИ должны в своем творчестве и при формировании «повестки дня» исходить их ожиданий аудитории. Медийная критика же должна помочь ответить на вопрос насколько информационная картина временного периода будет соответствовать ожиданиям людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бриль А. Жизнь и смерть в «телемагазине» / А.Бриль // Литературная газета». – 2008. – № 2. – С.10.

2. Ковалев К. Крови и зрелищ?! / К.Ковалев // Литературная газета. – 2008. – 2008 – № 15. – С.10.

3. Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка [Текст] / А.П.Короченский. – Р/н/Д.: Международный институт журналистики и филологии, 2002. – С.6.





 

Казанский государственный университет