Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Анализ оценочного и проблемно-тематического полей современной телекритики в федеральных изданиях

Баканов Р.П. Анализ проблемно-тематического поля современной телекритики в федеральных изданиях / Р.П.Баканов // Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства: материалы II Международной научно-практической конференции (факультет журналистики Южно-Уральского государственного университета 18-20 сентября 2008 г.). - Челябинск, 2008. - С. 40 - 50.

Среди множества сюжетов и тематических линий, освещаемых в газетах и журналах, периодически можно прочесть публикации, в которых содержится анализ работы журналистов или идет разговор об этических проблемах современных СМИ. И если вопросы об этике поведения пишущей братии затрагиваются главным образом в профессиональных изданиях, то оценку и анализ некоторых телевизионных передач можно найти и в общественно-политических газетах.

В центре нашего внимания - изучение проблемно-тематического поля, содержащегося в авторских колонках телевизионных критиков. Изучая специфику российской телекритики на протяжении нескольких лет, мы можем сказать, что этот вид творческой деятельности уже является отдельным направлением в современной журналистике РФ. Об актуальности и функциях медийной критики (а критика телевизионная - ее составная часть) написано уже немало, поэтому, по нашему мнению, пришло время исследовать не только теоретическую, но и практическую сторону данного дела. Мы изучили специфику телевизионной критики в федеральных печатных СМИ за полтора года: с января 2007 по июль 2008 гг. За этот период выявлен большой массив публикаций (всего около восьмисот), в которых в той или иной степени содержался либо анализ телепередач, либо предпринималась попытка критического осмысления различных аспектов функционирования современного телевидения как средства массовой коммуникации.

В процессе выполнения исследования перед нами стояло несколько задач:

- Во-первых, выявить и провести классификацию тематических направлений современной телевизионной критики и сравнить тематическое разнообразие с более ранним хронологическим периодом (2005-07 годами);

- Во-вторых, установить авторскую оценку ТВ как объекта анализа, содержащуюся в выступлениях критиков;

- В-третьих, систематизировать и определить соотношение и объем информационного потока о телевидении в федеральных общественно-политических газетах.

Эмпирическую базу исследования составили следующие федеральные общественно-политические газеты: "Газета", "Известия", "КоммерсантЪ", "Комсомольская правда", "Литературная газета", "Московский комсомолец", "Московские новости", "Независимая газета", "Новые известия", "Российская газета" и "Труд". Выбор данных изданий обусловлен тем, что, во-первых, каждое СМИ распространяется по всей территории России, во-вторых, имеет достаточно высокие тиражи и индексы цитируемости, а, в-третьих, как показывает наше исследование телекритики предыдущего периода[1], - постоянно оформившиеся рубрики, в которых содержится критический анализ телепередач и политико-экономической ситуации вокруг данного вида СМИ. Однако в процессе выполнения работы не все источники изучались равномерно. Это связано с тем, что в "Комсомольской правде" и в "Новых известиях" за 2007 год было опубликовано очень мало материалов по интересующей нас теме, а в 2008 г. редакции стали уделять телекритике больше внимания. Кроме того, перед Новым годом приостановилось издание "Московских новостей". Таким образом, всего мы изучили 11 печатных СМИ (9 за 2007 г. и 10 за 2008 г.)

Проведя мониторинг источников, можно отметить, что телекритика на их страницах представлена неравномерно. Так, например, за первую половину 2008 года в "Литературной газете" опубликовано 126 материалов, содержащих оценку качества телепередач и сериалов, а в "Комсомольской правде", "Московском комсомольце", "Новых известиях" и "Труде" - не более десяти. Это связано с фактором мобильности журналистов-обозревателей: в "Комсомолке" пока нет ни постоянной рубрики для медиакритики, ни отдельного освобожденного от других редакционных обязанностей человека. В "Новых известиях" и "Труде" в феврале 2008 года рублики "Телевидение" прекратили существование по причине перехода их ведущих - С.Варшавчика и С.Беднова соответственно - на руководящие должности других изданий. К сожалению, за период нашего исследования не появилось новых авторов, которые бы проявили себя в качестве телевизионных критиков, продемонстрировав оригинальность суждений, аргументов, оценки. Отметим отдельные попытки "Литературной газеты" заполнить еженедельную рубрику "А вы смотрели?" краткими отзывами об увиденном по ТВ со стороны простых зрителей, но объем данных выступлений настолько невелик (всего около 50 газетных строк), что не позволяет в полной мере проанализировать конкретную передачу и, соответственно, сделать вывод о творческом потенциале того или иного автора.

Итак, рассмотрим количественные характеристики публикаций в печатных СМИ, в которых содержатся анализ ТВ-передач.

Оценочная палитра телекритики

Проведя изучение выступлений критиков, мы выяснили, что современная телевизионная критика не постоянна в своих оценках. Нет авторов, которые бы из номера в номер говорили только о положительных/отрицательных сторонах отечественного ТВ. Наоборот, многие обозреватели (главным образом те, которые ведут собственные колонки на протяжении ряда лет) стараются увидеть в объекте исследования плюсы и минусы и порассуждать о современных тенденциях, характерных для федерального "голубого экрана". Мы считаем, что такое разнообразие мнений крайне необходимо, прежде всего, для аудитории, которой предлагаются неодинаковые мнения о телепередачах, тем самым, побуждая читателей сделать самостоятельные выводы о прочитанном. По мнению А.П.Короченского, Г.В.Кузнецова, С.А.Муратова, А.В.Федорова и некоторых других ученых, одной из задач медийной критики является формирование у аудитории навыков осмысления содержания СМИ. Это связано с вхождением российской журналистики в стадию рыночных отношений и в информационный рынок.

В Таблице 1 представлено разнообразие оценочной палитры телекритики за первый год исследования:

Таблица 1. Соотношение оценочной базы в зависимости от источника публикации материалов, содержащих критику телепередач, за 2007 год
(в количестве публикаций, учитывались только выступления, в которых содержится анализ телевизионного контента)

Источники

Положительная

Нейтральная

Негативная

Всего публикаций

"Литературная газета" 30 36 184 250
"Независимая газета" 7 28 23 58
"Российская газета" 2 18 35 55
"Газета" 4 13 36 53
"Известия" 1 13 37 51
"Труд" - 9 35 44
"КоммерсантЪ" - 37 - 37
"Московские новости" - 4 8 12
"Московский комсомолец" 1 7 3 11
Всего 45 165 361 571

Как видно из приведенных данных, в практике телекритики 2007 г. преобладала негативная оценка телевизионному контенту: ее общий объем составляет 63,2% от всего объема журналистской критики в изученных печатных изданиях прошлого года. Данная оценка достигается за счет многочисленных выступлений "Литературной газеты" и, в частности, одной из ее тематических рубрик "А вы смотрели?". Авторы данного издания отвергают ценности, которые формирует современное ТВ: власть денег, индивидуализм, культ насилия, предательство, пошлый юмор: Однако если выступления А.Кондрашова, К.Ковалева и ряда других авторов представляют собой аргументированную точку зрения на проблемы российского телевидения как СМИ, то в рубрике-колонке "А вы смотрели?", ввиду отсутствия места, приводятся только мнения читателей о конкретных передачах/фильмах прошедшей теленедели. Отрицательное отношение большинства выступающих достигается в основном за счет собственных эмоций, крайне редко подкрепленным аргументной базой. Как видно из приведенных данных, менее всего критики в адрес телевидения было в "Коммерсанте": кроме информационных сообщений о ситуации в той или иной редакции, на его страницах публикуется еженедельное аналитическое обозрение рейтингов ведущих телеканалов РФ, но нет никакой преобладающей оценки в сторону каждого из них.

Сравним позицию телекритиков прошлого года с оценками за 2008 г.

Таблица 2. Соотношение оценочной базы в зависимости от источника публикации материалов, содержащих критику телепередач, за первую половину 2008 года (в количестве публикаций)

Источники

Положительная

Нейтральная

Негативная

Всего публикаций

"Литературная газета" 17 31 78 126
"Российская газета" 1 28 3 32
"КоммерсантЪ" - 31 - 31
"Независимая газета" 1 17 13 31
"Газета" 1 8 17 26
"Известия" - 18 8 26
"Комсомольская правда" - 6 4 10
"Новые Известия" - 7 3 10
"Московский комсомолец" 1 2 2 5
"Труд" - 5 - 5
Интернет-издание "Телегид" 0 0 1 1
Всего 21 153 129 303

Знакомясь с содержанием публикаций, можно сделать вывод, что телекритики в первой половине текущего года стремятся максимально корректно сделать анализ художественного своеобразия каждой передачи. Так, И.Петровская ("Известия"), Ю.Богомолов в "Российской газете", С.Тарощина в "Газете" и С.Беднов в "Труде" замечают не только недостатки, но и достоинства предмета своего исследования, стараясь не обидеть телевизионных работников. Критики временами однозначны в оценках, постоянно передают аудитории собственные ощущения, которые возникли у них в результате просмотра передачи, в меру эмоциональны. Однако, несмотря на то, что, судя по Таблице 2, публикации без оценки (нейтральные выступления) в своей совокупности незначительно преобладают над сегментом публикаций с негативной оценкой, - факт этот не влияет на общую "расстановку сил" в российской телекритике за хронологический период нашего исследования. Если суммировать оценочные показатели, представленные в двух таблицах, то преобладающей будет негативная направленность выступлений (всего 490 работ) против 318 материалов без оценки. Разница уже гораздо более заметна, нежели при подсчете за конкретные отрезки времени.

Если рассматривать данную ситуацию, начиная с 2005 года, то, как показывают наши предыдущие замеры, в газетной телекритике существует тенденция к постепенному сокращению публикаций с негативной авторской позицией за счет увеличения выступлений без оценки или со слабо выраженной негативной позицией критика. Отметим также и снижение численности материалов с положительной оценкой. Так, с 2005 по 2007 годы их количество уменьшилось с 96 до 45, и этот процесс, судя по Таблице 2, продолжается. Больше всего таких выступлений крайне редко публикуется в "Литературной газете", а в других изданиях их практических нет. Массовая телекритика сегодня лишь эпизодически хвалит федеральное телевидение.

Проблемно-тематическое поле критики

Публикации о ТВ можно классифицировать по нескольким тематическим направлениям. В ходе контент-анализа газетных рубрик, содержащих критику телевидения, мы смогли распределить выступления по 16 тематическим подгруппам. Заметим, что за временной период настоящего исследования телекритику вряд ли можно охарактеризовать как направление, раскрывающее многочисленные принципы и правила создания и функционирования СМИ в обществе. На наш взгляд, именно с анализа тематического разнообразия журналистской критики необходимо начинать разговор о роли, которую она выполняет в процессе медиаобразования населения.

Публикации, содержащие оценку телевидению как средству массовой коммуникации, сегодня помещаются в газетах исключительно по информационному поводу. В подавляющем большинстве случаев им является выход в эфир конкретной телепередачи/фильма/сериала. Помимо того, если случится какая-либо кадровая перестановка на одном из федеральных каналов, то обозреватели не только расскажут о ней, но и сделают краткий комментарий: почему так произошло. Все реже на страницах газет (возможно, из-за жестких ограничений объема текста) мы видим глубокий анализ не только телепередач, но и тенденций, которые порождает ТВ в современном обществе. Например, лишь эпизодически идет разговор о том, каким образом телевизионный контент влияет на поведение людей и в первую очередь молодежи, редко публикуются результаты научных исследований по данной проблеме. К тому же нет публичной дискуссии с привлечением специалистов разного уровня и обычных людей, всесторонне рассматривающей достоинства и недостатки современной практики телевидения как одного из главных инструментов социализации личности.

Однако вместе с этим необходимо сказать и о положительных сторонах газетной российской телекритики. В 2000-х годах данное направление в журналистике постепенно сформировало круг постоянных авторов. Телевизионная критика первого десятилетия XXI века, прежде всего, опытные авторы, многие из которых - С.Беднов, Ю.Богомолов, А.Вартанов, И.Петровская, С.Тарощина и некоторые другие - обладатели различных журналистских наград, авторитетные в профессии люди. Сейчас о телевидении кто попало не пишет, как это было в конце 1990-х гг. Критики, постоянно совершенствуясь и выступая от имени общественности, стремятся не навязывать свою позицию читателям, но быть по возможности честными и объективными, подмечая в телевизионном эфире не только негативные, но и положительные стороны.

Самый большой по численности массив выступления занимает анализ телевизионных передач, на втором месте - исследования художественной составляющей отечественного телеэфира. В Таблице 3 мы приводим десять наиболее популярных среди критиков тематических направлений: мы сформулировали их в зависимости от предмета интереса критиков.

Таблица 3 "Ведущая десятка" тематических направлений. Распределение оценочной палитры, содержащейся в каждом из тематических направлений телекритики за 2007 - первую половину 2008 гг.
(в количестве публикаций)

Тематическое направление

Положительная

Нейтральная

Негативная

Всего публикаций

"Рецензия на телепередачи" 49 67 160 276
"Низкий художественный уровень телепередач российского телевидения" - 17 79 96
"Главные темы теленедели" 4 53 45 102
"Телевидение и политика" 2 40 53 95
"Проблемы этики на телевидении" - 11 52 63
"Телевидение и развлечения" 4 26 34 64
"Анализ рейтинговых показателей телепроектов" 1 75 3 79
"Проблемы информационного телевещания" 1 5 18 24
"Мнения журналистов о ситуации на современном телевидении" 1 17 - 18
Всего публикаций 62 (7,6%) 311 (38%) 444 (54,3%) 817

Теперь рассмотрим, насколько регулярно в той или иной газете освещается конкретная проблема современного ТВ.

Таблица 4 Распределение тематических направлений телевизионной критики в федеральных газетах за период с января 2007 по июль 2008 гг.
(в количестве публикаций)

Тематические направления Газета Изв. КП Труд РГ НГ МК МН ЛГ НИ Ъ Всего
"Рецензия на телепередачи" 16 4 6 5 11 29 3 5 193 - - 304
"Низкий художественный уровень телепередач российского телевидения" 11 8 - 8 15 3 1 1 72 2 - 121
"Телевидение и политика" 19 9 - 3 6 27 5 2 19 2 4 106
"Главные темы теленедели" 12 15 - 16 28 6 - 1 20 4 - 102
"Анализ рейтинговых показателей телепроектов" - - - 3 1 1 - 1 3 - 88 97
"Проблемы этики на телевидении" 8 19 2 8 3 3 3 1 14 - 1 62
"Телевидение и развлечения" 8 13 - 3 13 7 1 1 15 - - 61
"Творческий портрет телевизионной личности" 2 1 - 3 9 9 5 - 3 - - 32
"Проблемы информационного телевещания" 1 3 - 2 2 3 1 - 11 - 1 23
"Мнения журналистов о ситуации на современном телевидении" - 1 2 - - 14 - - - 2 2 21
"Телевидение и спорт" 3 2 - 1 2 1 3 - 7 - 1 20
"Телевидение и реклама" - 2 - - - - - - 11 - 1 14
"Перспективы российского ТВ" - - 1 2 2 1 1 - 3 - - 10
"Полемика между коллегами" - - - - - 1 - - 5 - - 6
"Председатель телекомпании на страницах печати" - 1 - - - 1 - - - - 3 5
Всего материалов 80 78 11 54 92 106 23 12 376 10 101 984

В Таблице 4 представлены все тематические направления современной телекритики. Тенденция последнего года: в одном выступлении имеется анализ различных телевизионных проблем. Вот только один пример. Читая колонку И.Петровской "Как остаться Дроздовым в мире людей?" на первый взгляд кажется, что перед нами рецензия на премьеру Первого канала "В мире людей". Критик оценивает художественный уровень данного медийного продукта, набрасывает штрихи к портрету ведущего Н.Дроздова. Однако в дальнейшем Петровская стремится выяснить место таких передач в общей массе развлекательной тенденции Первого канала и федерального ТВ в общем. В итоге - постановка проблемы: "ТВ в основном интересует именно бездна: пороки, мерзости, скандалы, конфликты. И понятно - почему. Программы про хороших, добрых, порядочных людей, как правило, с треском проваливаются: Говорят, хороший человек - не профессия. Вышло, что хороший человек - и не герой нашего ТВ:"[2] Вообще, с увеличением удельного веса якобы документальных фильмов, рассказывающих о личной жизни известных личностей, становится больше негативных откликов критиков с просьбой к работникам телевидения прекратить сознательно - ради повышения рейтинга - искать и придавать огласке скандальные истории, закрывая глаза на творчество этих людей.

Проведя исследование, нельзя сделать однозначного вывода о том, что в одном издании проблемы телевидения освещаются лучше, а в других - хуже. На наш взгляд, основная проблема лежит в плоскости наличия/отсутствия желания редакторов и владельцев издания содержать телекритика пусть и на гонорарной основе. Может ли издание, от случая к случаю публикующее выступления с элементами анализа передач или ситуации вокруг ТВ (таких СМИ в нашем мониторинге было четыре), глубоко вникнуть в объект исследования? Вряд ли там найдется место для объемной статьи. Поэтому в случае с газетной телекритикой можно говорить лишь о привлечении внимания аудитории к конкретным проблемам современного ТВ. Каждая из них сформулирована нами в общем виде и включена в список тематических направлений. Поэтому ожидать глубоких исследований со стороны критиков в данном случае не приходится. Рассматривая телекритику как часть медийного образования населения, выделим четыре направления, которые, на наш взгляд, российская газетная телекритика обсуждает крайне редко:

- Расшифровка так называемых сигналов, символов и мифов, созданных работниками телевидения. Например, "каково общество, таково и телевидение", "спрос на развлечения рождает предложение", "телевидение - глас народа" и т.д. Думается, что по данным проблемам необходима широкая общественная дискуссия с привлечением журналистов, ученых, представителей разных профессий, студентов.

- По мнению экспертов, телевидение можно назвать формой социального знания: "Телевидение: создает систему образов-образцов, легитимизирующих те или иные социальные практики и нормирующих отношение к ним"[3]. Критика пока часто оставляет за скобками разговор об этом, изредка лишь упоминая о смыслах (в основном, идеологических), порождаемых современным телевидением. Каковы смыслы и ценности, транслируемые российским ТВ, почему сегодня именно они актуальны? Чьи интересы обслуживает телеэкран? К сожалению, газетная телекритика дает крайне поверхностный ответ на эти вопросы.

- Разъяснение принципов и политики функционирования конкретных телередакций, а также обсуждения на предмет выявления причин (социальных, экономических, политических, идеологических и проч.) создания и выхода в эфир тех или иных передач.

- Необходимо, на наш взгляд, больше обращать внимания на позитив. Однако это должна быть аргументированная позиция, а не принцип "понравилось, потому что сегодня у меня хорошее настроение". Мы уверены, на современном российском телевидении существуют достойные позитивных откликов критиков программы.

Таким образом, телевизионная критика периода 2007 - первой половины 2008 гг. пока не в полную силу выполняет свои функции как части медиаобразования населения. Однако происходящие в ней тенденции, направленные на дальнейшее повышение внимания большинства опытных авторов именно на качество телепередач, позволяют надеяться, что данный вид деятельности будет постепенно расширять границы своего творчества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См., например: Баканов Р.П. Критика СМИ как форма медиапросвещения населения / Р.П.Баканов // Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика функционирования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. Н.Ф.Федотова. - филиал Казанского гос. ун-та. - Набережные Челны: Лаб. Опер. полиграфии, 2007. - С. 192 - 196; Баканов Р. Развитие телевизионной критики в федеральной печати 1990-х гг.: становление структуры специальных рубрик / Р.Баканов // Тонус: Научный и учебно-методический альманах факультета журналистики и социологии КГУ. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. - № 16. - С. 25 - 33.

2. Петровская И. Как остаться Дроздовым в "мире людей" / И.Петровская // Известия. - 2008. - 25.I. - С.5.

3. См.: Климов И. Социальные вызовы "приватизированного" телевидения / И.Климов // Российское телевидение: между спросом и предложением. - Т.1. [под ред. - А.Г.Качкаевой, И.В.Кирия]. - М.: Элиткомстар, 2007. - С.16.





 

Казанский государственный университет