Персональный сайт Романа Баканова
 
О себе Научные статьи Тезисы докладов Газетные публикации Учебные материалы Электронная хрестоматия Ссылки Литература по медиакритике
 

Российская газетная телекритика: особенности развития

Баканов Р.П. Российская газетная телекритика: особенности развития / Р.П.Баканов // Журналистика в 2008 году: Общественная повестка дня и коммуникативные практики СММ. – М.: Ф-т журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, МедиаМир, 2009. – С. 233 – 234.

Как известно, авторитет любого журналиста или литературного деятеля напрямую зависит от того, насколько он интересен своей целевой аудитории. Не является исключением и работа критика. Как показывают наши исследования, сегодня в практике отечественной газетной телекритики не существует четких критериев оценки медийного продукта. Каждый, кто берет на себя смелость ругать или хвалить современную журналистику, руководствуется своим представлением о плохом и хорошем.

Оценочная функция – базовая для критики. Без собственного конкретного мнения о просмотренной телепередаче, которое складывается не только из умения выявить ее художественные достоинства/недостатки, но и желания рассмотреть данный медиапродукт в контексте современного состояния российского информационного поля, автор вряд ли будет интересен читателю. А постоянного внимания к своему творчеству можно добиться только тогда, когда можешь не только оригинально мыслить, но и владеешь искусством вести полемику.

В практике современной телекритики много внимания уделяется ведущим, но все реже речь идет о качестве их работы. Стало нормой делать интервью со «звездами» экрана по любому ничтожному поводу. Еженедельные выступления таких телеаналитиков, как И.Петровская, Ю.Богомолов, С.Тарощина, А.Кондрашов, К.Ковалев, которые не только размышляют о качестве телевизионного контента, но и подмечают общие (как правило, негативные) тенденции развития ТВ на современном этапе, тонут в предлагаемом телегидами бескрайнем потоке анонсов, сплетен и скандалов. Практика телекритики рубежа веков знает много примеров, когда передачи оценивались исключительно по принципу «нравится/не нравится» проект (таковы уже закрывшаяся рубрика «МК» «На голубом глазу» и постоянная подрубрика «А вы смотрели?» в «Литературной газете»). В них анализ подменяется излишней авторской эмоциональностью, стремлением к эпатажу, резкостью оценок и назидательностью.

Таким образом, среди множества публикаций о ТВ в федеральной прессе далеко не все содержат авторские оценки, полученные в результате анализа качества телеконтента, а не собственных эмоций. Объективность суждений и оценок по-прежнему является одной из основных проблем в медиакритике. Мы считаем, что чем содержательнее, логичнее и полемичнее получится выступление, тем больше внимания со стороны аудитории оно получит.





 

Казанский государственный университет