Современная
российская драма

 Классика
и современность

 Зарубежная драма
и театр

 Театральная жизнь Казани
 Из дальних странствий возвратясь
 Конференции
 Контакты
 Авторы

СОВРЕМЕННАЯ ДРАМА

Театральная жизнь Казани

Шевченко Е.Н. Вычитание земли, Или прихотливые пути новой драмы в Казани / Е.Н.Шевченко // Идель, 1/ 2008.- C. 64-66.

Прошедший сентябрь в Казанском государственном университете, как и положено первому месяцу осени, был щедр на события: международные конференции сменялись симпозиумами, симпозиумы - чтениями, а те, в свою очередь, - встречами с видными учёными и писателями. На филфаке же конец сентября проходил под знаком современной драмы и театра. "Театральный сентябрь" - так был назван совместный проект филологического факультета КГУ и Университета Юстуса Либиха г.Гиссена (Германия).

Этот своеобразный театральный форум открылся спектаклем "Cartas de amor a Stalin" ("Любовные письма Сталину") по пьесе молодого драматурга Хуана Майорги в исполнении испанского студенческого театра "Аула 02" Гиссенского университета. В этот же день начала работу школа современной российской драмы для преподавателей, аспирантов и студентов Университета г.Гиссена и КГУ. В форме семинарских занятий и круглых столов шли оживлённые дискуссии о проблемах отечественной драматургии, современном прочтении классики, переводе драматического текста, обсуждались пьесы известных драматургов М.Угарова, В.Леванова, В.Сигарева, братьев Пресняковых и др. Апогеем "Театрального сентября" стала Международная конференция "Современная российская драма", в которой приняли участие известные драматурги Н.Коляда и О. Богаев (Екатеринбург), В. Леванов (Тольятти), режиссёры казанских театров А. Славутский, Р. Загидуллин, литературоведы и театральные критики из Гиссена (Германия), Ольштына (Польша), Москвы, Ст.Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Саранска и, конечно, преподаватели и аспиранты филологического факультета КГУ. А художественный руководитель Качаловского театра Александр Славутский вместе со своим коллективом за неделю до открытия театрального сезона специально для участников конференции дал спектакль по пьесе Чехова "Вишнёвый сад". Безусловно, это был красивый поступок, по достоинству оценённый зрителями.

По общему мнению, конференция стала событием - едва ли не первой попыткой научного осмысления феномена новой драмы и, в сущности, признанием её легитимности, ведь официальная театральная критика новую драму, мягко говоря, не жалует, а порой просто отказывает ей в праве на существование.

И всё бы хорошо, но выяснилась удивительная вещь: в Казани, ставшей, таким образом, одним из первых центров научного исследования современной драмы, сам предмет, можно сказать, отсутствует. В театре им. В.И. Качалова изредка идёт "Куриная слепота" Н. Коляды, в ТЮЗе - "Бегущие странники" А. Казанцева, в ноябре здесь же прошла премьера спектакля "Семья Романа" по пьесе молодого екатеринбургского драматурга Василия Сигарева "Семья вурдалака", ну и…собственно всё! "Я знал, что в Казани современной драмы нет, но чтобы настолько не было…", - недоумённо констатировал Николай Коляда. На встрече с режиссёрами казанских театров А. Славутский объяснил это тем, что его не устраивает качество современной драматургии - не хватает ярких характеров, настоящего конфликта. Но Коляда, будучи не только выдающимся драматургом, режиссёром, но и педагогом, воспитавшим целую плеяду уральских драматургов, встал на защиту молодых, назвав целый ряд достойных имён.

Рашид Загидуллин, главный режиссёр Татарского государственного театра драмы и комедии им. Тинчурина, рассказав о специфике национального театра, поведал и о тех трудностях, которыми сопровождается постановка современной русской драмы. Это и ментальные различия, и традиции, и определённые ожидания зрителя, преданного театру, доверие которого нельзя обмануть, и обилие пьес своих, татарских драматургов (особенно Р.Загидуллин хвалил бугульминскую школу молодой драматургии), и определённые сложности перевода современного текста на татарский язык.

Порадовала скорая премьера пьесы Сигарева, о которой рассказала завлит ТЮЗа Елена Акимова (главный режиссёр Владимир Чигишев из-за репетиции, к сожалению, не смог принять участие в разговоре). Но согласитесь, статистика в любом случае не утешительная. А потому, на фоне радости по поводу успешно проведённой конференции, мы всё-таки пребывали в состоянии некоторого недоумения и, чего греха таить, разочарования. Как сказал всё тот же Коляда, ну какой театр без современной пьесы?!

И вот, предаваясь размышлениям на эту тему, а заодно наслаждаясь последними сухими денёчками, мы с коллегой прогуливались по осенним улицам, когда среди множества цветастых рекламных листков глаз неожиданно выхватил скромную, белевшую на заборе бумажку:

Театр-школа "Образ"

Вячеслав Дурненков "Вычитание земли".

Вот это да! Можно сказать, оплакали новую драму в Казани, и вдруг Вячеслав Дурненков - тольяттинский драматург, известный "новодрамовец", неизменный участник и неоднократный призёр разнообразных фестивалей современной пьесы! Кстати, Слава Дурненков должен был приехать на конференцию в Казань, но в последний момент по объективным причинам не смог.

Стоит ли говорить, что мы бегом побежали в ДК медработника, где должен был состояться спектакль.

Вместо билетов получили красивые календарики: "Театр-школа "Образ". Курсы актёрского мастерства для жизни и сцены. Развивающие семинары". Уселись в первый ряд. Сцена ДК медработника маленькая, уютная, точно созданная для камерного театра. По сцене и залу сновали какие-то молодые люди, то убегая за кулисы, то настраивая оборудование, переговаривались со зрителями. Нам показалось, что мы одни здесь "чужие", что все остальные знакомы и связаны каким-то общим делом. Как выяснилось потом, мы были не так уж далеки от истины. Почти все оказались либо участниками курсов актёрского мастерства, либо их выпускниками, либо "приближёнными". Шустрый молодой человек, производивший впечатление "главного", выскочил на сцену, объявил спектакль и "правила поведения" для зрителей. Мы немного напряглись, когда он начал было объяснять смысл пьесы и "метафизическую связь" между отдельными картинами, но молодой человек вовремя остановился и, улыбнувшись, пожелал приятного просмотра.

"Вычитание земли" - пьеса и вправду загадочная. Как и в большинстве пьес братьев Дурненковых (а есть ещё второй брат, Михаил - братья пишут и вместе, и порознь) без метафизики дело не обошлось. При этом герои-чудики (определение драматурга и режиссёра М.Угарова) вступают в необычные взаимоотношения со стихиями - огнём, водой, воздухом (только не с землёй, потому её - "вычитаем"), а сквозь абсурд художественный реальности просвечивает живая боль и неподдельное чувство. При этом хохочешь от начала и до конца - настолько остроумен текст, настолько причудлива авторская фантазия.

По зубам ли это окажется самодеятельному коллективу? Опасения беспокоили нас ровно до того момента, как на сцене зажёгся свет. А дальше действие покатилось в захватывающем темпе… Было смешно, трогательно, было увлекательно настолько, что забыли про время. Был настоящий театр с актёрами, у которых горели глаза, и это без обмана. После спектакля мы бросились за кулисы: "Кто поставил?" "Паша Кошкин", - ответили нам. Дождались Пашу, он оказался именно тем молодым человеком, что объявлял спектакль и играл в нём несколько ролей. "Почему Дурненков? Почему "Вычитание земли"? Что вы ещё из новой драмы ставите?" - засыпали мы вопросами разгорячённого Пашу, босиком носившегося по сцене, переключавшего какие-то рычаги и на ходу отдававшего распоряжения на все стороны. "Почему Дурненков? Да книжку братьев купил, понравилось. Мы ещё "Красную чашку" ставим, а для показов сцены из "Ручейника" готовили, из "Кто-то такой счастливый", а ещё из угаровского "Облом-off'а". А "Вычитание земли"…Ну, это поставить легче, монологи одни", - смеясь, признался Паша. Бегая за режиссёром по сцене, а потом встретившись с ним в более спокойной обстановке, дома у руководительницы театра-студии Оксаны Костэр, мы узнали много интересного и о школе, и о спектаклях, и о них самих. Курсы актёрского мастерства были организованы чуть больше года назад Оксаной, приехавшей из Москвы специально для создания здесь филиала театра-школы "Образ". "Командированным специалистом по окультуриванию городов россейских" окрестил её Паша Кошкин, выпускник "первого призыва", гордость молодого педагога. С миссией своей Оксана справилась прекрасно: популярность курсов растёт, искусством "жить" и "играть" овладевают люди самых разных профессий - биологи, геологи, музыканты, бухгалтеры, преподаватели, экономисты и т.д. Вот и Паша в миру - электрик-монтажник.

В Москве театр "Образ" и курсы Актёрского мастерства для Жизни и Сцены, созданные актёром, режиссёром и психологом Сергеем Базаровым, существуют уже одиннадцать лет. Цель школы-студии - максимально раскрыть потенциал каждого. Для этого в программу включены занятия по ораторскому искусству, технике сценической речи, пластике, тренинги общения, приёмы психологического раскрепощения и т.д. Филиалы школы-студии созданы во многих городах России. Обучение на курсах актёрского мастерства проводится в три этапа, каждый из которых длится три месяца. Окончив полный девятимесячный курс, Паша Кошкин стал работать самостоятельно: готовить с участниками и выпускниками школы внепрограммные спектакли, показы, выступая при этом во всех ипостасях - режиссёр, актёр, администратор, рабочий сцены. Паша рассказал нам о своём пристрастии к современной драме, которую он знает и любит за "хорошие, а, главное, новые истории, рассказанные современным человеческим языком….". Вот и сейчас он увлечённо работает над "Красной чашкой". В планах же стоит "Голубой вагон" того же Вячеслава Дурненкова.

Интересен ещё один факт: на основе интернет-блогов ребята написали и поставили пьесу-дневник "Ливан-Израиль" о войне 2006 года, продлившейся месяц. Таким образом, двигаясь интуитивно и ничего не зная о вербатиме, они вышли на столь популярный сегодня метод создания текста путём монтажа дословно записанной речи. Напомним, что с опорой на интернет-ресурсы и с использованием техники "вербатим" были созданы такие известные современные пьесы, как "Сентябрь.doc" Елены Греминой (по материалам обсуждения теракта в Беслане на мусульманских, чеченских и русских сайтах), "Сто пудов любви" Вадима Леванова (по письмам поклонниц наших поп-звёзд") и многие другие.

Вот такими неисповедимыми оказались пути новой драмы в Казани. Пока репертуарные театры выжидают, с осторожностью присматриваясь к этим неудобным "новым", кто-то "купил книжку…понравилось"…и началось! Впрочем, не удивительно. Говоря о новой драме, М.Угаров так охарактеризовал её суть: "Это не люди театра создают драму для театра, а люди жизни несут эту самую жизнь на сцену". Видимо, в силу именно этих своих качеств новая драма и привлекает "людей жизни", которые открыли для себя "другой" театр.

Вот так! Попробуйте теперь сказать, что в Казани нет новой драмы!

А ещё здесь есть Паша Кошкин, принадлежащий к той редкой породе людей, что всё вокруг приводят в движение, заражают своей неуёмной энергией и даже унылый осенний вечер превращают в захватывающее театральное действо.

И есть "командированный специалист" Оксана Костэр, которая ещё многим поможет лучше понять себя, открыть в себе актёра и навсегда заболеть театром. И, наконец, есть увлечённые люди, которые после нелёгкого трудового дня спешат не домой к телевизору, а в необычную школу. В этой школе дают особые уроки - уроки мастерства для Жизни и Сцены.

К оглавлению раздела

© 1995-2008 Казанский государственный университет