Публикации филологического факультета КГУ

8. Языковая семантика и образ мира

Синсинь Чэнь. Обращение и именование человека как художественное средство в романе Достоевского «Идиот» / Чэнь Синсинь // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.– C.251-252.

Народный университет (Китай, Пекин)

обращение, художественное средство

Существуют разные виды коммуникации, и среди них речевое поведение является самой большой и важной частью, равно как и речевой этикет - значимый показатель культуры речевого поведения. Единицы речевого этикета: обращение и привлечение внимания, приветствие, знакомство, прощание и др. Обращение как единица речевого этикета - это самый яркий и самый употребительный этикетный знак, который выполняет, главным образом, контактоустанавливающую функцию. А классификация и анализ форм обращения по конкретному роману помогают нам выяснить их значение в раскрытии характера, их функциональность и значимость в раскрытии общего идейно-тематического смысла художественного текста.

В романе Достоевского «Идиот» значительное количество диалогов и полилогов, и герои проявляют свои характеры, отношение к другим не только и не столько благодаря действиям и поступкам, но и благодаря высказываниям во время диалогов или полилогов, при которых обращения и именования имеют весьма большое значение.

«Ты» и «Вы» - местоимения, употребляются «вместо имени». В русском языке существуют общие правила, указывающие правила обращения на «ты» и «вы». В романе мы можем найти многие примеры, где эти правила действуют. Но немало и исключительных ситуаций, в которых выражается глубокий смысл. Обратим внимание на взаимоотношения между Мышкиным и Рогожиным. При первой встрече Мышкина с Рогожиным они обращают друг к другу на «вы». А в конце этой встречи появляется переход обращения. Вдруг Рогожин называет князя на «ты» без разрешения Мышкина (это считается невежливым и неприличным), а Мышкин с удовольствием принимает это. Почти во всех ситуациях князь Мышкин называет собеседника на «вы», но Рогожина он называет на «ты» (тоже без разрешения). Почему?

Многие исследователи отмечали, что Мышкин и Рогожин отличаются друг от друга, даже считаются двумя противоположностями. Однако эти два героя сближаются, что утверждается местоимением «ты», которое они используют в своих разговорах. Мы чувствуем атмосферу в общении этих людей, иную, нежели в разговорах Мышкина или Рогожина с другими людьми. Это тесно связано с душевным очарованием князя, которое ощущает Рогожин, - такая искренность! С первого же разговора князь вызывает расположение у Рогожина. С другой стороны, Рогожин тоже вызывает у Мышкина симпатию. По Мышкину, Рогожин не однозначно злой человек. Он уверен, что у каждого человека полярность натуры - есть и добро, и зло. Он увидел надежду своей душевной силой спасти Рогожина.

Достоевский создал образ Мышкина как символ «святого лика», у которого имеется абсолютная красота и который явился на свет, чтобы спасти опустившихся людей, в том числе Рогожина. Таким образом, автор романа высказывает свои размышления, выражает свое мировоззрение и отношение к религии, а также открывает нам некоторые свойства русской нации - мысль о назначении спасти мир, снисходительность, человеколюбие и т.д. А использование традиционных форм местоимений раскрывает нам глубину замысла автора, глубину отношений героев.

В романе «Идиот» есть большое количество именований, и у каждого - свои принципы, выражающие какое-то определенное значение. Абсолютно все персонажи обращаются к Настасье Филипповне по имени-отчеству. Каждый имеет свою причину: Мышкин - из жалости и уважения, Рогожин - из любви и преклонения, Тоцкий - от испуга.… Но у всех есть общее - они чувствуют ее особенность, ее «выделенность». Она - «униженная и оскорбленная», у нее трагическая жизнь, которая наполнена горем, страданием, тяжелыми испытаниями. Для любого человека она совершенно необыкновенная женщина, «оскорбленная и фантастическая женщина»! И как раз обращение по имени-отчеству подчеркивает это. Так что обращение «Настасья Филипповна» дает нам впечатление о характере женщины и других людей, о взаимоотношениях между ними, о ее месте в художественном пространстве романа

Мы еще должны принять во внимание то, как персонажи называют других «в глаза» или «за глаза». Многие «в глаза говорит сладко, а за глаза - гадко», а у князя ни разу не встречается изменение называния человека «в глаза» и «за глаза». Среди этих людей есть и низкие, грубые, которые ему не нравятся, например, Ганя, Лебедев. Единство его обращения к людям и при отсутствии людей исходит из его любви ко всяким людям, его уважения к жизни. Очевидно, что формы обращения помогают нам понять это.

Устойчивые формы обращения включают в себя называния, связанные с социальным положением. Естественно, шаблонные обращения употребляются больше всего в официальной обстановке. И в большинстве ситуаций они отражают социальную обстановку. А вот художественная литература не терпит стандартизованности. Так что писатель выражает глубинный смысл, даже используя «стереотипы». Кроме социальной обстановки, мы можем сделать выводы и о характерах персонажей, их взаимоотношениях, некоторых признаках культуры.

Употребляемые Лебедевым обращения бросаются в глаза, так как он постоянно повторяет слова «многоуважаемый князь», «Ваше превосходительство», «Ваше сиятельство» и др. Конечно, это отражает неравенство в социальном положении. Из этих обращений можно сделать вывод и о его склонности к лести. Следует принять во внимание разные реакции на Лебедева у Мышкина и у других персонажей. Многие люди его третируют, но все-таки они любят, когда Лебедев рядом стоит и заискивает. У Мышкина другая реакция: в глазах князя Лебедев тоже имеет человеческое достоинство, все люди равны, и Бог дает каждому индивидуальность, которую нужно уважать и беречь. Поэтому князь с уважением обращается и к Лебедеву.

Использование устойчивых форм обращений в романе «Идиот» также имеет содержательное значение, помогая понять характер не только общественных, но и личных отношений между людьми.

Итак, анализ форм обращения в романе «Идиот» дает нам возможность многое понять в человеке, в его характере и душе и тем самым глубже воспринять идею романа, а в конечном результате - черты и свойства русской культуры. В том и состоит мастерство писателя, чтобы все элементы произведения сделать содержательными. Все свидетельствует о необходимости анализа форм обращения, которые, казалось бы, малы и нередко не попадают в поле зрения исследователей, но на самом деле и они важны - так по капле из океана можно определить состав морской воды. «Мир спасет красота», а у форм обращения тоже своя красота, своя логика и своя значимость, которые нужно заметить и в которые нужно вдуматься.

ОглавлениеДалее