Публикации филологического факультета КГУ

8. Языковая семантика и образ мира

Прокофьева Л.П. Лингвоцветовая картина мира Александра Блока / Л.П.Прокофьева // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.– C.237-238.

Саратовский государственный медицинский университет

синестезия, идиостиль, фоносемантика, цветовая картина мира

Мир познается всеми органами чувств, поэтому цвета играют важную роль в лингвокультурной картине мира, которая реализуется в форме цветообозначений в вербальных средствах, она органично входит в лексическую систему языковой картины мира, но кроме эксплицитного выражения цвета в языке присутствуют чрезвычайно широкие имплицитные слои, которые можно вычленить при помощи компонентного анализа или ассоциативного эксперимента любой степени сложности . Воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния, выявляемые в ходе подобного эксперимента, входят в состав цветовых ассоциаций. Особое место среди них занимают цвето-свето-звуковые аналогии, которые вследствие своей синестезической природы рассматриваются нами как звукосимволические .

Изучение фактов проявления звуко-цветовой ассоциативности в языке и тексте показывает, что исследователь имеет дело как с явлением универсальным, так и с явлением вторичного образования, накладывающимся на объективную языковую систему. В результате появляется бесконечное множество вариаций восприятия, которые, однако, в совокупности и составляют идеальную «объективную» систему [Прокофьева 1997]. Полученная в результате опроса большого количества информантов матрица составляет «национальную систему цвето-звуковой ассоциативности». Это дает основания для использования формализованных методов анализа текста на национальном языке с целью выявления заложенного в самом феномене синестезии эстетического эффекта .

Выявление «объективной» цветовой ассоциативности текста тем не менее остается только более или менее вероятным допущением, если не иметь в виду особенности восприятия того же текста по фоносемантическим параметрам. Обобщение же целого множества полученных в ходе аудиторского и компьютерного экспериментов данных способно выявить закономерности звуко-цветового ассоциирования с достаточно высокой степенью вероятности [Прокофьева 2003]. Отметим, что исходным для нас является положение, что автор и читатели, восприятие которых изучается, находятся в пределах единого национального языка и объединены культурной традицией, которая, разумеется, подвергается каким-то изменениям с течением времени, но в основе своей остается постоянной и неизменной.

А.А.Блок разработал свою четкую концепцию цвета и последовательно реализовывал ее в творчестве. Он считал, что определенным словам, поэтическим настроениям и взглядам соответствуют определенные краски. Поэт придавал огромное значение даже цветам титульных листов своих книг, потому что считал необходимым привести их в соответствие с содержанием. Цвет обложки является ключом и одновременно иллюстрацией его поэтических текстов .

По выражению Б.Галеева, синестетические тропы - «метафорически домысливаемые» образы. В исследованиях Р.З.Миллер-Будницкой дана классификация тропеических средств, с помощью которых реализуется в поэзии Блока принцип звуковых и незвуковых соответствий. Исследователь отмечает, что высший подъем кривой синестетизма приходится на цикл «Снежная маска», затем количество подобных тропов уменьшается [Миллер-Будницкая 1930]. Среди разнообразных видов синестезий в поэзии А.Блока самое большое место занимают звуко-цветовые аналогии. Значительное количество синестетических тропов в поэзии Блока достаточно ярко, но все же опосредованным образом свидетельствует о его синестезических способностях (само их наличие является одним из признаков аксиологического аспекта отражения действительности). Творчески обостренная интуиция поэта воспринимает общеязыковую тенденцию к цветовой символике звука на подсознательном уровне и продуцирует ее в творчестве. Вопрос о том, насколько сознательно использует автор звуко-ассоциативные связи и насколько способен интерпретатор текста раскрыть дополнительную информацию сенсорно-эмотивного характера, касается психологии творчества и восприятия эстетической информации. Но в том случае, когда поэтическая мотивация как ассоциативное ощущение образных представлений входит в творческое задание автора (его поэтический идиостиль) и вызывает адекватные интеллектуальные и эмоциональные реакции читателя, можно говорить о системности звуко-ассоциативных средств. В этом плане неверно было бы искать «заданность» А.Блоком звуко-цветовых соответствий. Подобное «задание» исходит не из творческой воли автора, а из объективно существующего в природе человека явления синестезии в его звуко-цветовом представлении. В этой связи можно говорить о ведущем цвете в творчестве поэта, запрограммированном на фоносемантическом уровне. Так как собственной эксплицитно выраженной в метапоэтических источниках системы звуко-цветовых аналогий у Блока нет, хроматизм его творчества можно оценить, исходя из полученных нами целостных данных по цветовой символике звукобукв русского языка: это насыщенные сине-зеленые тона. Если соотнести полученные сведения с данными исследователей о наиболее частотных цветовых номинациях в творчестве поэтов, то обнаруживаются четкие системные соответствия. У Блока это лазурь (синий), белый и зеленый, что хорошо согласуется с полученными нами результатами. Интересно отметить факт частотности цветовых номинаций (ЦН) на 10 тысяч слов, который у Блока равен 89 [Василевич 1981] . Нам кажется, что количество ЦН у поэтов служит своеобразной «вехой» в определении доли проявления национальной синестезической звуко-цветовой тенденции.

Таким образом, для получения объективной всесторонней лингвоцветовой картины мира художника слова необходимо учитывать не только лексические, но и фоносемантические факторы.

Литература

Василевич А.П. Цветонаименования как характеристика языка писателя / А.П.Василевич // Учен. зап. Тарт. ун-та. Linguistica XIV.- 1981.- Вып. 585.- С.134-143.
Миллер-Будницкая Р.З. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики Блока / Р.З.Миллер-Будницкая // Изв. Крым. пед. ин-та.- Симферополь,1930.- Т.3.- С.78-144.
Прокофьева Л.П. Индивидуальное и универсальное в цветовой символике звука (На основе фоносемантического и психолингвистического анализа поэтического текста) // Филол. вестник Ростов. гос. ун-та.- 2003.- № 3.- С.33-41.
Прокофьева Л.П. Национальная система цветовой символики звука русского языка / Л.П.Прокофьева // Единицы языка и их функционирование.- Саратов, 1997.- Вып.3.- C.57-63.

ОглавлениеДалее