Публикации филологического факультета КГУ

9. Концептосфера русского языка (сопоставительный, диахронический и синхронический аспекты)

Ермакова А.В. Сакрально-символический смысл ключевого слова вода в романе Л.Улицкой «Казус Кукоцкого» / А.В.Ермакова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.– C.266-267.

Волгоградский государственный университет

концепт, художественный текст, ключевое слово, символ, архетип

В настоящее время изучение художественного текста предполагает его соотнесение не только с воспринимающим сознанием, но и с системой национально обусловленных художественных конвенций [Миллер 2000: 39].

Мы поставили себе задачу показать связь слова «вода» с центральными культурными концептами ’жизнь’ и ’смерть’ в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого».

Слово может рассматриваться как инструмент доступа к существующей в сознании человека системе разносторонних знаний и разнообразного опыта, слово репрезентирует когнитивные структуры в тексте [Бутакова 2001: 123]. Такой подход к художественному тексте позволяет интегрировать достижения в области культурологического языкознания, прагматической и социальной лингвистики, при этом делается упор на анализе способов языковой манифестации понятийных структур.

Итак, мы рассматриваем слово как план выражения концепта. Лексема вода в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» является своего рода ключом к пониманию концептуального смысла текста. Обратимся к 13 главе, где происходит смена субъектных форм речи. Ее носителем становится главная героиня романа Елена Кукоцкая. В своей тетради она пытается описать открывшееся ей важное, но недоступное обыкновенным здоровым людям:

К области самого важного, но никак не принадлежащего настоящему, относится и мое переживание - или видение? или то, что я условно называю третьим состоянием? - Великой Воды. … я побывала во многих местах, в том числе и в Великой Воде… Но мое Я тогда было несколько иным, чем теперь; мутноватым, маленьким, то ли детским, то ли недоразвитым [Улицкая 2000: 122].

Прописные буквы и эпитет Великая указывают на сакральный смысл. Так, К.Г. Юнг связывал архаический образ воды с пребыванием человека в материнской утробе, с актом рождения. Переход через водную преграду - это начало новой формы существования (рождение или смерть) [Кошарная 2002: 159]:

А потом наступило нечто новое и ужасное. Если бы и так не было абсолютно и беспросветно темно, можно было бы сказать - наступил Мрак. И мое маленькое Я в сердцевине зыбкого тела все скорчилось от муки страха. …И я, именно как роженица, старалась вывернуться получше, спрятав внутрь все мои протяженные органы, прежде свободно взвешенные в водах, и выталкивая наружу мое сокровенное. … Я вывернулась. Я вырвалась наружу. … Весь мир стал иным, но и я стала иной [Улицкая 2000: 123].

Концепты ’жизнь’ - ’вода’ - ’смерть’ в картине мира древних славян тесно связаны [Кошарная 2002: 159-183]. Такое концептуальное пересечение находит отражение и в романе современного писателя Л. Улицкой.

Во второй части Улицкая актуализирует связь ’вода’ - ’рождение’. Души умерших и готовящихся к рождению в другом мире плавают в озере («Им сейчас страшно очень… Трудиться идут. Кто на подвиг, кто на подлость…).

Итак, слово «вода» в тексте Л. Улицкой может рассматриваться как транслятор архаических ментальных установок. Концептуальный анализ позволяет утверждать, что вода - слово-символ, сохранившийся в сознании носителей современной культуры след той культуры, истоки которой уходят в глубокую древность. Таким образом, ключевое слово «вода» позволяет увидеть в произведении современного автора следы древнейшей когнитивной парадигмы.

Концепт ’вода’ связывает экзистенциально значимые для каждого человека слова жизнь и смерть и содержащиеся в них понятия. Лингвистический анализ поведения этих слов в тексте позволяет увидеть те представления о жизни и смерти, которые присущи художественному сознанию.

Литература

Бутакова Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование / Л.О.Бутакова.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001.
Кошарная С.А. Миф и язык: опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира / С.А.Кошарная.- Белгород: Изд-во Белгород. ун-та, 2002.
Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория / Л.В.Миллер // Мир русского слова.- СПб, 2000.- № 4.- С.39-45.
Улицкая Л. Казус Кукоцкого / Л.Улицкая.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

ОглавлениеДалее