English      

Новости

О сайте

Арх. музей КФУ

Ср. Поволжье

Нумизматика

Фонды

Карта сайта

Публикации

База знаний


Кушнаренковская культура


кувшин Одной из широко распространенных и своеобразных общностей в Урало-Поволжье эпохи средневековья является кушнаренковская культура. В VШ-IХ вв. она занимала практически все Закамье, а также некоторые районы Предкамья в пределах Татарстана. Свое название она получила по памятникам, изученным А.П.Шокуровым и В.Ф.Генингом у с.Кушнаренково в Башкортостане в 1955-1959 гг.

Носители кушнаренковской культуры появились к западу от Урала в середине VI в. Вероятно, это было связано с событиями, сопровождавшими образование Первого Тюркского каганата. Становление за короткое время огромного государства Евразии вызвало массовые миграции населения, потоки которого были направлены с востока на запад.

Как отмечалось, самые ранние кушнаренковские памятники выявлены в Приуралье. Со временем сюда переселялись с востока новые кушнаренковские племена. В VIII в. это население занимало Икско-Бельское междуречье. Здесь изучены Иманлейский, Такта-лачукский и другие могильники, и ряд поселений.

кувшин Находки керамики, позднее отнесенные к кушнаренковской, на территории Татарстана были известны еще в начале нашего столетия. Однако основная часть памятников (более 40) была выявлена и обследована Е.П. Казаковым и другими казанскими археологами в 1970-80-е годы. К поздней стадии кушнаренковской культуры относятся погребения Больше-Тиганского могильника и часть комплексов Танкеевского могильника, расположенных в Западном Закамье. Данные могильники связаны с ранней Волжской Болгарией, в пределы которой уходили кушнаренковские группы, спасаясь от нападений печенегов.

Среди сорока памятников кушнарековской культуры 8 могильников, более десятка селищ и много местонахождений. Селища обычно со слабыми культурными слоями и располагаются на дюнах или на пологих надпойменных террасах - местах, богатых травами, рыбой, дичью (например, Меллятамакские, Русско-Шуганские, Татарско-Азибейские и другие памятники). На поселениях зафиксированы остатки кострищ, развалы глиняных сосудов и отдельные бытовые вещи. Судя по имеющимся материалам, население вело кочевой образ жизни, занимаясь, в основном, скотоводством и охотой.

Археологам удалось установить, что изучаемые племена на раннем этапе (в VI-VШ вв.) хоронили сородичей под курганами головами на север. Черепа погребенных - со следами искусственной деформации. Позднее, умерших уже ориентировали головой на запад. В погребениях найдены остатки оружия, конского снаряжения, разнообразных украшений и керамики. Значительное количество керамики найдено и на поселениях. Вся посуда лепная, круглодонная, горшковидная или бомбовидная по форме. Обращает внимание ее тонкостенность и изящность орнаментации.

гривна Носителей кушнаренковской культуры большинство исследователей связывают с кочевыми уграми. Е.А.Халикова и А.Х.Халиков считали их мадьярами.

Кушнаренковские племена, как отмечалось, участвовали в формировании культуры и этноса волжских булгар. После того, как в IX в. печенеги разбили мадьяр и оттеснили их к западу, остатки данного населения нашли убежище у волжских булгар. В Западном Закамье, практически в центральной части будущего государства волжских булгар, стали функционировать Больше-Тиганский и XII Измерский могильники, в материалах которых ярко представлены основные черты кушнаренковской культуры. В погребениях встречены типично кушнаренковская посуда, погребальные маски, комплексы из черепа и костей ног лошади, серебряные изделия постсасанидского облика с изображением крылатых собак - сеймурвов, крылатых коней, драконов и т.д. Судя по материалам Танкеевского могильника, эти элементы стали частью языческой культуры волжских болгар Х в.

Е.П.Казаков.

назад наверх
© 1995-2010 Казанский федеральный университет